Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапов динамики боя полка 1 страница




Бой — это организованная вооруженная борьба подразделений, частей и соединений вою­ющих сторон в целях достижения победы над противником.

В вооруженном столкновении каждая из сторон преследует крайне решительные цели — физически уничтожить неприятеля или сломить его волю к сопротивле­нию. Для достижения этих целей используются самые современные боевая тех­ника, оружие, боеприпасы, средства управления и связи, наиболее эффективные способы боевого применения войск.

Однако военная наука, реальная история войн и военного искусства учат: какие системы оружия и техника не использовались бы в современном бою, решающая роль в достижении победы над противником принадлежит человеку. Все остальное призвано лишь расширить и увеличить естественные человеческие возможности, характеристики его органов и систем.

Сегодня уже предельно ясно, что бой — это не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры, но, прежде всего, это — ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых лич­ными убеждениями, обладающих навыками и умениями, волей и надеждами лю­дей. И от того, у какой из сторон духовные силы и возможности окажутся лучше сформированными, мобилизованными, сохраненными и адекватными потребно­стям современного боя, в определяющей степени будет зависеть ее победа или поражение. Все это делает актуальной и практически значимой деятельность ко­мандиров, штабов, органов воспитательной работы, психологов и других должно­стных лиц по психологическому обеспечению боевых действий, направленную на всестороннюю психологическую подготовку военнослужащих к активным и самоотверженным боевым действиям, психологическую помощь им в преодоле­нии боевых стресс-факторов и последствий их воздействия.

Для технологизации процесса реализации задач психологического обеспече­ния их целесообразно объединить в три группы или три технологических этапа, соответствующих этапам боевой деятельности (подготовка к боевым действиям, ведение боя, окончание боевых действий):

1) психологическая подготовка;

2) психологическое сопровождение боевых действий войск;

3) социально-психологическая реадаптация участников боевых событий.

:


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению,,.



Это даст возможность понимать психологическую работу в боевой обстановке в виде сквозного психологического обеспечения боевых динамичных действий военнослужащих, осуществляемого в целях создания, сохранения и коррекции их психологического ресурса, необходимого для успешного решения боевых за­дач, физического выживания и сохранения психического здоровья в боевых ус­ловиях.

5.1. Психологическая подготовка боевых действий и формирование волевых качеств у военнослужащих1

В соответствии с системным пониманием объекта психологического обеспече­ния («военнослужащей в деятельности в конкретной среде»), по нашему мнению, необходимо говорить не о психологической подготовке военнослужащих, а о пси­хологической подготовке боевых действий.

Психологическая подготовка боевых действий представляет систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их психологическую готовность к активным и эффективным действиям на поле боя и устойчивость к воздействию современных средств борьбы, а также психологических условий, обеспечивающих безусловное выполнение кон­кретных боевых задач.

Еще Г. Е. Шумков говорил о том, что «Помимо необходимости технической под­готовки, считаю также необходимой подготовку психологическую». Воины долж­ны до войны глубоко осознать, что современные войны выигрываются не ли­хими, самоуверенными наскоками, а настойчивым измором врага», «...нередко подвергаясь крайнему истощению, неудачам и даже поражениям, захлебываясь порой в крови»; «...для того, чтобы победить в <...> кровавой битве, одного "же­лания", "пыла", дозы самоуверенности, "желания быть героем" и даже "умереть" в настоящее время мало. Прдобной "психологической подготовки" недоста­точно, чтобы воображение, нервы и сердце бойцов оказались в состоянии вы­держать внушительные впечатления жестокой обстановки современного боя» [192, с. 76]. «...предварительное ознакомление воинов с реальными явлениями в бою — в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний — есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно и рациональ­ная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха» [197, с. 100]. Он также подчеркивал, что подготовить бойца к войне — не значит научить только искусно убивать противника, но, глав­ным образом, научить владеть собой в боевой обстановке. Эти взгляды составля­ют методологическую базу психологической подготовки.

Сущность психологической подготовки проявляется в заблаговременном со­здании у отдельных военнослужащих и воинских подразделений такого психоло­гического ресурса, который позволил бы им действовать в бою как в знакомой, привычной среде, быстро идентифицировать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и адекватно реагировать на них,

Подраздел написан совместно с А. В. Белоусовым.


228 ______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

сохранять необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке дей­ствия психотравмирующих факторов.

Психологическая подготовка осуществляется на этапе организации готовнос­ти военнослужащих, воинских частей и'соединеиий к боевым действиям.

Принято подразделять психологическую подготовку на общую, специальную и целевую. Основаниями для выделения этих видов психологической подготовки являются ее целевые установки и степень охвата ею личного состава.

1. Общая психологическая подготовка к современной войне достигается путем формирования у военнослужащих патриотизма, негативных установок по отноше­нию к противнику, уверенности в своих силах и победе над врагом, боевой активно­сти, готовности к самопожертвованию, т. е. определенной мотивации, целеустрем­ленности, направленности, а также интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других качеств, необходимых для эффективного решения задач воинской дея­тельности. Она также предполагает формирование в обществе общественного мнения, продуцирующего широкие социальные мотивы участия в боевых дей­ствиях, а также подавление пропагандистских акций противника и его агентов влияния.

Общая психологическая подготовка нацеливается на выработку у военнослужа­щих боеустойчивой психики, прежде всего таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость, выдержка. Военнослужащие обучаются приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психи­ческих состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремаль­ных условиях (например, в плену), умению вводить в заблуждение и устрашать противника и т. д.

Важной ее задачей является сплочение, слаживание, повышение социально-психологической совместимости и устойчивости воинских подразделений, пре­вращение их в фактор дополнительной мотивации индивидуальной деятельнос­ти и предупреждения психотравматизации военнослужащих.

Практика показывает, что в переходном периоде от мира к войне эффективны­ми методами формирования соответствующих военному времени мировос­приятия и самосознания являются: разъяснение военнослужащим военной опас­ности, причин ее возникновения и источников (виновников); создание образа врага в виде сильного, хитрого, коварного, неумолимого, жестокого, крайне опасного противника; разъяснение возможных последствий развязывания про­тивником военной агрессии, необходимости мобилизации всех имеющихся усилий для отпора врагу, повышения бдительности и личной ответственности за быстрое и качественное овладение боевой специальностью; апелляция к ис­торическому опыту, героическому прошлому страны и ее Вооруженных сил; доведение до личного состава законов военного времени, правил ведения вой­ны, обращения с военнопленными, ранеными и гражданским населением; вос­питание у воинов уверенности в достижении победы над врагом и др.

Важное значение имеет адаптация военнослужащих к системе связей и отно­шений военного времени, к необходимости неуклонно выполнять требования дисциплины, беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Каждый


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _______________ 229

прибывший в часть офицер, прапорщик, сержант и солдат должен с первых дней понять, что дисциплина и субординация составляют фундамент управления вой­сками, является важным элементом соотношения сил сторон.

Одной из центральных задач психологической подготовки войск к боевым дей­ствиям является задание ритмов и интенсивности функционирования их психи­ческой деятельности, характерных для боевой обстановки. Поэтому весь уклад жизни, распорядок дня, уровень напряженности учебно-боевой деятельности в период доукомплектования и боевого сглаживания подразделений и частей дол­жны столь лее полно задействовать психику военнослужащих как и боевые усло­вия. Целесообразно с первых дней службы приучать личный состав следующему:

• к походно-полевому быту, как молено более полному самообслуживанию (на­чиная от самостоятельного устройства жилья, приготовления пищи и кончая отдельными занятиями по выживанию);

• к напряженному, «рваному» режиму жизнедеятельности (подъем по трево­ге, чередование активных фаз деятельности в разные периоды суток, сокра­щение времени на сон и отдых, создание дополнительных сложностей и пре­пятствий и др.);

• к присутствию постоянной опасности (имитация действий разведыватель­но-диверсионных групп противника, распространение слухов об успешных диверсиях противника в тылу наших войск, демонстрация роковых послед­ствий безалаберности отдельных военнослужащих и подразделений и т. п.).

Органы чувств человека, весь его организм и психика должны в максимальной степени привыкнуть к звукам, картинам, запахам, вкусовым и тактильным ощу­щениям боевой обстановки, научиться мгновенно и целесообразно реагировать на те или иные ее изменения. Полезным в этом отношении может быть проведе­ние занятий с имитацией действий подразделений потенциального противника, его авиационных и огневых кадетов, зараженных участков местности и др. Учеб­ное иоле, па котором осуществляется боевая и психологическая подготовка войск, по внешнего виду, запахам, шумовому фону должно быть более зловещим, чем поле боя. В ходе занятий необходимо создавать ситуации, которые во время вой­ны вызывают растерянность, панику, психические срывы (нарушение связи, со­здание обстановки неизвестности, предельные темпы и нагрузки деятельности). Каждый военнослужащий, готовящийся к бою, должен хорошо представлять то, с какими необычными явлениями в собственных ощущениях и чувствах, в реакци­ях и поведении сослуживцев он может встретиться в боевой обстановке, уметь быстро нейтрализовать отрицательные психические состояния, осуществлять эк­стренную эмоционалыю-волевую самомобилизацию, оказывать элементарную психологическую помощь товарищам.

Именно знание о различных видах опасности, характерных для современного боя, о закономерностях реагирования человека на них, привычность визуальных, аудиальных, кинестетических стимулов боевой обстановки, способность управ­лять стрессами и энергетикой организма и составляют то качество, которое называ­ется психологической устойчивостью. А в совокупности с соответствующим эмоци­онально-волевым настроем, боевыми установками, уверенностью в собственных силах, развитой системой профессионально значимых качеств, умением эффек-


230 ______________________ Раздел 11. Психологическая работа входе ведения боевых действий

тивно взаимодействовать с сослуживцами в бою оно образует психологическую готовность военнослужащего к бою. Психологическая готовность указывает на то, что военнослужащий принял роль активного вооруженного защитника своей страны и адаптировался (приспособился) к реальным условиям ее реализации.

2. Специальная психологическая подготовка осуществляется в целях достиже­
ния требуемой дееспособности системы специальных знаний, навыков, умений,
привычек поведения в экстремальных ситуациях, обусловливающих эффектив­
ность боевой деятельности военнослужащих тех боевых специальностей, кото­
рые в значительной степени определяют боеспособность частей и подразделений.

В различных обстоятельствах боевой обстановки роль тех или иных специаль­ностей будет разной. В одном случае успех боя будут определять снайпера (бой в городе, в горах), гранатометчики (бой в населенном пункте, в укрепрайонах, про­тив танковых подразделений противника), в другом — саперы (при действиях на заминированной местности), в третьем — специалисты химической службы и т. д. Но всегда высока роль разведчиков, операторов-наводчиков, противотанкис-тов, операторов ПВО и др. Анализ деятельности специалистов позволяет выя­вить те параметры психологических процессов, состояний и свойств, при кото­рых их деятельность наиболее эффективна.

В ходе занятий по боевой подготовке, а также специальных психологических тренингов, психотехнических игр и упражнений, психогимнастики и др. дос­тигается целенаправленное, акцентированное развитие соответствующих ка­честв военнослужащих. Например, у разведчиков развиваются точность вос­приятия элементов обстановки, способность ориентироваться в пространстве и времени в сложных условиях, глазомер, устойчивость и распределяемость внимания, память, наблюдательность, сообразительность и др. Конечно, войс­ковой разведчик высокого класса должен метко стрелять, владеть приемами рукопашного боя, быть хорошо физически подготовленным и т. п. Однако все перечисленные качества лишь обеспечивают, обслуживают его способность выявлять объекты противника, запоминать факты, анализировать события, т. е. глаза, уши, нос и др. Технологии развития этих качеств должны разрабатывать­ся и апробироваться в мирных условиях, подробно описываться, насыщаться методическим сопровождением и применяться в период отмобилизования и приведения частей в боевую готовность, реализовываться в процессе подготов­ки к выполнению конкретных боевых задач.

У военнослужащих развиваются такие важные качества, как профессиональ­ное восприятие, профессиональное внимание, профессиональная память, про­фессиональное мышление и другие, а также способность противостоять харак­терным для конкретной деятельности стрессорам.

3. Целевая психологическая подготовка направлена на формирование у воен­
нослужащих установок на решение конкретной боевой задачи, активизацию, на­
строй психики, выработку психологической готовности на ее безусловное и каче­
ственное решение. Немаловажным здесь является целесообразное распределение
и перераспределение личного состава по подразделениям, командам, боевым
группам с учетом требований боевой задачи к психологическим возможностям,
боевому опыту воинов и той функции, которую они выполняют в коллективе.


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению.,. _______________ 23^

Иногда, используя основание времени, также выделяют предварительную и не­посредственную психологическую подготовку. Соотношение перечисленных ви­дов психологической подготовки представлено в табл. 2.5.

Таблица 2.5 Соотношение видов психологической подготовки

 

 

№ п/п Вид психологической подготовки по целевой направленности и охвату личного состава Вид целевой подготовки по времени ее проведения
  Общая Предварительная
  Специальная
  Целевая Непосредственная

Военнослужащие в процессе психологической подготовки должны быть адап­тированы к природно-географическим (горы, пустыня, северные районы, тайга и т. д.), погодно-климатическим (высокие и низкие температуры воздуха, водно-солевой режим и т. д.), технико-технологическим, режимным и иным условиям деятельности.

Для этого условия предстоящей деятельности должны быть описаны с исполь­зованием психологических терминов, т. е. оценены с точки зрения их возможного влияния на психику человека. При этом детальному анализу подвергаются соци­ально-психологические, боевые и эргономические факторы.

При изучении социально-психологических факторов внимание командиров, офицеров воспитательных органов, психологов обращается на то, как отражены в сознании военнослужащих такие общественные явления, как: отношение к войне значимых для них социальные групп, степень популярности войны в сознании масс; понятность и приемлемость для ее участников официально сформулиро­ванных целей войны, достигаемых в ней социально-политических, экономиче­ских, национальных, религиозных и других интересов; степень психологической и реальной включенности различных социальных групп в войну; характер отно­шения общества к воюющей армии, наличие антиармейских настроений и акций; сформироваиность в общественном сознании «образа врага»; успешность разви­тия боевых событий; авторитетность лиц, осуществляющих руководство боевы­ми действиями войск; групповая совместимость и сплоченность воинских под­разделений и др.

Анализ специфики боевых факторов предполагает выяснение: конкретных источников и видов опасности для жизни военнослужащих; степени интенсив­ности предстоящих боевых действий; достаточности информации и времени для решения боевой задачи; наличия в составе сил противника иррегулярных фор­мирований; возможных физических и психологических потерь своих войск; воз­можностей противника по осуществлению информационно-психологических акций и др.

Эргономические факторы связаны с характеристиками среды и технологических условий осуществления боевой деятельности. К ним относятся: природно-геогра-фические и погодно-климатические условия боевой обстановки; физико-химичес­кие условия среды обитания: температура воздуха, наличие в нем вредных приме­сей и процентное содержание кислорода, уровень шума, вибраций, атмосферного


232 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

жащих и естественных биоритмов жизнедеятельности человека; возможность це­лесообразного чередования деятельности, отдыха, сна, своевременного питания; степень отрыва военнослужащих от основных сил, их изоляция, закрытость про­странства и др.

Из сказанного видно, что не может быть психологической подготовки «вооб­ще», своеобразие перечисленных факторов требует соответствующей коррекции программ подготовки личного состава.

Результатом целевой подготовки должна явиться максимальная мобилизован­ность психических и психофизиологических возможностей человека и их сосре­доточение на достижении цели боевой деятельности, включение регуляторов по­ведения из подсознательного слоя психики человека и синергетических эффектов группы.

Таким образом, психологически подготовить боевые действия, значит:

а) заблаговременно (до вступления в бой) сформировать у военнослужащих
психологическую подготовленность (устойчивость) — систему психологи­
ческих качеств (знаний, навыков, установок, умений, убеждений, мотивов,
личностных качеств), определяющих их потенциальную возможность пре­
одоления трудностей и успешно выполнять поставленную задачу;

б) непосредственно перед выполнением конкретной боевой задачи сформи­
ровать у воинов состояние психологической готовности — активности, на­
целенности, настроенности, мобилизованности психики воинов на преодо­
ление трудностей предстоящей боевой деятельности, адаптированности
к конкретным условиям боевых действий;

в) распределить людей таким образом, чтобы воинский коллектив сам высту­
пал своеобразным стимулятором боевой активности и «психотерапевтом»
для своих членов;

г) сформировать общественное мнение, благоприятствующее выполнению кон­
кретной боевой задачи и достижению целей военной кампании;

д) подавить волю противника к сопротивлению и т. д.

Анализ литературных источников и повседневной практики войск позволяет выделить следующие формы психологической подготовки военнослужащих к бое­вым действиям:

1) психологическое просвещение;

2) занятия по предметам боевой подготовки, ориентированные на развитие не­обходимых психологических качеств и состояний;

3) специальные формы: психотренинги, приемы психической саморегуляции, настрои и др.

Психологическое просвещение как форма психологической работы пред­ставляет собой систематическое и организованное распространение среди воен­нослужащих психологической информации с целью формирования у них пони­мания закономерностей функционирования человеческой психики и поведения людей в экстремальных условиях боевой обстановки, знания путей и способов управления возможностями собственной психики и оказания психологической помощи сослуживцам.


Глава 5, Характеристика деятельности по психологическому обеспечению.,. _______________ 233

Практика показывает, что, зачастую, простое знание тех психологических яв­лений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными событи­ями. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факто­ры выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей но принципу «предупрежден — защищен».

На этот факт еще в начале нашего века указывал известный военный психолог Г. Е. Шумков. Он считал, что «...предварительное ознакомление воинов с ре­альными событиями в бою — в смысле боевой деятельности и в смысле психи­ческих переживаний — есть предварительное накопление боевого опыта, а, сле­довательно, vi рациональная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха» [197, с. 100].

Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в полной мере обеспечить военнослужа­щих необходимой информацией о психологических особенностях боевой деятель­ности.

Определенный опыт такой работы приобретен командирами и воспитательны­ми органами нашей армии в ходе боевых действий в Чечне. В войска были на­правлены разработанные учеными Военного университета рекомендации о ме­тодах экспресс-оценки психических состояний военнослужащих и оказания им экстренной психологической помощи, приемах психической саморегуляции, путях социально-психологической реадаптации участников боевых событий и др. Во многих частях и подразделениях сложилась стройная и действенная си­стема информирования военнослужащих.

Заслуживает внимания опыт работы командования вооруженных сил США. Большая разъяснительная работа была проведена им с личным составом аме­риканского контингента в зоне Персидского залива при подготовке операции «Буря в пустыне». Военнослужащим были выданы памятки о способах эффек­тивного выживания в пустыне, другие информационные материалы, отража­ющие специфику проявления человеческой психики в боевой обстановке.

Практика показывает, что психологическая информация может доводиться в устной (лекции, доклады, беседы, выступления участников и очевидцев событий), в печатной (памятки, листовки, боевые листки, военная печать) формах, путем просмотра и обсуждения кинофильмов и др. Эффективность психологического просвещения повышается в том случае, если распространяемая информация кон­кретизирована в связи со спецификой предстоящей деятельности, отвечает уров­ню подготовки военнослужащих и их настроениям, не запугивает людей, а дает ключ к пониманию происходящего.

Занятия по предметам боевой подготовки ориентированы на развитие необ­ходимых психических качеств и состояний. В основе способов психологической подготовки лежит принцип внесения в процесс боевой учебы элементов напря­женности и внезапности, опасности и риска, свойственных реальной боевой об­становке и многократная тренировка личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в этих условиях.


234 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

Другими словами, в процессе занятий по огневой, тактической, технической и другим видам боевой подготовки должны моделироваться усложненные условия, соответствующие по психологическому содержанию факторам, воздействующим на психику воинов в боевой обстановке.

Такое моделирование не должно являться самоцелью. Главное состоит в том, чтобы приучить воинов к активным и инициативным действиям в условиях повышенных психических нагрузок, обеспечить приобретение ими необходи­мого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, формировать у них комплекс таких волевых качеств, как решительность, стой­кость, самообладание, мужество. Важным условием психологической подготов­ки является то, что она должна осуществляться в природно-географических, по-годно-климатических, социально-политических и эргономических условиях, сходных с условиями предстоящей деятельности.

Моделирование угнетающих психику факторов современного боя, как показы­вает отечественный и зарубежный опыт, может также осуществляться с помощью комплексных систем имитации обстановки боя:

• компьютерных тренажеров управления боевыми действиями подразделений;

• лазерных имитаторов стрельбы;

• компьютерных тренажеров для подготовки боевых специалистов с исполь­зованием эффектов виртуальной реальности;

• средств имитации применения современного оружия и боеприпасов (взрыв­чатые вещества, имитаторы ядерных взрывов, учебные рецептуры ОВ, имита­торы радиоактивного заражения, учебная радиоактивная пыль, имитацион­ные мины, фугасы, гранаты, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые выстрелы и патроны, источни­ки сильного света, средства звуковещания с фонотеками звуковой картины боя, имитационные минные поля);

• средств имитации результатов применения оружия и боеприпасов (разрушен­ные объекты, участки дорог и мосты, макеты поврежденной техники, муля­жи трупов, завалы, аудиозаписи с криками раненых, контуженых, панике­ров и др.);

• средств, применяемых в реальном бою (проволочные заграждения и малоза­метные препятствия, противотанковые рвы и ловушки, баррикады, колей­ные мосты) и др.

К числу специальных форм психологической подготовки, как правило, отно­сят идеомоторную тренировку и созданные на ее основе ситуативно-образную психорегулирующую тренировку, гетеротренинг, а также аутогенную трениров­ку, настрои. В эту же группу, по всей видимости, следует отнести и такие хоро­шо известные формы эмоционального заражения и энергетической мобилизации военнослужащих, как митинги-клятвы, ритуалы прощания с погибшими боевы­ми товарищами, встречи с очевидцами зверств противника на оккупированной территории и др.

Таким образом, в процессе психологической подготовки военнослужащий дол­жен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для боевой об-


Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _________ 235

становки воздействий на его организм и психику (зрительных, слуховых, кинес­тетических, обонятельных, осязательных, вкусовых, вестибулярных), научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Социальная и боевая и эргономическая среды предстоящей боевой деятельности должны стать привычными, комфортными, способствующими эффективному ре­шению конкретных боевых задач.

5.2. Психологическое сопровождение боевых действий войск. Психологическая помощь в боевой обстановке

1 Психологическое сопровождение боевых действий состоит в непрерывном отслежива-

нии динамики психологической обстановки (морально-психологического состояния своих

войск и противодействующих им сил, влияния на состояние морального духа сторон склады-

вающейся социальной обстановки, боевых и эргономических условий) в зоне боевых дей-

ствий, прогнозировании и оценке усталости и психологических потерь среди личного соста-

ва, оказании психологической помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих

ситуаций, целенаправленном управлении мотивацией, психическими состояниями людей и

социально-психологическими процессами в воинских подразделениях, их защите от психо-

логических акций противника.

Психологическое сопровождение осуществляется на этапе ведения полком бое­вых действий.

Усилия командиров, штабов, воспитательных органов и военных психологов в этот период направляются также на коррекцию внешней социальной среды в це­лях создания благоприятных психологических условий для осуществления во­инской деятельности. Особое внимание уделяется организации эффективного психологического противоборства с противником, направленного на прогнози­рование, профилактику, срыв организованного отрицательного воздействия на психику военнослужащих, локализацию и ликвидацию дезорганизационных яв­лений в подразделениях и частях, а также на деморализацию войск противника, осуществление пропагандистских и психологических акций среди лояльно, нейт­рально и враждебно настроенного населения в районе выполнения задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.