Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размышления о перестройке советской системы образования




Связь обучения и психического развития детей

Статья была опубликована в сборнике «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Материалы I межреспубликанского симпозиума» (Тбилиси, 1969). В ней излагаются экспериментальные материалы, относящиеся к дошкольному и младшему школьному возрасту и демонстрирующие ведущее значение усвоения детьми определенного предметного материала для развития их восприятия и мышления. Соответствующие исследования проводились в русле общей концепции Л. С. Выготского и осуществлялись экспериментально-генетическим методом, направленным на активное формирование у детей познавательных процессов в ходе обучения вполне определенным знаниям и умениям. Исследования показывают необходимость существенного изменения содержания и методов начального образования (в настоящее время это осуществляется в экспериментальном порядке в ряде школ нашей страны и за рубежом).

Текст написан в 1983 г., во время подготовки школьной реформы 1984 г. Полностью публикуется впервые (название дано редакторами трудов). Часть текста вышла в качестве дискуссионной статьи в ж. «Коммунист» (1984, № 3).

В последние годы жизни Д. Б. Эльконин, размышляя о судьбах советской школы, пришел к выводу, что она нуждается в существенной перестройке, и свои соображения о ее путях он изложил в публикуемой работе. Основные ее положения созвучны новой концепции среднего образования (1988), которая воплотила в себе дух реальной перестройки нашей школы. Главная идея этой работы Д. Б. Эльконина состоит в том, что все дела советской школы должны быть направлены на духовное и физическое развитие ее питомцев, а самой ей необходимо стать развивающимся учреждением. Д. Б. Эльконин достаточно подробно описывает те социально-педагогические и психологические условия, которые необходимы для реализации такого назначения школы.

От рождения до завершения детства молодое поколение должно находиться в системе единого непрерывного образования, внутри которого преемственность возрастных периодов сочетается с максимальным использованием каждого возраста, с четким и внешне выраженным переходом от одной своей ступени к другой. При этом особое значение (многими неучитываемое) в развитии человека имеет его раннее и дошкольное детство. Д. Б. Эльконин формулирует существенное психо-


лого-педагогическое положение: каждый возраст человеку нужно прожить сполна, используя все его подлинные возможности и переживая такие его противоречия, которые для своего решения требуют перехода в другой возрастной период. Образование не может быть полноценным, если оно не учитывает этого положения.

В рассматриваемой работе значительное место уделяется сложной педагогической проблеме, связанной с необходимостью решительной смены установившейся в школе технологии обучения, которая опирается на информационно-репродуктивный метод. Его применение не обеспечивает требуемого временем развития интеллектуальных способностей школьников. Этот метод нужно заменять другими, в основе которых лежит активное преобразование детьми усваиваемого учебного материала, решение системы учебных задач посредством своеобразных действий.

Интересны суждения Д. Б. Эльконина о ступенях и способах соединения обучения с производительным трудом, который школьники могут выполнять совместно со взрослыми. Такое соединение только тогда будет подлинно развивающим, когда оно осуществляется на производстве, являющемся частью школы.

В свете происходящей демократизации нашей школы большой смысл имеют соображения Д. Б. Эльконина о том, что крайне важно объединять школьную и внешкольную жизнь детей, создавая для этого своеобразные учебно-воспитательные общественные учреждения — школы-клубы.

Материалы этой работы свидетельствуют о том, какую большую роль в поиске эффективных путей перестройки советского образования играет органический синтез ее педагогических и психологических аспектов,— и Д. Б. Эльконин продемонстрировал свое недюжинное умение реализовать такой синтез. Необходимость последнего он неоднократно отмечал в различных своих трудах (см. статью «О теории начального обучения», помещенную в данном сборнике).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.