Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 24 страница




Табак – подслащенная пилюля диавола, которую он дал плоти, прикрываясь мнимою ее потребностию, ее похотию бессмысленною. Четыре зла разом делает чрез табак диавол: время драгоценное убивает, жизнь сокращает, самую глупую роскошь производит и у нищих насущное пропитание отнимает. Поверьте, так ли это. По всем соображениям так. О, проклятое, бессмысленное курение (да и нюхание) табака! Смотрите, какая чума табак: всех он заразил – все занимаются курением пресерьезно, как делом, и почти постоянно, не разбирая времени: встали – курят вместо молитв, едят – курят, пьют – курят, читают, разумеется что-нибудь легкое, плотское, житейское, – курят; в будень – курят, в праздник – курят, к богослужению зовет колокол – курят, дома – курят, в гости пришли – курят, работая – курят, от безделья – курят; только спят – не курят, да и тогда во сне, в грезах – курят; и все и всё – курят, всю жизнь курят. Суета, громадная, бесконечная суета! Братия! Други! Что мы делаем? Да разве жизнь дана нам для курения? Что мы все и всё курим так, что из-за курения едва не забываем не только отправлять надлежащим образом дела по обязанностям службы (потому что и за делом страстный до курения о том больше и думает, как бы выйти да покурить), но о важнейшем деле своего спасения! Поймите лукавство врага, действующего чрез растленную плоть нашу! О, не имать Дух Божий пребывати в человецех сих... зане суть плоть [Быт. 6,3.] Плоть, плоть – почти все мы, за исключением немногих, потому что все живем в плоть, все сеем в плоть – и, конечно, от плоти все пожнем истление, если не дадим перевесу духу над плотию! Жители Содома и Гоморры сластолюбствовали в сытости хлеба и вина, а нынешние – образованнейшие, далеко оставившие за собою древний мир люди прибавляют еще к сытости хлеба и вина одуряющую, разрушающую здоровье сытость табаком! О, дивный прогресс! О, премудрый прогресс! О, приближающий ко дну адову прогресс! А прогресс веры сердечной, живой? А прогресс любви христианской, отказывающей себе не только в излишнем, но и в некоторых необходимых потребностях для того, чтобы восполнить вопиющие, ужасающие недостатки других, не имеющих насущного куска хлеба, необходимой одежды и необходимого крова? Где ты – истинный прогресс? О тебе забыли; твое имя похитили у тебя и приложили к этому чудовищному, сатанинскому прогрессу! Что же нам в бездушном, сухом, холодном просвещении, которое просвещает ум, а сердце оставляет холодным, безверным, не согретым любовию к истинному благу человечества? Что твои науки, когда они не научают самому нужному, самому главному знанию: сердечному познанию Отца щедрот – Бога, и Сына Его – Христа Бога, и с Ним и Духа Животворящего? Что твои науки, когда они удаляют из сердца веру в жизнь будущаго века и поселяют в сердце лихорадочную любовь к наслаждению временною жизнию, при которой человек помнит только себя, забывая о других? Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, просвети нас, объятых кругом тьмою греха! Доколе мы будем посмеянием диавола?! (Табак одебеляет сердце, усиливает плоть над духом – это испытано.)

Ныне вем воистину, Господи, что я хуже всех людей, без всякого преувеличения, потому что не имею любви в обращении с ними, а какую-то спесь, гордость, подозрительность. Если... не имею любви, – то я ничто [1 Кор. 13,2]. Тщательно следи за своим обращением с людьми и замечай: с любовью ли ты обращаешься; если заметишь в мыслях и в чувствах своих что-либо, клонящееся к разрушению любви, отбрось это и обращайся непременно с любовию и со всею искреннею простотою, свойственною христианской любви. Что я за человек! Я не живу, а страдаю от недостатка любви и терпения, тогда как другие покойны и счастливы! О мир Божественный! Воистину ты Божественный, потому что ты – от Бога и в Боге, и в угодных Богу людях! Сладостно иметь тебя в сердце и горько, безотрадно без тебя! Опыт.

Когда я умными очами взираю на множество чудотворных икон Владычицы, получивших разные наименования от мест Ее явления, то, воспоминая бесчисленные милости Ее к верным, не могу и сам отчаиваться в заступничестве Ее.

Когда чувствуешь в груди своей что-то грызущее, жгущее, снедающее, отталкивающее от Бога, нудящее к нетерпению, к раздражительности, к терзанию себя и всего окружающего и к ненависти – то знай, что это в тебе диавол. По плодам их узнаете их [Мф. 7,16], сказал Спаситель. Искушеньми лукаваго присно содержими [...].

Не должно возмущаться лукавством плоти, или вражеских искушений чрез плоть, но смиряться пред Богом и вменять за ничто препятствия, которые он ставит нам, хотя бы мы даже и падали много раз, – вздохни, скажи: Господи, помилуй! Господи, призри на немощь мою! И будь покоен и не предавайся унынию.

Я – существо падшее: доказательства тому на каждом шагу моей жизни. Как же мне необходимо на каждом шагу смирение! Как же мне необходим Спаситель на каждом шагу!

Это, что так беспокоит тебя внутри, есть борьба плоти и духа.

Внушить прихожанам, чтобы после причастия крайне воздерживались от многоядения и многопития.

Когда мы теряем из сердца веру в Бога, тогда мы теряем веру и в самих себя и бываем боязливы – и это есть достойное возмездие гордому сердцу, чтобы оно знало, что, когда отвергает Бога, оно отвергает вместе с тем свой покой, свое блаженство.

Весь мир не научить, не переделать нам. Учи тех, за чье невежество тебе придется отвечать пред Богом. Мысли Михаила Ивановича Деплоранского[128].

О том горюй и о том часто воздыхай, что ты радуешь ежедневно страстями своими врага Божия и человеческого – диавола, и отчаиваешь Господа, Творца и Благодетеля.

Когда бываешь очень молод или живешь жизнию мира грешного, тогда знаешь и Христа Спасителя, и врага Божьего и человеческого, сатану всезлобного, только по одному имени и думаешь, что Христос от тебя далеко – на небе, и диавол где-нибудь есть, только никак не близко и не около тебя, и хотя слышишь, что он здесь, но думаешь, что злость его до тебя не касается; но когда будешь в летах и вступишь в жизнь подвижническую, когда будешь служить Богу чистою совестию, тогда испытаешь на сердце и благое иго Спасителя, и тяжкое, несносное иго сатаны, который нещадно оскорбляет нас.

Диавол принимает самое огромное участие в грехах людей, потому в молитвах пред исповедию грешные люди снисходительно осуждаются в грехах пред Господом как прельщенные диаволом. Поэтому никто не считай себя отверженным, хотя бы и был великий грешник: в твоих грехах много виноват диавол. Вспомни немедленно Иисуса Христа и обратись к Нему тотчас о прощении грехов своих. Он Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира [Ин. 1,29]; Он на то и Агнец Божий, чтобы принимать на Себя и очищать грехи наши.

Между мною и Богом, между мною и ближним часто становится темная злая сила. Я это знаю по опыту, верно, логически.

Даруй мне, Господи, памятовать из ничего составление и в землю разрешение состава моего, плоти моей страстной, да научусь смирению в жизни моей и почту Тебя, Творца моего, во всех делах Твоих.

Отче наш! Это значит, мы должны иметь сыновние чувства пред Богом, когда Ему молимся, а не стоять с холодностию сердца, равнодушно или с каким-нибудь рабским страхом. Братскую любовь также иметь должны.

Как можно не чувствовать в сердце Того, Чьими милостями мы пользуемся каждую минуту, Чьи милости прежде мы чувствовали и в чувстве их находили свой покой и усладу!

Жертва, тобою приносимая ежедневно отцу твоему, есть все равно что жертва Богу: Бог дал тебе все и, чтобы видеть твою благодарность, требует от тебя пожертвования благами Его; отец твой отдал тебе все и только требует себе ежедневной, нужной для его пропитания и удовольствия, жертвы. Внимай.

Человек! Храни сердце свое от первых поползновений ко греху: не будешь хранить [тщательно], оно легко будет всегда склоняться ко всякому греху и мучения тебе большие в жизни принесет. Мир есть жизнь человеческих душ, и его дает Господь един. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам [Ин. 14,27].

Поймите свое назначение: всех зовет Владыка для обожения, для блаженнейшего соединения с Собою. Спаситель – живот мой; без Него нет живота для моего сердца; а если сердце умерло – весь я умер.

Когда не верите Мне (человеческому виду, а если в Тайнах, то Плоти и Крови), верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем [Ин. 10,38] (то, что Я делаю в ваших душах, прямо говорит о Моем Божестве: мир душевных сил, кротость, смирение, любовь).

Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия: чем больше, яснее это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше – тем темнее, беспокойнее. А как душа наша – сердце наше, то надобно, чтобы в нем отражалась чрез чувства, чрез благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи чтоб вовсе не было. Чувствуй любовь Божию в пречистых Тайнах; чувствуй истину всех молитв. Наше сердце – зеркало; истина как предметы мира внешнего в обыкновенном зеркале должна отражаться со всею точностию в нашем сердце.

Плоть усиливается и усилилась с веками над родом человеческим касательно веры. Так она усиливается с течением времени и над каждым человеком во всех обстоятельствах жизни и силится совсем подавить дух, его заветные требования и потребности. Нужно противиться ей всеми силами, чтобы она не одолела нас (в вере, в молитве, в Таинствах).

Табак, говорят, детская шалость. Положим, что шалость, но если из-за ней дитя чуждается отца и матери – худо; если во вред другим его шалость – худо; если во вред самому себе – худо. Как ни посмотри, а все – худо. Где сокровище... [Мф. 6,21].

Хорошо, очень хорошо быть добродетельным: и самому покой, и Богу приятен добродетельный человек, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? – Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного – на его лицо. Что это за лицо? Это ангельский лик, кротость и смирение, разлитые по нему, пленяют невольно всех своею красотою. Обратите внимание на речь его – от нее еще больше благоухания: тут вы как бы лицом к лицу с его душою, и таете от его сладкой беседы.

Славно прославися Господь Бог наш. Проследите все века и увидите.

Послушна вся тварь слову Творца, но человек больше непослушен, чем послушен. Воздух, вода, рыбы, звери, птицы... огонь (десять казней). Из истории земной жизни Христа Иисуса.

В день святого апостола Андрея Первозванного. Внимайте мне сердцами простыми и смиренными.

Худо быть страстным человеком и питать в себе страсти: самолюбие, гордость, ненависть, зависть, скупость; и для людей такой человек отвратителен, потому что зловоние страстей, естественно, отталкивает их от него. Каков же он должен быть для Бога, Который насквозь видит его и Которому мерзость один помысл неправедный? Да и сам такой человек отвращается себя, сам и низок в глазах своих. На лице у него отражаются страсти и безобразят лицо его.

Краткую священную историю преподавать так, чтобы она служила только введением к новой истории, и в ветхозаветной истории везде показывать Христа.

Иногда и святые видят в себе как бы целое море страстей, неистовствующееся душетленною бурею, и молят Господа от всей души укротить эту растлевающую болезненно душу – море, и поставить ее выше этого тления духовного; то вообще видят в себе множество беззаконий и просят очистить их, то печалятся, яко зол душа их полна и жизнь их аду приближилась.

Следствия добродетелей и пороков для добродетельных и порочных людей – достаточные залоги той истины, что в вечности будет блаженство для праведников и вечная мука для грешников. Те и другие предначинаются здесь. Здесь порок клеймит сам себя и другие клеймят позором и подвергают наказанию, зная, что это будет в большей мере там; равно суди и о добродетели.

Сердцу любящего Бога и людей человека и молитва легко дается, и животворящие Тайны со всеми их плодами; а не любящего – не дается; малолюбящего – трудно и мало дается.

От Таин явно ощущаемы по достойном принятии облегчение тяжестей грехов; и мир, и радость происходят после причащения в человеке.

Когда вам придется испытать неуспех в делах торговых или по службе – не малодушествуйте, не отчаивайтесь, а имейте мужество или крепость духа перенести это великодушно, зная, что все на земле – суета и только вера и добродетель – самое лучшее, живительное, неотъемлемое достояние человека. Говорите: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! [Иов. 1,21]. (Упование.)

Забывай погрешения против тебя брата – и Бог забудет твои погрешения.

Всю душу иногда тьма покроет: едва одна скважина останется, в которую можно видеть Свет умный; но и тут не ослабевай взирать к Свету – Христу.

Людей, привязанных к миру, покрывает чуждая тьма окаяннаго, и они не видят света заповедей Божиих.

Не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть [ 1 Ин. 4,8]; значит, не любяй позна диавола, который есть ненависть.

Отчего, думал я прежде, говоря правду своим, я кричал и возмущался духом? Теперь понимаю, что это происходило от недостатка любви, от чувства ненависти, с которым я говорил правду.

Христианская кротость и смирение требуют, чтобы мы не оскорбляли брата своего ни даже взглядом, ни холодным обращением, но чтобы постоянно во взгляде выражались любовь и радушие, в обращении – сердечная теплота и деликатность.

Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть – мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других – тот мучит, тиранит сам себя, тот глупее всех глупцов; а кто любит – тот блажен, всегда покоен, весел и тот премудр.

Аз сотворих и Аз понесу, Аз подыму и спасу вы [Ис. 46,4]. Дыши этими словами. О, бездна благости и всемогущества! Что мы принесем Тебе, или что воздадим Тебе, великодаровитый, Бессмертный Царю, за Твои дары сотворения нас, ношения нас и спасения нашего чрез Единородного, возлюбленного Сына Твоего.

Молись чаще и больше: в молитве будешь находить животворное соприкосновение с Богом.

Брак да бывает о Господе, а не по страсти, то есть для христианского рождения и воспитания детей и для того, чтобы иметь в жене подругу и помощницу, а не для целей плотских и нечистых – для удовлетворения страстей сребролюбия и любодейства.

Крепись днем всячески в борьбе со страстями; в противном случае диавол искусит тебя во сне тою страстию, в борьбе с которой ты был нетверд днем.

Светолепная Жена, во взорах Которой было нечто удивительно восторгающее душу горе и горел огнь Божественный. Дивная Жена – не Матерь ли Божия?

Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною [1 Кор. 6,12]. А табак обладает человеком. Все табакопаты признаются, что когда они не покурят некоторое время, тогда им как будто чего недостает и они сами не свои. А плоды-то, плоды-то табакокурения? По плодам их узнаете их [Мф. 7,16], сказано. Рассмотрите беспристрастно эти плоды от пристрастного и излишнего курения табаку.

Когда видите болезненное разрушение тела, не ропщите на Господа, а говорите: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! [Иов. 1,21]. Вы привыкли смотреть на тело свое как на свою неотъемлемую собственность, но это крайне несправедливо; помните, что ваше тело – Божие здание.

Посмотри на птиц: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их [Мф. 6,26]. Тебя ли не пропитает? Устыдись своего маловерия. Да пристыдит тебя воробей.

Заметь – ты полагаешь душу свою... за други своя [Ин. 15,13], за отца своего. Не высшая ли это честь? Не подвиг ли это ради Господа? Прочь же от меня отныне демон скупости!

Человек страстный чрез страсть хочет распространить свою жизнь – и умирает от нее. Опыт тысячелетий!

Что это за высокое лицо – священник? Постоянно у него речь с Господом, и постоянно отвечает на его речь Господь; что ни треба, что ни молитва – то речь с Господом. Что ни треба, что ни молитва – то ответ на нее Господа. Как при находе страстей не помнить священнику, что страсти низки, нечисты, особенно для него, чтобы допускать их до своего сердца, которое всегда должен наполнять всецело един Иисус Христос. Священник – ангел, не человек; все житейское он должен далеко оставить за собою. Господи Иисусе! Священники Твои облекутся правдою [Пс. 131,9]; да помнят они всегда о высоте своего звания, и да не запутываются они в сетях мира и диавола; да убежит от сердец их печаль века сего и лесть богатства [Мф. 13,22] и [прочие] похоти, входящие в их сердце!

Многочисленны и разнообразны пути, которыми входит диавол в нашу душу и удаляет ее от Бога, налегая на нее всем существом своим – мрачным, ненавистным, убивающим. Что ни движение страсти, то путь для него – и он не пропускает ни малейшего случая войти в нее. Равным образом многочисленны и разнообразны пути Духа Святого: путь искренней веры, сердечного смирения, сердечной любви к Богу и ближним и прочие. Но то беда, что эти пути всячески силится заградить для нас исконный человекоубийца. Более обыкновенный для нас, грешных, удаляющихся от Бога на страну далече [Лк. 15,13], путь к Богу есть путь злострадания и горьких слез – плакася горько [Мф. 26,75]. И Священное Писание и опыт удостоверяют, что для приближения к Богу надобно пострадать грешнику, слезить и плакаться и исправить двоедушное сердце свое. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте [Иак. 4,8 – 9]. Слезы имеют силу очищать скверну сердца нашего; а страдание нужно потому, что чрез страдание спасительно стесняется греховная широта сердца, и от стеснения сердца всего легче льются слезы.

Когда диавол в нашем сердце, тогда необыкновенная, убивающая тяжесть и огонь в груди и сердце; душа чрезвычайно стесняется и помрачается; все ее раздражает, ко всякому доброму делу чувствует отвращение; слова и поступки других в отношении к себе криво толкует и видит в них злоумышление против себя, против своей чести, и потому чувствует к ним глубокую, убийственную ненависть, ярится и порывается к мщению. По плодам его узнаете познаете его [Мф. 7,16]. «Бывают дни, когда злой дух меня тревожит»[129].

Приступая к молитве Пресвятой Троице, обрати внимание на свои сердце и уста: каковы они? От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены мы обыкновенно возносим молитвы Триединому Богу; по возможности очисти себя глубочайшим смирением и сердечным сокрушением о грехах своих. Сознай во глубине души своей, что у тебя таковы именно уста и сердце.

Истина Евангелия такова, что все, что в нем сказано касательно нас, исполняется в нашей жизни: слово Евангелия – дело; слово Евангелия – дух и жизнь. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь [Ин. 6,63].

Великое оскорбление для благого Бога, благой Матери Бога Слова, благих Ангелов и святых человеков, когда ты во время молитвы не надеешься на их благость, не ожидаешь от их благости всего доброго и спасительного.

Молясь, смотрите, как бы молитва ваша не пропала даром, как бы она не была одним пустым многословием.

Примечай, как часто злой дух является к тебе за любовью, чтобы похитить ее. Это первая его забота во все время, как мы живем.

Для того чтобы быть тебе тем, чем ты есть, сколько нужно было раз взойти над землею и над тобою солнцу? Ведь без солнца ничто бы не росло, а без пищи ты не мог бы жить! Помни, что Бог тебя сотворил и возрастил.

Убедись окончательно, как бессмысленна скупость: то, что ты желаешь сохранить, поедает моль, или же ты, не желая отдавать даром, отдаешь деньги или вещи (графу Яворскому), не получая за то ничего, или же теряешь, как крест или шубу. Брось глупейшую мелочную avaritiam[130].

Эти руки, любящие брать, сложатся на груди и ничего не будут брать; эти ноги, любящие ходить на зло и не любящие стоять на молитве, будут распростерты навеки и не пойдут уже более никуда; эти глаза, любившие с завистию смотреть на благополучие ближнего, закроются, и померкнет навсегда огонь их и ничто не прельстит их; слух, часто с удовольствием отверзавшийся для слышания злословия и клеветы, омертвеет и никакие громы не будут слышны для него; одну трубу, воскрешающую мертвых, услышит он – и тогда восстанет нетленное тело наше или в воскресение живота, или в воскресение суда. Что же в нас будет жить и по смерти и что должно составлять предмет всех забот наших при жизни? То, что мы называем теперь сердцем, то есть внутренний человек наш, душа наша. Она должна быть предметом наших попечений. Сердце свое, братия, очищайте всю жизнь вашу, чтобы оно, или душа ваша, было способно потом зреть Бога; о теле же и его потребностях заботьтесь столько, сколько нужно для поддержания его здоровья, сил, приличия. Все умрет: все земля унесет с собою. То старайтесь усовершить, что в вас любит или ненавидит, что покойно или беспокойно, что радуется или печалится – то есть сердце свое, или человека внутреннего (что мыслит, рассуждает чрез ваш ум).

Кто даст мне ревность Финееса[131], да обличу нещадно блужение, да не расслабею душою в отношении к добродетели и не буду равнодушен к пороку!

Кто любит Бога, тот ненавидит всех, делающих беззаконие (возненавидел еси вся, делающия беззаконие [Пс. 5,6]), совершенною ненавистию ненавидит их так, что они врагами ему бывают (полною ненавистью ненавижу их: враги они мне [Пс. 138,22].) Внимай.

Учителю так должно заботиться об учениках, чтобы считать их всем для себя. Теперь мы, говорит он, живы, когда вы стоите в Господе [1 Фес. 3,8]; и еще: Ибо кто наша надежда, или радость?.. [1 Фес. 2,19]. Видишь ли, как он заботится о благе учеников не менее собственного? Учители должны превосходить плотских отцов, должны быть усерднее их. Но и дети должны питать любовь к ним. Повинуйтесь, говорит он, наставникам... [Евр. 13,17]. Скажи же мне: почему, тогда как наставник твой подлежит такой опасной ответственности, ты не хочешь даже слушаться его, и притом для твоей же пользы? Хотя бы все, касающееся его, было исправно – он беспокоится, пока все, касающееся и тебя, не будет исправно, и отдает двойной отчет; представь, сколько ему надобно трудиться и заботиться о каждом из подчиненных. Какую же ты можешь воздать ему честь, какую услугу, которая была бы равносильна таким опасностям? Не можешь предложить ничего равного: ты еще не положил за него души своей, а он полагает за тебя душу свою. Если же он не положит ее здесь по требованию обстоятельств, то погубит ее там, а ты не хочешь повиноваться ему даже в словах! Вот причина всех зол: исчезло должное повиновение начальствующим, нет ни стыда, ни страха. Повинуйтесь, говорит апостол, наставникам, а ныне все извращено и ниспровергнуто. Говорю это не ради начальствующих – какую пользу получат они от нашего почитания, даже если мы будем им в высшей степени послушны? – но для вашей собственной пользы. Уважаем ли их – они не получат от того никакой пользы для себя в будущей жизни, но еще могут подвергнуться большому осуждению; оскорбляют ли – они не потерпят от того никакого вреда в будущей жизни, но еще могут иметь более оправдания. Нет, для вас же самих я желаю, чтобы так было. Когда начальствующие уважаются подчиненными, то это даже обращается не в пользу их, как например Илию Бог говорил: избрах тя из дому отца твоего, а когда оскорбляют их, как например случилось с Самуилом, то Бог говорит: не тебя они отвергли, но отвергли Меня (1 Цар. 8,7). Так, оскорбление служит им в пользу, а уважение – в тягость. Итак, я говорю это не ради их, но ради вас самих. Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога. Кто принимает вас, сказал Господь, принимает Меня [Мф. 10,40]; священникам Его, сказано в другом месте, воздавай честь (Числ. 18,8). Иудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали в него камни. Кто благоговеет пред священником, тот тем более будет благоговеть пред Богом. Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Если кто принимает пророка, во имя пророка, как говорит Господь, получит награду пророка [Мф. 10,41], то, конечно, получит награду и тот, кто уважает священника, слушается его и повинуется ему. Если в деле странноприимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь к себе, ты получаешь такую награду, то тем более получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелевает Господь. На Моисеевом седалище, сказал Он, сели... [132] [Мф. 23,2.] Разве ты не знаешь, что такое священник? Он – ангел Господа. Разве свое говорит он? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в том, то суетна твоя надежда, ибо, если Бог ничего не совершает чрез него, то ты ни Крещения не имеешь, ни Таин не причащаешься, ни благословений не получаешь, и, следовательно, ты – не христианин. Как, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но чрез всех Сам Он действует хотя бы они были и недостойными для спасения народа. Если для народа Он говорил чрез ослицу и Валаама, человека нечестивого (Числ. гл. 22), то тем более – чрез священника. Чего не делает Бог для нашего спасения? Чего не изрекает? Чрез кого не действует? Если Он действовал чрез Иуду и чрез тех пророков, которые говорят: не знаю вас... отойдите от Меня, делающие беззаконие (Лк. 13,27; Мф. 7,23), и которые изгоняли злых духов, то тем более будет действовать чрез священников. Когда мы начинаем исследовать жизнь начальствующих, то хотим сами быть рукополагателями учителей, и таким образом извращается все: ноги становятся вверху, а голова – внизу. Послушай Павла, который говорит: Для меня очень мало значит... [133] (1 Кор. 4,3) и еще: ты что осуждаешь брата твоего?.. [134](Рим. 14,10). Если же не должно осуждать брата, то тем более учителя. Если бы Бог повелел тебе это, то ты поступил бы хорошо, и грешил бы, если бы так не поступал; но если напротив – то не будь дерзким и не выходи из своих пределов. На Аарона, когда сделан был телец, восстали сообщники: Корей, Дафан и Авирон, – но что, не погибли ли они? Каждый – заботься о своих делах. Кто преподает неправое учение, того не слушай, хотя бы он был Ангел; а если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова. Но, скажешь, священник не подает бедным и нехорошо управляет делами. Откуда тебе это известно? Прежде, нежели узнаешь достоверно, не порицай, бойся ответственности. Многие осуждают по подозрению. Подражай твоему Господу; послушай, что Он говорит: сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт. 18,21). Если даже ты узнал, исследовал и видел, и тогда ожидай Судию, не предвосхищай себе права Христова; Ему принадлежит право судить, а не тебе; ты – последний раб, а не Господь; ты – овца, не суди же пастыря, дабы не быть тебе наказану и за то, в чем обвиняешь его. Но почему, скажешь, мне он говорит, а сам не делает? – Не сам он говорит. Если ты повинуешься только ему, то не получишь награды, – тебе заповедует Христос. Что я говорю? Даже Павла не должно было бы слушаться, если бы он говорил что-нибудь от себя, что-нибудь человеческое, – но должно слушаться его как апостола, имеющего в себе Христа, Который говорил чрез него. Не будем же судить чужие дела, а каждый свои; исследуй лучше собственную жизнь. Но, скажешь, священник должен быть лучше меня. – Почему? Потому, что он священник. Чего же он не имеет более, нежели ты? Трудов ли, опасностей, забот или скорбей? Чем же он не лучше тебя, имея все это?.. Во всяком случае, если ты считаешь себя лучше другого и не воздыхаешь, не ударяешь себя в перси, не склоняешь головы, не подражаешь мытарю, то ты погубил себя, хотя бы ты был действительно лучше. Ты лучше другого? Молчи же, дабы тебе остаться лучшим; а как скоро будешь говорить, то потеряешь все. Если будешь так думать о себе, то ты уже не таков; а если не будешь так думать, то приобретешь еще более... Скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить рану, ты станешь узнавать о враче, имеет ли он рану или не имеет? И если он имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что он имеет ее, оставляешь ли ты свою рану без врачевания и говоришь ли: ему, как врачу, следовало быть здоровым, но так как он, будучи врачом, сам нездоров, то и я оставляю свою рану без врачевания? Так и здесь: если священник нехорош, будет ли это утешением для подчиненного? Нисколько. Он получит определенное наказание – получишь и ты должное и заслуженное. Учитель исполняет только службу. Будут все, говорит Писание, научены Богом (Ин. 6,45) и не рекут: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого (Иер. 31,34). Для чего же, скажешь, занимает он такое место? – Не будем, увещеваю вас, говорить худо об учителях, не будем рассуждать о них, дабы не навредить самим себе; будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо... В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын прикрывает все; не ищи... [135](Сир. 3,10 – 13). Если так говорится о плотских отцах, то тем более надо сказать об отцах духовных. Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение Писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением. Он не хорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великие блага?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.