КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фашизация дипломатической службыС установлением в Италии фашистского режима в 1922 г. начинается процесс фашизации внешнеполитической службы. Глава правительства Муссолини берет себе портфель министра иностранных дел1, назначает своим заместителем Дино Гранди, одного из основателей фашистского движения, и упраздняет должность генерального секретаря Министерства. Муссолини максимально сосредоточил в своих руках принятие внешнеполитических решений, а впоследствии и административное руководство ведомством, самолично изменяя структуру общих управлений служб и отделов. Наиболее деликатные поручения Муссолини доверял не дипломатам, а приближенным к себе людям. Страх сотрудников Министерства и посольств впасть в немилость у своего авторитарного шефа породил манию секретности. Идеологи режима претендовали на ведущую роль Италии в мировом фашистском движении, которое они считали универсальным. Именно это предоставляло фашистским дипломатам возможность использовать фашистские движения для оказания давления на соответствующие правительства. В соответствии со специальным законом 1927 г. к конкурсу на дипломатическую службу допускались лишь лица с «примерным гражданским поведением, морально устойчивые и политически зрелые», что стало еще одним шагом на пути фашизации дипломатических кадров. 1 В 1936 г на этом посту Муссолини сменил его Зять Галеаццо Чйано. Дипломатическая служба республиканской Италии Крах фашизма и принятие республиканской конституции 1947 г. привели к значительным изменениям в механизме формирования и реализации внешней политики. Компетенции главы государства в определении внешнеполитического курса страны и назначении министров и послов были подвергнуты серьезным ограничениям. Окончательное слово в решении вопросов назначения послов, перемещении дипломатов высокого ранга принадлежит правительству. Правда, в настоящее время в связи с проектами создания «второй республики» многие конституционалисты склоняются к мнению, что эволюция политических институтов страны свидетельствует о тенденции к расширению политической роли президента. В соответствии с действующей конституцией, парламент осуществляет контроль за внешнеполитическим курсом, проводимым правительством. Это происходит путем дебатов по поводу предоставления новой правительственной программы, путем депутатских запросов по конкретным проблемам и путем собственно законодательной деятельности, то есть, уполномочивая президента ратифицировать тот или иной международный договор, признанный особо важным для судеб страны. Парламент располагает еще одним инструментом эффективного контроля над деятельностью министерства иностранных дел — это ежегодное обсуждение бюджета. Парламент в состоянии поручить правительству увеличить или уменьшить расходы министерства. Правда, как правило, этого не происходит, поскольку большая часть бюджета министерства касается текущих административных расходов. Расходы министерства, предназначенные для проведения какой-либо специфической политической акции, обсуждаются в парламентских комиссиях по иностранным делам. В целях облегчить парламентариям ознакомление с внешнеполитическими акциями правительства, в 1984 г. был принят закон, в соответствии с которым «Гадзетта уффичиале» обязана публиковать все международные соглашения, а ее выходящие раз в четыре месяца приложения — все договоры, конвенции, ноты и другие акты внешней политики. Министр иностранных дел несет, наравне с премьер-министром, полную ответственность за принятие тех или иных решений. Во всяком случае, если он не согласен с действиями премьера, единственный для него выход — подать в отставку. В противном случае он, в соответствии со ст. 95 Конституции, целиком отвечает за каждый конкретный шаг главы кабинета на мировой арене. К тому же министр иностранных дел ответственен за все действия подчиненного ему министерства и таким образом является связующим звеном между политическим и дипломатическим миром. Именно на основе структуры Министерства, прежде всего, осуществляется взаимодействие национальных структур с европейскими и атлантическими. Премьер-министр вместе с министром иностранных дел выступают в роли координаторов внешнеполитических актов других участников международных отношений — министра обороны, сельского хозяйства, промышленности, государственных участий, послов Италии при ЕС, НАТО и других международных организациях и т.д. В свою очередь интеграционные структуры оказывают обратное влияние на принятие решений на национальном уровне. Сложность взаимных согласований привела к учреждению в составе Кабинета должности министра без портфеля по проблемам Европейского союза. Таким образом, Министерство иностранных дел выступает в роли «стража союзов» в отношении своего собственного правительства и обеспечивает преемственность интеграционного курса. В последние десятилетия в связи с ускорением интеграционных процессов роль кабинета министров в принятии внешнеполитических решений значительно возросла. Постоянным становится институт совещаний на высшем уровне. Многие вопросы, прежде решавшиеся в территориальных департаментах Министерства иностранных дел, теперь рассматриваются в функциональных департаментах НАТО, ЕС, Международных организаций. Развивается и совершенствуется институт постоянных представителей Италии в Брюсселе при Комиссии ЕС. Многие министерства сами выходят на прямую связь со своими партнерами по ЕС, фактически минуя Министерство иностранных дел. Особо остро этот вопрос встал в связи с процессами регионализации, когда Области (Regioni) Италии стали претендовать на самостоятельный выход на международную арену. Еще в 1977 г. декретом президента было установлено, что «даже в тех сферах деятельности, где Области обладают самостоятельностью, только государству принадлежит исключительное право окончательного решения, когда речь идет о международных отношениях или о связях с институтами ЕС». Декрет председателя Совета министров от 1980 г. подтвердил «исключительную компетенцию МИДа в вопросах внешней политики»1. При проведении реформы Министерства иностранных дел Италии особое внимание было уделено координирующей роли МИДа в вопросах, касающихся международной деятельности Областей. Для более эффективной информации по вопросам внешней политики в секретариате президента республики была учреждена должность дипломатического советника. С течением времени этот институт стал расширяться, в связи с чем появилась целая группа советников. На должность дипломатического советника могут претендовать, как правило, дипломаты ранга посла или советника-посланника 1 класса, имеющие опыт практической работы в Министерстве иностранных дел. Каждый из советников имеет свой небольшой аппарат, состоящий из чиновников, компетентных в вопросах внешней политики. Должность дипломатического советника существует и при председателе Совета министров и даже при его заместителе. В послевоенной Италии принятие новой республиканской конституции и необходимость избавиться от наследия тоталитаризма поставили на повестку дня вопрос о реформе дипломатической службы. В 1962 г. Институт по документации и правовым вопросам поручил изучить проблему реорганизации дипломатической службы смешанной комиссии, в состав которой входили ученые, дипломаты и эксперты. Во многом на основе этих исследований в 1967 г. был подготовлен декрет президента республики о «Структуре министерства иностранных дел». Декретом предусматривался ряд нововведений. В частности, дипломатическая карьера распространялась теперь на сотрудников отдела печати, внешней торговли и эмиграции. При каждом управлении учреждался отдел по научным исследованиям и программированию. Впервые женщины получили возможность применить свои способности на дипломатическом поприще2. В последующие годы был принят еще ряд законодательных актов, вносивших те или иные изменения в структуру министерства. 2 В настоящее время в Министерстве около 50 женщин-дипломатов.Ежегодно на работу принимают по 4—5 женщин.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |