Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Нет! Жили, творили, работали




Нет! Жили, творили, работали.

Г.г.- время перемен: учителя выживали?

 

 

Работу выполнили:

Вопиловская Алена, 10 класс,

МОУ «Полдарская СОШ», Великоустюгского района, Вологодской области.

Паспорт 19 09 № 620151 выдан отделением УФМС России по Вологодской области в Великоустюгском районе, 17.06.2009 г.

Дата рождения: 01.02.95

Домашний адрес: 162355, Вологодская область, Великоустюгский р-н, п. Полдарса, ул. Зеленая, д. 15 кв. 3

Сырникова Юлия, 10 класс,

МОУ «Полдарская СОШ», Великоустюгского района, Вологодской области.

Паспорт 19 09 № 639525

выдан отделением УФМС России по Вологодской области в Великоустюгском районе, 14.08.2009 г.

Дата рождения: 30.05.95

Домашний адрес: 162355, Вологодская обл., Великоустюгский район, п. Полдарса, ул. Нагорная, д. 7 кв. 2

Руководители:

Бычихина Ольга Васильевна, учитель химии и биологии,

Некипелова Елизавета Анатольевна, учитель русского языка и литературы,

МОУ «Полдарская средняя общеобразовательная школа».

Адрес школы: 162355, Вологодская область, Великоустюгский район,

п. Полдарса, ул. Школьная, д. 9.

 

 

Великий Устюг

2012

Содержание:

1. Введение……………………………………………………….….с. 3 – 4.

2.1. Характеристика, этапы перестроечного периода и 90 – е годы XX века в истории СССР…………………………………………………..с. 5- 6.

2.2. Профессия учителя – трудная, ответственная, самая лучшая……………………………..…………………………………..с. 6 – 7

2.3. Математик, директор, классный руководитель …………........с. 7 - 8.

2.4. Учитель домоводства……………………………..……………...с. 8 -10

2.5. Мастер на все руки………………………………………………с. 10 -11

2.6. Тактичная, добрая, строгая, учитель иностранного языка…………………………………………………………………...с. 12 -13

2. 7 Заядлая книжница и искусная рукодельница, наша Нина Михайловна…………………………………………..................................с. 13

2. 8. Хранитель обычаев старины, мудрый педагог - наставник……………………….…………………………………….с. 13 – 14

2.9. Пишет песни и поет, за собой ребят зовет…………………………..…………………………..………..… с. 14 - 16

2.10. Наш строгий военрук.………….................................................с. 16 - 18

2.11 Знакомьтесь: участники ансамбля «Унесенные ветром» - учителя химии Рожина Н.Г. и литературы Тчанникова А.А……………….с. 18 - 20

2.12. Любимый учитель девчонок и мальчишек – Андреева Н.Л…………………………………….………………........................с. 20 – 21

2.13. Директор школы с восемнадцатилетним стажем, учитель физики………………………………………………………….......................с. 21 -23

2.14. На работу с радостью, а с работы с грустью………………….с. 23 -24

2. 15. Родник творчества…………………………………………….с. 24 – 28

3.0. Заключение…………………………………………………………...с. 29.

4. 0. Список используемой литературы………………………………….с. 30

5.0. Альбом приложений………………………………………………...с. 3.

 

Нет, наверное, на земле другой профессии, о которой бы говорили и красиво, и поэтично, а людей этой профессии испокон века считали и считают особенными - мудрыми, справедливыми, гуманными, нравственными. А им и нельзя быть другими, потому что они выбрали себе профессию Учителя. Пусть сегодня это слово пишется с большой буквы в знак уважения и преклонения перед теми, кто берет за руку ребенка и ведёт его долгие годы к совершенству по дорогам знаний. Хороший учитель, настоящий педагог не останется незамеченным. Его можно узнать по ученикам: если они выходят из школы, окрылённые знаниями, значит, эти крылья дал им настоящий учитель. И чем сильнее крыло, тем увереннее полёт ученика над жизненными просторами. И вот тут справедливо сказать: а крылья, призвание и даже талант учителю даны свыше, ведь именно таких людей называют учителями от Бога. Такой учитель имеет терпение и уважение к личности ребёнка. Поэтому, мы считаем, актуальной темой сегодняшнего дня – изучение учительского движения и роли Учителя в истории нашей страны. Работа учителя - это тяжкий непосильный труд. Население любой просвещённой страны состоит из двух частей. Первая часть- учителя, а вторая - ученики. Человечество видело предательство и измену- измену своей профессии, своему призванию, самому себе. Эти явления меньше всего затронули учительство. Словно стойкие оловянные солдатики, армия одержимых осталась верной своему святому долгу. Наши учителя изо дня в день, из года в год создают, творят будущие личности и выстраивают гармонию между человеком и обществом.

Цель нашей работы: создать групповой портрет учителей в годы перестройки и после (1980-2000 г.г.).

При выполнении этой работы мы поставили такие задачи:

- познакомиться с эпохой перестройки через научно-публицистические материалы и рассказы свидетелей того периода;

- собрать материал об учителях, работавших в это время;

- обобщить опыт работы учителей в эпоху перемен, доказать, что педагоги нашей школы работают всегда творчески;

- пополнить школьный музей экспонатами и мемуарами, связанными с жизнью учителей 80-х, 90-х годов XX века.

Объект исследования: личность учителя в определенный исторический период, в перестройку и постперестроечное время, лихие 90-е годы.

Методы исследования:

Изучение литературы, ресурсов сети Internet. В ходе работы были проработаны книги, статьи из газет, осуществлялся поиск в Интернете по теме исследования, отобраны и просмотрены страницы с нужной информацией. Список использованных ресурсов прилагается.

Использование методов «устной истории».

Устная история – это записанные воспоминания людей о своей жизни, о событиях прошлого, свидетелями которых они были.

Были взяты интервью у учителей, которые работали в то время: Андреевой Н.Л., Каменской Н.В., Каменского Н.Н., Костоломовой Д.П., Наумовой Т.А., Поповой Н.М., Рожиной Н.Г., Старковской Н.В., Старковского В.А., Тетериной Л.В., Тчанниковой А.А., Тчанникова М.А., Черемисиной Г.А.; выпускников 80-х, 90-х.: Сырниковой (Трудовой) Л.И., Живаевой (Сырниковой) Т.А., Новинской (Буслаковой) Т.Г, Новинской (Ширяевой) А.В.

Рекомендации о том, как подготовиться к интервью, выбрать время, место, как вести себя во время интервью мы взяли в методическом пособии для участников Всероссийского конкурса исследовательских работ для старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век».

Использовали мемуары о работе в Полдарской средней школе Сергеевой А.П.

Изучили документы из школьного архива (Анализ работы воспитательной работы Полдарской школы за 1998 -99 учебный год; анализ работы школы за 1997- 98 учебный год); список работников школы в 1987 год; приказы о поощрении учащихся; ходатайства и требования родителей и учителей по строительству новой школы (1997, 1998 год); с разрешения учителей, которые работают более 25 лет, познакомились с записями в трудовых книжках.

Свою работу мы подтверждаем фотодокументами, материалами из школьного архива, которые находятся в приложении работы. После рассмотрения основного вопроса делаем заключение. В нём излагаются результаты проделанной работы, делаются выводы, указываются трудности, которые возникли при выполнении исследований. После заключения предлагается список литературы, которую использовали мы в своём исследовании.

 

 

«Мы ждём перемен…» - эти слова из песни лидера популярной в 80-х гг. группы «Кино» Виктора Цоя отражали настроение людей в первые годы политики «перестройки».

В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции всё труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской войны. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы. Перестройка - очень громкий период в истории СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. Ко всему этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, партий и движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к дальнейшему распаду СССР. Отношение людей к данному историческому этапу является двойственным. Одни считают, что перестройка - это выход из сложного положения застоя, что изменения были необходимы, плохо ли, хорошо, но нужно было менять систему, ее устройство и что изменения не могли быть произведены ввиду сложного общего положения вещей в международной политике и на «внутренних фронтах». Другое мнение на этот счёт заключается в том, что перестройка - это разрушение Советского Союза и не более того, что руководителями двигали простые эгоистические соображения, и сквозь все разглагольствования о неэффективности социализма эти корыстные соображения проглядывали вполне явственно. Инициаторы перестройки хотели положить деньги в свой карман.

Перестройку условно можно разделить на три этапа:

Первый этап (март 1985 — январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными компаниями административного характера — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому.

Второй этап (январь 1987 — июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989 — 1991). Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

Все события, которые происходили в стране, в большей или меньшей степени влияли на жизнь наших земляков. Чем труднее становилось жить, тем пристальнее внимание к тем, кто всегда впереди, кем держится земля. Это, конечно, Учителя.

Мы задались вопросом: «Как работали, жили наши учителя 80-е-90-е годы?» Наш проект и станет ответом на этот вопрос. В искренних, правдивых рассказах учителей мы получили достоверную летопись о неустанном труде, радости общения с учениками, в ней все: любовь к детям, желание видеть их счастливыми. Эта любовь проявляется в педагогическом великодушии, благородстве, терпении, милости и строгости, приветливости и требовательности, в умении добиваться от детей необходимых результатов в воспитании и учении. Ни в одной строчке мы не нашли уныния, разочарования, раскаяния и сожаления о прожитом и сделанном.

В очерке Н. Долининой, известного педагога, мы читаем: «Я – учительница. И это самое большое, чего я достигла в жизни! Вероятно, каждый кто любит свою профессию, считает её самой увлекательной, самой благородной - самой лучшей на свете… Каждый уверен, что его профессия – не только самая лучшая, но и самая трудная, самая ответственная. А я убеждена: нет на свете работы более важной и более мучительной, более радостной и более нужной людям, чем наша учительская профессия. Рассказать о ней очень трудно: в ней нет, на первый взгляд, ничего романтического, ничего таинственного, ничего особенного…» И тем не менее, мы попробуем рассказать об этой работе в конкретный исторический период.

Мы считаем, что наши учителя взращивают в юных душах подлинное нравственное основание, отдавая все силы, любовь и время. Поэтому истинное служение учителя соизмеримо с нравственным подвигом любви. Каждый из них мог сказать:

Век скоростей. Мчит время оголтело,

Попробуй-ка поводья отпусти!

И не хочу я бросить свое дело,

И силы есть свой тяжкий воз везти.

Математик, директор, классный руководитель

[1]Костоломова Дина Павловна (родилась 9.05.1950 в д. Солотное Великоустюгского района).

После окончания физико-математического факультета начала работу учителем математики в д.Анисимово, где была и директором. С 1975-2011 год работала в Полдарской средней школе. Первый выпуск был в 1981 году, в классе было 24 человека. Они больше всего и запомнились!

Дина Павловна вспоминает, что ходили в походы и осенью, побывали и в д. Бабья, д. Черемухово, в д. Верхняя Тозьма, а в Кичуге еще и показали концерт.

С 1982 по 92г.г. второй выпуск Костоломовой Д.П. С этим классом педагог была в трудовом лагере на Солотном (9 км от Полдарсы) на заготовке сена. На работу возили каждый день на катере. Сено косили трактором, а убирали в стога вручную. Ребята варили сами: повар один человек и два дежурных. Дина Павловна - начальник лагеря. Работали на совхоз «Заря», за это им платили деньги, хорошие, по тем временам. Лучшие школьники в зимние каникулы съездили в Вологду. С этим же классом Дина Павловна «хлебнула» и ОПТ (общественно общественный труд): они кололи дрова, убирали их, чистили снег по два часа в неделю.

Как учителю математики, постоянно приходилось готовить детей к экзаменам. Ввели тесты - готовились и к ним. Результаты всегда были хорошие. В старших классах применяла систему зачетов, а в средних - нравились путешествия в страну математики. Позднее, с середины 90-х годов, работая в паре с Каменской Ниной Валентиновной, учителем русского языка, делили классы на слабых и сильных. Учитель считает, что в то время ребята учились охотнее, к экзаменам готовились ответственнее. К экзамену по геометрии учитель прослушивал каждого по каждому билету в течение года. Родители активно ходили на собрания, им нравилось работать в группах, с интересом они обсуждали проблемы подросткового возраста, давая характеристики особенностям развития девочек и мальчиков. Многие родители вместе с детьми готовили домашние задания, а кое - кто выучивал все билеты.

В свое время Дина Павловна была председателем профкома, заместителем, членом производственной комиссии. Регулярно проводились производственные собрания, заседания всех комиссий. Зимой члены педколлектива ходили в походы на фонтан, пешком через Прилуки, на обратном пути как-то зашли в гости на чай к бабушке Гале. Традиционными были учительские праздники на 8-е Марта, на День учителя и на Новый год. Почти каждый год Снегурочка и Дед Мороз ходили поздравлять по домам учителей и их семьи. Дети их ждали. В трудные перестроечные годы, как и у всех, были талоны, чтобы выжить, сажали картошку, держали поросят и делали овощные заготовки. Дина Павловна награждена Министерской грамотой за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся. (Запись воспоминаний Костоломовой Д.П.., сделана Вопиловской А., Сырниковой Ю. 30. 10. 11.)

 

Уборка урожая картофеля (фото 2000 год) Дина Павловна за уроками (фото 2000 год)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.