Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход в исследованиях жизнедеятельности человека




Механизмы Антибластомной резистентности

1. АНТИКАНЦЕРОГЕННЫЕ

действуют против канцерогенов:

- реакции инактивации канцерогенов (окисление, восстановление, метилирование, ацетилирование, конъюгация с глюкуроновой кислотой);

- элиминация канцерогенов в составе желчи, мочи, кала;

- образование антител против канцерогенов

- активация антиоксидантной системы и торможение образования свободных радикалов.

- уничтожение онкогенных вирусов;

2. АНТИТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ

предотвращают превращение нормальной клетки в опухолевую

(функция ферментов репарации ДНК, генов- супрессоров, генов апоптоза).

3. АНТИЦЕЛЛЮЛЯРНЫЕ

направлены на уничтожение или подавление роста опухолевых клеток

( натуральные киллеры (NK-клетки), сенсибилизированные Т-лимфоциты (Т-киллеры), макрофаги и выделяемые ими интерфероны и фактор некроза опухолей, иммуноглобулины, кейлоны, гепарин.

 


* Измерение концентрации Н более информативно, чем определение рН, что видно из Таблицы 2.

Основополагающим принципом изучения всех проявлений жизнедеятельности в норме и условиях патологии является системный подход (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение) к проблеме. Он заключается в исследовании любого объекта как единого образования, сформированного упорядоченным взаимодействием его составных частей. Системным мышлением называют осмысление любого феномена в контексте более обширного целого, поэтому такой подход имеет фундаментальное значение для формирования клинического мышления, диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

По мере развития науки трактовка понятия «система» неоднократно менялась. До начала ХХ в. в естественных науках, особенно в физике, доминировал механистичный подход, предполагавший детерминированность любой системы свойствами её материальных компонентов; при этом внутрисистемные взаимодействия, в том числе и информационные, представлялись заведомо вторичными и не имеющими существенного значения. Допускалась даже возможность точной оценки состояния всей Вселенной в любой момент времени на основе одномоментного измерения импульса и координат составляющих её частиц (полная гиббсовская теория). Подобные представления концентрировали внимание исследователей на всё более мелких частях систем (молекулах, атомах, элементарных частицах) и на определённом этапе сыграли прогрессивную роль не только в физике и химии, но также в биологии, физиологии и медицине, стимулировав изучение морфологических и биохимических основ жизнедеятельности.

Современную трактовку системный подход получил благодаря успехам теории информации и кибернетики — науки об управлении, связи и переработке информации в живых организмах и машинах. Стало общепринятым, что изучение даже простых систем нельзя сводить к анализу свойств их составных частей. Напротив, процесс изучения должен базироваться на сведениях о деятельности системы в целом, без чего невозможно как первичное выявление соответствующих компонентов, так и все последующие этапы исследования (устройство зрительной системы можно понять только на основе её функционирования как целостного образования). Благодаря работам Н. Винера, К. Шеннона, Л. Берталанфи, И. Пригожина, П.К. Анохина, Г.Н. Крыжановского и других учёных под системой стали понимать целостное образование, наиболее существенные признаки которого формируются упорядоченным взаимодействием его частей. Иными словами, система представляет собой не просто сумму отдельных компонентов — дополнительным и решающим критерием оказываются организующие взаимодействия. Отметим, что многие биологи (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин и др.), существенно повлиявшие на развитие медицины, рассматривали живые организмы (включая входящие в их состав ткани и органы), популяции и среду обитания с позиций интегрированного целого, по существу предвосхищая современные воззрения. С ними консолидировались отдельные патоморфологи, осознававшие значение управляющих связей (Р. Вирхов).

В медицине критериями системы являются функция и её морфологическое обеспечение. Вместе с тем, факторы внешней и внутренней среды влияют на любую функцию через предшествующее воздействие на структуры, осуществляющие эту функцию (Д.C. Саркисов), поэтому морфологические изменения всегда оказываются первичными, а функциональные — вторичными. Однако любая система — это динамическое, самоорганизующееся, саморегулирующееся образование, все компоненты которого взаимодействуют достижению определённого результата (К.В. Судаков). Поэтому более универсальным является «функциональный» подход, основанный на оценке результата системной деятельности.

Ключевые критерии систем определяют соответствующую терминологию и классификации. Первичное и доминирующее значение морфологических аспектов отражают такие анатомические по своей сути термины, как нервная, сердечно-сосудистая, мышечная и другие системы. Однако многие из них формируются из динамичной мобилизации структур в масштабе всего организма, причём их деятельность и конечный результат не определяются исключительным влиянием какой-либо структуры анатомического типа. Например, в реализации локомоторной функции участвуют одновременно нервная, лёгочная, миокардиальная, костная, мышечная и другие ткани. Кроме того, один и тот же орган (ткань) обычно оказывается компонентом сразу многих систем. Поэтому «функциональный» подход к трактовке системы, не отрицая решающего значения морфологического обеспечения функций, облегчает анализ генеза и клинического значения большинства структурных изменений.

Выделяют несколько уровней системной деятельности: молекулярный, клеточный, гомеостатический, поведенческий, психический и социальный. Несмотря на определённую условность, такая градация отражает специфику каждого уровня. Как классический пример молекулярных систем выступает цепь последовательных биохимических реакций, когда накопление конечного продукта тормозит предшествующие стадии реакций; расстройства молекулярных систем лежат в основе многочисленных врождённых и приобретённых болезней обмена. Наиболее важное медицинское значение имеют системы, ответственные за поддержание параметров гомеостаза: внешнего дыхания, полостного пищеварения, регуляции артериального давления, кроветворения, поддержания температуры тела, его массы, кислотно-основного состояния. При этом для характеристики ключевого параметра регуляции часто используется понятие «установочная точка». Например, установочной точкой системы терморегуляции считают температуру тела, поддерживаемую на неизменном уровне деятельностью всех элементов системы. При лихорадочных состояниях значение установочной точки может существенно варьировать.

Системы всех уровней (молекулярного, клеточного и др.) находятся в состоянии иерархической упорядоченности. Появление патологических пейсмекеров и связей, а также изменение афферентной импульсации нарушает субординационные отношения, что обычно вызывает дополнительные морфо-функциональные расстройства.

В зависимости от индивидуального и социального значения результата выделяют физиологические, патологические и амбивалентные (смешанные) системы.

● Физиологическая система. Характеризуется полезными (адаптивными) результатами.

● Патологическая система. Имеет отрицательное (патогенное, дизадаптивное) значение для организма; её деятельность лежит в основе наследственных болезней обмена, аутоиммунных повреждений, шоковых состояний, злокачественных опухолей, некоторых форм эпилепсии, патологического чесательного рефлекса и других расстройств.

● Амбивалентная система. Характеризуется одновременно адаптивными и патогенными эффектами. Например, аллергическое повреждение ткани сопровождается элиминацией аллергена, хотя и «болезненным» способом. Алкоголизм, наркомании и даже некоторые формы патологического чесательного рефлекса имеют адаптивную компоненту, особенно на начальных этапах своего развития (ослабление психо-эмоционального напряжения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.