КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Микродиалог, скрытая полемика, большой диалог
Помимо диалога в широком понимании, Бахтин рассматривает также явления "микродиалога", "скрытой полемики", "большого диалога". Микродиалог — это внутренний диалог человека, при котором его внутренний голос "звучит" в соотнесении с другими голосами (своими или усвоенными чужими), перебивается ими, соглашается или борется с ними. Бахтин рассматривает это явление на примере внутренних диалогов героев Достоевского. Тут внутренний монолог героя диалогизируется Диалог проникает внутрь каждого слова. Даже монологичная, по видимости, речь человека нередко пронизана скрытой полемикой. Полемика (от греч polemikos – воинственный) – острый спор, столкновение мнений по какому-то вопросу При скрытой полемике слово направлено на свой предмет (а не против чужого слова), но строится так, чтобы ударять по чужому слову, не воспроизводимому, а лишь подразумеваемому. Термином "большой диалог" Бахтин называет полифоническое целое романа Достоевского. В большом диалоге индивиды (герои романа) существуют как равноправные носители своих "правд"; тут нет единственной привилегированной "правды". Сознание каждого существует не само по себе, а на фоне чужих сознаний. В словах микродиалогов звучат отголоски большого диалога. Понятие "большого диалога" Бахтин непосредственно относил к романам Достоевского Однако в бахтинском контексте проступают намеки на применимость этого понятия не только в литературоведческом, но и в социально — философском плане. Термин "большой диалог" местами трансформируется в "диалог эпохи" или в "русский и мировой диалог". Если человеческое сообщество, "мир", представляет собой множество индивидов, "центров", носителей собственных "правд", неслиянных сознаний (подобных монадам Лейбница), то чем же обеспечено единство "мира"?
Возможный ответ Бахтина угадывается из контекста его работ — диалогом. Большой диалог приводит в единство множество единичных центров — сознаний, и мир не распадается на солипсические монады. Сама общественная жизнь есть большой диалог. М.М.Бахтин философски осмыслил и представил новую — полифоническую — картину мира И эта новая картина мира более адекватна мировоззрению XX века, чем монологические воззрения эпохи Нового времени.
Полифоническому мышлению, отмечал Бахтин, "доступны такие стороны человека, и прежде всего мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера его бытия, которые не поддаются художественному освоению с монологических позиций". Для Михаила Михайловича Бахтина центр Вселенной — это личность человека. По своей природе личность уникальна Цель личности состоит в том, чтобы осуществить свое предназначение в мире. Это означает, что личность
В этом проявляется самореализация человека. Личность прежде всего должна быть Бытие личности проявляется в поступке. Поступок — это сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека В поступке человек утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.
Поступок — основная единица социального поведения. В поступке проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия
Во внутреннем плане действия предстоящего поступка:
Поступок может быть выражен
При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия Само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Любое действие должно быть пропущено через нравственное сознание человека. Поступки включены в систему нравственных отношений общества Через систему нравственных отношений общества поступки включены в систему всех общественных отношений. Сущность поступка состоит в ответственности Ответственность – это реализуемый в различных формах контроль над человеческой деятельностью Этот контроль осуществляется с точки зрения выполнения человеком принятых норм и правил Различают (1) внешние формы контроля и (2) внутренние формы саморегуляции человеческой деятельности
Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость. Ответственность состоит, по Бахтину, в первую очередь в осознании чужого слова во мне как слова чужого... Таким образом, совершая ответственный поступок, человек: осуществляет
Если бытие — это поступок, то этот поступок предполагает личность, ориентированную на другого человека, человека, с которым он взаимодействует. Таким образом, мир состоит из множества диалогических пар Каждая из множества диалогических пар связана с другими цепью диалогических контактов
Для М.М.Бахтина: «Быть — значит общаться диалогически» Диалог является, по Бахтину, ответственным поступком, «событием бытия» Структура поступка, таким образом, может быть описана с помощью трех категорий:
Поступок предполагает
Именно с «Я—Другого» и происходит диалог. «Я осознаю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Быть — значит быть для другого и через него — для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря на себя, он смотрит глаза другого или глазами другого» (Бахтин).
По Бахтину, диалог имеет две стороны: (1) онтологическую и (2) гносеологическую
Диалог является постепенно углубляющимся «событием бытия» В философском смысле диалог
Диалог протекает на нескольких уровнях: (1) телесном, (2) душевном и доходит до (3) духовного. В духовный уровень диалога вовлечено вечное начало в человеке. В мире ответственных поступков Я и равноценный ему Другой ведут экзистенциальный диалог Но каждый из собеседников, в свою очередь, общается с Автором (по Бахтину), Творцом Творец соединяет людей между собой на уровне духовности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |