КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценочные средства для текущего и итогового контроля успеваемости
Содержание дисциплины Тематический план Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы; 64 часа.
Раздел I. Предмет и структура социологии
Тема 1. Объект и предмет социологии Объект науки. Предмет науки. Понятие «социальное» в широком и узком смысле слова. Объект и предмет социологии. Специфика социологического подхода к явлениям.
Место социологии в системе социогуманитарного знания. Решения данной проблемы в истории социологии. Автономность по отношению к другим наукам (Э. Дюркгейм). Главенство социологии в ряду социогуманитарных наук (П. Сорокин). Статус социологии в традициях разделения наук на «науки о природе» и «науки об обществе» (М. Вебер) Родственные социологии науки. Социология и психология, социальная психология. Социология и антропология. Социология и история. Социология и социальная психология. Социология и политология. Социология и социальная работа. Социология и экономические науки. Функции социологии в обществе: теоретико-познавательная, описательная, прогностическая, преобразовательная, информационная, мировоззренческая.
Тема 2. Эмпирическое социологическое исследование
Тема 2.1. Логика социологического эмпирического исследования Исследование как форма изучения социальной реальности. Эмпирические и теоретические исследования. Необходимость составления программы. Особенности разработки программы социологического исследования. Основные элементы программы. Проблемная ситуация. Выбор исследовательской проблематики. Обоснование тематики и характера исследовательского проекта. Проблемы и темы исследования. Формулирование названия исследования. Формулирование проблемы, цели и задач исследования. Предмет и объект исследования. Выборочный метод в социологии. Основные категории выборочного метода: генеральная совокупность, выборочная совокупность, основа выборки, единицы отбора, единицы анализа. Этапы и процедуры разработки программы эмпирического социологического исследования: подготовительный, оперативный, результативный.
Тема 2.2. Методы сбора социологической информации Методы сбора данных в эмпирическом исследовании: количественная и качественная стратегии.
Особенности количественной стратегии исследования. Особенности методологии количественного исследования. Познавательные возможности количественного метода. Разновидности количественного исследования и поле их применения. Анализ документов, опрос, наблюдение. Особенности качественной стратегии исследования. Особенности методологии качественного исследования. Познавательные возможности качественного метода. Разновидности качественных исследования и поле их применения. Исследование отдельной общности (кейс-стади). Этнографическое исследование. Историческое исследование. История семьи. История жизни человека. Метод фокус-группы.
Тема 2.3. Опросный метод в социологии Выработка ориентации в возможностях применения метода. Основное назначение и область применения. Основные нормативные требования. Ограничения в применении. Достоинства и недостатки. Отработка проектирования инструментария опроса и интервью. Опросный инструментарий: задачи, состав, структура. Техника формулирования вопросов. Виды и характер вопросов. Отработка процедур подготовки интервьюеров и анкетеров. Требования к качествам, знаниям и умениям анкетера и интервьюера. Подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров. Типичные ошибки при проведении массовых опросов.
Раздел II. Культурологический подход Тема 3. Общество и культура Понятие категории «общество» в социологии. Исторические типы общества. Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное типы общества. Технологии, ценности и нормы, характер взаимодействия, численность населения и формы поселений как основания для типологизации. Многообразие подходов к определению культуры. Материальная и духовная культура. Обыденное, общенаучное и социологическое понятие культуры. Социологическая трактовка культуры как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей, символов, языка. Культура как регулятор поведения и способ поддержания группового единства. Формы культуры: локальная культура и цивилизация, массовая культура, субкультура и контркультура. Принципы взаимодействия культур. Этноцентризм. Культурный релятивизм. Культурный конфликт. Культурная статика и культурная динамика. Культурный конфликт: культурное запаздывание, аномия, господство чуждой культуры.
Тема 4. Социальные группы Значение группы для жизнедеятельности общества. Эффект группы. Групповые нормы и санкции. Типология социальных групп. Реальные и номинальные (условные, социальные категории) группы. Первичные и вторичные группы. Большие и малые группы. Формальные и неформальные группы. Референтные группы. Агрегаты и квазигруппы. Понятие о социальной общности в широком и узком смысле слова. Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений. Кровнородственные общности: род, племя, клан, семья, народность, народ, нация.
Тема 5. Социализация личности Понятия «человек», «индивид», «личность». Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность. Физическое окружение. Культура. Социальная изоляция и феральные люди. Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Явная и латентная социализация. Нормативная и дескриптивная модели социализации. Агенты социализации. Школа и средства массовой информации как агенты социализации. Этапы социализации. Десоциализация и ресоциализация. Социализация и формирование личности. Теория “зеркального Я” (Ч. Кули). Самооценка и формирование Я-концепции.
Тема 6. Социальное взаимодействие Понятие «социальное взаимодействие». Формы социального взаимодействия, выделенные по типу координации поступков: поведение, обмен действиями, отношение. Понятие «поведение». Элементы социального поведения: потребности, мотивация, экспектации (ожидания), поступок. Социальное действие. Типы социального действия (М. Вебер). Взаимодействиие как социальный обмен. Взаимодействие в модели символического интеракционализма, феноменологии. Понятие «социальные отношения».
Тема 7. Коллективное поведение Сущность коллективного поведения. Условия формирования коллективного поведения. Элементарное коллективное поведение. Формы элементарного коллективного поведения: толпа, масса, общественность. Общие признаки и отличия.
Типы толпы: случайная, обусловленная, действующая, экспрессивная. Механизмы образования толпы. Особенности поведения и механизмы взаимодействия людей в толпе. Формы массового поведения и коллективные действия. Массовая истерия. Слухи и сплетни. Паника как форма массового поведения и массового сознания. Общественность как форма коллективного поведения. Социальные движения. Типология социальных движений: реформаторские, регрессивные, утопические и революционные, движения сопротивления.
Раздел III. Институциональный подход Тема 8. Социальные институты Определение социального института. Процесс институционализации и развитие институтов. Институциональные статусы, роли, нормы, процедуры, санкции и их взаимосвязь. Общие признаки социальных институтов: провозглашаемые цели и задачи, образцы поведение, включая установки, символические черты, утилитарные черты. Устная и письменная традиция. Функции социальных институтов. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Регулятивная функция. Интегративная функция. Транслирующая функция. Коммуникативная функция. Дисфункции социальных институтов. Явные и латентные функции социальных институтов. Фундаментальные потребности и основные социальные институты. Основные и неосновные социальные институты, институциональные практики. Эволюция социальных институтов. Важнейшие социальные институты, их функции и структурные элементы: семейно-брачные, экономические, политические, религиозные, образование, наука.
Тема 9. Социальный контроль и отклоняющееся поведение Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Определение и классификация социальных норм. Связь между нормами и ценностями. Определение и типология социальных санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Методы контроля: жесткие, мягкие, прямые и косвенные. Осуществление контроля посредством социализации, группового давления, принуждения. Отклоняющееся поведение. Культурно одобряемые и осуждаемые отклонения. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Трактовка причин возникновения девиантного поведения с позиций биологической детерминации поведения человека (Ч. Ломброзо). Объяснение формирования девиантного поведения с позиций теории стигматизации. Изучение факторов, влияющих на развитие девиантного поведения, с точки зрения культурологического подхода в социологии, теории конфликта. Роль аномии в распространении девиантного поведения (Э. Дюркгейм). Типология поведения, разработанная Р.Мертоном.
Раздел IV. Структурно-функциональный подход Тема 10. Социальная структура Понятие структуры. Варианты истолкования социальных структур: структуралистский и интеракционистский. Структуралистский подход: структурно-функциональное и марксистское направления. Марксистский подход к структуре как связи реальных групп населения. Структурно-функциональный подход к структуре как связи позиций. Интеракционистский подход: социальная структура как результат повседневного взаимодействия. Феноменологическая модель социальной структуры. Институциональный и статусный типы рассмотрения социальных структур. Тема 11. Социальная организация Три смысла употребления понятия «организация»: атрибут объекта, деятельность, социальная группа. Социальная организации как группа. Строение организаций: цели, структура, участники, технологии. Формальные и неформальные структуры в организации. Причины существования неформальных структур в организации. Типы организаций: ассоциации, общественные организации, бюрократические организации. Организации тотального типа. Харизматические группы. Бюрократическая организация: концепции К. Маркса и М. Вебера.
Тема 12. Социальная стратификация Социальная дифференциация. Социальное неравенство как форма дифференциации. Исторические формы социального неравенства: рабство, касты, сословия, классы, страты. Понятие социальной стратификации. Теория стратификации П. Сорокина. Социальное пространство, его отличие от геометрического. Социальные слои и основные критерии стратификации: собственность и доход, престиж профессии, власть и уровень образования. Высота и профиль стратификации. Функциональная теория стратификации. Факторы и механизмы стратификационного расслоения.
Тема 13. Социальная мобильность Понятие социального перемещения. Миграция, территориальные перемещения. Социальная мобильность как один из типов социальных перемещений. Типология социальной мобильности: горизонтальная – вертикальная; индивидуальная – групповая. Меж-и-внутрипоколенная мобильность. Структурная мобильность. Маргинализация. Пауперизация, деклассирование. Факторы, способствующие индивидуальной и групповой мобильности. Каналы вертикальной мобильности и механизмы социального тестирования (П. Сорокин). Мобильность в советском и постсоветском обществе. Каналы мобильности в российском обществе. Измерение социальной мобильности. Дистанция мобильности. Объем мобильности. Факторы, определяющие степень мобильности в обществе: диапазон и условия мобильности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |