Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация диспансерного наблюдения за здоровыми детьми второго года жизни 3 страница




КОМПАКТ-ДИСК «КОНСУЛЬТАНТ ВРАЧА. ПЕДИАТРИЯ»

В рамках проекта «Педиатрия. Национальное руководство» также подготов­лена электронная информационно-образовательная система «Консультант врача. Педиатрия» (на компакт-диске). Система содержит полный текст национального руководства, атлас иллюстраций, стандарты, утверждённые Минздравсоцразвития России, и другие дополнительные материалы. Программа снабжена уникаль­ной системой поиска. Информацию об электронной информационной системе «Консультант врача. Педиатрия» можно получить по тел.: (495) 228-09-74, 228-99-75; по электронной почте: [email protected], а также на интернет-сайте: www.geotar.ru.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Замечания и пожелания по подготовке книги «Национальное руководство. Педиатрия» можно направлять по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, 1а; электронный адрес: [email protected].

Таким образом, национальное руководство по педиатрии в удобной и доступной форме содержит всю необходимую информацию для практической деятельности и непрерывного медицинского образования по педиатрии. Все приведённые мате­риалы будут регулярно пересматриваться и обновляться не реже одного раза в 3-4 года. Дополнительную информацию о проекте «Национальные руководства» можно получить на интернет-сайте: http://nr.asmok.ru.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Oh — обозначение материалов, представленных на компакт-диске обозначение торговых наименований лекарственных средств обозначение не зарегистрированных в РФ лекарственных средств обозначение аннулированных лекарственных препаратов 17-ОКС — 17-оксикортикостероиды 17-КС — 17-кетостероиды 2,3-ДФГ — 2,3-дифосфоглицерат АА — апластические анемии АГ — артериальная гипертензия АД — артериальное давление АДБ — анемия Дайемонда-Блекфэна АДС — анатоксин дифтерийно-столбнячный АДФ — аденозиндифосфат АИГА — аутоиммунная гемолитическая анемия АИН — аутоиммунная нейтропения АКДС — анатоксин против коклюша, дифтерии, столбняка АКТГ — адренокортикотропный гормон AJIT — аланинтрансаминаза АМФ — аденозинмонофосфат АНФ — антинуклеарный фактор

АНЦА — антинейтрофильные цитоплазматические антитела

АПФ — ангиотензинпревращающий фермент

АС — анкилозирующий спондилоартрит

ACJT-0 — антистрептолизин О

ACT — аспарагинтрансаминаза

АТГ — антитела к тиреоглобулину

АТФ - аденозинтрифосфат

AT III — антитромбин III

АФ — анемия Фанкони

АФП — альфа-фетопротеин

АФС — антифосфолипидный синдром

АЧТВ — активированное частичное тромбопластиновое время БВ — болезнь Виллебранда

БПГН — быстропрогрессирующий гломерулонефрит

БЦЖ — живая лиофилизированная туберкулёзная вакцина

БШГ — болезнь Шёнлейна-Геноха

БЭН — белково-энергетическая недостаточность

ВВИГ — иммуноглобулин для внутривенного введения

ВД — врождённый дискератоз

ВЗК — воспалительные заболевания кишечника

ВИП — вазоинтестинальный пептид

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

Г-6-ФД — глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа

ГБМ — гломерулярная базальная мембрана

ГК — глюкокортикоиды

Г-КСФ — гранулоцитарный колониестимулирующий фактор

ГМ-КСФ — гранулоцитарно-макрофагальный колониестимулирующий фактор

ГН — гломерулонефрит

ГОС — галактоолигосахариды

ГЭРБ — гастроэзофагеальная рефлюксная болезн^ ДВС — диссеминированное внутрисосудистое свёртывание ДЖ — дефицит железа ДМ — дерматомиозит

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота (мтД^к - митохондриальная ДНК,

яДНК - ядерная ДНК)

ДСТ — дисплазия соединительной ткани

ДЦКЖ — длинноцепочечные жирные кислоты

ДЦНЖК —длинноцепочечные насыщенные жирн^е кислоты

ЖДА — железодефицитная анемия

ЖДС - железодефицитное состояние

ЖКБ — желчнокаменная болезнь

ЖКТ — желудочно-кишечный тракт

ЖМ — женское молоко

ЗЖМ - заменители женского молока

MRU — ддо^лдошмдо дешташидор

HJT — интерлейкин

ИМ С — ннфекцнн мочевой системы

ИМТ — индекс массы тела

ИППП — инфекции, передающиеся половым путё^

ИТП — идиопатическая тромбоцитопеническая пурПура

КНП — концентрат нативной плазмы

КОС — кислотно-основное состояние

КТ — компьютерная томография

КФС — концентрат факторов свёртывания

ЛГ — лютеотропный гормон

ЛДГ — лактатдегидрогеназа

ЛПВП — липопротеиды высокой плотности

ЛС — лекарственные средства

МДС — миелодиспластический синдром

МзПГН — мезангиопролиферативный гломерулонефрИТ

МИБП - медицинские иммунобиологические препараты

МКБ-10 — Международная классификация болез%й 10-го пересмотра

МПГН — мембранопролиферативный гломерулонефрИТ

МПКТ — минеральная плотность костной ткани

МПО — миелопероксидаза

МРТ — магнитно-резонансная томография

НАА — неспецифический аортоартериит

НАД — никотинамидадениндинуклеотид

НДСТ — недифференцированная дисплазия соединительной ТКани

НМК — нарушение мозгового кровообращения

НПВП — нестероидные противовоспалительные Препараты

НПС - нижний пищеводный сфинктер

НС — нефротический синдром

НЯК — неспецифический язвенный колит

ОДН — острая дыхательная недостаточность

ОЖСС — общая железосвязывающая способность сыворотки

ОЛЛ - острый лимфобластный лейкоз

ОМЛ — острый миелоидный лейкоз

ОПН — острая почечная недостаточность

ОРВИ - острая респираторная вирусная инфекция

ОРЗ — острое респираторное заболевание

ОСН — острая сердечная недостаточность

ОХ — острый холецистит

ОЦК — объём циркулирующей крови

FIS — протеин S

ПККА — парциальная красноклеточная аплазия ПМР — пузырно-мочеточниковый рефлюкс ГТНЖК — полиненасыщенные жирные кислоты ПП — парентеральное питание ПС — протеин С

ПЦР — полимеразная цепная реакция

РНК — рибонуклеиновая кислота (мРНК — матричная РНК, тРНК — транспорт­ная РНК)

РТПХ — реакция «трансплантат против хозяина»

РЭГ — реоэнцефалография

СД — сахарный диабет

СДГ — сукцинатдегидрогеназа

СЖ — сывороточное железо

СЗОДА — системные заболевания опорно-двигательного аппарата

СЗП — свежезамороженная плазма

СК — синдром Кавасаки

СКВ — системная красная волчанка

СКПК — стволовые клетки периферической крови

СКФ — скорость клубочковой фильтрации

СМ — синдром Марфана

СМА — синдром мальабсорбции

СОЭ — скорость оседания эритроцитов

СПИД — синдром приобретённого иммунодефицита

СРК — синдром раздражённого кишечника

СРНС — стероидрезистентный нефротический синдром

ССД — системная склеродермия

СТГ — соматотропный гормон

СФ — сывороточный ферритин

СЧНС — стероидчувствительный нефротический синдром СЭД — синдром Элерса-Данло Т3 — трийодтиронин Т4 — тироксин

ТГСК — трансплантация гемопоэтических стволовых клеток ТКМ — трансплантация костного мозга ТТГ — тиреотропный гормон

ТТП — тромботическая тромбоцитопеническая пурпура

ТЭД — транзиторная эритробластопения детей

УЗИ — ультразвуковое исследование

УП — узелковый полиартериит

УФО — ультрафиолетовое облучение

ФВ - фактор Виллебранда

ФД — функциональная диспепсия

ФКГ — фонокардиография

ФНО(-а) — фактор некроза опухолей (альфа)

ФСГ — фолликулостимулирующий гормон

ФСГС — фокально-сегментарный гломерулосклероз

ХБП — хроническая болезнь почек

ХГ — хронический гастрит

ХГБ — хроническая гранулематозная болезнь

ХГД — хронический гастродуоденит

ХГН — хронический гломерулонефрит

ХГТ — хорионический гонадотропин

ХЛ —хронический лейкоз

XJUI — хронический лимфатический лейкоз

ХМЛ — хронический миелоидный лейкоз

ХП — хронический панкреатит

ХПН — хроническая почечная недостаточность

XX - хронический холецистит

ЦВД — центральное венозное давление

ЦИК — циркулирующие иммунные комплексы

ЦМВ — цитомегаловирус

ЦНС — центральная нервная система

ЦС — цитотоксические средства

ЧБД —часто болеющие дети

ЧСС — частота сердечных сокращений

ЩФ — щелочная фосфатаза

ЭГДС — эзофагогастродуоденоскопия

ЭКГ — электрокардиография

ЭМ — электронная микроскопия

ЭМГ — электромиография

ЭП — энтеральное питание

ЭхоКГ — эхокардиография

ЭхоЭГ — эхоэнцефалография

ЭЭГ — электроэнцефалография

ЮАС — ювенильный анкилозирующий спондилоартрит

ЮДМ — ювенильный дерматомиозит

ЮП — ювенильный полиартериит

ЮПсА — ювенильный псориатический артрит

ЮСА — юношеский спондилоартрит

ЮССД — ювенильная системная склеродермия

ЯБ — язвенная болезнь

ЯБДК — язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки

у-ГТП — у-глутамилтранспептидаза

ANA (antinuclear antibodies) —антиядерные антитела

CGH (comparative genomic hybridization) —сравнительная геномная гибридизация CHARGE (Coloboma, Heart defect, Atresia choanae, Retarded growth, Genital hypoplasia, Ear anomalies) — колобома, порок сердца, атрезия хоан, задержка роста, гипопла­зия половых органов, аномалии ушей FAD+ — флавиновый нуклеотид FADH — восстановленный кофермент FAD+

FISH (fluorescence in situ hybridization) —флюоресцентная гибридизация in situ Hb — гемоглобин

HLA (human leucocyte antigens) —антигены тканевой совместимости

Ht — гематокрит

IF — внутренний фактор

LAD (leukocyte adhesion deficiency) —дефицит адгезии лейкоцитов

LCAT — лецитин-холестерол-ацилтрансфераза

LHON — Лебера наследственная офтальмопатия зрительного нерва

МАНА — микроангиопатическая гемолитическая анемия

МСН — среднее содержание гемоглобина в эритроците

МСНС — средняя концентрация гемоглобина в эритроците

MCV — средний объём эритроцита

MELAS — митохондриальная энцефаломиопатия, лактат-ацидоз, инсультоподоб- ные эпизоды

MERF — миоклонус-эпилепсия и «рваные» красные волокна

МНС {major histocompatibility complex) —главный комплекс гистосовместимости

NAD+ — адениновый нуклеотид

NADH — восстановленный кофермент NAD+

NARP — нейрогенная слабость, атаксия, пигментный ретинит

RDW — ширина распределения эритроцитов по объёму

RRF (ragged red fibres) — феномен «рваных» красных волокон

SAPHO - синовит, акне, пустулёз, гиперостоз, остеит

VATER (ВАТЕР) — (в)ертебральные дефекты, (а)нуса атрезия, (т)рахео(е)эзофа- гальный свищ

WPW-синдром — синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта


Глава 1

Краткий очерк истории отечественной педиатрии

Основы лечебной помощи детям возникли вместе с началом врачевания — от первого контакта первого знахаря с первым боль­ным или травмированным ребёнком — и обобщались в традициях народной медицины, в которых, безусловно, наряду с рациональ­ными рекомендациями было немало предрассудков и суеверий. Следующим этапом было накопление и концентрация знаний, открытие детских приютов и детских больниц.

В 1706 г. новгородский митрополит Иов открыл «Дом для неза­коннорождённых и всяких подкинутых младенцев». По инициативе и планам Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795) и манифесту Екатерины II от 1 сентября 1763 г. в 1764 г. в Москве и 1770 г. в Петербурге, затем в Самаре и Саратове были открыты крупные «Воспитательные дома с особливым гошпиталем для неимущих родительниц». И.И. Бецкому принадлежат и рекомендации о гигие­не, воспитании детей: «Краткое наставление... о воспитании, физи­ческом развитии детей от их рождения до отрочества» (СПб., 1706) и др. Воспитательные дома сохранились до 1918 г. Смертность в них была чрезвычайно высока: выживало не более 20-25% детей, а потому их называли «фабриками ангелов». Стоит вспомнить, что, работая именно в Петербургском воспитательном доме в 1858-1868 гг., сформировался как детский врач один из классиков отечественной педиатрии К.А. Раухфус.

Детские больницы как самостоятельные учреждения в России были открыты в XIX в., как и в Европе (первая детская больница открыта в Париже в 1802 г.).

В 1806 г. открылось детское отделение в терапевтической кли­нике Медико-хирургической академии (МХА) в Санкт-Петербурге (оно было закрыто в 1809 г. и повторно открыто в 1842 г. в акушер­ской клинике МХА).

В 1834 г. в Санкт-Петербурге открыта первая детская больница в России на 110 коек (Николаевская, ныне Санкт-Петербургская детская больница № 5 им. Н.Ф. Филатова на 600 коек).

В 1842 г. в Москве — Бронная детская больница на 100 коек (ныне больница им. Н.Ф. Филатова).

В 1844 г. в Санкт-Петербурге — Елизаветинская детская больни­ца на 110 коек (далее им. JI. Пастера).

В 1869 г. в Санкт-Петербурге — детская больница принца П.Г. Ольденбургского на 262 койки (ныне Санкт-Петербургская


детская больница № 19 им. К.А. Раухфуса). В течение 37 лет её возглавлял К.А. Раухфус, и в 1880 г. она была признана лучшей детской больницей Европы.

В 1875 г. в Москве открыта Владимирская детская больница на 180 коек, построенная по павильонному типу (проект К.А. Раухфуса).

Выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину произо­шло в XIX в. Прежде детей лечили лишь на дому и самые общие вопросы методов выхаживания детей излагали акушеры или терапевты. В России наиболее извест­ны публикации С.Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775), «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище, даваемой младен­цам в первые месяцы их жизни» (1780); А.И. Данилевского «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» (1814).

В Московском университете в 1765-1804 гг. существовала кафедра анатомии, хирургии и повивального искусства, где по ходу изложения основного курса очень кратко рассматривали вопросы, касающиеся лечения детей. Отдельных лекций по детским болезням не читали. В Петербургском университете медицинского факультета не было.

Возникновение педиатрии в России как самостоятельной медицинской специ­альности тесно связано с историей медицинского факультета Московского универ­ситета и старейшего высшего медицинского образовательного учреждения — МХА, основанной в Санкт-Петербурге в декабре 1798 г. по указу императора Павла I.

Петербургская школа педиатров

Предтечей отечественной педиатрии (так же как и основоположником отече­ственного акушерства) следует считать профессора Повивального института Максимовича-Амбодика Нестора Максимовича (1744-1812), который в 1784-1786 гг. опубликовал обширную книгу «Искусство повивания, или Наука о бабичем деле...». Пятая часть этого труда, «содержащая краткое объяснение всего того, что воспитывающим детей ведать и делать должно — касательно их природ­ных свойств, воспитания, попечения от самого рождения до отроческого возраста; описание болезней, младенцам приключающихся; примечания и наставления о врачевании оных и надёжные средства к облегчению и предохранению детей от немочей способствующие», объёмом 140 страниц содержала три раздела: «О ново­рождённых младенцах, их качествах, природных свойствах, содержании, попе­чении и воспитании»; «О причинах, препятствующих взращению и воспитанию младенцев»; «О болезнях младенческих вообще». В мыслях Н.М. Максимовича- Амбодика, изложенных в этом труде, находят отклик многие характерные черты отечественной медицины и педиатрии.

Профилактическая направленность. Это видно уже из заглавия пятой части, но приведём и некоторые цитаты. «Впускать воздух в детскую горницу полезно по меньшей мере дважды в день, чаще надо выносить детей на свежий воздух, особен­но в хорошую погоду. Прогулки детей на свежем воздухе предохраняют детей от многих болезней». «Неумеренная теплота, духота ослабляют весь телесный состав. Надлежит заблаговременно приучать детей к холоду и ко всем воздушным пере­менам. Холодный воздух укрепляет тело». Речь идёт, как бы мы сейчас сказали, о закаливании. Вероятно, труды Нестора Максимовича были одним из корней, на котором выросла мысль Н.И. Пирогова: «Будущее принадлежит медицине про­филактической».

Медицинское образование народа и этика. Н.М. Максимович-Амбодик пишет о важности знания женщиной особенностей питания, поведения, одежды во время беременности: «Беременная жена, как скоро почувствует, что она в своей утробе зачала, сугубо обязывается всячески соблюдать добропорядочную жизнь и благоповедение во всём её состоянию приличное; ибо она должна пещися не токмо о предохранении собственного здравия, но ещё иметь попечение и о соблюдении носимого ею утробного плода». Нестор Максимович категорически возражал про­тив физического наказания детей и указывал, что «телесное наказание вселяет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои, без сомнения, обращаются во вред здоровью». Он считал, что «полезно приучать детей к сношению боли... внедрять в них ласковость, жалость, человеколюбие, вко­ренять в их нежное сердце всё, что есть доброго и похвального, не допускать детей мучить и убивать неповинную тварь, птичек, бабочек, портить вещи, поступать худо, с презрением с рабами».

Безопасное (нетравматичное) акушерство. Н.М. Максимович-Амбодик, будучи отцом русского акушерства, в то же время писал: «Поистине счастливы жёны, кои с пособием природы рожают детей благополучно сами, не имея нужды в помощи чужой». Он страстно боролся против предрассудков, суеверий, невежеств в акушерстве, понимая, какой большой вред с далеко идущими последствиями может причинить неумелое акушерское вмешательство.

Естественное вскармливание. «Материнское молоко — полезнейшее, надёж­нейшее, ничем не заменимое питание», — писал Н.М. Максимович-Амбодик, счи­тая, что прикорм в виде кашки из сухарей или крупы надо давать лишь после пяти месяцев и вводить всякую новую пищу осторожно, постепенно, избегая резких перемен. К сожалению, в середине прошлого века педиатры отошли от этих реко­мендаций и лишь в 1980-90-х гг. к ним вернулись.

Рациональная фармакотерапия. Два века тому назад Н.М. Максимович- Амбодик пришёл к заключению: «Чем простее, чем короче будут врачебные предписания, чем менее много сложны будут аптекарские составы и чем больше с природою согласно будет врачевание болезней, тем больше успехов от врачебной науки и вящей пользы ожидать можно. Ко врачеванию младенческих болезней едва требуются лекарства. По крайней мере, следует выбирать из них самые лег­чайшие, да и то только при необходимой нужде». К этим словам нечего добавить, в них заложены основы клинической фармакологии.

Любовь к больному как необходимое условие врачебной профессии. Гражданственность. А.Ф. Тур (1967) писал о Н.М. Максимовиче-Амбодике: «Нельзя не отметить, что этот оригинально мысливший русский учёный и практи­ческий врач, горячо любивший свою родину и свой народ, выдерживал нелёгкую борьбу с иностранцами, стремившимися захватить русскую науку в свои руки и насаждавшими спекулятивные принципы во врачебной практике». Он практиче­ски создал русскую анатомическую, клиническую и ботаническую терминологию, одним из первых начал преподавать, читать лекции на русском языке и эпиграфом к выше названному основному труду свой жизни поставил следующую мысль: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, прилежном соблюдении новорождённых детей, чем населением необработанной земли неиз­вестными чужеземными пришельцами». Разве сегодня эта мысль не актуальна в России?

Хотовицкий Степан Фомич (1796-1885), профессор МХА, был избран заве­дующим кафедрой «Акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систе­матический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорождённых и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, включавший физиологию и патологию детей всех воз­растных периодов, а также детские инфекции.

Лекционный курс С.Ф. Хотовицкого был первым в мире курсом педиатрии, который входил в число обязательных для студента МХА дисциплин (за рубежом эти курсы читали как приватные лишь для врачей, желающих совершенствоваться в педиатрии).

Главной заслугой С.Ф. Хотовицкого следует считать то, что его труды знамено­вали возникновение в России во второй четверти XIX в. начало подлинно научной педиатрии. Он чётко сформулировал право педиатрии на самостоятельное суще­ствование (как раздела медицины), а также её цели и задачи. Это даёт основание считать его первым русским педиатром. Свои научные взгляды С.Ф. Хотовицкий систематизировал в первом оригинальном русском руководстве по педиатрии «Педиятрика» (СПб., 1847), где он выделил следующие положения, лежащие в основе научной педиатрии.

• Отличие детского организма от организма взрослого заключается не в меньшей величине его органов и меньшей силе отправлений, свойственных человеческому организму, но в особенностях самого состава его органов и их действий как в здоровом состоянии, так и в период его болезни.

• Органические и функциональные особенности ребёнка не неизменны. Напротив, в ходе развития детский организм ни на один момент не остаётся в одном и том же состоянии: количественные и качественные изменения в строении и отправлениях детского организма совершаются непрерывно («от утробы до могилы»).

• Изменения в тех или иных органах происходят не в одно и то же время: каждая ткань, каждая часть тела имеет свои периоды развития. Вместе с тем «по окон­чании каждого отдельного развития не только орган развившийся, но и целый организм, и жизненный процесс его вступают в новое состояние, вовсе отлич­ное от прежнего». Эта целостность организма подчёркнута С.Ф. Хотовицким в его диссертации (1823): «Я держу перед глазами все функции организма и не могу рассматривать их изолированно».

• В основе изменений детского организма, течения и проявлений заболеваний лежат возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Поэтому изучение и знание органических и динамических (т.е. физиологических) свойств дет­ского организма, его реакции, семиотики и учёт всех этих отличий необходи­мы при профилактике, распознавании и лечении детских заболеваний. При этом должна быть принята во внимание индивидуальность («самоособость») заболевшего ребёнка, большая значимость для детского организма внешних влияний и лёгкость возникновения общих реакций, нередко маскирующих основное заболевание.

• Предварительное изучение и знание особенностей детского организма и его реакций, детской семиотики, методики обследования и учёт всех этих особен­ностей необходимы при распознавании и лечении детских заболеваний.

В 1836 г. при кафедре терапии МХА был открыт амбулаторный приём детей. С.Ф. Хотовицкий постоянно стремился к созданию акушерской и детской клиник и осуществил это в 1842 г., когда детская клиника (10 коек для детей до трёх лет) в составе женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии как само­стоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания, в частности единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного.

До выхода в отставку в 1847 г. курс детских болезней читал С.Ф. Хотовицкий, а после него эпизодически преподавали в течение одного-двух лет A.M. Хоменко, Е.В. Пеликан (впоследствии видный судебный медик), И.М. Балинский (впо­следствии известный психиатр и невролог), А.Я. Крассовский (крупный акушер- гинеколог). К сожалению, все эти учёные вели лишь лекционный курс.

В феврале 1861 г. детское отделение расширили до 20 коек (2 палаты) и заведо­вание клиникой, чтение лекционного курса, руководство практическими занятия­ми студентов было поручено Ивану Ивановичу Радецкому (1835-1904), который в том же году после успешной защиты диссертации («Патология катарального вос­паления лёгких у новорождённых и грудных детей») был избран приват-доцентом, т.е. была создана первая в России клиническая доцентура по курсу детских болез­ней.

С весны 1862 г. преподавание педиатрии было передано приват-доценту Михаилу Самуиловичу Зеленскому, который начинал свой курс с изложения гигиены детского возраста, диететики, ухода за новорождёнными, подробного ознакомления с естественным и искусственным вскармливанием ребёнка грудного возраста, особенностями женского молока и его количественными и качествен­ными изменениями в зависимости от различных физиологических и патологи­ческих состояний. Раздел «Болезни нервной системы» разработан в программе М.С. Зеленского с исчерпывающей на то время полнотой, и его по праву считают первым в России педиатром-неврологом.

Флоринский Василий Маркович (1834-1899), профессор МХА (акушер- гинеколог), с сентября 1865 г. приступил к чтению систематического курса педиа­трии, объединив теоретический курс педиатрии с заведованием клиникой детских болезней в одних руках. В связи с тем что в 1865 г. в МХА было организовано систематическое клиническое преподавание педиатрии, этот год считают датой основания первой в России кафедры детских болезней.

Быстрое Николай Иванович (1841-1906) — первый в России профессор- педиатр, докторскую диссертацию на тему «Действие бромистого аммония на животный организм и терапевтическое употребление его в детской практике» защи­тил 11 января 1869 г. Осенью 1870 г., после возвращения из заграничной команди­ровки, Н.И. Быстров приступил по поручению Конференции Академии к чтению курса педиатрии и заведованию клиникой детских болезней. В1874 г. кафедра дет­ских болезней МХА получила постоянную базу — крыло Михайловской больницы баронета Я.В Виллие, в котором она расположена и сейчас, и официальный статус. Одна из заслуг Н.И. Быстрова в том, что он впервые в России вводит в своё пре­подавание вопросы детского здравоохранения и организации детских лечебных учреждений. Соответствующий пункт программы назывался «Смертность детей первого возраста в России и других странах. Критический разбор условий, увели­чивающих и уменьшающих смертность детей, устройство воспитательных домов, детских больниц, приютов, школ».

В ноябре 1879 г. по инициативе Н.И. Быстрова Конференция МХА, «имея в виду важное значение обязательного изучения детских болезней», постановила ввести в экзамен лекаря и испытание по детским болезням. Н.И. Быстров — создатель школы педиатров, в которой следует особо отметить профессоров Д.А. Соколова, В.Е. Чернова, А.А. Киселя, В.П. Жуковского, В.Ф. Якубовича.

Раухфус Карл Андреевич (1835-1915) — выдающийся отечественный педиатр. Был первым в России детским патологоанатомом (работая 10 лет в Воспитательном доме, изучил более 1000 трупов детей). Первым в России занялся детской отоларингологией: создал гортанное зеркало и ещё 17 усовершенствований для диагностики и лечения ЛОР-патологии, описал отёк гортани, связок и подсвя- зочного пространства как следствие инфекционного ларингита и др. Построенная по его проекту больница принца Ольденбургского, открытая в 1869 г. и бывшая на то время лучшей детской больницей в Европе (что подтверждает золотая медаль, полученная в 1878 г. на выставке в Париже), носит сейчас его имя. Главным вра­чом этой больницы он был в течение 37 лет и впервые в России выделил в ней карантинное отделение, дезкамеру, клиническую и биохимическую лаборатории и др. К.А. Раухфуса считают и первым в России детским кардиологом, так как уже его докторская диссертация была посвящена врождённым порокам сердца у детей, а в его больнице оказывали наиболее квалифицированную помощь детям с врождёнными пороками сердца. Наблюдательный и вдумчивый клиницист, он описал, в частности, укорочение перкуторного тона на стороне здорового лёгкого при выпотном плеврите (треугольник Раухфуса). Учёный воспитал целую плеяду крупных русских врачей, в том числе и профессоров.

Гундобин Николай Петрович (1860-1907) — ученик Н.А. Тольского и Н.И. Быстрова, профессор и заведующий кафедрой детских болезней Военно- медицинской академии (ВМА, 1897-1908). Н.П. Гундобина по праву считают одним из основоположников русской научной педиатрии. За 11 лет, в течение которых он руководил кафедрой детских болезней ВМА, было защищено 114 докторских дис­сертаций, обобщённых им в капитальном труде «Особенности детского возраста» (СПб, 1906). Эта книга сразу вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии и была, наряду с капитальным руководством «Общая и частная терапия детского возраста», настольной для педиатров на протяжении десятилетий. Н.П. Гундобин активно участвовал в создании Союза борьбы с детской смертностью (1904), был председателем отделения гигиены воспитания и образования, а также школьной гигиены русского Общества охраны народного здравия (1900), написал пользовав­шуюся широкой популярностью у матерей научно-популярную книгу «Воспитание и лечение ребёнка до семилетнего возраста» (1907,1909, 1913).

В день 200-летия ВМА (1998) её начальник, акад. РАМН Ю.Л. Шевченко, начи­ная юбилейную речь, напомнил слова Николая Петровича: «Врачи одинаково нужны в городах и сёлах, в народе и в войсках. Они должны служить и служат не только целителями, но и проповедниками полезных и практических сведений из гигиены и медицины. Необходимые силы для того, чтобы целыми годами, изо дня в день видеть перед собой болезни и страдания во всех слоях общества, можно почерпнуть только из искренней преданности и любви к человечеству. Без любви к человечеству нет врача».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.