Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика расследования взяточничества




Криминалистическая характеристика взяточничества.

По месту совершения преступления взяточничество традиционно классифицируется в зависимости от отрасли человеческой деятельности, выполняемой взяткополучателем: в промышленности, торговле, правоохранительных органах, здравоохранении и т.д. Чаще всего взятки передаются в рабочее время и в служебном кабинете должностного лица.

Основной особенностью обстановки преступления является отсутствие свидетелей факта передачи предмета взятки. Чтобы избежать неожиданного появления очевидцев (сослуживцы, посетители и т.п.), при получении взятки нередко избираются уединенные места. Иные субъекты, наоборот, предпочитают многолюдные общественные места для незаметной передачи взятки. В двух последних случаях преступление, как правило, совершается в нерабочее время.

Способы взяточничества легче всего описывать в зависимости от того, кто является инициатором этого деяния. В тех случаях, когда взятка передается по инициативе взяткодателя, подготовительные действия чаще всего заключаются в сборе сведений о должностном лице, поисках контактов с ним. Нередко с предполагаемым взяткополучателем стремятся 'завязать внеслужебные отношения, оказать ему какую-то услугу, другим образом добиться его расположения. Иногда должностным лицам намекают на возможность вознаграждения за выполнение желаемых действий или прямо сообщают об этом, чтобы проверить, какая последует реакция. Наконец, на подготовительном этапе избираются место, время, предмет взятки.

В ситуациях, когда инициатором является взяткополучатель, принимаются различные меры по замедлению выполнения требуемых действий, созданию для просителей каких-нибудь препятствий и т.д. Эти операции сопровождаются намеками или неприкрытыми требованиями незаконного вознаграждения, высказываемыми лично должностным лицом или через посредников.

Действия непосредственно по передаче взятки могут совершаться в период личного контакта взяткодателя или без такового. В последнем случае взятка передается через посредников, пересылается по почте, деньги вносятся на счета взяткополучателя, приобретается ценное имущество нередко на подставных лиц. Встречаются случаи оказания взаимных услуг одновременно и взяткодателем, и взяткополучателем. Например, следователь прекращает уголовное дело в ответ на незаконный прием его родственника в учебное заведение. В тех случаях, когда деятельность субъектов взяточничества носит длящийся или продолжаемый характер, способы совершения преступления могут варьироваться. Чаще всего они повторяются в основных признаках.

Такой элемент способа взяточничества, как сокрытие, включает прежде всего действия по маскировке планируемого или совершаемого деяния. Приемы маскировки заключаются в использовании благоприятной обстановки для передачи взятки. Субъекты стремятся использовать такие условия, при которых о совершаемом деянии не станет известно органам расследования или лицам, могущим сообщить о преступлении. Для этого скрываются контакты взяткодателей, взяткополучателей и посредников. Их встречи проводятся без свидетелей или в кругу надежных лиц. Иногда маскируется цель встречи или ее стремятся представить как случайную либо вполне правомерную. Для маскировки расследуемых контактов оформление и непосредственное выполнение желаемых действий поручается другим работникам, нередко не подозревающим о преступлении.

В ситуациях, когда названные действия носят явно незаконный характер, они совершаются в обход лиц, которые могут установить противоправность выполняемой операции. При этом взяткополучатель сам совершает какие-то действия или поручает их менее принципиальным сослуживцам. В некоторых случаях, особенно при необходимости выполнения действий явно противоправного характера, взяткополучатели прибегают к фальсификации документов, отражающих незаконные операции. Подобные документы нередко хранятся с нарушением установленных правил, уничтожаются раньше сроков или изымаются из архивов и укрываются в тайниках.

В большинстве случаев взяткополучатели после начала расследования не только не прекращают противодействия, но и повышают его интенсивность. Кроме уже названных действий по уничтожению, маскировке и фальсификации документов, субъекты взяточничества пытаются ограничить доступ следствия к информации о совершенном преступлении. Они отказываются выдать требуемую документацию, уклоняются от участия в расследовании сами, а иногда стремятся воспрепятствовать допросу лиц, которые могут дать показания об обстоятельствах преступного события.

На свидетелей, взяткодателей, посредников и самих работников органов расследования оказывается давление, чтобы воспрепятствовать установлению объективной истины. Оно может осуществляться в различных формах при непосредственном контакте с перечисленными лицами или через других субъектов. Субъекты взяточничества, используя свое должностное и общественное положение, через руководителей различных органов государственной власти, в том числе и правоохранительных, нередко пытаются заставить следователя принять незаконное решение вопреки собранным доказательствам. Диапазон применяемых для этого уловок достаточно широк — от уговоров и угроз в отношении субъектов расследования до их компрометации, шантажа, незаконного воздействия на близких и даже физического насилия. Кроме того, взяточники стремятся скрыть имущество, полученное ими или приобретенное на средства, добытые преступным путем.

Более того, субъекты ведут внешне скромный, замкнутый образ жизни, не показывая, что они имеют средства, значительно превышающие их официальные доходы. Они либо хранят деньги и ценности в тайниках, на счетах в банках, либо приобретают дорогостоящее имущество на подставных лиц. Субъекты, которые не проявляют подобной осторожности, после начала расследования пытаются укрыть названное имущество в тайниках, у родственников, знакомых.

Среди свойств личности субъектов взяточничества выделяются прежде всего дефекты их правосознания, выражающиеся в наличии антиобщественных установок, отрицательного, пренебрежительного отношения к нормам права. Большинство субъектов взяточничества руководствуются корыстными мотивами, стремлением к стяжательству. Они нередко имеют высокий образовательный уровень, хорошие интеллектуальные способности. Эти свойства делают их серьезными соперниками следователя в условиях проблемно-конфликтных ситуаций.

Занимая определенное должностное положение, нередко весьма значительное, субъекты взяточничества обладают многочисленными связями, которые используются для оказания противодействия расследованию. Особо следует выделить связи с представителями правоохранительных, административных и управленческих структур. Зачастую эти связи налаживаются задолго до обнаружения преступления и используются затем для оказания противодействия расследованию. В ряде случаев взяточничество совершается группами лиц, занимающих разное положение в преступных формированиях. Руководители некоторых групп не оформляют никаких документов, а поручают это соучастникам, находящимся в подчинении. Даже при визировании документов после обнаружения преступления они имеют возможность сослаться на недобросовестность подчиненных. Руководители групп могут даже не вступать в непосредственный контакт с взяткодателями, действуя через посредников. Последние нередко самостоятельно подыскивают взяткодателей, вымогают у них взятки, предлагая на определенных условиях выполнение требуемых действий.

Существуют и организованные группы взяткодателей с четким распределением ролей. Чаще всего это субъекты, занимающиеся преступной деятельностью, осуществление которой невозможно без систематической передачи взяток, например в сферах контрабандной деятельности и наркобизнеса. Иногда устойчивые группы взяткодателей формируются в коммерческих учреждениях из работающих в должности снабженцев, «толкачей», работников, специализирующихся на оформлении документов, заключении и осуществлении сделок.

Кроме описанных групп существуют преступные объединения взяточников без ярко выраженного разделения функций. В таких случаях одни и те же субъекты выступают в одних эпизодах в качестве вымогателей и получателей взяток, в других — как посредники взяточничества. Отношения соучастников в подобных ситуациях также могут строиться на основе равенства или подчиненности одному либо нескольким членам преступной организации.

Выдвижение и проверка версий по делам о взяточничестве на первоначальном этапе расследования

Сведения о взяточничестве могут быть получены из заявлений граждан и организаций; материалов проверок и ревизий на отдельных предприятиях, учреждениях; показаний обвиняемых в совершении иных преступлений; в результате оперативно-розыскной деятельности. В заявлениях граждан либо описываются обстоятельства конкретных эпизодов взяточничества с указанием участников, либо указывается, что определенные субъекты получают взятки или приобрели какие-то блага за взятки.

В первой из названных ситуаций выдвигаются версии о том, что взяточничество имело место при обстоятельствах, указанных в заявлении, или что преступления не совершалось, а заявитель добросовестно заблуждается либо умышленно оговаривает невиновных. Эти версии должны проверяться одновременно.

Проверка версий начинается с подробного опроса заявителя, у которого детально выясняется, откуда и как ему стало известно о преступлении, при каких обстоятельствах оно было совершено, где и когда передавалась взятка, кто был инициатором взяточничества, кто при этом присутствовал, что является предметом взятки. Заявителю обязательно задается вопрос о том, что побудило его к обращению в органы расследования. Объяснения заявителя должны проверяться прежде всего путем изучения документов, отражающих действия, за выполнение которых передавалась взятка. Проверка должна проводиться скрытно от предполагаемых субъектов деяния. В ряде ситуаций обращению в органы расследования предшествуют конфликты заявителя с лицами, которых он обвиняет. В этих случаях необходимо незамедлительно изымать документы, отражающие указанные операции, а также те, в которых фиксируются контакты предполагаемых взяткодателей и взяткополучателей: переписка, счета на телефонные переговоры, журналы регистрации посетителей и записи на прием и т.д. Конспиративное изучение документов может быть завуалировано (проведение бухгалтерской ревизии, имущественный спор в арбитраже или суде, банковская проверка счетов, претензии налоговой инспекции и т.д.).

Одновременно следователь, производящий проверку материалов о взяточничестве, должен ознакомиться со структурой и условиями работы в учреждениях, подразделениях, где предположительно совершено преступление; правилами выполнения операций, за которые, возможно, вручена взятка; правами и обязанностями соответствующих должностных лиц.

В некоторых заявлениях не содержится конкретных сведений о личности взяткодателей или взяткополучателей, а сообщается лишь о получении взяток за определенные действия. В таких ситуациях необходима проверка документов, отражающих операции с целью выявления лиц, заинтересованных в их проведении. При изучении документов обращается внимание на наличие всех положенных реквизитов. При отсутствии каких-либо из них выясняются причины отступления от установленного порядка. В процессе исследования документов обращается внимание на сроки их происхождения. При этом следует интересоваться как сокращением, так и затяжкой времени рассмотрения документа. Тщательно изучается содержание документа с точки зрения его соответствия действующим нормативам, наличия исправлений, подчисток, дописок и других признаков материального подлога. В некоторых случаях рекомендуется изучить документы не только в организации, где предположительно работает взяткодатель, но и по месту работы взяткополучателя. Иногда взяткодатель действует в интересах предприятия, которое он представляет. Расходы, понесенные им в связи с передачей взятки, в дальнейшем компенсируются премиями, материальной помощью, иными путями. Встречаются случаи передачи взяткополучателю ценных предметов, принадлежащих организации или приобретенных за ее средства.

Если информация о взяточничестве получена в результате ведомственных или вневедомственных проверок, необходимо проанализировать качество их проведения и обоснованность выводов. В большинстве случаев заключения проверяющих основываются на сообщениях граждан, объяснениях, собранных у работников организации; выявленных при этом нарушениях, допускаемых при выполнении отдельных действий.

При изучении актов проверок необходимо проанализировать следующие вопросы: использовались ли все необходимые приемы и методы; исследовались ли все необходимые документы; соответствуют ли выводы нормативным требованиям. Естественно, что для этого следователь должен ознакомиться с правилами выполнения тех или иных действий, должностными обязанностями предполагаемых субъектов преступления. В необходимых случаях следователь может получить объяснения лиц, проводивших проверки, или проконсультироваться по поводу возникновения сомнений у специалистов.

Для взяточничества в ряде ситуаций применяются тактические операции по задержанию субъекта преступления с поличным. Названные операции проводятся в тех случаях, когда о предполагаемом преступлении сообщает лицо, которому предлагается взятка, или лицо, у которого она вымогается. Иногда указанная операция проводится в случаях поступления оперативной информации о готовящейся передаче взятки.

Во всех ситуациях на стадии возбуждения уголовного дела необходимо изучение личности предполагаемых субъектов взяточничества. В этих целях рекомендуется истребовать справки о судимости и материалы личных дел, проводить проверочные и оперативно-розыскные действия лиц, их связей, социальных свойств личности.

После возбуждения уголовного дела чаще всего производится допрос заявителя, которому задают вопросы о том, откуда ему стало известно о передаче взятки; где и при каких обстоятельствах она передавалась, как при этом располагались участники события преступления; за что давалась взятка и сделано ли после нее что-нибудь в интересах взяткодателя, в каких документах можно найти следы действий, выполненных за взятку. Кроме того, в протоколе допроса таких лиц необходимо зафиксировать индивидуальные признаки предмета взятки, сведения об инициаторах и других участниках преступления. При проведении допросов рекомендуется использовать приемы детализации показаний.

Еще на стадии возбуждения уголовного дела проверяется версия о возможном оговоре должностного лица. Сведения, подтверждающие ее, необходимо использовать при допросе заявителей. Об оговоре могут свидетельствовать данные о высказывании допрашиваемым угроз оговора, его приготовления к ложному доносу, фальсификации документов, склонения других лиц к лжесвидетельству и т.д. В качестве подтверждения версии об оговоре могут рассматриваться и противоречия между отдельными частями показаний, а также между показаниями и другими материалами уголовного дела.

Важнейшими первоначальными действиями являются допросы свидетелей, в первую очередь очевидцев. Они могут быть установлены по показаниям заявителей или самих субъектов преступления. Свидетельская база должна максимально расширяться как следственным путем, так и с помощью оперативных методов и средств. Для установления достоверности показаний заявителей об обстановке на месте получения взятки допрашиваются лица, бывшие в этом месте в интересующее следствие время. У них также выясняются вопросы о времени и причинах вносившихся в обстановку изменений. В качестве свидетелей допрашиваются лица, выполнявшие операции, за совершение которых якобы получена взятка. У них выясняется обо всех отступлениях от принятого порядка выполнения действий, чем они были вызваны, кто давал указание об этом и т.д.

Одним из наиболее важных первоначальных следственных действий является обыск. По делам данной категории нередко проводятся групповые обыски по месту работы и жительства одного или нескольких субъектов преступления. На стадии подготовки группового обыска важно правильно определить время его проведения. Несвоевременное производство обыска может привести к утрате важных доказательств. Следует избирать такое время обыска, когда подозреваемый не сможет оказать противодействие и передать важную информацию сообщникам.

В ходе обыска могут быть обнаружены: предмет взятки; упаковка от него; документы, отражающие выполнение операций в пользу взяткодателя; записки; письма. Рекомендуется изучать рабочие дневники, еженедельники, записные и телефонные книжки с адресами и телефонами соучастников, а также тетради, в которых фиксируются расходы обыскиваемого и его семьи. В процессе обыска должны осматриваться места вероятного нахождения уничтоженных документов: пепельницы, печи, мусорные корзины, контейнеры и т.д.

Одновременно с обыском рекомендуется проводить осмотр места жительства подозреваемого для более полного исследования его материального положения. Сразу же после этого необходимо налагать арест на имущество в целях обеспечения гражданского иска и возможной конфискации.

В целях исследования и фиксации обстановки взяточничества, проверки показаний субъектов преступления и очевидцев по делам рассматриваемой категории проводится осмотр места происшествия. Чаще всего осматривается место передачи взятки. В ходе осмотра тщательно фиксируются все элементы обстановки, внесенные в нее изменения. Иногда при осмотре места происшествия могут быть выявлены и следы взяточничества.

Среди важнейших первоначальных следственных действий выделяется осмотр документов в целях поиска тех из них, которые отражают выполнение определенных действий в пользу взяткодателя, правомерность их совершения и оформления. В результате осмотра могут быть выявлены данные, свидетельствующие о незаконности действия или воздержания от его совершения, об отклонениях в порядке и времени прохождения документов, о подложности документов и т.п.

Допрос подозреваемых по делам рассматриваемой категории нередко протекает в условиях проблемно-конфликтных ситуаций, характеризующихся прежде всего недостаточной полнотой доказательственной информации. Пользуясь тем, что передача взятки происходит, как правило, без свидетелей, подозреваемые — взяткополучатели нередко полностью отрицают контакты с взяткодателем. Если последний признает факт вручения взятки, он должен быть подробно опрошен не только об обстоятельствах и обстановке совершения преступления, но и о событиях, предшествовавших ему и последовавших за ним. В частности, следует выяснить, как и через кого была достигнута договоренность о встрече, кто посещал взяткополучателя перед взяткодателем и после него, кто ожидал очереди в приемной, записался ли взяткодатель на прием, обращался ли по этому поводу к секретарю и т.д. В бюро пропусков и приемных необходимо изучить соответствующие регистрационные документы, изъять те, в которых отражались визиты взяткодателя. Одновременно по этим документам могут быть установлены другие лица — посетители.

Выявленные граждане, так же как и работники бюро пропусков, приемных, вахтеры, допрашиваются о том, знают ли они взяткодателя, о причинах его встреч с подозреваемым, о контакте в день предполагаемого совершения преступления.

Полученные данные могут быть предъявлены в ходе допроса подозреваемого-взяткополучателя. Приемы предъявления доказательств избираются в зависимости от их объема и свойств личности допрашиваемого. Если подозреваемый настроен на оказание упорного противодействия, не умеет быстро оценить ситуацию, но тем не менее способен делать правильные выводы, целесообразно предъявление доказательства с нарастающей силой. В случаях, когда допрашиваемый проявляет неуверенность, волнение, ему предъявляются доказательства большой силы в полном объеме. Аналогичным образом допрашиваются и взяткодатели, отрицающие контакты с взяткополучателем. При подготовке и проведении их допроса следует учитывать, что эти лица боятся не только привлечения к ответственности, но и лишения благ, приобретенных за взятку. Именно последнее обстоятельство нередко обусловливает интенсивное противодействие расследованию. В связи с этим допрос взяткодателей должен быть по возможности внезапным, при его производстве целесообразны демонстрация осведомленности следователя о преступном событии, использование приемов убеждения допрашиваемого в бесполезности оказываемого сопротивления. Желательно также исключить контакты взяткодателя с взяткополучателем и посредниками, чтобы не допустить объединения их усилий в целях оказания противодействия.

Довольно сложные следственные ситуации складываются в тех случаях, когда подозреваемый не оспаривает факта встречи с взяткодателем, но отрицает получение каких-либо ценностей или предметов. В подобных ситуациях необходимо не только доказать контакт названных лиц, но и получение взятки. Для этого рекомендуется в ходе допроса использовать приемы детализации показаний. Оптимальным вариантом разрешения рассматриваемой ситуации является обнаружение предмета взятки, его частей, упаковки, либо выявление свидетелей, которые видели его у подозреваемого, или следов эксплуатации, хранения, владения названным предметом и предъявление полученных данных допрашиваемому.

Некоторые взяткополучатели и взяткодатели не отрицают не только контактов, но и получения, передачи материальных ценностей, объясняя эти действия как подарок, возвращение долга, займ. В этих ситуациях необходимо тщательно проверить показания подозреваемых путем выяснения обстоятельств и истинных причин вручения должностному лицу ценностей. В ходе допросов свидетелей из числа знакомых и близких следует установить: когда и в связи с чем завязывались отношения между взяткодателем и взяткополучателем; насколько тесными они были; как часто и по какому поводу встречались указанные лица; не высказывались ли ими намерения вручить подарок должностному лицу; в связи с какими событиями предполагалось вручение подарка; не испытывал ли подозреваемый материальных затруднений и не пытался ли одолжить средства у других лиц; обсуждал ли со своими близкими возможность займа у предполагаемого взяткодателя и т.д. Кроме этого, изучается материальное положение подозреваемых на момент совершения сделки займа, дарения.

При наличии нескольких подозреваемых в первую очередь рекомендуется допрашивать тех из них, которые наиболее склонны к даче правдивых показаний. Среди взяткодателей в качестве таких лиц могут быть названы те, кто действовал под сильным влиянием вымогателей, выказывал переживания в связи с вручением взятки или иным образом проявлял несогласие с необходимостью действовать противозаконно. Из числа посредников и взяткополучателей в первую очередь допрашиваются лица, вовлеченные в преступную деятельность путем шантажа, недовольные своим подчинением в группе, порядком дележа добытых преступным путем средств, вообще негативно оценивающие характер своего участия в группе и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.