Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вычисление объемов по картам атласа




Цель задания:

Освоение одного из картографических приемов определения объема явления по тематическим картам атласа.

Порядок выполнения задания:

1. Выбрать явление, требующее для своей характеристики показате­ля объема (осадки годовые и по сезонам, поверхностный сток годовой и по периодам, снежный покров, подземное питание рек, объем озера или водохранилища и т.д.).

2. Подобрать комплексный (тематический) атлас с картой соответ­ствующей тематики и достаточной подробности. Учесть, что на карте должны быть использованы метрические показатели явле­ния. Предпочтение отдается картам в изолиниях, где проще про­вести интерполяцию данных.

3. Подготовить палетку на прозрачной основе. Густота сетки связы­вается с размерами картографируемого изображения территории, для которой определяются объемные показатели. Расчет простой: на картографируемую территорию должно приходиться 30—50 то­чек пересечения вертикальных и горизонтальных линий. Сетка может быть квадратная или ромбическая. Обычно размеры сторон квадрата или ромба — 1 см, 1,2 см, 1,5 см (К).

4. Палетку наложить на карту и путем интерполяции определить зна­чение в узлах сетки — Z. (в случае нахождения точки у границы территории значение Z уменьшить вдвое).

5. Суммировать значение Z по всей территории (для контроля воз­можно повторение работы по сдвинутой палетке).

6. Вычислить объемы явления по формуле: V = 0,866/?2 Xz<

Примечание: при расчете К(м3 или км3) — Zn R должны быть выражены в метрах или километрах. Для вычисления объемов могут использоваться калькуляторы раз­ных поколений.

Результат выполнения задания:

Текст: название атласа и тема карты. Способ изображения явления на карте и показатели. Территория, относительно которой определяется объем­ный показатель. Сетка для определения объемного показателя на прозрач­ной основе с контуром территории. Таблицы выбранных с карты значе­ний и ход вычислений.


Лабораторное задание 9 Изучение взаимосвязи явлений по картам атласа

Цель задания:

Получение количественных показателей тесноты связи отдельных явле-

нии.

Порядок выполнения работы:

7. Вычислить величину коэффициентов корреляции изучаемых яв­лений г по формуле:


1. Выбрать взаимосвязанные явления, для которых целесообразно количественное определение зависимостей для выявления балан­совых показателей. Это могут быть: осадки за год; поверхностный сток за год; осадки по различным сезонам, сток по соответствую­щим периодам; осадки за холодные сезоны, высота снежного по­крова; высота снежного покрова; поверхностный сток; густота речной сети; поверхностный сток; температура поверхности по­чвы; высота снежного покрова; число дней с солнечным сияни­ем — испарение с суши и т.д.

2. Подобрать атлас с нужной тематикой и достаточной подробнос­тью карт. По картам взаимосвязанных явлений визуально изучить закономерности распространения явления (по территориям в ко­личественных показателях).

3. На прозрачной основе подготовить палетку; размер сторон квад­ратов связывается с размером изучаемой территории — значимых точек (узлов квадратов) должно быть 30—50.

4. Поместить палетку сначала на первую, затем на вторую карту (иден­тичное размещение сеток осуществляется по контуру территории, нанесенному на палетку).

5. В каждой узловой точке путем интерполяции определить показа­тели взаимосвязанных явлений (при необходимости значение ок­руглить до 0,1) — а. и Ь,.

6. Перенести измерения в таблицу. Вид таблицы:


 



где п — число пар значений; а и Ъ — средние значения показателей, вычисленных по формулам:


                   
     
     
 

- 5Х г 2>

а = —— и Ъ = •==■—;
п п

аа и аь средние квадратические отклонения, вычисленные по фор­мулам:

Результат выполнения задания:

Текст: названия атласов и темы карт; пояснение к выбору взаимосвя­занных явлений. Кальки на прозрачной основе с нанесенными значения­ми а и Ь. Таблица вычисления данных и результат вычисления коэффици­ента корреляции.

Лабораторное задание 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.