Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бессмертие души. Ещё пример соответствия между идеями данной работы и воззрениями человека на самого себя — описание появления мыслящей материи в человеке




Рассуждения о душе

Ещё пример соответствия между идеями данной работы и воззрениями человека на самого себя — описание появления мыслящей материи в человеке. Этот факт, точнее его осознание человеком, так же находит своё отражение практически во всех мифологических и религиозных системах.

Психологически этот момент можно связать с осознаванием человеком самого себя (определения своего места в мире абстрактных слов и понятий). Создавая такую абстрактную идею не только для окружающих предметов, но и для самого себя, человек осознаёт эту «идею себя» как свою часть, а потом и как свою внутреннюю сущность (душу). Нематериальность этой идеи наводит на мысль о несвязанности её с телом и возможности продолжения её существования после смерти тела.

Этот вариант является одним из возможных объяснений факта появления самостоятельности у мыслящей материи, разделения человека на мыслящую и телесную компоненты. Тот факт, что современный человек отождествляет себя именно со своей Мыслительной компонентой (душой, внутренним «Я»), а не со своим телом, свидетельствует о постепенном «переселении» человека из живой в мыслящую материю. Этот факт гегемонии души над телом так же отражён в мифологии: человек, начиная с определённого момента своей истории, трактует жизнь после смерти как «жизнь души», а не «воскрешение тела».

Ещё пример соответствия: человек всегда воспринимал свой внутренний мир как нечто если не противопоставленное, то сильно отличное от внешнего мира. В соответствии с этим, свою душу (идею себя) он также противопоставлял себе реальному (наблюдаемому). Осознание различия стремлений души и тела практически во всех поздних религиозных системах, отражает различие стремлений живой и мыслящей материи в человеке. Осознание различия стремлений, осознание своей двойственности (не целостности) ведёт как к потере внутренней гармонии (между душой и телом), так и к потере целостности и искренности в человеческом обществе (двойственность ведёт к лживости и к самому себе, и по отношению к окружающим). Этот процесс отразился в сюжетах о плодах познания и изгнании из рая, мифах о завершении золотого века, мифах о Пандоре, многих других.

С момента осознавания существования мыслящей материи в себе, человек осознаёт не только двойственность своего существования, но и зависимость мысли от жизни. Стремление мыслящей материи к освобождению от живой материи отражается в человеке как сожаление по поводу конечности существования мыслительной деятельности вместе со смертью тела. Желание продолжить (или уверенность в продолжении) мысли после окончания жизни нашла своё отражение практически во всех мифологических, философских и религиозных системах мировоззрения. Душа в них не только рассматривается как объект, достойный бессмертия после смерти тела, но и как «частица» бога в человеке, которая рано или поздно с ним воссоединится. Это более чем соответствует процессу создания абсолютного разума на базе человеческих сознаний (или по их образу и подобию).

5.4. Абсолютный разум — инопланетяне?

Что первично?

Кроме схожести идей данной работы с мифологическими и философскими сюжетами, между ними существует и фундаментальное различие: последовательность появления человека и абсолютного разума. Мы рассмотрели материалистический вариант последовательности их появления: сначала появляется человек, затем на базе его высшей нервной деятельности возникает феномен мыслящей материи, и, наконец, «по образу и подобию» мыслящей материи создаётся абсолютный разум. С позиции идеализма, последовательность должна быть обратной: сначала абсолютный разум, потом по его «образу и подобию» создаётся мыслящий человек.

Это отражается и в понимании связи существования бога и наличия смысла всего происходящего (положительности прогресса). Другими словами, с точки зрения религии, раз бог существует, то существует поступательное небессмысленное движение истории (прогресс), а с точки зрения данной работы наоборот: раз существует неостановимый прогресс (как нашей цивилизации, так и усложнения материи вообще), то абсолютный разум (бог) так или иначе будет создан.

Мыслящая материя на уровне Абсолютного разума уже существует?

В результате сравнения мифологических сюжетов со сценарием перехода от живой к мыслящей материи, возникает естественный вопрос: может ли быть, что мыслящая материя и абсолютный разум уже возникли на более ранних этапах развития Вселенной? Конечно — усложнение видов организации материи является естественным явлением для всей остывающей вселенной и наблюдается не только на поверхности Земли. Заметим, что как внеземная мыслящая материя, так и внеземной абсолютный разум, если они существуют, то, скорее всего, малодоступны для нашего понимания. Внеземные разумные существа вряд ли могут быть похожи на уродливых людей или гигантских насекомых, как их обычно изображают в фантастических фильмах. Не только их логика и мышление, но и органы чувств (посредники между мыслью и реальностью) могут быть совершенно непохожи на наши. Таким образом, они могут не только казаться нам «неразумными» но и быть слабонаблюдаемы вообще. Так, инопланетный разум вряд ли сумеет войти с нами в контакт, если всё, что он сможет наблюдать и регистрировать — это изменение давления в «человеческой оболочке» при гипертонии и гипотонии.

Однако мыслящая материя, эволюционировавшая от разумных существ (достигшая высокого уровня развития абсолютного разума), скорее всего, может вступать, по крайней мере, в односторонний контакт с нашей мыслящей материей, развивавшейся на других носителях. Не исключена возможность, что многие из природных и психических явлений (как объяснённых, так и не объяснённых наукой) являются на самом деле такими попытками контакта. Более того, сама религиозность человечества вообще может быть попыткой контакта абсолютного разума с человеком, точнее его попыткой объяснить нам, «кто он такой».

Бог создал человека из... обезьяны?

Фантазируя дальше, можно предположить, что наша цивилизация была спровоцирована именно таким контактом, то есть мыслящая материя на Земле возникла не спонтанно, а «выращена» на базе нервной системы высших млекопитающих.

Возможно также, что абсолютный разум создали наши предки. В этом случае мы — потомки реликтовых людей, о которых абсолютный разум перестал заботиться (по крайней мере, явно). Это прекращение заботы может быть, например, следствием желания наших реликтовых предков перестать вести жизнь домашних животных и вновь обрести давно утерянную самостоятельность («вкусить плод познания»). Это может быть следствием эволюции абсолютного разума, сработавшей на изоляцию как от реликтовых людей, так и от материального мира вообще.

Если же реликтовые люди предыдущей цивилизации вымерли, не приспособившись к изменившимся внешним условиям, то мыслящая материя (сознание) могла быть опять‑таки инициирована (создана) абсолютным разумом в коре мозга высших приматов. Тогда эволюция человека от обезьяны — одно из его чудес.

Во всех этих «идеалистических» теориях появления человеческой мыслящей материи наша цивилизация является не первичной, а представляет собой виток развития либо предыдущих (земных) цивилизаций, либо результат возникновения мыслящей материи на других участках вселенной. Отсутствие следов предыдущей цивилизации на Земле свидетельствует о том, что она, действительно, либо находилась, например, на другой планете, либо была настолько не похожа на нашу, что понять и осознать её мы просто не в силах. Так не в силах был бы представить древний человек, что гул и полоса на небе — это следы самолёта, управляемого представителем иной цивилизации.

Бог с «научной точки зрения»

Появление мыслящей материи и абсолютного разума действительно является, скорее всего, естественным результатом развития, эволюции и усложнения материи. Это может произойти как в результате развития белковой жизни на нашей планете, так и в результате развития других сложных форм существования материи на других участках вселенной. То есть, развитие и эволюция материи либо останавливается, либо приводит к этому результату. Разум, так же как и жизнь, может быть вездесущим, «заражая» достигших определённого уровня обитателей планет, так же как кометы и метеориты могут переносить бактерии и вирусы, выживающие при определённых условиях на планете.

Напоследок отметим, что вопрос о том, появился ли абсолютный разум «до» или «после» мыслящей или живой материи может в принципе вообще не иметь смысла: время и пространство — та сетка, в рамках которой на сегодняшний день мы воспринимаем окружающую действительность. Даже с появлением теории относительности, эти рамки нам уже становятся тесны — мы понимаем, что как время, так и пространство можно сжимать растягивать, искривлять. Некоторые теории физики микромира предполагают обратимость времени и нарушения принципа причинности. Понятно, что абсолютный разум будет иметь возможность деформировать и обращать пространство и время гораздо более искусно, чем мы. Точнее говоря, он будет жить вообще вне этих рамок. Наивно думать, что ситуации типа «петли во времени», невозможные для нас сейчас, будут невозможны и для абсолютного разума. Например, вполне возможно возникновение абсолютного разума в результате прогресса «в будущем» и затем создание им разумной жизни на Земле «в прошлом».

Возможно, достаточно одной планеты во всей истории Вселенной, на которой в принципе смогла бы возникнуть разумная жизнь или другие формы мыслящей материи, для того, чтобы утверждение «абсолютный разум существовал, и будет существовать всегда», было верным. Поскольку усложнение организации материи является естественным процессом для остывающей вселенной, вероятность существования абсолютного разума может оказаться чрезвычайно высокой39. Это можно рассматривать как доказательство бытия Бога, исходя из постулата «неостановимости прогресса». Бог (абсолютный разум) при этом и является тем пределом, к которому стремится прогресс на пути усложнения и совершенствования материи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.