Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консервативная журналистика 1810-х гг. («Русский вестник», «Чтения в Беседе любителей русского слова»)




Билет № 11

После Павла I правителем России стал Александр I. Начинается смена законов.

31 марта 1801 года – Указ об отмене запрета на ввоз из-за границы книг и нот и «дозволение типографиям печатать».

Указом от 9 февраля 1802 г.«Об уничтожении цензур, учрежденных в городах и при портах; о дозволении учреждать вольные типографии и о поручении губернаторам рассматривать вновь издаваемые книги» все цензуры уничтожались, был разрешен свободный ввоз в страну книг из-за границы, восстанавливалось право заводить вольные типографии.

Позже цензура вновь вернулась. 9 июля 1804 г. был принят Устав о Цензуре. Согласно данного Устава цензура имеет обязанностью рассматривать всякого рода книги и сочинения, назначаемые к общественному употреблению. Главный предмет сего рассматривания есть доставить обществу книги и сочинения, способствующие к истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению.

Журналы и другая литература, выписываемые из-за границы, подлежала регистрации.

1801-1825 Охранительное, проправительствованное направление в русской журналистике. Издавалось частными лицами, небольшими тиражами.

«Русский вестник» 1802-1820 (общ-пол и лит журнал в Москве) издавал С.Н. Глинка. Задача – способствовать возбуждению народного духа после неудачной войны с французами и подписания унизительного для России Тильзитского мира. Благодетель – граф Растопчин. Идея журнала – прорусская, противостояние вольнодумству, говорили о русском национальном характере (корни теории офиц. народности). 600 экз – 200 подписчиков. Первый журнал, ориентировавшийся на средний слой (аудитория – купцы, грамотные провинциалы)

В эпоху наполеоновского нашествия «Русский вестник» С. Н. Глинки имел некоторый успех. По собственному показанию издателя за 1811 г. журнал имел около 750 подписчиков, из которых свыше двухсот приходилось на долю Москвы, а остальные пятьсот распределялись по провинциальным городам. В передовых литературных кругах «Русский вестник» не пользовался вниманием, но Вяземский все же счел нужным подчеркнуть, что в эпоху нашествия французов на Россию журнал С. Н. Глинки приобрел «всю важность события, как противодействие наполеоновской Франции и как воззвание к единомыслию и единодушию предчуемой уже в воздухе войны 1812 года».

В книжках «Русского Вестника» за 1808—1811 гг. мы встречаем ряд стихотворных пьес, рассуждений, повестей и анекдотов, посвященных наивному восхвалению величия русского духа. Однако этот общий фон журнала, т.е. наивное возвеличение русской самобытности и мощи, уже с первых лет издания «Русского Вестника», нужен был издателю не сам по себе, а прежде всего для того, чтобы вырисовать на нем отрицательное отношение к Западу и в частности — к французам. Через все почти стихотворные и прозаические пьесы его журнала проходит один главный мотив — вражда к французским идеям и влияниям.

Тираж «Русского Вестника» начал неуклонно сокращаться, с 1821 г. он стал выходить с перерывами. Издание его продолжалось до 1826 г. Публицистика на страницах «Русского Вестника» вытесняется сюжетами из русской истории. В 1816 г. Глинка начал печатать в «Русском Вестнике» первые части «Русской истории в пользу семейного воспитания», которая, будучи написанная увлекательно и легким стилем, имела определённый успех и выдержала три издания. «Русская история» в значительной степени отразила политические взгляды Глинки, его «русскость», национализм и монархизм. История воспринималась Глинкой с точки зрения дидактики как «училище народной нравственности», ее изучение призвано было формировать общественную мораль, патриотическое чувство и национальную гордость. Главная цель изучения русской истории, согласно Глинке, – познание «национального духа». (Мордовченко. Журналистика начала XIX века)

«Чтения в Беседе любителей русского слова»

Литературное общество «Беседа любителей русского слова», основанно в 1811 г. по мысли Г. Р. Державина и А. С. Шишкова (редактор и руководитель) с целью развивать и поддерживать вкус к изящному слову посредством публичного чтения образцовых произведений в стихах и прозе. Старые литераторы, преимущественно — члены Российской академии, с давних пор установили между собой обычай собираться по вечерам и читать друг другу свои новые сочинения; в конце 1810 г. Шишков, упорно продолжавший ожесточенную полемику по вопросу о старом и новом слоге (он считал, что настоящий русский язык существовал в допетровскую эпоху) и чувствовавший уже, что его противники, молодые литераторы, становятся все более и более опасными, задумал обратить домашние чтения в публичные, чтобы таким образом привлечь на свою сторону новых союзников. Деятельным помощником его в осуществлении этой мысли явился Державин, который предоставил в распоряжение нового общества обширную залу в своем доме, принял на себя все расходы, какие по обществу могли понадобиться, и пожертвовал для его библиотеки значительное собрание книг. Собрания должны были происходить в осеннее и зимнее время по одному разу в месяц; кроме того, решено было основать повременное издание, в котором печатались бы труды членов Б. и посторонних лиц. Б. должна была состоять из 24-х действительных членов и из членов-сотрудников. Для соблюдения порядка в Чтениях она разделялась на четыре разряда по 6-ти членов в каждом; разряды должны были собираться по очереди. Чтения продолжались не более 2 — 2 ½ часов. Составленный Шишковым на этих основаниях устав Б. был через министра народного просвещения, гр. Разумовского, представлен на высочайшее утверждение и одобрен государем, причем повелено объявить Обществу монаршее благоволение "за сие полезное намерение". Открытие Б. и первое чтение происходили 14 марта 1811 г. при обстановке чрезвычайно торжественной: здесь были почти все министры, члены Государственного Совета, сенаторы — в полной парадной форме.

Посетители впускались по заранее разосланным билетам; не только члены, но и гости являлись в мундирах и орденах, а дамы — в бальных платьях; в особенных случаях бывала и музыка с хорами, которые сочинял Бортнянский нарочно для Беседы.

С учреждением Б. была связана мысль об издании ее трудов. Это издание п. з. "Чтения в Б. любителей русского слова" выходило в неопределенные сроки книжками от 5 до 9 листов; всего за время с 1811 по 1815 г. (включительно) вышло 19 таких книжек. Большинство статей и стихов, наполнявших "Чтения", отличались скудостью и бесцветностью содержания и доказывали только бездарность авторов и их ребяческое отношение к науке и искусству; впрочем, наряду с этими детскими упражнениями сановных старцев являлись иногда и произведения замечательные: так, в "Чтениях" было напечатано письмо Уварова к Гнедичу о переводе Илиады размером подлинника; здесь же печатались и басни Крылова, чтение которых в заседаниях Б. всегда вызывало восторг публики. Вообще можно сказать, что если Б. и имела в обществе некоторое значение, то только благодаря Крылову и Державину да отчасти — Шишкову. Все, что было в тогдашней нашей литературе свежего и даровитого, держалось не только совсем в стороне от Б., но и примыкало к лагерю, прямо ей враждебному, — к известному кружку "Арзамас", в собраниях которого всячески потешались над Беседой. Жуковский, приходивший в комический восторг от литературной галиматьи и постоянно читавший басни гр. Хвостова, говорил, что Б. есть неистощимый кладезь образцовых произведений этого рода, и пророчил появление "Беседиады". Пока был жив Державин, Б. еще могла кое-как существовать; со смертью его это мертворожденное общество, никому более не нужное, распалось само собой. Вместе с тем разрушился последний слабый оплот старинных классических преданий Ломоносовского периода нашей литературы; новое направление, ею овладевшее и соединившее под свое знамя все выдающиеся литературные силы, исходило из "Арзамаса": на смену старику Державину явился юноша Пушкин. «Беседа». сослужила свою службу русскому образованному обществу: она воочию убедила всех, кому были дороги интересы родной литературы, что на старом, избитом пути славяно-российского псевдоклассицизма уже невозможно ожидать чего-нибудь сильного и талантливого, что этот путь должен быть покинут навсегда и что литература должна поставить себе совершенно иные задачи. В этой отрицательной заслуге и заключается все историческое значение Б. любителей российского слова.

Также члены «Беседы» выступали против вольнодумства, за власть, самодержавие.

«Чтения в беседе любителей русского слова» - журнал, петербург. 1811-1816 г. Руковод – А.С. Шишков. Создает свое общество «беседа любителей русского слова». Задача – вернуть допетровский язык. Охранительная программа, попытка создать собственный словарь. Чтение выходило нерегулярно – 19 книжек. Журнал печатал нравоучения, статьи по истории поэзии. Редакц коллегия Крылов, Шаховской, державин, горчаков. Два раздела: 1. Просто словесность, 2. Суд о языке словесности. Большинство статей и стихов, помещенных в журнале, бесцветны. Исключение составляли басни И. А. Крылова («Кот и повар», 1813, ч. 8; «Орел и пчела», 1813, ч. 13, и др.), стихотворения и статьи Г. Р. Державина («Рассуждение о лирической поэзии или об оде», 1811, кн. 2, рассказ Терамена, 1811, кн. 3), а также переводы из «Илиады» Е. И. Кострова (1811, кн. 5) и Н. И. Гнедича (1813, ч. 14).

 

 

2. Издания славянофилов («Русская беседа», «Молва», «Парус», «День»)

Русская беседа — журнал, выходил в Москве в 1856—1860, по 4 книги, с 1859 — по 6 книг в год. Изд.-ред. — А. И. Кошелев, соредакторы — Т. И. Филиппов (до начала 1857), далее — П. И. Бартенев и М. А. Максимович. В 1858 (август) — 1859 ред. — И. С. Аксаков. «Р. б.» — орган славянофилов. Издание было предпринято на паях. Пайщики А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков и В. А. Черкасский составляли «совет редакции» и являлись главными сотрудниками журнала.

Отделы: Изящная словесность, Наука, Критика, Обозрение, Смесь, Жизнеописания. Являясь по существу первым периодическим изданием славянофилов, «Р. б.» пропагандировала их идеологию. Журнал отстаивал необходимость сохранения самодержавия, созыва совещательного земского собора и проведения ряда реформ (свобода печати, отмена смертной казни и др.). По крестьянскому вопросу «Р. б.» писала немного, так как ему полностью посвящалось приложение «Сельское благоустройство». Журнал выступал за освобождение крестьян с землей за выкуп и с сохранением крестьянской общины.

В философских вопросах «Р. б.» стояла на позициях воинствующего поповского идеализма. Вопрос о распространении в народе грамотности сводился к требованию усиления таким путем религиозного воспитания. Для «Р. б.» характерна проповедь панславистских идей. В журнале активно сотрудничали К. С. Аксаков, И. Д. Беляев, Н. П. Гиляров-Платонов, А. Ф. Гильфердинг, И. В. Киреевский. После закрытия «Москвитянина» в «Р. б.» помещались статьи В. Н. Лешкова, М. А. Максимовича, М. П. Погодина и С. П. Шевырева, снабженные редакционными примечаниями.

К участию в журнале были привлечены также ученые и литераторы из славянских стран: Грабовский, Даскалов, Клун, и др. Беллетристика «Р. б.» представлена произведениями И. С. и К. С. Аксаковых, С. Т. Аксакова («Семейная хроника», 1856, № 2; «Литературные и театральные воспоминания), В. И. Даля, И. С. Никитина, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. С. Хомякова и др. На страницах «Р. б.» иногда печатались и произведения Марко Вовчок («Маша», 1859, № 3), А. Н. Островского («Доходное место», 1857, № 1), М. Е. Салтыкова-Щедрина («Госпожа Падейкова», 1859, № 4), Т. Г. Шевченко («Вечер», «Сон», 1859. № 3). Успеха журнал не имел.

По свидетельству И. Аксакова, журнал находил читателей преимущественно в среде духовенства при полном равнодушии к нему молодежи и демократической интеллигенции.

Сельское благоустройство — журнал, приложение к «Русской беседе», выходил в Москве в 1858 (с марта) — 1859 (по апрель), ежемесячно. Вышло 14 номеров. Изд.-ред. — А. И. Кошелев.

Славянофильский журнал, посвященный исключительно вопросам подготовки крестьянской реформы. Основные сотрудники — члены совета редакции «Русской беседы» А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский. Ими написано для «С. б.» более 20 статей, которые определяли его направление. Журнал был задуман как орган помещичьей мысли по крестьянскому вопросу, и на его страницах публиковались многочисленные статьи корреспондентов-помещиков, сопровождавшиеся редакционными примечаниями.

В № 9 за 1858 была напечатана статья Черкасского «Некоторые черты будущего сельского управления», в которой он предлагал оставить за помещиками право телесного наказания крестьян. Эта статья вызвала возмущение прогрессивной прессы.

Как и другие издания, посвященные крестьянскому вопросу, «С. б.» столкнулось с цензурными затруднениями. В начале 1859 в результате предписания подвергать статьи по крестьянскому вопросу, помимо общей цензуры, специальной цензуре Главного комитета своевременный выпуск очередных номеров стал крайне затруднен и издание журнала прекратилось.

Пытались создать собственный словарь. Выпуски распространялись в основном среди членов кружка.

 

Молва. Литературная газета — выходила в Москве с 12 апреля по 28 декабря 1857, еженедельно. Всего вышло 38 номеров. Ред. официальный — С. М. Шпилевский, фактический — К. С. Аксаков. Отделы: изящная словесность, критика и библиография, современные записки и смесь.

«М.» — орган славянофилов. Газета, не имевшая политического отдела, не отличалась злободневностью и носила отвлеченно-теоретический характер. Передовые статьи посвящались разъяснению основных вопросов славянофильской доктрины: крестьянская община (№№ 2, 28), народность (№ 5), исторические пути развития России (№ 6), народность в науке (№ 10) и искусстве (№ 11), славянский вопрос (№ 14), промышленное развитие России и др. Беллетристический отдел газеты был весьма беден. Он заполнялся произведениями Аксакова (ему принадлежат также все неподписанные передовицы и ряд статей, подписанных псевд. Имрек), Н. М. Павлова, А. П. Чебышева-Дмитриева и др. Кроме перечисленных, в газете принимали участие С. Т. Аксаков (псевд. Сотрудник «Молвы», 1832), П. А. Бессонов, О. М. Бодянский, Н. И. Крылов, Н. С. Толстой, А. С. Хомяков, Ф. В. Чижов, С. П. Шевырев и др.

Причиной прекращения газеты явилась статья К. Аксакова «Опыт синонимов. Публика и народ», опубликованная в № 36. Получив предупреждение, что в случае помещения в газете подобных статей газета будет запрещена, Аксаков отказался от издания.

 

Парус — газета, выходила в Москве в январе 1859, еженедельно. Вышло 2 номера, после чего газета была запрещена. Изд.-ред. — И. С. Аксаков.

Издание славянофильского направления. Кроме И. С. Аксакова, в газете сотрудничали К. С. Аксаков, П. А. Кулиш, М. А. Максимович, М. П. Погодин, А. С. Хомяков и др.

Определяя политическую программу газеты, И. Аксаков в передовой (№ 1) заявил о верности престолу и своем глубоком отвращении к «опасным бурям и волнениям». Для газеты характерна проповедь панславизма, поповщины. «П.» выступал за отмену крепостного права с сохранением крестьянской общины, за создание широкой

Аксаков в статье определяет разделы:
1) Отдел библиографический - отдавать краткий, но по возможности полный отчет о выходящих в России книгах и периодических изданиях.
2) Отдел областных известий, то есть писем и вестей из губерний. Наши провинции не имеют центрального органа для выражения своих нужд и потребностей: мы предлагаем ин нашу газету.
3) Отдел славянский - отдел писем и известий из земель славянских. С этою целию мы пригласили некоторых литераторов польских, чешских, сербских, хорватских, русинских, болгарских и так далее быть нашими постоянными корреспондентами.

Требование гласности, скептический отзыв о некоторых действиях правительства, а также резкая критика справа внешней политики царизма (в статье М. П. Погодина «Прошедший год в русской истории», № 2) послужили причиной прекращения газеты.

День — газета, выходила в Москве в 1861 (с 15 октября) — 1865, еженедельно. Изд.-ред. — И. С. Аксаков. Славянофильский орган. Газета имела отделы: Литературный, Областной, Славянский, Критический и Смесь. Политический отдел И. Аксакову не был разрешен.

Несмотря на некоторую оппозиционность по отношению к правительству, свойственную славянофилам, — требование созыва земского собора, свободы печати, отмены смертной казни и др., «Д.» смыкался с реакционной печатью в оценке основных событий русской жизни. Аксаков вместе с Катковым обвинял поляков и «нигилистов» в поджигательстве во время петербургских пожаров; в дни студенческих беспорядков 1861 призывал студентов вернуться к занятиям, а во время польского восстания 1863 оправдывал политику царского правительства и даже упрекал Муравьева-вешателя в «бездействии». Газета вела систематическую борьбу с революционно-демократическими и национально-освободительными идеями.

По мере того как все яснее проявлялся реакционный характер газеты, круг ее читателей сужался. В 1862 «Д.» имел 4000 подписчиков и его тираж превышал 7000 экземпляров, к концу 1865 популярность его так резко уменьшилась, что Аксаков вынужден был прекратить издание.

Несмотря на реакционный характер газеты, она подвергалась цензурным репрессиям. В июне 1862 за отказ назвать автора корреспонденции о беспорядках в Остзейском крае (в № 31) Аксаков был отстранен от редактирования, а газета приостановлена на № 34.

С 1 сентября «Д.» разрешено было возобновить под редакцией Ю. Ф. Самарина, который числился официальным редактором до конца года. В это время номера газеты выходили без подписи редактора.

Акционер — газета, выходила в Москве в 1860—1863, еженедельно. В 1860—1861 являлась прибавлением к ежемесячному журналу «Вестник промышленности». В 1862 выходила самостоятельно. В 1863 была прибавлением к газете «День». Ред. — Ф. В. Чижов и И. К. Бабст.

Цель газеты — защита русской промышленности и торговли от иностранной конкуренции. Отделы: Передовая статья, Торговые дела, Баланс и состояние счетов Госбанка, Вексельный и денежный курсы, Поезда железных дорог, Последние цены акций на санкт-петербургской бирже, Объявления. После прекращения «Вестника промышленности» были добавлены еще два отдела: Обозрение русской промышленности и Торговля и промышленная хроника. Ведущие сотрудники подписывались псевдонимами (Русский купец, Проезжий и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.