Еще в глубокой древности системы психического воздействия были известны и в Европе. По существую- щим данным, уже в IV веке до н. э. Пифагор исполь- зовал лечебное воздействие музыки. Весьма вероятно, что эта техника психического воздействия существовала еще в Орфический период, так как Пифагорейская школа считается преемником и продолжателем Орфи- ческого учения, а легенда об Орфее недвусмысленно повествует о «магической» силе его музыки. По некоторым сведениям, Платон посещал Египет для обучения египет- ским мистериям; техника достижения, экстаза была описана в III—IV вв. н. э. автором из школы неоплато- ников. Лечебное воздействие транса использовалось и древними римлянами. После специальных процедур внешнего и внутреннего телесного очищения больной приносил в специальном храме жертву богам.. После умерщвления жертвенного животного он ложился на него и приходил в состояние экстаза. При этом было необхо- димо, чтобы больной почувствовал, что боги дают ему знак того, что он выздоровеет.
Наводнение Европы различными «магическими прак- тиками» было особенно сильно в первом тысячелетии новой эры. В определенной степени на это повлияло переселение в Восточную Европу азиатских племен, религиозные обычаи которых были близки к первобытной магии. Благодаря манихейству' учение Заратустры дошло и до болгарских земель. Существует мнение, что оно оказало сильное влияние на формирование учения секты богомилов, которое через катаров 2 достигло запад- ных границ Европы. По всей вероятности, богомилы обладали техниками волевого воздействия. Это можно предположить, исходя из анализа критики пресвитером
1 Манихейство — религиозно-философское учение, созданное пер- сом Мани в III веке.
2 Катары — богомилы из Италии и Германии. — Прим. ред.
Козьмой богомилов: «Поэтому, о христолюбцы, даже если и видите, что еретик изгоняет бесов, что лечит сле- пых... не верьте».
Можно с большой долей уверенности допустить, что в конце прошлого и в начале настоящего тысячелетия в Европе существовали различные магические учения, которые, помимо мистических воззрений на мир, распо- лагали и эффективными способами волевого воздействия. После X века борьба христианской церкви с «колдовством» и «магией» стала беспощадной. Под ударами инкви- зиции исчезали техники психического воздействия, создававшиеся в течение тысячелетий и содержавшие в себе бесценный опыт человечества.
Любопытно то, что сама христианская церковь также пользуется ритуалами, близкими к магическим. Так, например, эффективно применяется внушение и само- внушение при лечении больных посредством прикосно- вения к святым мощам, освящения места и тому подобное. Несмотря на жестокие методы в борьбе со своими про- тивниками, церковь не смогла полностью справиться с так называемыми «колдунами». В XV веке Марилио Фичино перевел «Орфику» (созданную в начале нашей эры), являвшуюся вариантом Орфического учения. Он создал способ самовоздействия с помощью орфических камней и зрительной концентрации на картинах, символи- чески представлявших различные планеты. В орфической теогонии ' каждая планета обозначала определенные человеческие качества. Фичино добился большой популяр- ности и завоевал много поклонников.
В XVI веке магией и заклинаниями занимался знаменитый алхимик, врач и естествоиспытатель Пара- цельс. В те времена считалось, что в магнитах заключена сверхъестественная сила. Парацельс пытался лечить некоторые болезни прикосновением магнитов к больным частям тела, отмечая при этом случаи прекращения судорог и спазм у пациентов, возвращение речи немым, возвращение парализованным способности передвигаться.
В XVIII веке венский врач Месмер защитил диссер- тацию на тему, касающуюся влияния планет на человека. Он основывался на метафизической концепции, согласно которой пространство пропитано неким магнитным флюи-
Теогония — мифологические представления о родословии богов. - Прим. ред.
дом, передающим воздействие небесных тел на человека. На основе предположения о существовании сверхъесте- ственной силы воздействия планет и магнетизма он также (подобно Парацельсу) начал лечить больных с помощью прикосновений магнитами. Через некоторое время Месмер стал необычайно известен. Со всей страны больные при- ходили к нему и буквально осаждали его дом. Во время сеансов он использовал и воздействие музыки. Обобщая свой богатый опыт, Месмер стал сомневаться в том, что магниты являются главным элементом лечебной проце- дуры. Порой ему достаточно было лишь прикоснуться магнитом к больному. Во время сеансов некоторые пациенты чувствовали сильную дрожь в теле, иные ощущали, как болезнь их покидает. Наиболее внушае- мые испытывали состояние экстаза, а у истериков, например, начинались припадки и конвульсии. Анализируя результаты своей клинической практики, Месмер пришел к метафизической идее о существовании жизненного флюида, который может передаваться от одного человека к другому. Научная ценность его изысканий была оспорена Парижской академией наук, однако полученные им клини- ческие результаты остались фактом. Адекватная научная интерпретация этих результатов может быть осуществлена только сегодня на базе современных достижений психиат- рии и физиологии, огромный вклад в развитие которых внесли русские и советские ученые В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. М. Сеченов, И. П. Павлов и другие.
Явление гипнотизма было случайно и заново открыто в первом десятилетии XIX века маркизом Шастне де Пьюисегюром. Однако серьезное изучение этого явления началось лишь в конце прошлого века.
В 1922 г. Куэ, основатель так называемой Нансенской школы, приходит к выводу, что не существует внушения как такового, есть только самовнушение. Он предполагает, что в основе гипноза лежит самогипноз, а роль гипно- тизера состоит лишь в необходимости обеспечения внеш- них условий, при которых присущая пациенту внушае- мость становится доминирующим фактором. Куэ предла- гал больным использовать приемы сознательного самовну- шения, выражающиеся в концентрации сознания на мысли о постоянном улучшении их состояния. Он реко- мендовал произносить примерно следующую фразу: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше».
Основные методы самовоздействия, разработанные в этой школе, излагаются в книге В. Л. Леви 1.
Современные методы аутогенной тренировки связаны в основном с именем немецкого психиатра, Шульца 2. Его техника самовнушения базируется на двух основных источниках. Первый — это клинический опыт наблюдения за пациентами, находящимися в состоянии гипноза. Шульц обратил внимание на то, что на начальных ста- диях гипноза пациенты обычно испытывали ощущение тяжести в конечностях, сопровождавшееся ощущением тепла. Вторым источником явились медитативные проце- дуры, содержащиеся в системе йоги. Огромной заслугой Шульца было то, что он очистил упражнения йоги от присущей им мистической интерпретации.
Как правило, аутогенная тренировка проводится с использованием трех различных поз. Наиболее доступна для освоения поза лежа на спине, поэтому обучение обычно начинается с нее. Пациент ложится на твердую кушетку, удобно располагая руки и ноги. Одежда должна быть свободной и не стеснять тело. При желании можно использовать подушку. Поза сидя в некоторых случаях более предпочитаема, так как обеспечивает уменьшение прилива крови к голове. В этой позе тело свободно откидывается либо назад, на спинку кресла, либо вперед 3.
Первая процедура продолжается от 30 до 60 секунд. Пациент принимает соответствующую позу, полностью расслабляется и закрывает глаза. Тихим голосом лечащий врач произносит суггестивную фразу: «Я спокоен, моя правая рука тяжелая». (Повторяется несколько раз.)
После этого лечащий врач говорит: «Сейчас я воз- вращаюсь к нормальному состоянию».
Пациент поднимает руки, глубоко вдыхает и открывает глаза.
Аналогичным образом любая новая суггестивная фраза вводится лечащим врачом. В дальнейшем аутогенную тренировку пациент проводит самостоятельно, используя те же самые суггестивные фразы.
Аутогенная техника, разработанная, Шульцем, состоит
' См.: Леви В. Искусство быть собой. М., 1977. -— Прим. ред.
2 См.:, Шульц И. Аутогенная тренировка. М., 1985. — Прим. ред.
3 У нас наиболее популярна поза «кучера»: туловище слегка наклонено вперед, запястья покоятся на коленях, шея расслаблена, голова опущена вниз. — Прим. ред.
из 6 стандартных упражнений, представляющих собой начальный курс, и 7 медитативных упражнении, состав- ляющих так называемый высший курс. Тренировки про- водятся ежедневно, обычно спустя некоторое время после приема пищи (два или три раза в течение дня), в подхо- дящем помещении, обеспечивающем хорошую звукоизо- ляцию и комфортную температуру.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление