КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лиллиан Гласс
Интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов; характеризующаяся ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств. 32. Интенсивность – поддержание внимания за счёт силы мотивации, глубины интереса, характера раздражителя и др. Может быть высокой и низкой. 33. Комплекс оживления – эмоциональная реакция младенца на взрослого, сопровождаемая хаотичными движениями и звуками, это первый акт общения и поведения, Возникновение комплекса оживления является границей между периодами новорожденности и младенчества. 34. Конвергентность развития - сходство, сближение, свертывание, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения. 35. Коммуникация – передача информации посредством языка и других звуковых средств. В качестве единицы языка могут выступать слово, предложение, текст. 36. Кризисы – переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. 37. Кумулятивность развития - накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии. 38. Дивергентность развития - многообразие появляющихся в ходе развития. Направленность - способность индивида к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. 39. Лепет - стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз. Появляется примерно в конце первого — начале второго полугодия жизни ребёнка и длится до конца первого года.
40. Младенчество - это активный период развития ребёнка, в течение которого происходит быстрая трансформация младенца из маленького существа, ведущего малоподвижный образ жизни и постоянно находящегося в состоянии сна, в подвижного весёлого малыша. 41. Морфофункциональное (физическое) развитие – длина и масса тела, окружность головы и грудной клетки, особенности созревания нервной системы, органов дыхания и речи. 42. Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. 43. Наглядно-схематическое мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, опирающихся на использование различных схематических изображений (план, макет, чертёж) и позволяющий улавливать взаимосвязь слов между обобщенными и схематическими образами. Промежуточное звено между образным и абстрактным мышлением. 44. Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. 45. Научение - это процесс относительно длительных изменений в поведении, происходящих вследствие самостоятельного накопления индивидуального опыта и практики. 46. Негативизм – отказ подчиняться определенным требованиям взрослых 47. Необратимость - способность индивида к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими. 48. Непреформированный тип развития – это процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на денном уровне развития общества.
49. Новорожденность – периодс момента рождения и до 28-го дня своей жизни. 50. Номогенез – учение о биологической эволюции как о процессе, протекающем по определенным законам, не сводимым к воздействиям среды обитания. 51. Образ жизни - устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. 52. Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. 53. Обучение - процесс целенаправленной передачи обучающим обучаемому общественно исторического опыта. 54. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. 55. Переадаптация – это процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания её жизни и деятельности. 56. Перцептивная это такая деятельность, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов и явлений. 57. Пластичность (гибкость) — способность индивида меняться в ходе развития, в результате изменившихся условий. 58. Полоролевая идентификация – процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое. 59. Пренатальное развитие – это внутриутробное развитие психических и физических функций человека до рождения, являющееся начальным этапом человеческой жизни. 60. Предметно-манипулятивная деятельность – деятельность ребенка, содержанием которой являются предметные манипуляции с целью приспособления к их физическим свойствам. 61. Преформированный тип развития – такой тип развития, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие).
62. Произвольность – сознательная регуляция субъектом психических актов на основе имеющейся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата. 63. Проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезичскими или кинестетическими. 64. Профессиональная самореализация - процесс профессионального развития человека как субъекта профессиональной деятельности, а также стадия характеризующая осуществление потенциальных возможностей человека в сфере профессиональной деятельности. 65. Процесс дезадаптации – это определённый ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к усугублению её, к усилению трудностей и вызывающих её неприятных переживаний. 66. Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. 67. Психология развития – сфера знаний, содержащая информацию в основном о законах возрастного преобразования психики человека. 68. Пубертатный период -это время полового развития и созревания. 69. Развитие -это процесс необратимых, направленных, закономерных и пластичных изменений, в результате воздействия биологических процессов и окружающей среды, приводящий к возникновению количественных и качественных преобразований психики и поведения человека. 70. Революционное развитие - быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе с одной возрастной ступени на другую. 71. Релятивизм – переход от абсолютности к относительности.
72. Ретардация - (от лат. Retardation - замедление, задержка) - замедление процесса соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, более поздние сроки полового созревания. 73. Реципроктность - взаимность 74. Речь – процесс общения людей посредством языка. Часто рассматривается как особый вид деятельности. 75. Речь – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. 76. Ригидность - (жесткость, твердость) - проявляется в трудности, неспособности субъекта к изменению намеченной программы поведения при изменяющихся условиях. 77. Рост - это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции, количественное выражение результатов созревания. 78. Самооценка – представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. 79. Самореализация -реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни. 80. Сензитивные периоды развития – периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. 81. Синдром дефицита внимания – это неврологическо-поведенческое расстройство связанное с проблемой поддержания внимания, концентрацией и настойчивостью в достижении результата, гиперактивностью и плохо управляемой импульсивностью. 82. Синкретизм - нерасчлененность, слитность психических функций на ранних этапах развития ребенка, которые характеризуют неразвитое состояние тех или иных психических функций, например мышления. 83. Ситуационное развитие – быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении человека, происходящее под влиянием социальных факторов. 84. Созревание- это процесс последовательной дифференциации и интеграции биологических структур и функций, обусловленный действием генотипа. 85. Соположение – отсутствие связи между суждениями. 86. Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. 87. Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. (по Выгодскому Л.С.) 88. Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Со словом же связано представление о предмете или явлении. 89. Телеграфная речь – высказывания детей второго-третьего года жизни, в которых остаются только наиболее значимые и опускаются все второстепенные слова. 90. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать эмоциональный дискомфорт и беспокойство, связанное с ожиданием неблагополучия в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. 91. Упрямство – настаивание на своем требовании, на своем решении. 92. Уровень актуального развития характеризует наличные особенности психических функций ребенка, итоги развития на вчерашний день. 93. Условия развития - внутренние и внешние постоянно действующие факторы. 94. Устная речь – вид внешней речи, протекающий в меняющихся условиях. Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией. 95. Устойчивость – характеризуется способностью поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько это необходимо для данной деятельности, а также способностью сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Чередование напряжения и расслабление – обязательное условие устойчивости внимания. 96. Учение – еятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков. 97. Физиологическая адаптация – приспособление организма к условиям существования. 98. Чувство взрослости – особая форма самосознания, отношение человека к себе как к взрослому, ощущения себя в какой-то мере взрослым человеком 99. Школьная готовность – это комплексное понятие, которое подразумевает такой уровень физического, интеллектуального и психического развития, при котором ребенок в состоянии успешно обучаться в условиях массовой школы. 100. Школьная дезадаптация – это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. нарушение отношений ребенка с собой, с другими и окружающим миром. 101. Чувство взрослости – особая форма самосознания, отношение человека к себе как к взрослому, ощущения себя в какой-то мере взрослым человеком. 102. Эгоцентризм - центральная особенность мышления, скрытая внутренняя позиция. 103. Экспрессия – система движений (жесты, мимика, пантамимика), при помощи которых человек невербальным путём передаёт информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям. Экспрессия отражает эмоциональное отношение к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена. 104. Эгоцентризм - центральная особенность мышления, скрытая внутренняя позиция. 105. Эволюционное развитие – длительные и достаточно устойчивые изменения в психике и поведении, происходящие в периоды возрастного развития между кризисами. 106. Экзистенциальный кризис — состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. 107. Этология – наука, исследующая все виды врождённого поведения. 108. Ювенильностъ - степень эволюционной продвинутости индивида, проявляющаяся у современного человека в форме усиления мозгового и ослаблении лицевого черепа. 109. Юность – переход от чисто физиологической зрелости к зрелости социальной. 110. Я-концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание особенностей своих физических, интеллектуальных, личностных и других качеств, так и притязания (на что я способен, чего достоин и т. д.) и входящая в них самооценка, а также избирательное восприятие и интерпретация влияющих на данную личность внешних обстоятельств. Эти представления делятся на «Я» реальное– каким я вижу себя в настоящий момент; «Я динамическое – оценка своих способностей, мотивации достижения, темпов развития и «Я» идеальное – то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы (или хочет стать).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |