Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 27 страница




Исайи упоминает о переплетении социальных структур малых и больших этнических групп, культур и идентичностей, ведущих к взаимодействию групп меньшинств и доминирующего населения, которое выгодно в экономическом и культурном отношениях.

Перспективы ассимиляции предполагают культурный дефицит, когда первоначальная культура не развивает умений и знаний для адаптации в новом окружении. Это делает различия болезненными и приводит к предположению об ущербности культуры меньшинства. К примеру, представители доминирующей культуры могут считать, что в группах этнических меньшинств недостаточно хорошо ухаживают за детьми или что притеснение женщин в мусульманских семьях противоречат образу жизни западного общества. Это ведет к патологизации поведения темнокожего населения (Сингх, 1992). Пример — «обвинение жертвы». Власть используется в данном случае, чтобы снять с повестки дня вопрос о притеснении, для того чтобы социальные агентства не трактовали его как проблему. Херберг (1993) считает, что социальные работники должны понимать культурные истоки проблем и работать по изменению и развитию способностей к управлению в новом обществе. Работая с правонарушителями, социальные работники должны обеспечивать подготовку и создание механизмов социального контроля для поддержания аккультурации.

Большинство антирасистских подходов являются структуралистскими, как, например, антирасистская концепция Доминелли (1997). Дженкинс (1998) рассматривает антирасистский подход как конфликтный, поскольку предполагается, что в центре его будет увеличивающийся конфликт между группами за ресурсы и власть. Критика антирасистских подходов имеет много общего с критикой структуралистских перспектив. Перспективы этнической и культурной чуткости и перспективы темнокожего населения часто включают в себя элементы структурных перспектив, но фокусируются на культурном и социальном доминировании, а не на экономическом и классовом анализе. Структурные теоретики считают, что этнокультурные перспективы дают неадекватную оценку расизма. Одним из аспектов чуткости является подчеркивание вклада темнокожего населения в историю социальной работы (Карлтон-ЛаНей, 1994,

 

перспективы

милиция: мигранты или шинства усваивают 1УРУ и стиль жизни шинства

оальный плюрализм: все [ы должны сосуще-ать, их равные воз-ости должны обеспе-ъся законодательны-административными ами

 

Пояснения

Мигранты идентифицируют себя с культурой и стилем жизни страны происхождения и заменяют ее на культуру и стиль жизни новой страны Социальное врастание (Исайи, 1997а) связано с перемешиванием социальных структур меньшинства и большинства, культур и идентичностей, взаимодействием между группами меньшинств и этническим большинством, что дает экономический и культурный выигрыш. Модель культурного дефицита предполагает, что культура иммигрантов не обе-спечила им необходимых навыков для вхождения в новую культуру (например, знание языка, забота о детях), в результате чего происходит патологизация поведения представителей меньшинств

Иммигранты и притесняемое темнокожее население страдают от множества лишений вследствие приниженного положения на рынке труда Зачастую к этническим меньшинствам относятся так же, как к этническому большинству. Это задумано отчасти для того, чтобы предотвратить негативную «реакцию белых» на политику выделения социальных субсидий для нужд темнокожего населения и других групп (Эли и Денней, 1987,

 

Практическое значение

Социальные и личностные трудности, с которыми сталкиваются социальные работники, зачастую интерпретируются как неудачи при замене, аккультурации или врастании или считаются результатом культурного дефицита

Социальная работа должна обеспечивать равный доступ к получению услуг и специальной помощи для улучшения социальных условий в виде компенсации за многие лишения

 

гурныи плюрализм: все ы должны сосуще-1ть, поддерживая грные традиции

 

Должны поощряться развитие разнообразных культурных моделей, а также распространяться знания, опыт и понимание различных культур

 

Для практики имеют значение мультикульту-рализм, изучение разных культур, этническая культурная чуткость

 

^<~- *~«<м«Щ|

 

стуралистская перста: этнические и куль-ю различия усилива-лри экономическом и фном доминирова-рупп элиты

 

Этнические и тендерные различия являются основой для экономического и социального доминирования определенных групп

Власть находится в руках элиты, и политика проводится таким образом, что притеснение меньшинств, ведущее к институцйанализации расизма и дискриминации, не признается

 

Социальные работники изучают собственные проявления расизма, а также анализирует властные отношения в конкретной ситуации

При работе с темнокожим населением необходимо воспринимать их социальные ценности и ожидания

 

Расизм и другие виды дискриминации проникают в общество и влияют на обучение, идеологию и практику социальной работы. Необходимо утверждать антирасистский подход (Доминелли, 1997)

 

Бороться с проникновением расизма в социальные агентства и другие организации; изменять механизм контроля на механизм поддержки, а также практику и ценности социальной работы, поддерживая антирасистскую практику; выявлять проявления расизма и бороться с ними; работать в союзе с территориальными общинами и организациями представителей этнических меньшинств, следуя их приоритетам

 

гективы темнокожего енияг. темнокожее насе-е и этнические мень-тва развивают само-ые перспективы в об-»е на основе своих 1ии и опыта

 

В направлениях социального развития и предоставления услуг следует учитывать перспективы темнокожего населения. Группы меньшинств имеют «эпистемическуто» привилегию, которая предполагает, что они наиболее четко осознают жизненный опыт. Другие группы должны бороться за достижение подобного понимания (Нарайян, 1994). Власть проявляется в языке и дискурсах, поддерживающих предположения, связанные с притеснением

 

Оказывать помощь представителям темнокожего населения и территориальным общинам; участвовать в развитии предоставления услуг и практической деятельности; рассматривать перспективы темнокожего населения как доминирующий фактор в политике при принятии решений и практической деятельности; раскрывать вклад темнокожего населения в развитие общества и социальной работы

 

разъясняют историю притеснения темнокожего населения, опыт расиз-эезвластия, а также достижение расового равенства и справедливости, тактика должна подчеркивать осознание темнокожим населением своего I, особенно при оценке этапов социальной работы. Это должно разъяс-я агентствам и более широко представляться в рамках социальной рабо-эактическая работа предоставляет возможность активного участия (см. гл. гсурсы, предлагаемые темнокожими социальными работниками, темно-л сообществом и организациями темнокожих, являются источником ения положения темнокожего населения. Социальные работники долж-сже проводить исследования и работать над законодательным обеспече-Й политическим развитием. При таком подходе нужды темнокожего на-1Я и территориальных общин смогут быть включены в программы разви-системы и практическую деятельность. Социальные работники должны гуткими к перспективам темнокожего населения и мировому опыту, а стараться использовать опыт практической деятельности в рамках этих;ктив. Этому могут способствовать практические методы. Например, н (1995) показывает, как процесс исследования «устной истории» от-»й личности в контексте семьи и микросоциальной среды может вклю-ерспективы темнокожего населения и микросоциальной среды в про-шальную диагностику. Необходимо сосредоточить усилия для того, что-вивать и использовать данные социальной науки о темнокожем населе-оответствующие их пониманию мира (Робинсон, 1995). Мы должны гь мнений о том, что существует лишь одна культура меньшинства, или кдая группа имеет только одну культуру, и в каждом случае исследовать он взглядов (Гросс, 1995).

иирение области дискриминации и притеснения

: одно важное направление в понимании антидискриминационной ра-шзано с влиянием феминистских взглядов (см. гл. 12). Угнетение темно-женщин, чьи проблемы могут объединять расизм и сексизм, выявило гтливую связь с феминистскими перспективами темнокожих. В общете-;ской полемике, относящейся к социальной работе, важной является ма роли психоанализа и его подходе к женщинам (см. гл. 4). На форми-е антидискриминационной мысли также повлияла работа по защите одей нетрадиционной сексуальной ориентации, представления о не-:ти', психических болезнях, умственной отсталости и политико-эко-ских аспектах старения (Филлипсон, 1982; Лажко и Филлипсон, 1991; 1995). Многие из факторов взаимосвязаны (например, возраст и этни-принадлежность, Блэйкмор и Боунхэм, 1994; возраст и пол, Арбер и 1991). Таким образом, проблемы, в которых два или более фактора шости приводят к социальному угнетению, могут возрастать или при-ответной реакции в форме конфликата.

етические подходы относительно других притесняемых групп менее таны, но их можно рассматривать в памкгяу.чти*

 

Во многих отношениях место ассимиляции занимает нормализация (Воль-фенсбергер, 1972, 1984; Рэйс, 2003). Она предполагает включение людей с задержкой умственного развития в «обыденную жизнь» (Тауэлл, 1988), чтобы их социальные роли могли соответствовать (насколько это возможно) тем социальным ролям, которые приняты и одобрены в обществе. Однако в нормализации присутствуют также элементы перспективной позиции, поскольку она повышает и продвигает перспективы людей с ограниченными возможностями. Взгляд на социальную модель нетрудоспособности (Олевер, 1990, 1996) характеризуется плюралистической позицией, в которой присутствуют структурные элементы. Утверждается, что медицинские модели сосредоточены на отклонениях людей с ограниченными возможностями. Вместо этого нам следует признать, что социальные определения того, что является нормальным, ведут к такой организации общества, при которой ограничиваются возможности людей. Например, если бы не было лестниц, человек с нарушением опорно-двигательного аппарата не считался бы человеком с ограниченными физическими возможностями. Общество следует изменить так, чтобы все группы могли сосуществовать на равных. Признание сообществ людей с ограниченными возможностями (таких как сообщество глухих) также предполагает наличие перспективной позиции. Подход к политико-экономическим факторам старения (Лажко и Филлипсон, 1991) главным образом — структуралистский. Представители этого подхода утверждают, что понятие о старении формируется на основе исключения людей пожилого возраста из числа трудоспособных, что делает их экономически и социально зависимыми. Взгляд (Моррис, 1993) на образ жизни людей с ограниченными возможностями имеет отношение к перспективным позициям и заключается в том, что индивиды и сообщества с ограниченными возможностями должны направлять и контролировать предназначенные им услуги, что поможет поддержать их независимость.

Области пересечения

От радикальной социальной работы к антидискриминации

Сосредоточенность на социальных конфликтах ограничилась борьбой с расизмом в самой социальной работе и в других, связанных с социальной работой, профессиональных группах. Труды по радикальной социальной работе 1970-х гг. включали вопросы, относящиеся к так называемым притесняемым группам. Например, Миллиган (1975) писал о гомосексуализме; Харт (1980) — о гомосексуалистах и лесбиянках; Хазбенд (1980) — о расизме. Феминизм как классовый анализ также возник в начале 1980-х гг. (см. гл. 12). Основные статьи о работе с группами представителей этнических меньшинств появились в США в 1980-е гг. Так, в это время в свет вышли работы Девор и Шлезингер (1981), Джэкобс и Бауэлс (1988), Пиндерхьюз (1989); а также исследования английских авторов, таких как Кумб и Литтл (1986), Эли и

/1ЛОО\

 

 

Дэлримпл и Берк (1995, 54)

Уровень активности/

политического действия

Уровень идей/

измененное сознание

Социальное/ структурное

Томпсонi (2003а)

Личностное/ психологическое

Индивидуальн

Система работы/ ближайшее окружение

Система поддержки/ более широкое окружение

78; CD Project Steering Group, 1991; CCETSW, 1991; Пател, 1994). Отчеты фактической деятельности за этот период содержат материалы по антира-зму и перспективам темнокожего населения (например, Ханвей и Фил-г, 1994). Практически во всех американских работах эти темы относятся к 1овной области знаний и практического опыта. Авторы некоторых теоре-шских обзоров не ссылаются на антидискриминационную или феминист-то теории (например, Лишман, 1991; Степнэй и Форд, 2000). Это отража-неопределейность статуса антидискриминационных концепций: рассмат-?ать их как самостоятельную теорию практической деятельности или как шостный принцип, который должен пронизывать все направления соци-ной работы.

Индийские исследователи интерпретируют конфликт между существую-ии социальными группами как «проблему коммунализма». Чандра (1987) зывает его с верой в то, что если люди исповедуют определенную рели-I, то они имеют общие социальные, политические и экономические инте-'л. Такое убеждение приводит к конфликтам между различными языковы-религиозными и кастовыми общинами (Мири, 1993; Кумар 1994). Омэн еляет пять конфликтных стратегий (процитированы Кумаром, 1994, 65—

ассимиляционистский коммунализм, когда заставляют людей действовать в интересах других;

помогающий коммунализм, когда социальные услуги и выгоды предназначены одной общине;

ретреатистский (отступной) коммунализм, когда группы перестают взаимодействовать с другими группами;

карательный коммунализм, когда общины предпринимают насильственные действия против других в случае возникновения угроз или действий против них;

ДЛЯ

сепаратистский коммунализм, когда язык или культура используются, создания анютялпт»

данном случае можно говорить о чрезмерном разделении, или конфлик-ель социальной работы — уменьшение конфликта и достижение спра-[вого распределения ресурсов. Применение названных стратегий в не->ых западных странах может вызвать обеспокоенность, поскольку они доточены на крайнем сепаратизме, и подчеркивают важность осозна-! реагирования на специфические перспективы и потребности этничес-еньшинств.

ализ антидискриминационной практики

990-е гг. появился подход, включающий все формы угнетения, которые

атриваются в обшр.м янтипт^рт..™ ~

 

Нортон (1978, 5) Рис. 13.1. Три концентрические формулировки практики антиугнетения

зуют в своей работе рисунок из книги Нортона (1978), который отражает концентрический взгляд на соответствующие социальные силы. На рис. 13.1 сравниваются терминология и подход каждого из авторов. Нортон считает, что индивид, его семья и ближайшее окружение «встроены» (1978, 4) в более широкую социальную систему. Первоначальная идентификация индивида связана с системой заботы, или системой ближайшего окружения. Более широкая, или поддерживающая, система рассматривается как «отражающая отношения более широкого общества» (1978, 4). Томпсон (2003а) связывает лич-ностно-психологические, культурные и социально-структурные уровни анализа социальных проблем. Его позиция развивалась преимущественно безотносительно к идеям Нортона, но она аналогична им. Согласно Томпсону, личностный уровень (Р) близок к межличностным отношениям, личностным, или психологическим, ощущениям, отношениям и действиям между людьми, включая практику социальной работы, которая осуществляется, главным образом, на этом уровне. Это происходит в рамках культурного контекста (С), который влияет на индивидуальное сознание и действие и формирует их. Таким образом, уровень культурного контекста (С) связан с разделяемыми

 

льтур. Рассмотрим эти культурные нормы изнутри. Уровни Р и Свстро-структурный уровень S, представляющий собой установленный соци-i порядок и совокупность принятых социальных различий. Установлен-циальный порядок и его структуры, а также культурные нормы, допу-и формирующееся на их основе индивидуальное поведение, вытекают мтия социального порядка и его различий. Социальные работники ока-■ значительное влияние на личностном уровне, но на культурном и рном уровнях их влияние уменьшается.

жмпл и Берк (1995) в своем анализе, отражающем идеи Нортона и «а, развивают модель практики, в которой социальный работник и вовлекаются в отношения партнерства, направленные на достижение го равенства в обществе. Это отражается на эмоциональном уровне в |>иях клиента и социального работника, на рациональном уровне — в чии осознания самого себя и общества, и на уровне политического [я — в широких слоях общества.

дентрический взгляд предполагает, -что более широкие социальные идеи гуры всегда связаны с непосредственной культурой, которая влияет на [е и чувства индивидов. И, напротив, непосредственная культура мо-^пить в конфликт с более широкими слоями общества и оказать под-индивидам в борьбе против общепринятых идей и структур. Индиви-зою очередь, могут вступить в конфликт со своей культурой и быть) ближе к общепринятым идеям.

дискриминационная теория, этническая чуткость и другие формы гики социальной работы

дискриминационная теория и теория сопротивления угнетению уде-лыяое внимание вопросам борьбы против дискриминации. Интерес шяет анализ антидискриминационной практики, предпринятый Томп-'993, 1997, 2003а). Это первая попытка дать обоснование ряда случаев инационного поведения. В более поздних изданиях Томпсона теорети-зложение было несколько изменено. В нем подчеркивается важность того деления (классы, тендер, расы, этничности) при создании со-х структур, в которых люди имеют опыт дискриминации. Томпсон г в свой анализ пол, этничность, возрастные особенности, ограни-возможности, сексуальную ориентацию, религию, язык, нацию, ре-акже психические заболевания и отклонения. Такой анализ позволяет. построения иерархии различных форм дискриминации, когда одна шее значима, чем другая. Все формы дискриминации рассматривают-жные. Они характеризуются взаимовлиянием: одна форма дискрими-иливает неблагоприятные эффекты других. Например, быть пожилой)й и представительницей этнического меньшинства, значит, подвер-ойной опасности (Норман, 1985), хотя нет очевидных доказательств) темнокожие пожилые люди в Великобритании находятся в менее ированном положении, чем пожилые белые люди (Блэйкмоо и Бп-

 

личный вклад в развитие изобразительного искусства и музыки, разные диеты и кухни. Воспитание детей в духе традиций является важной стратегией. На этот процесс в 1980-е гг. оказал влияние мультикультурализм. Подобный подход был также использован при подготовке специалистов по социальной работе и сходным профессиям для развития межкультурной чуткости к потребностям и интересам различных этнических групп. На основе данного подхода сформировалась идея о необходимости «культурной компетентности» социальных работников (Лум, 1999; О'Хэген, 2001), которая позволяет проводить работу с учетом сохранения многообразия и понимания культур, с представителями которых они вступают в контакт.

Форт (1999) предлагает социальным работникам разработать «набор инструментов», позволяющий получать информацию о ценностях различных культур. Для американской литературы (например, Джэкобс и Бауэлс, 1988; Рай-ан, 1992; Ким, 1995) характерно детальное изучение информации о различных группах меньшинств. Отчасти это объясняется наличием в США больших групп иммигрантов, с которыми связаны языковые, культурные и практические проблемы, а также коренных этнических групп. Данджи-Андерсон и Бе-кетт (1995) считают, что следует понимать культуры людей, с которыми мы работаем, чтобы избежать ошибок в процессе интервенции, вызванных непониманием нашей реакции или реакции клиента.

На практике выделение культурных аспектов представляет определенные трудности. Культура может включать в себя относительно неизменный доминирующий набор социальных ценностей, и допускать, что они будут приняты членами определенной группы. Вопреки этому предположению источники влияния на индивида, социальные или этнические группы могут быть разными. Мультикультурализм в образовании подвергается критике за поощрение поверхностного изучения культур без углубленной оценки их источников и причин различий. Сторонники антидискриминационной теории утверждают, что социальные работники могут поверхностно изучать многообразие, не занимаясь случаями социального неравенства и дискриминации. При этом возникает риск игнорирования многообразия в рамках категорий культуры, а также толкования альтернативных культур в рамках западных ценностей или упрощения и отрицания реальных различий в трактовке культур (Гросс, 1995). При таком подходе мультикультурализм не обращается к неравенству, дискриминации и к глубокому изучению культурного многообразия. На основании личного опыта могу сказать, что социальному работнику лучше спросить, есть ли у клиента какие-то просьбы, пожелания, связанные с его культурными особенностями, чем выстраивать догадки на основе прочитанной литературы. Феллин (2000) считает, что мультикультурализм также не акцентирует внимания на вопросах многообразия в группах этнического большинства, сосредоточивается на различиях в группах этнических меньшинств, а также на различиях между этническим меньшинством и большинством.

Используя различные подходы к многообразию, Кокс и Эфросе (1998), ппгтобно Ли (2001. см. гл. 13), определяют позицию, на основе которой соци-

 

:скими проблемами, необходимо определить их связь с проблемами;тва и структурного расизма и, кроме того, определить факторы, осо-эщие на группу, включая тендерные различия — половую принадлеж-:ексуальную ориентацию. Например, чтобы определить, что темноко-лина, уроженец с Карибских островов, страдает от структурного не-а в западном обществе, нам следует работать над специфическими 1ми, которые порождают его деспотическое отношением к жене, а шчными и социальными проблемами, которые порождаются его не->нной сексуальной ориентацией. Сили (2004) полагает, что при не-ительной работе с представителями культурных меньшинств необхо-жусироваться на их интерпретации своего культурного опыта, чтобы ажные для клиента проблемы.

^икультурализм приносит практическую пользу в тех случаях, когда [ые работники — представители доминирующей группы населения — гло с клиентами из других этнических или культурных групп. Их екая деятельность будет более уважительной и чуткой. Можно также вать службы, которые обращали бы внимание на культурные ожи-гакже учитывали языковые различия и обеспечивали разъяснение и цию на соответствующих языках. О'Хэген (2001) говорит о «первич-4лий по отношению к знанию».

гавители этнических и культурных меньшинств дают высокую оценку альным работникам, которые уточняют у них, какой тип взаимо-они предпочитают, а не следуют автоматически обычаям большин-широко распространенным стереотипам об этнических меньшин-ши образом, социальный работник, спрашивающий у представите-сультуры о том, как к нему обращаться, или работник интернатно-1,ения уточняет у девочки, за которой осуществляет уход, как она i одеться, показывают свое уважение, даже если они не в состоя-о оценить эти потребности клиента на основе имеющихся у них

льная работа подвергается критике с позиций мультикультурализ-етельно того, что в ней поощряются культурные предположения и сто поверхностная оценка культурных различий. Хьюстон (2002),. социологических идей Бурдье, предлагает определять связи между i, властью и воспроизводством социальных структур в процессе урной практики социальной работы. Культурные идеи и допуще-яяются под влиянием определенных властных социальных групп и (уют воспроизводству социальных структур, которые дают преиму-уппам, находящимся у власти. Таким образом, можно увидеть, как связана с классом и политической властью в осуществлении соци-еления и дискриминации.

юкриминационный и этнокультурный подходы полезны для прак-[альной работы, так как развивают у социальных работников этни-культурную чуткость и компетентность.) их прагматизм и акцент на дискуссионной культурной концепции

 

Политика сопротивления угнетению, культурная и этническая чуткость

Антидискриминационная теория и культурная и этническая чуткость как альтернативные перспективы

Источниками конкуренции между антидискриминационным и этнокультурным подходами являются:

■ акцент на структурном объяснении антидискриминационной теории;

■ акцент на культурных и социальных включениях в теорию чуткости.

Рассматриваемые перспективы включают оба элемента, однако структурные объяснения затрудняют стратегии включения и стимулирования активности клиента, на которых фокусируется теория этнокультурной чуткости. Антирасистская практика, в противоположность мультикультурным перспективам, согласно Найк (1991, 57) «уделяет внимание структурному неравенству в обществе» (выделено авт.)... [включая] динамику расы, экономики и политической власти». Источником британского антирасистского структуралистского акцентирования власти является структуралистская позиция, рассматриваемая в главе 10. Сензитивная (этнокультурная) практика способствует осознанию и принятию структурных объяснений, ведущих к стимулированию активности клиента, но не отдает им приоритетного значения при адаптации практики к социальной трансформации. Британские авторы (например, Си-ванандан, 1991; Хазбенд, 1991; Мулард, 1991) отрицают плюралистические перспективы и связывают антирасизм с социалистическими политическими целями. Другие авторы (Ахмад, 1991) высказывают мнение о несостоятельности классовой радикальной структуралистской теории при реагировании на перспективы темнокожих, в особенности женщин. Синх (1992), определяя взгляды на перспективы темнокожего населения, а также Эли и Денней (1987) считают, что теоретическое развитие направлено в сторону структуралистской, а возможно, и связанной с перспективами темнокожего населения,

позиции.

Этническая и культурная чуткость и мультикультурные перспективы рассматриваются как обоснованная альтернатива. Они также могут быть аспектом социальной работы в комплексе с терапией, поскольку культурные и этнические вопросы зачастую являются важными проблемами, с которыми сталкиваются клиенты (Ганзер и Орнштэйн, 2002). В докладах американских исследователей об антирасизме (например, Пиндерхьюз, 1988, 1989) также придается большое значение власти, но она рассматривается с точки зрения межличностных действий и влияния на поведение и опыт. Дитц (2000) обсуждает клиническую практику, которая изучает воздействие угнетения и работает над активизацией жизненных сил, а также над личностным, социальным и политическим контекстами.

Другим аспектом этнокультурного подхода является усиление внимания к

 

 

гективы темнокожего населения предлагают более эмпирическое и хкое понимание опыта этой группы. Следует сосредоточиться на осо-работе с различными видами власти и ценностными возможностями.»жет реализовать перспективы темнокожего населения, особенно обес-х участие, влияние и контроль в сфере обслуживания и отношений, гивы темнокожего населения связаны с жизненными перспективами ограниченными возможностями, а также с некоторыми аспектами *ации и перспективами обычной жизни. Все это дает возможность терспективы притесняемых групп и понять их взгляды и опыт. Это основой деятельности социальных работников и способствует вовле-[енов таких групп в управление социальными службами и их разви-

мпл и Берк (1995), работа которых будет рассматриваться далее по-редлагают формы практики сопротивления угнетению, полагающейся уралистский анализ власти и стимулирующей активность клиента, цход показывает, что власть не должна приравниваться к контролю, ■ широко использоваться группами, не имеющими к ней доступа, шисты считают, что подобные взгляды не могут концентрироваться нстве применительно к власти. Фук (1993, 17), например, критикует звание собственной активности клиента за отсутствие необходимос-чении информации или активно осуществляемое структурное примы антидискриминации н (2001) критикует антидискриминационную теорию по следующим

гискриминация сосредоточена на расизме и игнорирует важные куль-ie аспекты дискриминации, такие как религия.

даскриминация концентрируется на различиях «темнокожий—бе-обращаясь к таким идеям, как «традиции темнокожего населения», 1 темнокожего населения» и «перспективы темнокожего населения», ки желаниям многих людей, принадлежащих к этническим мень-гвам, предпочитающих различать истории, культуры и религии на е личной и социальной идентичности.

^дискриминации термин «этничность» используется в значении «не это ассоциируется с таким уничижительным понятием, как «этни-i чистка». По мнению О'Хэгена, использование аббревиатуры ВМЕ and minority ethnic group — этнические группы темнокожих и мень-гв) также оскорбительно. Такие языковые изменения привели к об-иям в лингвистической «политической некорректности» (см. ниже).

/ следует добавить, что Кларк (2003), в свою очередь, предлагает $ать структурные источники расизма во взаимодействии с эмоцио-

 

простой факт его принадлежности к расе. Таким образом, общая картина расизма представляет собой более сложный набор социальных взаимодействий, а не просто дискриминацию. Робинсон (2001) считает, что у дискриминации и расизма есть совместный опыт.

Предпринимались также попытки создания всеобщей теоретической модели антидискриминационной практики и практики антиугнетения, в которых проблема расизма и другие специальные проблемы рассматривались с точки зрения феминизма. Однако своеобразие феминистской теории побудило меня рассмотреть ее отдельно в главе 12.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.