Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 22 страница




Местные центры занятости должны предлагать населению возможности для переквалификации. Это относится к регионам, в которых наблюдается высокий уровень безработицы. Совместные усилия по снижению уровня преступности в сфере недвижимости на местах, поддержка малого бизнеса социальными и экономическими мерами также способствуют социальному развитию и помогают решать проблемы безработицы и бродяжничества, в то время как социальная помощь в некоторых случаях менее эффективна.

Работа в малых социальных группах

Хендерсон и Томас (2002) предлагают обзор работы в малых социальных группах, основываясь на четырех современных понятиях:

 

Стадия

Праьсгаческая цель Практический подход

it в микросо-)среду Продумывание вариантов вхождения Ориентировка и сбор информации; определение целей и ролей социального работника по отношению к микросоциальной среде; планирование подхода и анализ проблемных ситуаций микросоциальной среды

 

Обсуждение вариантов вступления в контакт с соседями Установление взаимоотношений с существующими группами; определение ролей и установление необходимых отношений с другими службами; определение и обсуждение функций службы, выполняющей основную роль

гношений седями Определение цели сбора данных Обоснование и планирование сбора данных

 

Исходные условия Изучение истории, окружения, жителей, организаций, общения, властных отношений и лидерства

 

Сбор данных Обозначение границ местной территориальной среды; изучение территории; использование анкет, неформальной дискуссии, наблюдения, письменных источников (местных газет), предметов местной истории, документации службы

 

Анализ, интерпретация и запись данных Использование различных видов записей при анализе и обработке полученных данных

ние потреб-елей и ролей Оценка проблемы Описание, определение причин возникновения и текущего состояния проблемы

 

Обозначение целей/приоритетов —

 

Определение ролевых функций Выбор направлений деятельности: развитие микросоциальной среды, социальное планирование, организация или участие в социальных акциях; определение стадий работы, целей и предпочтений; знание возможностей и ресурсов

 

Определение областей реализации различных ролей Налаживание отношений с местным населением, укрепление взаимодействия группы с другими группами; обсуждение вопросов работы с группами в агентствах

 

ение контак-сомство лю-с другом Мотивы Определение возможных мотивов, необходимых для оценки специалиста; обеспечение информации для оценки; мотивирование на поиск различных возможностей, которые повышаются с ростом компетенции специалиста

 

Процесс установления контакта Подготовительный отбор и установление очередности взаимодействий с людьми; организация места встречи; обдумывание целей, средств общения и информации о себе; установление контакта: вступление, представление себя, согласование целей встречи, анализ общения; по окончании — фиксирование данных, информирование, наблюдение за ситуацией

 

Способы установления контакта Уличные формы работы (возможно, с использованием видео), зондирование проблем, опросы, обращения, публичные встречи с участием третьих лиц или реальные, естественные события (инициируются работником)

вание и раз-анизаций Контекст Определение особенностей микросоциальной среды (мотивация, ресурсы, барьеры), а также интересов малых социальных групп

 

Формирование организаций Проверка выполнимости и необходимости: существующие группы, потенциальное участие, планирование времени, стратегии; поощрение лидерства, поддержка исследования, развитие мотивации участников, обозначение проблемы микросоциальной среды и постановка четких целей; развитие (структура, тактика и стратегия), групповая солидарность; публичные встречи

 

ми

 

гражданское общество — объединение людей с целью создания общественных организаций как альтернативного сектора по отношению к государству и бизнесу;

развитие возможностей — стремление к развитию человеческих ресурсов микросоциальной среды;

социальное включение — маргинальные и малые социальные группы должны играть более существенную роль в обществе.

i соответствии с данными представлениями необходимо оказывать со-:твие малым социальным группам на местах в преодолении изоляции и инализации, а также налаживании связей с ресурсами всего общества, ином случае наблюдается непосредственная связь с теоретическими по-гниями о социальном развитии, обсуждаемыми ранее. Работа в микро-[альной среде по укреплению соседских отношений представлена в табл. Анализ практических элементов работы в малых социальных группах 1зывает, что они могут использоваться и в работе по социальному разно.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Проект по оздоровлению микросоциальной среды района Хевенхэм

Проект по укреплению здоровья сообщества микросоциальной среды бедного густонаселенного района Хевенхэм был разработан в целях утверждения практики потребления здоровой пищи. Большинство его населения составляли пожилые люди пенсионного возраста, живущие здесь с рождения, также в нем проживали эмигранты.

Местная администрация обратилась к государству за финансовой помощью. Условием для получения средств был 50-процентный вклад со стороны местного сообщества. Финансирование было рассчитано на три года. Планировалось, что по истечении указанного срока проект станет самофинансируемым или будет включен в целевой государственный бюджет.

На встрече с группами местных жителей из Вьетнама, Индии, Бангладеш и Карибских островов часть местных лидеров предложили разработать проект по обеспечению питанием пожилых людей на территории их проживания. Был сформирован комитет, в который были приглашены менеджер по социальной работе из команды по работе со взрослым населением, а также опытный социальный работник из местной координационной группы по работе с общественными организациями для пожилых людей.

Директора местных ресторанов высказались против этой идеи, поскольку работа по доставке пищи потенциально сокращала число посетителей ресторанов. В то же время они выразили готовность улучшить качество предлагаемой ими пищи.

Используя принципы социального развития и развития микросоциальной среды, а также отдельные положения социальной педагогики, какие альтернативные идеи для разработки проекта по оздоровлению питания возможны в данном злучае? Какие представления системной теории (см. гл. 7) могут быть полезны-

 

Комментарий

Концепция Миджлея (1995) — одна из первых попыток построения теории социального развития. Она отражает стремление адаптировать теорию социального развития к целям социальной работы. В работе Миджлея недостаточно раскрываются модели практического действия, поэтому его концепция остается перспективой, которая в будущем войдет в практику социальной работы. Значение этой концепции показано на примере методов, описанных в данной главе, а также взаимосвязи социальной работы и работы в малых социальных группах, работы в малых социальных группах и социальной педагогики. Прикладное значение работы в малых социальных группах также представлено в обзоре Хендерсона и Томаса. То же можно сказать о социальной педагогике, распространенной в Европе.

Особенно это касается работы с детьми, а также работы учреждений стационарного и дневного пребывания. Работа в малых социальных группах служит доказательством особой роли социальной работы в оказании услуг местному населению. В рамках данного подхода организация и развитие услуг отвечают более широкой задаче социального развития.

Недостатком концепции социального развития Миджлея и теории социальной работы в малых социальных группах является принятие порядка существующих социальных структур. Дракер (2003) утверждает, что стремление к повсеместному признанию и развитию социальной работы во всех странах мира реализуется в попытке интегрировать западную модель индивидуальной терапии в культуру развивающихся стран, хотя более адекватной стратегией были бы мероприятия по экономическому и социальному развитию. Методы индивидуальной работы можно использовать в целях преодоления последствий бедности и экономической отсталости.

Несмотря на то, что в данных концепциях признается важность критического подхода, социальное развитие рассматривается в рамках существующего социального порядка. Миджлей во многом основывается на прогрессивном, развивающем подходе к социальному развитию, но признает формальные институциональные структуры в качестве главных элементов социального развития.

Схожим образом, по мнению Хэдли, социальная работа в малых социальных группах (Хэдли и МакГраф, 1980) направлена не столько на трансформацию, сколько на реформирование деятельности бюрократизированных социальных служб. Кроме того, с точки зрения этого автора, работа в малых социальных группах сосредоточена на вопросах социальной политики, и не является целевой стратегией, актуальной в рамках определенной микросоциальной среды.

ИТОГИ ГЛАВЫ

C**.ni илапк

11мопиипм гпопы пупятипяют

 

альное развитие и социальная педагогика возникли вне рамок традицион ападных теорий социальной работы. В основе этих инновационных концеп-ежат альтернативные теоретические и практические подходы.

альное развитие и развитие микросоциальной среды признают и закрепля-дествующий социальный порядок.

изация методов работы в малых социальных группах показывает возможно-: использования в работе по социальному развитию и развитию микросоци-й среды.

|ды, рассмотренные в последующих четырех главах, объединены идеями кри-<ого отношения к существующему социальному порядку и защиты интере-юкриминируемых в обществе групп.

 

Глава 11. ОТ РАДИКАЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВ

К КРИТИЧЕСКИМ ПЕРСПЕКТИВАМ

О чем повествует эта глава

В данной главе рассматривается переход от радикальных, структурных теорий практической социальной работы к современным критическим теориям. Радикальные перспективы практической социальной работы восходят к марксистским социальным теориям, которые представлены во многих теоретических школах. Их влияние на социальную работу особенно сильным было в периоды экономического спада, например во время Великой депрессии 1930-х гг., а также в 1960—1970-х гг. в период активного политического реформирования общества. Радикальные теории практической деятельности, существующие на данный момент, связаны с движением за права женщин (см. гл. 12). Они также направлены против дискриминации отдельных социальных групп по признаку расы и этничности и отражают такие вопросы социальной защиты, как инвалидность, возрастные различия и сексуальная ориентация (см. гл. 13).

Возможность применения этих теорий в социальной работе неоднократно подвергалась сомнению в связи с отсутствием моделей, которые широко используются в практике социальной работы. В 1990-е гг. были сделаны попытки переформулировать базовую теорию марксизма, используя современные формы критической теории, которые были рассмотрены в данной главе, а также практику активизации ресурсов клиента и защиты его интересов (см. гл. 14). Эти представления отражают преимущественно социал-коллективистские взгляды.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Радикальная теория и критическая теория являются трансформационными, т.е.

предполагают, что социальная работа направлена на изменение условий, порож

дающих социальные проблемы в обществе. В частности, они отвергают капитали

стические, экономические либеральные и экономические рациональные подхо

ды к управлению экономикой как по причине идеологических расхождений, так и

в связи с отсутствием необходимого уровня социального обеспечения.

> Эти теории также являются эмансипаторными (освободительными), направлен

ными на освобождение людей от ограничений, которые несет в себе существую

щий социальный порядок

 

 

(икальная и критическая социальная работа отвергает положения традицион-i практики социальной работы, согласно которым социальная политика, осно-ная на экономическом либерализме и рационализме, считается приемлемой.

гдставители радикальной и критической теорий подчеркивают структурный, а индивидуальный характер социальных проблем и обращаются к вопросам сольного неравенства и дискриминации.

[икальная и критическая практика направлена на осознание социального нера-ства, политических акций и социального изменения. Это способствует преодо-ию культурной гегемонии, когда властные структуры поддерживают выгодный них социальный порядок, формируя социальные представления и включая их 'льтурную жизнь людей с помощью средств массовой информации и образо-эльных институтов.

ТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

.яснение практики на основе структур, а не концепций индивидуальной психо-4и и социальных сетей.

иальные трансформации, которые не только выстраивают, но и направляют ивидуальные и локальные изменения.

росы неравенства как актуальные социальные проблемы.

ксис — идея о том, что практика работы с притесняемыми людьми дает нам цставление о функционировании общества и развивает наши возможности к гижению социальной трансформации.

гика представлений, признающих существующий социальный порядок, и тех эктов социальной работы, которые ведут к социальному контролю.

логическая практика — работа с людьми на основе принципов равноправия,,а возможен обмен различными взглядами на социальную ситуацию.

зайентизация, или развитие сознания (термин, предложенный Фрейри) — гельность, помогающая людям понять и критически осмыслить взаимосвязь чальных структур и дискриминации, а также предпринять активные действия в >шении последствий и проявлений этой связи.

 

иация — методы вовлечения людей в коллективную деятельность по дости-лю социальных и культурных целей.

курсы — языковые формы и практические действия, с помощью которых люди шляют свою власть, формируя культуру и социальные отношения; дискурсы 5ходимо понимать и воспринимать.

ий теоретический контекст

ш и три последующие главы посвящены теориям, в которых раскры-эциал-коллективистский, или трансформационный, подход в соци-аботе. В них опровергаются или критикуются положения экономиче-

 

с деятельностью консервативных, республиканских и христианско-демокра-тических политических партий, экономические рыночные отношения являются наиболее эффективной организацией общества. Это связано с тем, что разумные (рациональные) индивиды стремятся повысить свой экономический статус и тем самым способствуют экономическому росту и социальному развитию. Социалистические философские течения, связанные с коммунистическими политическими партиями, напротив, доказывают, что конкуренция и индивидуализм не являются необходимыми для экономического развития, они приводят к экономическому неравенству между людьми, что, в свою очередь, проявляется в дискриминации экономически менее благополучных групп населения со стороны элит и властных социальных групп. Плановое экономическое развитие, по мнению социалистов, является не менее эффективным, к тому же оно помогает избежать неравенства. Согласно идеологии либерализма и рационализма, неравенство заставляет людей стремиться к достижению лучшего экономического положения. В рамках радикализма существует множество направлений, к которым относится и менее радикальный социал-демократический подход, разделяемый представителями лейбористской и социал-демократической политических партий. С позиций данного подхода рыночные конкурентные отношения являются наилучшей формой организации общества, но в то же время необходима демократическая система, представляющая все социальные группы. Ее развитие актуально для социального планирования и обеспечения, которые призваны сгладить негативные проявления рыночной экономики.

Социальный либерализм несколько отличается от экономического либерализма. Представители этого подхода отстаивают социальные свободы и критически относятся к традиционным источникам власти, таким, как правительство, церковь, полиция, учителя, родители (а также, возможно, и к социальным работникам). Социальные либералы зачастую связывают конфликты с вопросами тендера и сексуальной ориентации. Особой областью полемики являются права женщин. В рамках социального либерализма также рассматривается проблема сексуальной свободы, например обсуждаются вопросы возможности добрачных сексуальных отношений, свободы в принятии решений об аборте и др. По мнению социальных консерваторов, наличие системы социальных статусов и соответствующих властных полномочий является необходимым условием поддержания стабильности и порядка. В этом смысле традиционное разделение тендерных ролей и традиционная сексуальная ориентация являются важными элементами стабильности общества. Поэтому идеология социального либерализма считается дестабилизирующей. Социальный консерватизм зачастую (хотя и незаслуженно) ассоциируется с религиозным фундаментализмом, в котором социальные и нравственные нормы, содержащиеся в таких священных книгах, как Библия и Коран, рассматриваются буквально. Религиозные наставления подобного рода часто находят отражение в консервативных представлениях об обществе, хотя такой связи не должно быть в принципе.

Радикальная социальная работа возникла в конце 1960-х гг. Радикальным считается все, что предполагает серьезные изменения. Эта характеристика ча-

 

тельного собрания. Во времена Французской революции левую часть зала конодательного собрания занимали приверженцы социалистических взгля-в — так возник термин «левое крыло». С конца 1700-х гг. представители «ле-го крыла» стали участвовать в политическом движении. В рамках радикаль-й традиции существует большое число конкурирующих подходов. Вместе с л можно говорить о следующих общих принципах социалистической тео-и, которые нашли отражение в социальной работе.

i Радикальные и критические теории являются материалистическими (Бург-хардт, 1996). Это означает, что способ производства материальных продуктов, необходимых для существования, рассматривается здесь в качестве ключевой детерминанты социальной системы.

Причины социальных проблем рассматриваются с точки зрения социальной структуры, а не с точки зрения индивидуальных факторов. В данном контексте под фактором понимается способность человека влиять на окружающую действительность. Структурные объяснения являются детерминистскими, в них анализируется то, каким образом социальный порядок, т.е. способ организации общества, направляет и детерминирует социальные отношения. Влияние же отдельных индивидов на социальное устройство считается незначительным. Следовательно, индивидуальные взаимоотношения и проблемы являются продуктом социальных отношений, характерных для капиталистического общества. Капитализм представляет собой экономическую систему, при которой небольшая группа людей накапливает капитал и инвестирует производство товаров, а большинство продает свой труд. Работникам сложно накопить какой-либо капитал, поэтому они теряют контроль над средствами производства. Однако не все структуралистские положения, связанные с социальной работой, рассматриваются в контексте данной теории. Так, Вуд и Мидлман (1989) рассматривают структурный подход с точки зрения системной перспективы.

Неравенство и несправедливость по отношению к отдельным группам общества связаны с положением рабочего класса. Ликвидация социального неравенства и несправедливости является главной целью активных социальных действий. Социалисты не разделяют позицию экономического либерализма, согласно которой неравенство и несправедливость являются неотъемлемой частью общества, и мотивируют трудящихся к достижению большего. Проявления несправедливости по отношению к различным группам находятся в центре внимания социалистов. Такой подход привел к трансформации традиционной радикальной теории классового общества и расширил спектр факторов, способствующих возникновению неравенства и несправедливости. Наиболее известными радикальными перспективами являются феминистская теория (см. гл. 12), а также теория сопротивления угнетению и антидискриминационная теория (см. гл. 13), в рамках которых рассматриваются сущность и проявления притеснения в отношении отдельных социальных групп.

 

Т

 

 

■ В фокусе деятельности должны быть политические действия и социальные

изменения, а не индивидуальная поддержка. Поскольку неравенство и не

справедливость являются продуктами общественной структуры, оконча

тельно решить все социальные проблемы в капиталистическом обществе

невозможно. Только серьезные социальные изменения помогут справиться

с ними. Это требует «революции» в политической и социальной мысли.

■ Идея праксиса означает, что в практической работе необходимо реализо

вать теоретические принципы. В этом случае практика будет отражать и

изменять теорию. Идеи, которыми мы руководствуемся, приобретают

смысл в практической деятельности. Они выражаются через наши дей

ствия и меняют наше представление о себе в процессе их воплощения

(Ронби, 1992). Теория должна частично исходить из представлений, вы

ходящих за пределы повседневной практики, иначе она будет лишь про

стым отражением последней.

В рамках радикальной критики методов социальной работы выражается недовольство системой социальной помощи. Поскольку социальные службы являются частью социальной системы, которая поддерживает капитализм, они не способны помочь клиентам — представителям рабочего класса (Райант, 1969). В этом контексте обсуждается несколько теоретических проблем. Рассмотрим их более подробно.

■ Проблема социального контроля и диапазон, в котором социальная работа

использует социальный контроль через систему, регулируемую государ

ством и правящими классами. Поэтому критический подход предостере

гает от использования методов, основанных на контроле.

■ Проблема профессионализации и диапазон, в котором профессионализа

ция обеспечивается через социальное образование в ущерб интересам

низкостатусных социальных групп и клиентов. Социальные работники кри

тического направления стремятся к сотрудничеству не с официальными

организациями, а с представителями рабочего класса и общественными

группами.

■ Проблема критической практики, ее возможностей в условиях ограниче

ний, которые устанавливаются обществом и социальными службами и

связаны с индивидуальным характером социальной работы. Акцент на

коллективных и политически окрашенных стратегиях работы позволяет

предположить, что критический подход невозможен в практике работы

государственных социальных служб, которые контролируются правящей

элитой (как через политическую систему, так и через управленческие

структуры, представляющие интересы социальных групп, занимающих

элитарное положение).

Данные принципы и проблемы отражают лишь некоторые аспекты социалистической теории, иллюстрирующие истоки происхождения критической теории социальной работы. Применение этих принципов на практике, напри-

 

методы гражданского образования, которые помогают прояснить пред-чение служб занятости, в частности с помощью вовлечения клиентов в ее планирования мероприятий. Также Швартц обращает внимание на ание неадекватности ресурсов потребностям людей и раскрывает формы ических действий в защиту интересов клиентов.

feK (1986) выделяет следующие три подхода к социальной работе с точения марксизма.

прогрессивный подход (Бейли и Брейк, 1975а, 1980; Гэлпер, 1980; Бур-фдт, 1996), согласно которому социальная работа является активным роводником изменений и объединяет буржуазное общество (общество, котором существует система эксплуатации рабочего класса) и предстателей рабочего класса. Роль социальных работников заключается в до-гижении изменений, организации коллективных действий и повыше-ии политической сознательности.

гпродуктивный подход (Скенридж и Ленни, 1971), согласно которому щиальные работники выступают проводниками классового контроля,:иливающего угнетение рабочего класса, и способствуют воспроизвод-ву капиталистической системы в следующем поколении, помогая лю-[м приспособиться к ее требованиям.

ротиворечивый подход (Корриган и Леонард, 1978), согласно которому щиальные работники выступают проводниками капиталистического штроля и одновременно «размывают» классовое общество (по крайней;ре, потенциально). Являясь субъектами социального контроля, соци-ъные работники вместе с тем помогают представителям рабочего клас-реализовать себя, делятся знаниями и частью государственной власти клиентами. Существование данного противоречия в их роли приводит к 1зникновению других противоречий, которые в конечном счете способ-вуют ниспровержению капиталистического общества. Современная струк-рная и критическая теория, по большому счету, является развитием ютиворечивого подхода.

икальные идеи в социальной работе позднее нашли отражение в теори-югической деятельности социал-демократического направления, среди tx наиболее известными являются теория активизации ресурсов клиен-)рия защиты его интересов (см. гл. 14). Однако социал-демократическая ленность критикуется социальными работниками радикального толка, кто продолжает придерживаться радикальной теории (например, Лан-Ли, 1989; Фук, 1993). Кроме того, такие авторы, как Ланган (2002), ют о снижении влияния радикальных идей, особенно после дискреди-ларксизма в связи с падением коммунистических режимов в Восточной и Азии в начале 1990-х гг., а также в связи с установлением в западных с экономических режимов неолиберального и рационального направле-шример, во времена правления Маргарет Тетчер и Рональда Рейгана

 

 

■ использование рефлексии (см. гл. 2) в критическом ключе, предполагаю

щем, что рефлексивные выводы не всегда удобны и не так просто реали

зуются на практике. В данном случае, скорее, имеются в виду не крити

ческая практика, а критическое мышление и критическая рефлексия.

■ включение более современных критических теорий, которые выходят за

рамки классического марксизма, в частности идей представителей Франк

фуртской социологической школы Хабермаса и Бека, а также теории кол

лективной работы Грамши (Ледвиф, 1997). Значение данных теорий состо

ит в том, что они подчеркивают роль культурных, политических и нрав

ственных ценностей и структур, а также их влияние на социальный поря

док. В практической деятельности социальных работников это находит не

посредственное отражение, так как их работа связана с попытками изме

нить представления людей и их восприятие социальных отношений.

На развитие критической практики в 1990-е гг. оказали определенное влияние теории постмодернизма и социального конструктивизма. Эти идеи являются критическими в том смысле, что в них уделяется особое внимание социальной обусловленности поведения и роли социальных институтов, а также подвергается сомнению безусловность существующего социального порядка. Вместе с тем содержащаяся в них критическая позиция по отношению к «общепринятым истинам» и практической деятельности на благо общества противоречит активным социальным действиям, а также анализу материализма и социальной структуры в критической теории. Марксисты рассматривают бедность и неравенство в качестве ключевой проблемы, а вопросы языковых практик и идентичности не считаются существенными (Фергюсон и Лавалет-те, 1999). Следовательно, хотя сомнение и критика, характерные для постмодернистских подходов, сближают их с критическими теориями, более актуальными для социальных работников представляются современные концепции антидискриминационных и феминистских подходов. Аллан (2003), изучая взаимоотношения модернистских и постмодернистских критических теорий, в частности, подчеркивает важность для современной критической теории дискурсионного анализа, т.е. анализа через культурные и социальные отношения. Он рассматривает власть не как механизм подавления, а как эффективную стратегию, способствующую развитию саморефлексии в работе с клиентами и рефлексивного творчества. Представители критической теории с осторожностью относятся к применению методов активизации ресурсов клиента и защиты его интересов и считают приемлемыми только те варианты, которые опираются на структурный и критический подходы (см. гл. 14).

Области пересечения

Радикальный подход в социальной работе содержит критику «традиционной» (психодинамической) социальной работы, а также других теорий, дающих психологическое объяснение социальных проблем и теорий функциональной направленности, в которых существующий социальный порядок вое-

 

В традиционной социальной работе объяснения сложных социальных проблем сводятся к психологическим проблемам индивида. Виновником про-5лем выступает жертва-клиент, на которого перекладывается ответственность за проблемы, имеющие социальное происхождение. Таким обра-$ом, социальные факторы остаются без внимания.

Представители экологического подхода считают, что людям следует прийти s соответствие с требованиями среды, приспособиться (адаптироваться) с существующему социальному порядку, а не подвергать его сомнению и ie бороться против нежелательных проявлений современного общества. } традиционной социальной работе социальные проблемы «приватизируется», т. е. рассматриваются как конфиденциальные. Поэтому люди, на-одящиеся в проблемной ситуации, не имеют возможности разделить свои [ереживания с другими людьми и, соответственно, Не могут решать про-лему совместно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.