Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирический базис теории системной




I


В теории П. К. Анохина был раскрыт вопрос о том, что должна пред­ставлять физиологически функциональная система, каков биологи­ческий смысл ее существования и какие механизмы обеспечивают ее формирование.

3.3. Состав психологической функциональной системы и ее мозговая структура

Сложный состав функциональных систем, обеспечивающих осуще­ствление различных видов психической деятельности, должен ме­няться зависимости от изменения условий окружающей среды. Но в то же время в структуре функциональной системы должна присут­ствовать комбинация обязательных, жестких звеньев (Бехтерева Н. П., 1980), без которой невозможно ее существование.

Чем определяется такой набор обязательных компонентов?

Во-первых, необходимостью получения информации о том, в ка­ких условиях осуществляется приспособительная деятельность. Для этого в состав функциональной системы должен быть включен на­бор афферентных (настраивающих) звеньев. С точки зрения мозго­вой организации — это различные структуры задних отделов мозга, являющиеся центральными отделами анализаторных систем (второй функциональный блок мозга), и афферентная часть подкорковых об­разований, связанная с активационными процессами, мотивационно-потребностной сферой человека, а также процессами внимания, памя­ти и эмоциями (первый функциональный блок мозга).

Во-вторых, для осуществления приспособительной деятельно­сти необходим набор эфферентных (осуществляющих) компонентов, то есть в любой функциональной системе есть та часть, которая позво­ляет осуществить определенные действия на основании полученной и переработанной информации. С точки зрения мозговой организа­ции — это различные структуры передних отделов мозга, связанных с формированием программ поведения и их регуляцией в ходе выпол­няемой деятельности (третий функциональный блок мозга), а также эфферентная часть подкорковых образований, связанная с организа­цией и координацией выполняемых действий (первый функциональ­ный блок мозга).

Эфферентная часть ФС тесно связана с афферентной еще по одно­му основанию, обусловленному необходимостью постоянного контро­ля выполняемой деятельности.

Это положение обосновали П. К. Анохин в теории ФС и Н. А. Берн-штейн в исследованиях структуры движения. Так, Н. А. Бернштейном


Глава 3. Теория функциональных систем и системогенеза



было показано, что движение не может быть обеспечено только эффе­рентными, двигательными импульсами, поскольку двигательный ап­парат обладает большим количеством степеней свободы. Необходима постоянная коррекция движения афферентными импульсами, кото­рые сигнализируют о положении движущихся конечностей в про­странстве, о состоянии мышц. И для каждого действия существует свой набор ведущих афферентаций (зрительных, слуховых, кинесте­тических и др.), необходимых для выполнения этих действий.

Таким образом, в состав ФС в качестве обязательных компонентов должны быть включены структуры, относящиеся к каждому из трех функциональных блоков мозга.

Конкретный состав функциональной системы (то есть специфичес­кое для каждой ФС сочетание афферентных и эфферентных звеньев) определяется предметным содержанием той деятельности, которую выполняет человек.

Известно, что характеристикой произвольного действия является его предметно-временной характер.

«Предметность действия задается тем, что различные действия, во-первых, удовлетворяют некоторую жизненно важную потребность субъекта и, значит в определенных своих параметрах жестко задаются этой жизненной необходимостью, а во-вторых, развертываются во внеш­нем мире и, чтобы быть успешными, вынуждены отвечать но своему строе­нию свойствам этого мира» (Гордеева Н. Д., Зинченко В. П., 1982. — С. 30). Это означает, что структура выполняемого действия жестко свя­зана со смысловым содержанием объекта, на который она направлена, а функциональная система, связанная с таким действием, должна при лю­бых условиях включать в свой состав компоненты, обеспечивающие вы­полнение разных звеньев этого предметного действия.

Временная характеристика подразумевает, что действие разворачи­вается во времени, и это определяет последовательный, сукцессивный характер включения в работу тех или иных звеньев функциональной системы.

Это означает, что ФС не является застывшим, статичным образова­нием, а представляет собой динамическую, меняющуюся во времени структуру, с помощью которой всегда достигается инвариантный ко­нечный результат. Методологически это означает, что исследование и сравнительный анализ различных видов психической деятельности должны в первую очередь отталкиваться от ее результативной части.

Конкретные условия, в которых выполняется деятельность, опре­деляют, как и с привлечением каких средств она может быть осуще­ствлена. Они, таким образом, обусловливают вариативную часть



Раздел I. Теоретические основы нейропсихологии десткого возраста


 



функциональной системы, изменения которой зависят от изменения этих условий.

Следовательно, в функциональной системе должен быть инвариант­ный, обязательный набор звеньев, без которых невозможно достиже­ние результата (жесткие звенья) и которые ориентированы на пред­метное содержание выполняемой деятельности. Здесь же должен быть и набор вариативных звеньев, меняющихся в зависимости от условий выполнения предметной деятельности (гибкие звенья). Один и тот же человек может написать свое имя правой или левой рукой. Выполне­ние действия той или иной рукой определяет вариативное участие в нем разных отделов моторной коры, но участие выше лежащих отде­лов моторной области, обеспечивающих предметно-временную харак­теристику выполняемого действия, остается неизменным.

С нейропсихологической точки зрения работа функциональной си­стемы должна оцениваться по двум основным параметрам.

Первый из них — структурный, предполагает оценку того, ка­кие компоненты входят в структуру функциональной системы. С точ­ки зрения работы мозга это означает описание тех мозговых отделов (с соответствующими нервными механизмами), которые консолиди­рованы в функциональную систему.

Второй — содержательный, связан с определением того, какое психологическое содержание вносит каждый компонент функцио­нальной системы в ее общую работу, за какой психический процесс он отвечает в общей структуре психической функции. Напомним, что в теории системной динамической локализации корковых функций А. Р. Лурия соотношение этих двух параметров описывается с помо­щью понятия «нейропсихологический фактор».

Важнейшая задача нейропсихологии детского возраста — раскрыть на основе рассматриваемых в нейропсихологии методологических принципов адекватность использования основных понятий теории функциональных систем и системогенеза при описании закономер­ностей структурно-функционального созревания мозга, а также нор­мального и аномального формирования психических функций.

Анализ структуры функциональной системы, иерархии внутри-и межфункциональных связей позволяет оценивать специфику ново­образований психического развития, характеризующих разные этапы онтогенеза или разные виды патологии мозга.

Для этого необходимо рассмотреть вопрос о том, как принципы ра­боты и формирования функциональных систем реализуются вморфо-и функциогенезе мозга, а также в генезе психических функций и психи­ческой деятельности.


РАЗДЕЛИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.