КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Платон и Аристотель, как систематизаторы древнегреческой философии
В VI в. до н. э. Платон и Аристотель систематизируют древнегреческую философию. Платон создает первую философскую школу под названием академия. Систематизируя философское знание, он выделяет составные части философии: · онтология; · космология; · гносеология; · этика. Онтология – учение о бытии. По мнению Платона, основой мира являются идеи. Мир постигается разумом. Идей много, т. е. бытие множественно. В мире также существует материя, она вторична, сама по себе вещей не создает. Вещь возникает тогда, когда идея соединяется с материей. Идея обладает сущностью. Мир вещей сущностью не обладает. Платон по своему мировоззрению является идеалистом. Космология – это учение о космосе. По Платону, космос – это упорядоченный хаос. Вначале был хаос, затем появился творец - Демиург, который привел хаос в порядок. Космос наделяется мышлением и красотой. Здесь очень четко проявился главный принцип древнегреческой философии: все прекрасное разумно, все разумное – прекрасно. Гносеология – это наука о познании. Человек состоит из материального тела и души (идеи). Идея человека, соединяясь с физическим телом, засыпает, и лишь иногда просыпается, и человек «вспоминает» знания о сущностях. Сами вещи сущностью не обладают. Человек не в силах их познать самостоятельно. Только душа, просыпаясь (может быть при беседе с философами), наделяет человека знанием. Этика – это наука о поведении. Платон считает, что человек должен подчиняться государству. Платон создает учение об идеальном государстве, в котором каждый выполняет свою функцию, в зависимости от своей души. Душа каждого человека состоит из трех частей: 1. разумная часть – обладающая знанием;
2. мужественная часть – обладающая умением избежать опасности; 3. вожделяющая часть – наделенная желаниями, потребностями. У идеального человека все части души развиты одинаково, но в реальной жизни одна из частей души развита больше других. Соответственно развитым частям души, Платон выделяет в государстве три группы людей: Ø философы, обладающие знанием – правители государства; Ø воины, обладающие мужеством – защитники государства; Ø ремесленники, наделенные желаниями – создатели материальных благ. Только в идеальном государстве каждый выполняет свою функцию, в зависимости от своей души. Платон демократию считает неправильной формой государства, так как демос (народ) не может управлять государством. Идеальной формой власти является, по его мнению, аристократическая республика, когда у власти стоят философы. Учеником Платона и его другом был Аристотель. По примеру своего учителя он создает философскую школу под названием «ликей», ныне «лицей». Аристотель систематизирует знание своего времени и выделяет: 1) теоретические науки (математика, физика и т.д.), 2) практические науки (геометрия, астрономия и т.д.), 3) творческие науки (поэзия, риторика и т.д.). Философия, по его мнению, являясь «наукой наук», изучает не многообразие мира, а его сущности. Философия – это наука о сущностях. Аристотель называет ее метафизикой. Конспект его лекций, отредактированный его учениками, также получает название «Метафизика». Бытие сущности должно удовлетворять двум требованиям: должно быть мыслимо и способно к самостоятельному существованию. Четыре причины делают возможным существование отдельной вещи: · форма; · материя; · действие (начало движения); · цель (для чего вещь создана). Форма первична и активна, а материя – это лишь потенциальная возможность вещи, материя вторична. Форма, соединяясь с материей, создает мир вещей, которые наделены сущностью, а, следовательно, их можно познать. Аристотель явился основателем науки логики, как науки о способах и законах правильного мышления. Логике посвящена его работа «Органон». Аристотель основал биологическую науку, написав труд «О частях животных». Он искал источник жизни и пришел к выводу, что «всякое питание, рост и упадок тела имеют основание в нем самом». По мнению Аристотеля, человек существо общественное и политическое – политическое животное («зоон политикон»). Однако, в отличие от животного. человек обладает разумом и умением познавать, что позволяет ему создавать представление о добре, зле и справедливости. Наличие речи и воли позволяют человеку общаться и делать выбор.
Основные понятия АПЕЙРОН – понятие введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. АПОРИИ – понятие, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, которая возникает из-за заложенного в понятии противоречия. ЛОГОС – термин, обозначающий всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. У Гераклита – это всеобщая закономерность, в идеалистической философии – духовное первоначало, мировой разум. ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА - материалистическое направление в древнегреческой философии. Основатель - Демокрит. ЛИНИЯ ПЛАТОНА - идеалистическое направление в философии Древней Греции. Основатель - Платон. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА - самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, получившая свое название от города Милеты. Ее представители - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен - были одновременно естествоиспытателями. НАТУРФИЛОСОФИЯ - в древнегреческой философии умозрительное истолкование природы; рассматриваемой в ее целостности и последовательности. Возникла в досократовский период и явилась по существу первой исторической формой философии. ПЕРИПАТЕТИКИ (буквально «совершаемый во время прогулки») -последователи Аристотеля по ликею (лицей), где обучение совершалось во время прогулки учителя с учениками. ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи учения Пифагора, считавшего началом всего число. С развитием школы ее идеалистическая и мистическая направленность возрастала.
ПЛАТОНИЗМ - идеалистическое учение Платона и направление позднеантичной философии (I в. до н. э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей. СИНКРЕТИЗМ (соединение) - нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе. СКЕПТИЦИЗМ - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности- Возник в период кризиса античного общества. Указывал на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий. СОФИСТИКА (умение хитроумно вести беседу) - сознательное применение в спорах или доказательствах неправильных доводов, так называемых «софизмов», т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешне формальной правильностью. СОФИСТЫ - условное название древнегреческих философов, выступавших в V в. до н.э. в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия. Они не составляли единой школы. Прибегали в спорах к приемам, получившим впоследствии название «софизмов». СТОИЦИЗМ - духовная позиция, основанная на идеях стоиков, а также философское направление, возникшее около III в. до н.э. Название произошло от греч. «стоэ» - портик, где учил своих учеников основатель стоицизма Зенон из Критона. Сторонники его считали пассивным началом материю, а активным началом - бога. Все в мире подчинено строгой необходимости, т.е. судьбе и року. Главное для человека - добродетельное поведение, а не наслаждения. Разум и душа человека до опыта - чистая доска. В теории познания - сенсуалисты (основа познания которых - чувственные восприятия). ФАТАЛИЗМ (определяемый судьбой) - мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное, вера в судьбу, рок (фатум). ЭВДЕМОНИЗМ - античный принцип жизнепонимания, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. ЭЛЕАТЫ - представители древнегреческой философской школы, которая возникла в городе Элее (в Южной Италии). Её особенностью является отчетливо выраженная идеалистическая направленность. Выдвигали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и развития.
ЭПИКУРЕИЗМ - материалистическое направление римской философии, получившее название от имени своего основателя Эпикура - видного атеиста эпохи эллинизма. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, завещанном Эпикуром своем школе. Отсюда название школы «Сады Эпикура». Отрицали вмешательство богов в дела мирские. Исходили из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Все существующее - это результат движения и столкновения атомов. Основа познания - ощущения. Пытались построить этическую теорию разумного наслаждения как основы счастья, целью которого является уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния души.
Тема 3 «Философия Средневековья и эпохи Возрождения» 1. Основные принципы религиозно-философского мировоззрения. Учение А. Аврелия 2. Схоластика. Учение Ф. Аквинского 3. Гуманизм в философии эпохи Возрождения 4. Пантеизм в философии эпохи Возрождения. Рождение современного естествознания Этапы развития философии Средневековья
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |