КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значимость ошибки
Пример Мама Давида (3 года) так вспоминает о нашей первой встрече: «Мы были рады, что наконец смогли записаться на прием. В последние дни нам было особенно тяжело с нашим сыном. Улла Кислинг пригласила нас в кабинет, мы зашли и сели на маленький батут. Я спросила, надо ли мне рассказать что-то о Давиде, но она ответила: "нет" и занялась мальчиком. В кабинете стояли спортивные снаряды, лежали маты, стены были выкрашены в приятный теплый цвет. Я не совсем понимала, как будут проходить занятия. Давид делал что хотел. Было заметно, что ему нравится в этом кабинете. Он выглядел довольным и спокойным. Примерно через десять минут Улла Кислинг на удивление точно описала нам те проблемы, с которыми мы сталкивались в обще-
нии с нашим ребенком и с которыми приходилось сталкиваться ему самому. 45 минут пролетели незаметно. Было ясно, что Давиду нужна помощь. Ему были нужны терапевтические занятия. Наконец-то я нашла кого-то, с кем я могла поговорить о своих проблемах, кто понимал меня, а не повторял "другие дети тоже так делают, не только ваш сын". Мы с мужем почувствовали, что мы на правильном пути. Когда мы шли к машине, я попросила Давида дать мне руку. Обычно это всегда приводило к ссорам. Он терпеть не мог, когда его брали за руку. Но после первого занятия он дал мне руку, и мы спокойно перешли через дорогу. Сегодня я знаю, что решение начать сенсорную терапию в диалоге было верным. Давид перестал драться. Он стал ласковым сыном и братом и с каждым днем становится все более уравновешенным. Он больше не изводит ни одного члена семьи, да и мы все научились правильно себя вести. Мы часто смеемся вместе, мы счастливы».
фото 35: В маминых объятиях ребенок всегда чувствует себя защищенным
Автор фильма «Похвала ошибке: один тренер и 23 игрока»* Райн-хард Каль говорит: «По-настоящему удается только то, что может потерпеть неудачу. Если мы запретим себе маленькие ошибки, мы наделаем больших».
В ошибках следует видеть союзников в обучении. Они отрезвляют нас, побуждают искать новые решения. Не бывает дня без ночи, конца без начала, осени без весны и т.д. Без ошибок не бывает заблуждений, а значит, нет и шанса оказаться на ином пути, который может привести к новым знаниям. Отчего мы так боимся ошибок? Ведь даже самая распространенная теория обучения утверждает, что цели можно достичь путем опытов и заблуждений! Ведь именно так мы учились ходить! Сколько раз нам приходилось падать, пока мы не смогли нужным образом повернуть суставы, чтобы справиться с земным притяжением и добиться равновесия на двух ногах? Представьте себе, как пойдет развитие младенца, который научился ползать и теперь пытается пойти, если вы станете осуждать его ошибки вместо того, чтобы подбадривать и хвалить его неутомимость и выдумку. В другой момент в фильме Каль говорит: «Окрыляет только резонанс, это самый мощный источник продуктивных результатов».
Если раннее развитие ребенка в течение первых трех лет жизни проходит нормально, общество готово подождать, пока он повзрослеет, и я не устаю удивляться тем поразительным результатам, которые приносит это долготерпение.
* Lob des Fehlers: Ein Coach und 23 Spieler - документальный фильм, выпущенный немецким телевизионным каналом в 1992 году. NDR. - Примеч. пер.
К трем годам, к возрасту детского сада, отношение к ребенку внезапно меняется! Детей накрывает первая волна трудовых будней. Формируется первый опыт несоответствующего поведения (если ребенок еще носит памперсы, не умеет смирно сидеть, его пугает постоянный галдеж в садике, ему одиноко без мамы, если он не хочет или не может участвовать в создании поделок для родителей и т.д.).
Серьезная взрослая жизнь для многих детей начинается уже в этот момент, одновременно с первым отбором. Мне нравится такая метафора: детей протискивают через первое игольное ушко. Второе ждет их в шесть лет, когда начинается обязательная школа. Большинство озабоченных родителей обращаются ко мне, когда их дети достигают первого или второго критического возраста, в последний момент. Невозможно за несколько недель терапевтических занятий вывести детей на желаемый уровень зрелости, не говоря уже о том, что зачастую сначала приходится ждать, чтобы освободились места. Развитие ребенка не соответствует общепринятой норме! Но нельзя дать пошатнуться стройной концепции нормальной школы, разработанной отвественными господами за столом с зеленым сукном! Ребенка направят в специальное педагогическое заведение. Дети с нормальным и даже повышенным интеллектом все чаще попадают в коррекционные школы только потому, что никто не хочет тратить денег на их диалоговое развитие. Инге Флемиг на протяжении нескольких десятков лет задает один и тот же вопрос: почему детей принимают в школу, руководствуясь их биологическим возрастом, а не тем, на какой стадии развития они находятся? Где написано, что дети могут учиться, только если их распределить по группам в соответствии с возрастом? Разве в университете люди одного возраста всегда учатся на одном курсе? Так ли надо стараться сократить детство, как можно раньше начиная школьное образование? Дети с дефицитом движения очень часто говорят «не хочу». При внимательном рассмотрении мы обнаружим, что за этим
часто скрывается «не могу». Но сколько же можно повторять «не могу», не теряя при этом лица! Представьте себе, что вы сами постоянно твердите «не могу», и вы поймете, что «не хочу» звучит намного лучше. («Не могу» делать то, чего от меня хотят другие, и я решаю сам, чего я делать «не хочу».) Что удерживает ребенка от того, чтобы попробовать новое, попытаться путем проб и ошибок найти решение в процессе игры? Одна из причин - это страх совершить ошибку! А ведь именно так мы объясняем, каким образом детям играючи удается быстро овладеть компьютером. Они просто пробуют что-то сделать и учатся даже на собственных ошибках.
Если дети боятся ошибок, это отражается на их уверенности в своих силах. Возникает замкнутый круг. Недостаточная уверенность в себе приводит к недоверию не только к самому себе, но и к окружающим и к новым ситуациям. Райнхард Каль говорит в фильме «Похвала ошибке»: «Традиционная педагогика недоверия оболванивает, поскольку она не позволяет детям доверять собственным ощущениям. Для человека, лишенного доверия к самому себе, даже простое дело окажется сложным и затруднительным». Каль имеет в виду, что директивный инструктаж, не оставляющий места для самостоятельного поиска решений при обучении навыкам или освоении учебного материала, не позволяет ребенку приобретать знания творчески, опираясь на свои собственные силы. Будто бы ребенок не может самостоятельно найти решение проблемы. Этот принцип применим и к терапии. К самостоятельно принятому решению ребенок приходит сам. Метод Фельденкрайза - «осознавание через движение» -основывается на поиске собственного, индивидуального пути обучения через движение. Терапевтические занятия по методу сенсорной интеграции в диалоге дают возможность познать ценность ошибки, причем происходит это в простых, но непривычных для детей и родителей ситуациях.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |