Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 4 страница




Осуществление рефлективной практики представляет собой довольно сложный процесс. Гудман (1984, цит. по: Джеспер, 2003) считает, что навыки рефлективной практики можно развить с помощью трех методов:

■ рефлексии достижения отдельных целей, таких, как согласование прак

тических технологий и политики служб;

■ рефлексии взаимосвязи между принципами и практикой, т.е. той обла

сти, в которой теории практической деятельности становятся интеграль

ной частью практики;

■ рефлексии объединения этических и политических интересов, которые,

например, напрямую относятся к критической и феминистской практи

ке и включают понимание основного политического значения всех тео

рий.

В медицинских профессиях рефлективная практика является частью постоянного обучения и развития, поскольку такие техники, как ведение медицинских карточек и журналов, а также акцент на «критических» или особо значимых случаях включают очевидный рефлексивный компонент (Джеспер, 2003, 2004). В исследовании нескольких семей (Мартин, 2000) были продемонстри-|Чжаны варианты применения теоретических подходов, в рамках которых работали специалисты, к рефлективной практике, учитывая одновременно теории мира клиента и теории практической деятельности. Работа Дарлингтон и лр. (2002) показала, что непосредственное применение теории, в особенно-С1И через эффективное наблюдение, значительно совершенствует методы зашиты прав ребенка.

В 1990-е и 2000-е гг. в рамках рефлективной практики сформировались два Мйпранления: рефлексивность и критическое мышление. Особое значение они приобрели в критической и феминистской теориях (см. гл. 11, 12). Рефлексивность связана с качественными методами исследования, в частности она характерна для феминистских исследований. Рефлексивность означает цикли-

 

атривают рефлексивность как способ реакции на уникальность каждого }ида. Рефлексивность достигается только в том случае, если мы стремим-явить уникальность индивидов, с которыми проводится работа, а также "ировать на нее. Рефлексивность подсказывает нам, что обобщения должны ряться в каждом конкретном случае. Следовательно, согласно теории зма (см. гл. 3), каждое общее утверждение представляет собой контекст роявления индивидуального случая. Выявляя индивидуальность отдель-человека, мы сравниваем его с общим и адаптируем нашу реакцию к у представлению об общем (теория) и частном (индивид, с которым мы аем).

ким образом, если говорить о случае с тяжелобольным клиентом, кото-описывал ранее, то у меня есть мнение (общее утверждение), что люди, ясь в тяжелом физическом состоянии, часто задумываются о прошлом и этся наладить отношения с людьми. В данной ситуации индивидуальное смысление означает пересмотр социальных ценностей и переосмысле-гношений с женой на основе новых представлений. Таким образом, реф-вное мышление позволило взглянуть на ситуацию с разных точек зре-

[980-е гг. в фокус феминистских исследований попал неизвестный ранее ланс полномочий между исследователями и исследуемыми. Традицион-летоды исследования предполагали присутствие некоего нейтрального эдателя, изучающего социальные ситуации со стороны, хотя, как было ано в главе 1, критики отмечали предвзятое отношение исследователей, иное с приобретенными ими социальными установками и конструкция-след за исследователями проблем инвалидности, а также в целом вопро-1оровья, социальной защиты и различных социальных процессов иссле-ели проблем феминизма стали использовать такие методы исследова-шторые активно вовлекали исследуемых в этот процесс. В этнографиче-четодах, в которых исследователь являлся наблюдателем событий и ситу-особое внимание уделялось влиянию на него процесса наблюдения, >ое отражалось на его поведении. Феминисты и исследователи проблем ичений здоровья (немощности) стремились развивать единые методы новки целей, проведения исследований, анализа данных и распростра-i результатов. Важным элементом таких подходов было формирование ичностных отношений с респондентами, а не сохранение позиции ней-ного наблюдателя, проводящего исследование под руководством пред-телей исследуемой группы, а также совместная работа с респондентами лэй и Гог, 2003). шлэй (2003) выделяет следующие способы рефлексивного действия:

штроспекцию — погружение в свое внутреннее «Я», проработку собственных мыслей и причин их возникновения;

штерсубъективную рефлексию — совместную рефлексию;

5заимное сотрудничество в поиске и согласовании вариантов изменения дышления;

 

■ использование рефлексивности как иронической деконструкции — процесс совместного размышления, приводящий к пониманию, что сила и власть в отношениях трансформируют их. В этом процессе подвергаются сомнению изначальные модели совместного восприятия, например проявления власти в повседневных супружеских отношениях.

Тэйлор и Уайт (2000) обсуждают результаты нескольких исследований, посвященных вопросам здоровья и социальной защиты, в которых эти методы используются для раскрытия поведенческих систем и которые обычно не затрагиваются при описании практических технологий. Например, они показывают, как в процессе интервью клиенты постепенно проникаются доверием, размышляют о работе специалистов, рассуждают о моральной стороне вопроса и в ходе детального обсуждения делают свои истории аутентичными. На основе таких результатов можно дать определенные рекомендации относительно того, как использовать теорию в практической деятельности. Например, в теории кризисной интервенции утверждается, что специалисты должны выявлять у клиентов прежние свойственные им способы преодоления кризиса. Однако, заметив подобное намерение, клиенты могут начать демонстрировать собственную компетентность и адекватность, показывая, что они вполне справлялись с прошлыми неудачами. Специалист должен строить отношения с потенциальным клиентом с учетом того, как последний воспримет тот или иной теоретический подход, пояснив в данном случае, что прошлый опыт влияет на наше поведение в кризисной ситуации в настоящий момент. С этим также могут быть связаны возможные трудности применения теории.

В исследовании Секер (1993), в котором изучались варианты применения теории студентами — будущими социальными работниками, была показана тачимость рефлексивного подхода. Студенты средних и старших курсов ак-тинно пользовались теоретическими знаниями. Большинство испытывали сложность в интеграции теории и практики, видели противоречивость различных теорий, а также проблематичность связей между академическим вариантом теории и неофициальными ее интерпретациями. Только немногие студенты смогли эффективно применить теорию в практической деятельности. Они отличались особыми социальными навыками, умели внимательно слушать и стремились связать различные концепции с рассказами клиентов. Эти студенты смогли создать новые представления на основе знаний, полученных в рамках нескольких курсов, а также увидеть взаимосвязь между ними. Кроме того, они обсуждали свои идеи с клиентами и таким образом убеждались в том, что их можно применять на практике. Вместо того чтобы держать свои мысли при tefie, они сверяли свои идеи с представлениями клиентов, спрашивая, например: «Как вы думаете, признает ли ваш муж вину за свое собственное поведение, говоря вам, что вы тоже по-своему виноваты?» В данном случае они ичбегали употребления профессионального термина «проекция», но пред-полшали при этом, что подобное могло иметь место, и помогали клиентке понять, что же происходит в их отношениях с мужем. Следовательно, вполне вероятно, что эффективное применение теории требует наличия социальных

 

ости рефлексии в студенческих группах вместе с преподавателями, от-зенными за практику (супервизорами практики), при обсуждении взаи-[зи теории, практики и рефлексии.

рднер (2003) предложил методику критической рефлексии в ситуациях, терных для работы в малых социальных группах, которая содержит не-ко принципов:

кцент на субъективных историях и рассказах участников; [ривлечение наименее активных членов малой социальной группы;

юмощь участникам в понимании зависимости их личного опыта от струк-урных проблем общества;

феминистская перспектива (см. гл. 12); нимание к процессу работы и к ее результатам.

я того чтобы подобные методики могли себя оправдать, необходимо кать в рефлексивный процесс клиентов, пользователей услуг и членов к социальных групп, а также специалистов смежных профессий. Только словии активной рефлексии деятельность может считаться профессио-юй социальной работой. Сами клиенты также могут являться источни-•бмена знаниями и опытом.

итическое мышление

флексивность на практике приобретает форму критического мышления, ый термин имеет два значения. Первое связано с логическим мышлени-5го языковым выражением. В центре исследований этого направления — о языка, а также прикладной риторики и логики (Бауэл и Кемп, 2002). >е — с использованием критических подходов в социальных науках к сдению практики социальной работы. Бречин (2000) выделяет два основ-тринципа критической практики: уважение точки зрения другого и ответь, отсутствие шаблонов. В данном подходе анализируются основные гкеивные принципы: формирование эффективных отношений, в кото-;пециалисты могут апеллировать к разнообразным позициям и точкам [я, стремление к активизации клиентов путем раскрытия их возможно-и подчеркивания изменений к лучшему. В книге Пэйна и его соавторов) анализируется критическая перспектива в социальных науках и под-шаются следующие принципы критической практики:

шределение открытости и неопределенности как возможности для ворческой практики;

тоиск вариантов перехода от личностного роста к коллективным отно-пениям и социальным изменениям;

шимание к языку;

шимание к властным отношением;

 

 

■ критическое переосмысление идеологического значения принимаемых

решений и оказываемых услуг;

■ детализация различных точек зрения на ситуацию;

■ понимание контекста, а также теоретической и ценностной позиции;

■ создание у каждого участника общего представления о процессе и со

бытиях;

■ формирование единого понимания выбранного подхода и соответству

ющего контекста.

Ранее в своей работе (Пэйн, 19966) я обсуждал конкретные варианты применения критической практики. Благодаря этому в каждой главе данной книги делается акцент на критической практике. Идеи затем проверяются на отдельных примерах, что ведет к более тщательной рефлексии. Кроме того, каждая теория сравнивается с другими теориями, которые также привлекаются для ее оценки. Таким образом, к рефлексивным принципам относятся:

■ дуалистический подход. Многие концепты, особенно ценностные, содер

жат анализ противоположных точек зрения. Например, когда проблема

связана с конфиденциальностью, мы задаемся вопросом: «Какие слож

ности вызывает необходимость соблюдать конфиденциальность?» Или же,

когда нас волнует проблема самоактуализации, мы задаем вопрос: «Ка

ких правил нужно придерживаться, если клиент стремится к самоактуа

лизации?» Берлин (1990) утверждает, что такое дихотомическое мышле

ние является полезным, однако в данном случае слишком акцентируют

ся экстремальные позиции, а проблемы реальной жизни кажутся эле

ментарными. Теоретики критического и феминистского подходов (см. гл.

11, 12) высказывают сомнения в ценности дихотомического мышления,

поскольку оно упрощает события и рассматривает их в оппозиции друг к

другу. Важно использовать дуалистический подход, в котором альтерна

тивные решения не исключают друг друга, а сосуществуют;

■ рационально-эмоциональный подход. Рациональное восприятие проблем

характерно для целевого подхода в работе со случаем, а также для когни

тивно-поведенческой работы. В психодинамическом и гуманистическом

подходах, напротив, делается акцент на эмоциональную мотивацию.

В практической деятельности важно осознавать, с какой точки зрения

анализируются проблемы, связываются ли они с мыслительными про

цессами или с восприятием, эмоциями, волевыми процессами. Когда по

ставлен тот или иной акцент, то важно задаться вопросом: «Какие эмо-

иии (представления) выражаются в данном случае?» Фактически это яв

ляется частным случаем дуалистического подхода;

• анализ властных отношений. Анализ проявлений властных отношений помо-i ас г учитывать политический контекст любой ситуации. Профессиональное взаимодействие обусловливается совокупностью политических фак-

 

альтернативный подход. В главе 1 было отмечено, что социальная работа конструируется с точки зрения трех различных подходов. Однако в отношении к любой ситуации эти подходы применяются в той или иной степени и имеют определенное значение как метод анализа. Например, можно стремиться к выполнению правил, принятых в социальной службе, пытаясь подстроить под них работу с клиентами (индивидуал-реформистский подход), можно ставить вопрос об изменении сложившейся ситуации (социалистически-коллективистский подход) или же определять способность клиента к личностному росту (рефлексивно-терапевтический подход). Таким образом, ситуация рассматривается с точки зрения различных перспектив.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Семья Берманов

Мистер Берман недавно стал стационарным клиентом дома престарелых, поскольку из-за болезни Альцгеймера он стал излишне беспокойным и агрессивным и миссис Берман не могла больше справляться с ним в домашних условиях. Она навещает его каждый день и подолгу остается рядом с ним, однако теперь не может помогать своей дочери. Ее дочь после развода с насильником-мужем в одиночку воспитывает трех маленьких детей. Брату миссис Берман недавно ампутировали ногу вследствие тяжелой болезни, связанной с нарушением циркуляции крови и курением, и в настоящее время он выздоравливает дома, выражая крайнюю нетерпимость к другим. Его супруга находится в подавленном состоянии, ей также важна поддержка миссис Берман. Коллеги мистера Берма-на, который возглавлял ранее одну из местных организаций, поинтересовались у социального работника миссис Берман, как можно ей помочь.

Кто из участников ситуации будет включен в рефлексивный процесс? Какие их чувства и какие события нуждаются в рефлексии? Как влияет прежний опыт участников на их восприятие данной ситуации?

!ывод

' этой главе было показано, что теория имеет прикладное значение и что щадимо анализировать возможности ее практического применения. Кри-;ское и рефлексивное мышление играет большую роль в практике соци-юй работы. Выявление существующих между теориями взаимосвязей и про->речий позволяет сравнить их прикладную ценность, а также соотнести их циальным контекстом. Однако мой анализ значения рефлексии, рефлек-юсти и критичности для применения различных теорий на практике не юляет принять окончательное решение о том, какая из этих теорий отве-■ в большей степени требованиям современной социальной работы и явля-более эффективной. Данному вопросу посвящена глава 3.

 

Глава 3. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

О чем повествует эта глава

Целью этой главы является анализ дискуссионных вопросов по теории социальной работы, в частности вопроса о том, какие теории имеют преимущественное значение. Я предлагаю обзор тех теорий практической деятельности, которые известны в настоящее время. Пытаясь оценить их значимость, мы обращаемся к области эпистемологии (науке о познании. — Примеч. науч. ред.) и к вопросу о том, достаточно ли обосновано то знание, которое лежит в основе практических теорий.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Основу теорий практической социальной работы составляет большой спектр тео

ретических представлений.

> В рамках этих теорий разработаны разнообразные приложения к работе с инди

видуальным случаем, групповой работе, работе в малых социальных группах и

социальной работе на макроуровне.

>■ Теории семейной терапии и стационарного обслуживания являются частью общей теории социальной работы.

> Данные исследований, проведенных в 1950— 1960-х гг., стали источником дискус

сий о соответствии результатов практики социальной работы теоретическим

описаниям; исследования последних лет свидетельствуют о том, что структури

рованные и ориентированные на конкретную цель действия в большинстве случа

ев являются эффективными.

> Вместе с тем исследования, проводимые в настоящее время, ставят своей зада

чей в основном изучение конкретных форм работы и технологий, так что исследо

вательская оценка теорий в них довольно ограниченна.

> Позитивистский подход и понимающая традиция представляют собой два различ

ных направления, анализирующих происхождение теорий и свойственный им спо

соб описания окружающего мира.

> Роль знания в теориях практической деятельности рассматривается через при

зму четырех различных подходов, оказавших влияние на практику, среди кото

рых — оценка эффективности, социальный конструктивизм, активизация и реа

лизм.

 

Современные дебаты о теории социальной работы

 

задач, которые ставят перед ними администраторы социальных служб и водящие инстанции. Появляются новые проекты и услуги, но изменения этической деятельности происходят довольно медленно. Время от време-гучаются новые открытия. Так, в начале 2000-х гг. основным нововведени-гала теория социального конструктивизма, которая была применена к альной работе (см. гл. 8).

начале XXI в. теория социальной работы приобрела иную форму, появи-новые модели и популярные концепции, однако существенных измене-не произошло. Помимо инноваций, связанных с конструктивистской прак-й, значительному совершенствованию подверглись еще три области: ког-вно-поведенческая и критическая практика, а также теоретические воп-[ духовности. В последнем случае широко обсуждаются проблемы культур-и этнической сензитивности, так как восприятие духовности тесно связа-культурным своеобразием и играет важную роль в культурных конфлик-Сохраняется повышенный интерес к когнитивно-поведенческой практи-юскольку ее эффективность доказуема эмпирическим путем, кроме того, ляются новые техники и методики, основанные на поведенческих и по-ательных шкалах, а также новые способы их применения на практике, ространение этих методов в смежных профессиях означает, что соци-ые работники имеют возможность наблюдать и содействовать развитию специализированных техник. Поскольку эффективность данных методов о подтверждается, то, как правило, они пользуются и административной;ержкой. В рамках критической практики также появились инновационные ческие модели практической работы, которые заинтересовали многих;иалистов и оказались продуктивными.

ругие, традиционно популярные, области также подтверждают свое пра-а существование и развитие. Практически все главы этой книги были об-[ены и дополнены моделями разных авторов, представляющими все воз-ные теоретические позиции. Следовательно, для социальных работников обладают высокой ценностью и потенциалом развития, лавным вопросом, который обсуждался социальными работниками на же 1990 —2000-х гг., был эпистемологический вопрос, раскрывающий наше [риятие и способ организации знания, лежащего в основе теории. По мне-Вебба (2001), эта проблема находится в центре философских дебатов с [I в. Долгое время противоречия между различными теориями не обсужда->. В начале 1990-х гг. отдельные теории подверглись резкой критике. Позвавшие затем дебаты по поводу эклектизма свидетельствовали о том, что хальные работники пытались скомбинировать концепции разных теорий и ги соответствия между противоречивыми представлениями. В результате тео-гаеских конфликтов 1970-х гг. появились различные представления о сущно-теории социальной работы, кроме того, они привели к определенной кон-:нции между ними. Сегодня это противостояние практически сошло на нет, сольку, согласно Эплгейт (2000), постмодернистское представление о разных теориях заключается в восприятии их как альтернативных «историй» репрезентаций деятельности под названием «социальная работа». Дногие специалисты в социальной работе руководствуются прагматизмом

 

основные практические концепции, которые представляют интерес для социальных работников. Такое частичное описание характерно для специалистов, работающих в узкоспециализированных службах, в которых акцент делается на определенной теории. В Великобритании, например, решением правительства повсеместно были введены бригады кризисного реагирования в службах психического здоровья, поэтому кризисная интервенция получила широкое распространение.

Причины такой популярности этой практической концепции, скорее всего, лежат не в достоинствах теории или в эмпирических доказательствах ее эффективности, хотя они и существуют, а в позиции соответствующих служб и членов малых социальных групп, согласно которой необходимо эффективно реагировать на проблемы людей с острыми психическими нарушениями. Поэтому специалистам важно было найти теоретическое обоснование своим действиям. В медицинских учреждениях, где ведется психотерапевтическая и консультативная работа с людьми, имеющими тяжелые психические нарушения, психодинамическая теория, а также другие концепции социальной и психологической терапии продолжают быть востребованными.

Анализ теорий социальной работы

Специалисты, практикующие индивидуально или в группах, имеют в своем распоряжении большой выбор теорий, которые полезны и обладают сравнительно одинаковой ценностью. В части II этой книги содержится анализ различных теорий, раскрывающий их значение и область применения, что облегчает процесс отбора и сочетания этих теорий. Ряд авторов полагают, что подобный обзор не приносит большой пользы. Соломон (1976), например, считает, что теории и модели социальной работы несопоставимы, поскольку, как правило, затрагивают совершенно разные аспекты (к примеру, функции практики, процесс изменений, последовательность техник, существо проблем). Некоторые теории, по ее мнению, основаны на конкретных методах мощействия, другие же раскрывают такие формы терапии, которые выходят ш пределы социальной работы. Подобная критика показывает необходимость внимательного отношения к отбору и сочетанию теорий.

Индивидуальная работа и работа с семьями

Попытки составить сравнительный обзор теорий социальной работы предпринимались многими авторами. В табл. 3.1 представлены обзоры, содержащие tot же набор теорий, что и настоящее издание. Этот список неполон, по-скоп.ку многие работы посвящены исключительно работе с индивидуальным случаем, или «клинической социальной работе» (Роберте и Ни, 1970). Терми-Мшшичсски здесь отражены различия между социальной работой, целью ко-1врон является социальная защита и оказание услуг, и формами межлично-тмои и групповой терапии, которые чаще называются клиническими форма-ИМ практики. В двух других работах (Роберте и Новен, 1976; Тэйлор и Роберте,

 

ии теорий Роберте и Ни, 1970 Хау, 1987' Лишман, 1991 Кумар, 1995 Тернер, 19962 Степни и Форд, 2000 Купер и Лессер, 2002

юмическая Психосоциальная, функциональная, проблемно-ориентированная Психоаналитическая Психодинамическая Концепция Эриксона о стадиях развития Психодинамическое консультирование Проблемно-ориентированная Психосоциальная Психоаналитическая, функциональная, проблемно-ориентированная, психология личности Психодинамическая Психодинамическая (объект — взаимоотношения) Психология «Я»

ено-еская Поведенческие модификации Поведенческая социальная работа Поведенческая социальная работа Когнитивно-поведенческая Поведенческая терапия, когнитивная Когнитивно-поведенческая Поведенческая терапия, когнитивная

я терапия Семейная терапия - - — (Семейная терапия) —

ые теории Кризисная интервенция - Кризисная интервенция — Кризисная Кризисная интервенция —

{ентриро- [Совпадает с поведенческими] Практика, ориентированная на решение задач Письменные контракты Задаче-центриро-ванная Задаче-центри-рованная

ная теория — [Не рассматривается в качестве самостоятельной] — Системная Модель жизненных систем Экологическая

мая, пси-еская, жтивизм Социализация Теория идентификации горе/потеря Конструктивистская, коммуникативная Нарративная, Нейро-лингвисти-ческое программирование Ролевая Нарративная, ориентированная на результат

 

 

mmmf Сошилькая работа в малых социальных группах Социальное развитие — Социальная работа в малых социальных группах —

отпеоаЛ/ енциальная духовности Клиент-центриро-ванная [группа экзистенциальных теорий «в поисках себя»] Гандианская, экзистенциализм Клиент-центриро-ванная Экзистенциальная Гештальтгеории Гипноз Медитация Трансактный анализ Трансперсональная Экзистенциальная Консультирование

геская Марксистская радикальная теория/радикальный структурализм, рост осознания Структуралистский подход Марксизм, радикальная Материалистическая (марксистская)

I3M - [Феминистская социальная работа] — Феминизм Феминистская - Женская психология

лскримина-я — — — — Оборигенная - Кросскультурная

изации и ы интересов а — — Активизация Активизация —

квадратных скобках содержатся комментарии автора.

[руглыми скобками при Описании обзора Тернера обозначены теории, о которых рассказано в предыдущем издании его книги; курси-теории, добавленные в последнем издании (глава о марксизме переименована в материалистическую теорию).

 

Теории радикальных трансформаций

 

гии групповой работы, работы по месту жительства и в рамках стацио-ых учреждений я описываю в главах, посвященных различным теориям, пгорые авторы также подробно останавливаются на этих формах работы жмер, Хау, 1987).

1кже я включил в обзор работу Роберте и Ни, которая является показа-юй, поскольку отражает «противостояние теорий» в американской соци-эй работе и означает начало периода обособления различных теорий и эжащейся в них взаимной критики. Вслед за этой работой вышла книга ера, переизданная затем неоднократно с дополнениями, раскрывающи-овые концепции американских исследователей. Ее обзор занимает особое о, поскольку он учитывает большинство современных психотерапевти-их теорий, известных к настоящему времени. В нем также рассматривают-роблемы профессионализации социальной работы, близко связанной в \ с консультированием и другими специальностями психотерапевтиче-направленности, что свидетельствует о потребности в определении чет-границ между ними.

абота индийского автора Кумара (1995) включена в обзор в качестве при-i книги, опубликованной за пределами США и Европы. В ней содержится;ание практики социальной работы, основанной на принципах Махатмы |,и, которые имеют особое значение в индийском обществе. Для этой ра-i характерен акцент на социальное развитие, однако наряду с общей на-1ленностью на психологические методы решения проблем пристальное дание уделяется практике социальных изменений, которая, в свою оче-., опирается на радикальный и марксистский подходы. В работе Лишман 1) сопоставляются модели «понимания человеческого развития» и моде-нтервенции. Первая группа моделей включает то, что я называл перспек-1ми (у Лишман это психодинамический и структурный подходы), а также юфокусированные теории развития, такие, как теория идентификации и цепция Эриксона (1965) о стадиях человеческого развития. Обзор теорий, щринятый Лишман, предназначен для практиков, обладающих эксперт-[ знанием, а также для преподавателей (руководителей практики), поэто-по ее мнению, он содержит концепции, которые представляют для них гдеденное значение.

Структура анализа теорий

1екоторые авторы не ограничиваются простым описанием теорий соци-юй работы. В их исследованиях делается попытка сгруппировать теории на ове взаимосвязей, существующих между ними, или сходства фундаментных принципов. Одним из возможных вариантов анализа теорий является лиз содержания каждой теории с применением стандартных категорий, нер (1996) приводит набор этих категорий в приложении к своему обзору, ако это, скорее, напоминает длинный список обобщенных характерис-, что не оказывает помощи в выборе теории. Альтернативный и более слож-\ метод имеет концептуальную схему, размещающую теории в определен-

 

 

Радикальная социальная

работа («просветители»)

Марксистская социальная

работа («революционеры»)

Объективные

Субъективные

Интеракционизм («интерпретаторы»)

Традиционная социальная

работа («консерваторы»)

Теории социального контроля

Рис. 3.1. Анализ теорий социальной работы (по Виттингтон и Холанду, 1985;

Хау, 1987)

Примечание: обозначения, предложенные Хау, даны в скобках.

Хау (1987). В нем используются результаты социологического анализа Баррела и Моргана (1979), в котором все философские представления о природе общества подразделяются на субъективные (гуманистические, постмодернистские, конструктивистские) и объективные (модернистские, позитивистские, научные), а философские концепции о природе социального порядка — на теории радикальных трансформаций и теории социального порядка (рис. 3.1). На вертикальной оси теории размещаются согласно тому, как в них определяется общество — через социальные трансформации или как жесткая структура социальных взаимодействий. Все теории социальной работы располагаются в разном соотношении к этим двум полюсам. Подобный способ категоризации может вызывать сомнения, поскольку противоположные категории выбраны произвольно, и, кроме того, можно обосновать совершенно различное размещение теорий на представленных осях (Стенсон и Гулд, 1986). Например, взаимоисключающие теории могут быть помещены в один и тот же сектор, поскольку зачастую имеют определенные сходства. Более того, другие пары контрастных категорий не отражены в данной системе. Например, Хау (1987) рассматривает психодинамическую и поведенческую теории в качестве функциональных, несмотря на то что между ними существуют значительные рачличия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.