Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глас четвертый




 

Текст догматика 4-го гл. построена по 2-хчастной схеме.

В первой половине содержится указание на то, что именуемый («Тебе, Богородице, ради») Богоотцем св. пророк Давид некогда «песненно о Тебе провозгласи» Сотворшему величие Teбe: «пpeдсma Царица одесную Тебе», (Господа)!..

Во второй части догматика приводится объяснение причин к такому «возгласу» св. Псалмопевца: «Тя бо Матерьходатаицу живота показа»... Бог, благоволивший «6ез отца из Tебе вочеловечитися».... (Цель вочеловечения:) дабы «Христос, имеяй велию и богатую милость», мог «паки обновить образ, истлевший страстьми», и обретши «овчазаблуждшее горохищное», — на раменах принести «ко Отцу и Своему хотению», и так — «с небесными совокупив силами, спасти мир» [1]...

 

 

 

Эта часть, как видно, состоит из 7-ми строк – попевок, нечетное число которых объясняется вставкой так назыв. «фиты»[2] на слове «песенно». С заменой этой особой строки (4-я = 3-й), отдел легко превращается в 6-ти строчный.

 

1-я стр. Иже Тебе ради,

2-я» Богоотец пророк Давид

3-я» песненно о Тебе провозгласи

4-я» величия Тебе Сотворшему:

5-я» «предста Царица

6-я» Одесную Тебе».

 

 

 

 

Снова нечетное построение, в котором однако проскальзывает указание на то, чтобы обратить его в четное. Это – двухсоставный характер 8-й строки, содержащей в себе двукратное повторение 2-ой попевки. Поэтому форма данного отрывка будет следующей:

 

 

 

По условиям текстового построения, вышеприведенная часть есть начало второй половины догматика. Продолжим анализ далее.

 

 

 

_________________

*) Это – попевка (9-я) содержит в себе заимствование из 3 гласа.

**) Попевка произвольная: из начала 9-й и конца 2-й попевки.

***) Тоже произвольная – из 4-й и 2-й попевки.

****) Тоже – из 10-й и 2-й попевок.

 

 

Фраза: «да свой паки обновит (Христос) образ, истлевший страстьми» − является первой в перечислении целей воплощения. На этом основании она отнесена к разбираемому отделу догматика. В музыкальном же отношении она представляет собой самостоятельное двухстрочное построение (9 + 2-я попевки):

 

 

 

 

Итак, вторая часть догматика (разобранная доселе) имеет след. форму:

 

 

 

(«Да) И заблудшее горохищное овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет и Своему хотению» (вторая цель воплощения – эта часть догматика изложена мелодически в 4-ре строки с добавлением (вставкой) двух «фит», что в общем дает также 6-ти строчное повторение, а именно:

 

Заслуживает внимания, что как предшествующий подотдел, так и только что рассмотренный заканчиваются второй попевкой.

Третий подотдел («с небесными (да) совокупит силами и (да) спасет, Богородице, мир» …) изложен в 4 строки:

 

 

К нему примыкает заключительная фраза догматика (главное предложение для всей серии предшествующих перечислений), мелодически состоящая из 2-й попевки с свободным кадансом:

 

 

______________

*) Нечет строк образовался вследствие опущения фиты в 1-й части догматика; с восстановлением ее количество строк выразится цифрой 22.

 

 

Эту строку, в виду присутствия в ней особого каданса, можно рассматривать как двухсоставную, т. е.

 

 

 

 

Характерно то, что заключительной попевкой здесь снова служит – вторая.

Сводя в одно целое формы подотделов, на которые распадается вторая половина догматика, получаем трижды взятое 6-ти строчное построение. Все эти 18 строк суть в тоже время – одна общая часть догматика (вторая). Признаком их единства является тожество заключительных в каждом подотделе попевок, на что не раз и было указано выше. Заключением же первой части догматика служат попевки 5 и 6-я, подчеркивая тем самым ее обособленность от дальнейшего. Так. обр., форма догматика в целом – двухчастная:

 

 

Оценивая форму догматика в целом виде, не трудно заметить чрезмерность (по объему) ее второй половины; отношение частей догматика 1: 3. Но это впечатление несоразмерности только внешнее, и оно легко исчезает, если принять в соображение, что на 6 попевок первой части, во второй имеется тоже 6, т. е. ровное количество нового мелодического содержания. Это-то и уравновешивает обе части, придавая им полную симметричность.

Во всяком случае, догматик 4 гл., по своей форме, есть нечто совсем иное, чем другие из рассмотренных доселе. Здесь впервые приходится иметь дело уже не с трехчастной формой, в ее разновидностях, а с двухчастной. Такая форма была найдена ранее в «Господи воззвах» Знам. росп. (см. гл. III), но там ее составные элементы были не столь сложны и разнообразны, как здесь. Так. обр., пред нами на сей раз – новое достижение русских певцов в области художественных форм.

Важно отметить характер попевок, встречаемых в догматике разбираемого гласа.

Не говоря о прямом заимствовании (см. попевку 2-ю и 9-ю), значительная часть мелодических строк догматика построена из отрывков разных попевок, напр.: 6-я строка из конца 2-й попевки и одного мотива 1-й фиты; 12-я стр. — из начала 9-й и конца 2-й попевок; 20-я – из 10-й 2; 21-я – из 2-й с добавлением 12-й и т. п. В общем не смотря на обилие попевок (12 на 22 строки), перевес остается на стороне 2-й попевки, которая то целиком, то по частям входит в состав целых 9-ти строк, сообщая мелодии догматика некоторую монотонность. Из других попевок лишь 4, 7, 9 и 10-я применены по два раза каждая; остальные – лишь по разу.

Нельзя не обратить внимания и на известную связь, которая существует между настоящим догматиком и мелодией 4 гл. обычного напевана «Господи воззвах». Последняя — одна из самых больших по числу строк (6-ть), так же, как и догматик. Но в чередовании строк, при пении стихир, принимают участие всего лишь три строки (3, 4 и 5-я), и в этом трудно не заметить отражения такого же свойства (повторяемость лишь некоторой части попевок), наблюдаемого в догматике. Точно также факт заимствования из мелодии 3 гл. в догматике дает себя почувствовать в том, что заключительная строка в обычном напеве на «Господи воззвах» берется из мелодии 1-го гласа.

Эти черты лишний раз указывают на родство позднейших напевов с их первоисточником – знаменным распевом. Установление же такого родства важно не ради каких-либо отвлеченных соображений, а как открытие путей и средств к объяснению многих сторон в нашем церковном пении. В данном случае мы имеем объяснение такого явления, как многосоставность и сложность обычной мелодии 4 гл. (Киевск. росп.), не мешающее однако ограниченности повторяемых строк (3-х из 6-ти), а также заимствованный характер заключительной строки. Ясно, что эти черты – в природе гласа, как об этом можно судить по данным анализа.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.