Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплекс СПИД-ассоциированный —см. СПИД. 2 страница. Эта же форма речи используется главным образом как вспомогательное средство при формировании речевого об­щения и у г л у х и х детей




Эта же форма речи используется главным образом как вспомогательное средство при формировании речевого об­щения и у г л у х и х детей.

В тех случаях, когда у с л а б о с л ы ш а щ и х детей сохра­няется возможность воспринимать речь на слух, К. ф. р. раз­вивается в процессе общения с окружающими. Однако недо­статочный запас слов, аграмматизм и дефекты произноше­ния, обусловленные сниженным слухом, препятствуют развитию у них К. ф. р. Необходимо проводить спец. педаго­гическую работу, направленную на развитие словесного об­щения с окружающими. В качестве вспомогательного сред­ства широко используется звукоусиливающая аппаратура. Однако при незначительном остаточном слухе, позволяю­щем воспринимать только отдельные речевые звуки, К. ф. р. формируется, как и у глухих детей, только в условиях спец. обучения.

Общее речевое недоразвитие умственно отсталых детей сказывается и на К. ф. р. Нормальному речевому обще­нию препятствуют неполное и неточное понимание умст­венно отсталым ребенком обращенной к нему речи, ограни­ченность словаря, афамматизм, нарушения произношения.

Постоянная смена роли слушающего и говорящего в про­цессе диалога трудна для умственно отсталых детей.

У детей, страдающих различными недостатками речи при сохранном слухе, развитие К. ф. р. задерживается: в одних

 

случаях вследствие различных расстройств фонетической стороны речи (косноязычие, гнусавость, заикание и др.). снижающих у ребенка желание общаться с окружающими при помощи словесной речи. В этих случаях спец. педагоги­ческая работа, направленная на коррекцию произноситель­ной стороны речи, оказывает положительное влияние и на формирование К. ф. р.; в других случаях, при тяжелых нару­шениях речи (моторная и сенсорная алалия) К. ф. р., так же как и речь в целом, развивается только при спец. обучении.

Компенсация [лат. сотретайо возмещение; сотрето. сотретаШт уравновешивать, возмещать] — состояние полного и частичного возмещения функций поврежденных систем, органов и тканей организма за счет компенсаторных процессов.

К. нарушенных функций — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате к.-л. функций вследствие перенесенных заболе­ваний или травматических повреждений.

Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних.

В результате развития процессов К. н. ф. функциональ­ное нарушение, вызванное повреждением, в той или иной мере возмещается.

После повреждения или заболевания, вызывающего на­рушение работы какой-то системы организма, наблюдаютсг изменения в функциях организма, идущие в двух направле­ниях. С одной стороны, вследствие тесной взаимосвязи ор­ганов и систем и сопряженного их развития каждое частное нарушение приводит к изменению др. функций — в органи з -ме возникают вторичные патологические процессы. С др> -гой стороны, включаются защитные средства организма, мс -билизуются разнообразные резервные ресурсы, возникай:: различного рода перестройки и замещения, к-рые противо -

 

действуют прогрессирующему развитию патологических процессов.

В зависимости от характера нарушений, состава и струк­туры нарушенных функций восстановление функций осу­ществляется разными путями и средствами. Важнейшую роль в развитии К. н. ф. при самых различных повреждениях играет ЦНС. Поэтому в формировании механизмов К. уста­новлены нек-рые общие закономерности, и прежде всего то, что они формируются по законам условных рефлексов.

Для спец. педагогики особое значение имеют вопросы К. н. ф. поражений ЦНС, в том числе анализаторов. При по­вреждении ЦНС нейродинамическая перестройка захваты­вает все основные ее отделы: подкорку со сложными без­условными рефлексами и кору, включающую первую и вто­рую сигнальные системы, осуществляющие сложную аналитико-синтетическую деят-ть. При этом изменяются характер связей и взаимодействия между различными отде­лами коры больших полушарий мозга, отношения между пе­риферическими и центральными процессами, между корой и подкоркой, между рецепторными (воспринимающими) и эффекторными (исполнительными) аппаратами, и, таким образом, в процессах компенсации участвует весь организм в целом.

При повреждении нервной системы важную роль в про­цессах К. н. ф. играют два фактора: 1) многолинейность, многосторонность связей между различными отделами нервной системы; 2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от воспри­нимающих аппаратов. При процессах К. н. ф., связанных с повреждением анализаторов, изменяется именно сама сиг­нализация от внешней среды, поступающая через анализа­торы и регулирующая деят-ть организма.

Согласно концепции П. К. Анохина, решающим момен­том в создании новой функциональной системы при К. н. ф. является оценка результатов, к к-рым приводят попытки ор-

 

 

ганизма (животного или человека) устранить нарушение, осуществляемая благодаря наличию «обратной афферента-ции». Существуют два типа К. н. ф.: внутрисистемная, осу­ществляемая за счет привлечения сохранных нервных эле­ментов пострадавших структур, и межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека наблюдаются оба типа К. н. ф. Они имеют боль­шое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших нарушений развития. Так, К. н. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит гл. обр путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деят-ти двигательного и кожно-кинестетического анализаторов), что требует спец. обучения.

Комплекс неполноценности [англ. т/епогИу сотр-1ех] — 1. Бессознательное и сильно преувеличенное чувстве собственной маловажности или неполноценности, к-рое проявляется в оборонительном или к.-л. компенсирующем это чувство поведении (напр., в агрессии). 2. В психоанали­зе — комплекс, возникающий в результате конфликта межл;-эдиповыми желаниями и недостатком действительных воз­можностей к их осуществлению у ребенка. Это может при во­дить к развитию у ребенка чувства собственной неполноцен -ности.

Комплекс оживления — выраженная эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого.Впервые под этим названием описан в конце 20-х гг. Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. К. о. выражается в первоначаль­ной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручек и ножек (при появлении взрослого ребенок тянется к нем;. вскидывает ручки и перебирает ножками), ребенок улыбается тихо вокализирует. Особое значение для ребенка имеют верх­няя часть лица и интонация голоса взрослого.

При нормальном развитии К. о. проявляется на втором месяце жизни ребенка, когда он начинает выделять взросло -

 

го из окружающей обстановки. Благодаря К. о. устанавлива­ется прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении (Л/. И. Лисина). Отсутствие или парадоксальное проявление К. о. может служить ранним симптомом различных отклонений. Так, К. о. не проявляет­ся при врожденных нарушениях зрительного и слухового анализаторов. Отсутствие двигательных компонентов К. о. может указывать на поражение двигательной сферы, а вока­лизаций — на поражение речедвигательного аппарата (Б. П. Пузанов).

Комплекс психический [лат. сотр1ехт применяемое в психоанализе обозначение длительно сохра­няющихся эмоционально окрашенных мыслей, подавлен­ных желаний, вытесненных в подсознание, но оказывающих существенное влияние на установки и поведение человека.

Комплекс эдипов (комплекс Эдипа) [англ. ОеШриз сотр1ех] — сдерживаемое половое влечение ребенка к роди­телям противоположного пола, сочетающееся с соперниче­ством с родителем того же пола: согласно психоаналитиче­ской теории Фрейда данное состояние является нормаль­ным этапом в развитии ребенка. Окончание эдипова комплекса у детей характеризуется потерей сексуального влечения к родителю противоположного пола и увеличени­ем единства с родителем того же пола. Принудительное пре­рывание течения эдипова комплекса, по мнению ученых и врачей, считается одной из причин развития у человека сек­суальных нарушений и различных расстройств со стороны нервной системы. См. Эдипов комплекс.

Комплексный подход к человеку — систематиче­ское изучение целостного индивидуально-психологическо­го становления человека на всех этапах его жизненного пути. Согласно принципам К. п., сформулированным Б. Г. Ана­ньевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех

 

планах: онтопсихологическая эволюция психофизиологиче­ских функций (характеристика человека как индивида); ста­новление деят-ти и истории развития человека как субъект;; труда (характеристика человека как субъекта деят-ти); жиз­ненный опыт человека (характеристика человека каклично-сти). Результат объединения всех свойств индивида, лично­сти и субъекта деят-ти образует психологическую неповто­римость человека, его индивидуальность. В этой связи развитие человека рассматривается прежде всего с точки зрения формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия «натурального и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии, характег к-рого обусловливается в первую очередь конкретно-исто­рическими условиями общественной жизни человека, когл., структура социальных связей, реализующихся в совместно; деят-ти с др. людьми и в общении, переходит во внутреннкж структуру самой личности как к целостному образованию, представленному в единстве его природных и социальны условий, позволяет исследовать его психологическое содер­жание по двум направлениям: субординационному, 111,-. иерархическому, согласно к-рому более сложные и обший спец. свойства личности подчиняют себе более элементарны^ и частные социальные и психофизиологические свойства: ко­ординационному, согласно к-рому взаимодействие различ­ных психических свойств и функций допускает относитель­ную их автономию. Была показана сложная, но устойчива: взаимосвязь характеристик человека как индивида и как лич­ности, выявлены возрастные и половые различия в их функ­ционировании, установлена взаимосвязь между сенсорны­ми, интеллектуальными, мнемическими и др. функциями..-. их зависимость от индивидуального жизненного пути чело­века. К. п. получил дальнейшее развитие в работах ученике: и последователей Б. Г. Ананьева.

Кон- [ко-, ком-, кор-; лат. сои-] — приставка, означают;; «совместность действия», «взаимодействие» «связь», «взаи­мозависимость».

 

 

Конвергенция [лат. сотег%еге — приближаться, схо­диться] — 1. В неврологии — образование проводящих путей мозга благодаря объединению нервных волокон, отходя­щих от различных участков головного мозга, в единое це­лое. 2. В офтальмологии — способность глаза поворачи­ваться вовнутрь и фокусировать взгляд на предметах, распо­ложенных вблизи него, так что на обеих сетчатках получается единое изображение. Чем ближе расположен рассматриваемый предмет, тем больше степень конверген­ции (сходимости).

Конверсия [англ, сопгегаюп] — в психиатрии — выраже­ние конфликта как физического симптома болезни. Психо­аналитики убеждены в том, что подавленная интуитивная энергия чаще проявляется в виде потери двигательной или сенсорной активности (напр., развитием паралича), чем на­рушением речи или утратой осознанности поступков. Счи­тается, что это один из путей развития конверсивного нару­шения у человека.

Конвульсия [лат. сопги1яит — потрясать, колебать] — клонические судороги большой амплитуды, захватывающие значительные группы мышц.

Константность восприятия [лат. соп&апз — постоян­ный, неизменный] — постоянство образа воспринимаемого предмета, сохраняемое, несмотря на изменение физических условий, при к-рых воспринимается предмет (удаленность, освещенность, угол зрения).

У глухих и слабослышащих детей не наблюдает­ся сколько-нибудь значительных изменений в К. в., но у у м -ственно отсталых (олигофренов) обнаруживаются нек-рые нарушения.

Конституциональная глупость — врожденная огра­ниченность психики, при которой интеллектуальный уро­вень находится на границе нормы и психической патологии. Иногда хорошо учась и обладая хорошей памятью, эти люди,

 

«от рождения неумные», столкнувшись с жизнью, оказыва­ются несостоятельными. Они приспосабливаются лишь в рамках привычного домашнего обихода и забот о материаль­ном благополучии. Иногда конституционально глупые обла­дают хорошим умением, легко овладевают трудовыми навы­ками — умеют больше, чем знают (П. Б. Ганнушкин). См. Сла­боумие относительное, Слабоумие салонное.

Конституция [лат. сотишш — установление, организа­ция] — в медицине — совокупность относительно устойчи­вых морфологических и функциональных (в том числе пси­хических) свойств человека, обусловленная наследствен­ностью, а также длительными и/или интенсивными влияниями окружающей среды, определяющая функцио­нальные способности и реактивность организма.

К. астеническая [с. а^Иетса] — К., характеризующаяся астеническим телосложением в сочетании с повышенной возбудимостью нервной системы.

К. атлетическая [с. аМеПса] — см. К. нормостеническая. К. генетическая — см. Генотип.

К. гиперстеническая [с. ИурегМпетса; син.: К. пикниче­ская, К. пищеварительная (устар.)] — К., характеризующаяся пикническим телосложением в сочетании с жизнерадостно­стью, общительностью, энергичностью.

К. гипопараноическая [с. Нурорагапо1са\ син.: Клейста гипопараноическая К.] — К., при к-рой выражены рани­мость, подозрительность, склонность к идеям отношения и переоценка собственной личности.

К. иктаффинная [с. Мафта; лат. 1с(и$ удар, припа­док + аЦгпЬ — сродный, свойственный; син.: К. эпилептиче­ская, Мауца иктаффинный диатез] — К., характеризующаяся тугоподвижностью психических процессов, обстоятель­ностью, педантизмом, ханжеством, угодливостью, вспыльчи­востью в сочетании с атлетическим телосложением; по Мауцу. характеризуется склонностью к заболеванию эпилепсией.

К. кушингоидная [син.: кушингоид] — К., характеризу­ющаяся преимущественным развитием подкожной жировой клетчатки на туловище, умеренно выраженным матрониз-мом, гипертрихозом; внешний вид при К. к. напоминает вид больных с синдромом Кушинга.

К. невропатическая [с. пеигораШса} — К., характери­зующаяся склонностью к вегетативным нарушениям, явле­ниям раздражительной слабости, слабой переносимости сильных раздражителей.

К. нормостеническая [с. погтозЛетса; син.: К. атле­тическая] — К., характеризующаяся атлетическим телосло­жением в сочетании с энергичностью, уверенностью в своих силах.

К. пикническая [с. рустса; грен, руспоз — плотный, крепкий] — см. К. гиперстеническая.

К. пищеварительная [устар.; с. сН%е51ог'ш\ — см. К. ги­перстеническая.

К. психастеническая [с. рзусИазМетса] — К., характе­ризующаяся склонностью к тревожным реакциям, нереши­тельности, чувству неполноценности, слабоволию, фобиям или навязчивым состояниям.

К. психопатическая [с. раусИораМса] — совокупность дисгармонических особенностей личности, лежащих в осно­ве психопатии и ее проявлений.

К. статотимическая [с. $ШШ1гут'1са;греч. хШоз — оста­новленный, неподвижный + Мутоз — настроение, чувст­во] — склад личности, проявляющийся серьезностью, тру­долюбием, психической ригидностью, любовью к порядку; характеризуется склонностью к заболеваниям эндогенными депрессиями.

К. циклоидная [с. сус1о1аеа] — разновидность циклоти-мической К. с более выраженными особенностями склада личности.

 

 

К. циклотимическая [с. сусШИут'юа;греч.ЬуЫоз— круг, цикл + 1Нутоз — настроение, чувство] — К., характеризую­щаяся значительными колебаниями настроения и экстра-вертированностью в сочетании с пикническим телосложе­нием; по Кречмеру, характеризуется склонностью в заболе­ванию маниакально-депрессивным психозом.

К. шизоидная [с. зсЫюМеа] — разновидность шизоти-мической К. с более выраженными особенностями склада личности.

К. шизотимическая [с. зсН'цоЛутюа; греч. $сЫт,д— рас­щеплять + Мутох — настроение, чувство] — К., характеризу­ющаяся склонностью к аутизму и рационализму, слабостью эмоциональных контактов, повышенной сенситивностью и ранимостью или бесчувствием в сочетании с лептосомным или диспластическим телосложением; по Кречмеру, харак­теризуется склонностью к заболеванию шизофренией.

К. энехетическая \с. епесИеНса; греч. епесНб — держать внутри, задерживать] — К., характеризующаяся тугоподвиж-ностью психических процессов, обстоятельностью, педан­тизмом, ханжеством, угодливостью, вспыльчивостью в соче­тании с диспластическим телосложением; по Мауцу, харак­теризуется склонностью к заболеванию эпилепсией.

К. эпилептическая [с. ерПерПса] — см. К. иктаффшшая.

Консультативная психология — раздел знания, со­держащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). К. п. исхо­дит из представления о том, что с помощью специально орга­низованного процесса общения у обратившегося за помо­щью могут быть актуализированы дополнительные психоло­гические силы и способности, к-рые, в свою очередь, могут обеспечить отускание новых возможностей выхода из труд­ной жизненной ситуации. Соответственно К. п. пытается от­ветить на пять основных вопросов: I) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной си­туации и обращающимся за помощью (клиентом), и челове-

ком, ее оказывающим (консультантом); 2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения кон­сультанта; 3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования; 4) ка­кие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента; 5) каковы те приемы или техника, к-рые могут быть сознательно испо­льзованы консультантом в процессе оказания помощи. К. п. содержательно и организованно обособилась в начале 50-х гг. в США по мере осознания специфики процесса кон­сультирования и его отличия от психотерапии, с одной сто­роны, и обучения — с другой. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, бо­льшее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обу­чения придание значения не столько знаниям, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим дополнительные возможности са­мостоятельного преодоления трудностей последним. Тем не менее между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обуче­ния взаимообогащают друг друга. К. п. базируется на соци­альной, клинической и дифференциальной психологии, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели К. п. часто связан с более общей теоре­тической ориентацией — психоаналитической, адлериан-ской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когни­тивной и т. д. К основным моделям, или парадигмам, К. п. относятся: 1) тренинг жизненных навыков; 2) тренинг чело­веческих взаимоотношений и коммуникативных навыков; 3) тренинг в решении проблем и принятии решений; 4) тре­нинг в поддержании здорового образа жизни; 5) ориентация и развитие способностей; 6) помощь в становлении самоин-дентичности и личностном развитии. Модели К. п. специ­фицируются и приспосабливаются в соответствии с жизнен­ными ситуациями, вызывающими психическую дезадапта-

 

цию, нарушения в развитии. Проблемами, в наибольшей степени повлиявшими на спецификацию моделей К. п. за последнее десятилетие, явились алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в обучении детей. К. п. все больше используется представителями других, непсихологи­ческих профессий, входя в процесс профессиональной под­готовки руководителей, учителей, врачей. В свою очередь, внутри профессионалов-консультантов различаются отряды с различной базовой подготовкой: психиатры, психологи, социальные работники, священники, психиатрические ме­дицинские сестры, посредники.

Консультация генетическая [англ. §епег!с соипзе!-Пп&\ — консультация, во время к-рой врач рассказывает больному и членам его семьи о природе и наличии у них воз­можных наследственных заболеваний, о том, какова вероят­ность передачи этих заболеваний детям и как можно предот­вратить их развитие, а также проводит диагностирование и назначает необходимое лечение. К. г. играет очень важную роль в процессе пренатального и постнатального обследова­ния, а также в ходе планирования семьи.

Контент-анализ [англ, солили — содержание] — в психо­логии — метод выявления и оценки специфических характе­ристик текстов и др. носителей информации (видеозаписей. теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопро­сы и т. д.), в к-ром в соответствии с целями исследования вы­деляются определенные смысловые единицы содержания и формы информации (напр., психологические характеристи­ки персонажей сообщений массовой коммуникации, вилы взаимодействия людей, жанры сообщений и т. д.). Затем про­изводится систематический замер частоты и объема упоми­наний этих единиц в определенной совокупности текстов или др. информации. К. а. дает возможность выявлять отде­льные психологические характеристики коммуникатора. аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от эле­ментарного содержательного анализа, К. а. как научный ме-

 

тод психологии используется для получения информации, отвечающей нек-рым критериям качества (таким, как объ­ективность, надежность и валидность). Заметную роль в по­вышении качества К. а. играет возможность использования методов многомерного статистического анализа данных К. а. Особенно широко используется факторый анализ, спо­собствующий выявлению скрытых факторов, определяю­щих содержание текстов.

Контузия мозга — ушиб мозга; трактуется так же, как и сотрясение мозга. При сотрясении мозга наступает наруше­ние функции головного мозга без грубых изменений его ве­щества. При К. м. наряду с общемозговыми явлениями, свойственными сотрясению, обнаруживаются и очаговые симптомы, зависящие от повреждения определенного участ­ка вещества мозга.

Вслед за травмой головы может наступить бессознатель­ное состояние, появляется рвота, иногда судороги. Уже в это время нередко появляются очаговые симптомы, к-рые вы­ступают более ясно позже, когда больной приходит в себя. Очаговые симптомы могут быть очень разнообразными, в зависимости от локализации травматического поражения (параличи и парезы, расстройства чувствительности, рече­вые нарушения и др.)

Повреждение мозга происходит либо в области получен­ной травмы, либо в участке, расположенном напротив, — от «противоудара» смещенного мозга о внутреннюю стенку че­репа. Ушиб может вызвать и повреждение сосудов мозга, и травматический асептический менингит.

Исход при ушибах мозга зависит от размеров и интенсив­ности повреждения мозгового вещества, а также от тяжести сотрясения. Предсказание хуже, чем при простом сотрясе­нии, т. к. всегда надо думать о возможных нарушениях в свя­зи с выпадением функций разрушенного участка.

Иногда остаются психические нарушения: так называе­мые травматическое слабоумие, эпилептические припадки и др.

 

Конфабуляции [лат. соп/аЬи1о — болтаю] — ложные вос­поминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти. Со­держанием К. могут быть возможные или действительно имевшие место события, к-рые в виде образных воспомина­ний переносятся в более близкое время или вплетаются в на­стоящее, как бы восполняя пробел в памяти больных. Как правило, в К. представлены обыденные, чаще всего свя­занные с профессией больного события. Иногда в К. может проявиться продукция патологического воображения (фан­тастические К.). К. обычно сочетаются с расстройствами мышления, амнезиями и наблюдаются при локальных пора­жениях головного мозга, психозах.

Конфликт [лат. соп/ИсШз — столкновение] — предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоцио­нальными переживаниями. Принципиально подразделение К. на внутренние (внутриличностные) и внешние (межлич­ностные и межгрупповые). Внутриличностные К. — столк­новение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. п. Проявляются в неустойчивости настроения, повышен­ной ранимости и т. п. Довольно часто возникают у детей с огра­ниченными возможностями как следствие невозможности удовлетворения тех или иных потребностей в силу ограниче­ний, накладываемых нарушением. Если внутриличностный К. носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижения результатов деят-ти; воз­можно возникновение на его почве невроза. Чтобы вернуть ре­бенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать, какие его внутренние тенденции вошли в противоре­чие; восстановить пошатнувшуюся самооценку или утвердить ее на новой основе; привести уровень притязаний в соответст­вие с индивидуальными возможностями.

К. между отдельными детьми чаще всего бывает вызван не­способностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцен­тризм. При педагогически целесообразном вмешательстве та-

 

кой К. может способствовать успешному формированию лич­ности и положительным изменениям в поведении ребенка.

К. психический [син.: конфликт внутрипсихиче-ский] — наличие внутренних противоречий в психике инди­видуума, противоречивых тенденций, установок и эмоций: может вызвать психореактивные, невротические, психосо­матические расстройства.

Копофобия [сорорпоЫа; греч. Короз — усталость + фо­бия] — навязчивый страх — боязнь переутомления.

Копр- [копро-; греч. Ьоргоз — кал] — составная часть слож­ных слов, означающая «относящийся к калу», «грязный».

Копро---- см. Копр-.

Копрофагия [соргорпа§1а; копро- + греч. рНа§ет — есть, пожирать; син.: скатофагия] — расстройство психики — стремление поедать кал.

Копрофемия [соргорНет1а; копро- + греч. рНёт.1 — гово­рить] — вид полового извращения, при к-ром половое удов­летворение достигается произнесением бранных и нецен­зурных слов в присутствии лиц противоположного пола.

Копрофилия [соргорНШа; копро- + греч.рНШа склонность] — см. Скатофилия.

влечение,

Коревая краснуха — острое заболевание, к-рое вызыва­ет отчетливую сыпь и припухание лимфатических желез. Чаще всего болеют дети в возрасте от 5 до 9 лет, подростки и молодые люди.

К. к. проходит без лечения, прогноз благоприятный. Бо­лезнь опасна для беременныхженщин, т. к. угрожает появле­нием тяжелых врожденных аномалий у новорожденного.

К. к. распространена во всех странах мира. Чаще всего ею болеют весной (особенно в больших городах). Иногда случа­ются эпидемии К. к.

Причины К. к.: К. к. передается через контакт с кровью, мочой, каловыми массами, выделениями из носа и зева ин­фицированных, а также через загрязненное выделениями инфицированных белье. Возможна передача вируса от мате­ри эмбриону или плоду через плаценту.

Больной заразен примерно за 10 дней до появления сыпи и еще 5 дней во время высыпаний.

Симптомы К. к.: У детей через 16—18 дней после инфици­рования внезапно появляется бледно-розовая сыпь. У по­дростков и взрослых до сыпи возникают такие симптомы, как головная боль, недомогание, потеря аппетита, неболь­шое повышение тепмературы, насморк и заложенность носа, припухшие лимфатические узлы и иногда конъюнк­тивит (воспаление глаз).

В первую очередь сыпь появляется на лице, быстро рас­пространяясь на туловище и конечности. До сыпи или одно­временно с ней могут возникать мелкие красные пятнышки в полости рта. К концу второго дня пятна на лице начинают бледнеть, но на туловище они постепенно сливаются. Поэ­тому их легко спутать со скарлатинозной сыпью.

Появление сыпи может сопровождаться небольшим по­вышением температуры (от 37,2 до 38,3°), но она обычно воз­вращается к норме после первого дня высыпаний. Изредка температура поднимается до 40°.

Кожные высыпания исчезают в том же порядке, в каком они появлялись. Как правило, сыпь пропадает на 3-й день. но иногда сохраняется в течение 4—5 дней и может сопро­вождаться небольшим насморком и конъюнктивитом. От коревой сыпи она отличается быстрым высыпанием и ис­чезновением (К. к. может протекать и без сыпи, но это случа­ется редко).

У детей осложнения встречаются редко (обычно это кро­вотечения). Однако у молодых женщин в период исчезнове­ния сыпи часто появляются боли в суставах или артрит. В та­ких случаях может снова повыситься температура. Эти осложнения обычно проходят в течение 5—30 дней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.