Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методический комплекс по дисциплине




Содержание и формы промежуточной аттестации

Форма аттестации – экзамен (д/о)

 

Вопросы к экзамену по курсу «Современный русский язык. Лексикология».

1. Предмет и задачи лексикологии. Связь лексикологии с другими лингвистическими дисциплинами. Основные направления в изучении лексики.

2. Место лексической системы в «системе систем». Особенности лексики.

3. Слово как основная единица языка в целом и единица лексической системы в частности. Признаки слова. Проблемы определения слова.

4. Лексическое значение слова. Факторы, формирующие ЛЗ. Компоненты ЛЗ. Типология лексических значений.

5. Системный характер русской лексики и основные типы её системной организации. Полисемия как представление эпидигматических связей в лексике. Структура полисемного слова. Типология значений полисемы; типы переносных значений. Роль полисемии в языке. Отражение полисемии в словарях.

6. Словесные оппозиции и классы слов как отражение лексической парадигматики. Лексико-семантическая группа (парадигма). Тематическая группа. Семантическое поле.

7. Омонимия как явление лексической парадигматики. Типология омонимов. Пути появления. Отражение омонимии в словарях.

8. Синонимия как проявление лексической парадигматики. Типология синонимов. Структура синонимического ряда. Связь синонимов с другими лексическими явлениями. Роль синонимов в языке.

9. Антонимия как самое яркое проявление парадигматических отношений в лексике. Типология антонимов. Связь антонимов с другими лексическими явлениями.

10. Паронимия как отражение лексической парадигматики. Паронимы в языке и речи. Отличие паронимии от парономазии. Связь паронимии с другими лексическими явлениями.

11. Систематизация русской лексики с точки зрения сферы её употребления (общеупотребительная и ограниченная в употреблении). Взаимодействие лексических пластов.

12. Функционально- стилистическая дифференциация лексики. Межстилевая и стилистически маркированная лексика. Незамкнутость стилистических сфер русской лексики.

13. Словарный состав современного русского языка в динамическом аспекте. Устаревшая лексика: типология, стилистические особенности. Новая лексика: типы, функции, способы образования.

14. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика. Старославянизмы.

15. Заимствование как естественный процесс. Особенности заимствований из разных языков. Отношение к заимствованиям в разные исторические периоды развития русского языка. Словари иностранных слов как особый тип словарей.

16. Предмет фразеологии как науки. Понятие фразеологизма, его признаки, соотношение с другими единицами языка. Классификация ФЕ по семантической слитности.

17. Грамматическая характеристика ФЕ. Экспрессивно-стилистические особенности ФЕ. Приемы трансформации ФЕ.

18. Источники и происхождение русской фразеологии. Системный характер фразеологии. Роль фразеологии в речевой культуре. Фразеологические словари и справочники.

19. Русская лексикография. Типология лингвистических словарей. Отражение системности лексики в толковых словаря русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК в 6-ти частях. Ч.1. ЛЕКСИКА»

 

Направление подготовки: «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Русский язык»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


 

 

Пермь

ПГГПУ

Рецензент:

к.филол.н., доцент кафедры русского языка ПГПУ

Бакланова Ирина Ивановна

Автор-составитель: старший преподаватель Соловьева Ольга Евгеньевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык. Лексика» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к вариативной части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.

 

 

Согласовано:

Декан филологического факультета Абашева Марина Петровна

 

Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ___________________: Протокол № _______ «___» ________________20___г. Председатель УМК _____________     Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № _______ «___» ________________20__г. Зав. кафедрой _______________

 

 

Содержание

1. Цель изучения дисциплины…………………………………………………4

2. Место дисциплины в структуре ООП…………………………………… 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины………………………5

3.1. Принятая структура компетенций…………………………………… 5

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций……………………………………………………… 6

4. Объем дисциплины……………………………………………………… 8

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………8.

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………8

5. Содержание дисциплины…………………………………………………10

5.1. Программа дисциплины……………………………………………… 10.

5.2. Содержание семинарских и практических занятий………………… 19

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)…… 34

6. Формы и методы обучения ………………………………………………34

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов………34

7.1. Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы……………………………………………………………………………. 35

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов…… 41

7.3. План-график самостоятельной работы студентов…………………….42

7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению ……………………………………… 43

7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению………………………………………… 47




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.