Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микродиалог, скрытая полемика, большой диалог




 

Помимо диалога в широком понимании, Бахтин рассматривает также явления "микродиалога", "скрытой полемики", "большого диалога".

Микродиалог — это внутренний диалог человека, при котором его внутренний голос "звучит" в соотнесении с другими голосами (своими или усвоенными чужими), переби­вается ими, соглашается или борется с ними.

Бахтин рассматривает это явление на примере внутренних диалогов героев Достоевского.

Тут внутренний монолог героя диалогизируется

Диалог проникает внутрь каждого слова.

Даже монологичная, по видимости, речь человека нередко пронизана скрытой полемикой.

Полемика (от греч polemikos – воинственный) – острый спор, столкновение мнений по какому-то вопросу

При скрытой полемике слово направлено на свой предмет (а не против чужого слова), но строится так, чтобы ударять по чужому слову, не воспроизводимому, а лишь подразумеваемому.

Термином "большой диалог" Бахтин называет полифоническое целое романа Достоевского.

В большом диалоге индивиды (герои романа) существуют как равноправные носители своих "правд"; тут нет единственной привилегированной "правды".

Сознание каждого существует не само по себе, а на фоне чужих сознаний.

В словах микродиалогов звучат отголоски большого диалога.

Понятие "большого диалога" Бахтин непосредственно относил к романам Достоевского

Однако в бахтинском контексте проступают намеки на применимость этого понятия не только в литературоведческом, но и в социально — философском плане.

Термин "большой диалог" местами трансформируется в "диалог эпохи" или в "русский и мировой диалог".

Если человеческое сообщество, "мир", представляет собой множество индивидов, "центров", носителей собственных "правд", неслиянных сознаний (подобных монадам Лейбница), то чем же обеспечено единство "мира"?

Возможный ответ Бахтина угадывается из контекста его работ — диалогом.

Большой диалог приводит в единство множество единичных центров — сознаний, и мир не распадается на солипсические монады.

Сама общественная жизнь есть большой диалог.

М.М.Бахтин философски осмыслил и представил новую — полифоническую — картину мира

И эта новая картина мира более адекватна мировоззрению XX века, чем монологические воззрения эпохи Нового времени.

 

Полифоническому мышлению, отмечал Бахтин, "доступны такие стороны человека, и прежде всего мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера его бытия, которые не поддаются художественному освоению с монологических позиций".

Для Михаила Михайловича Бахтина центр Вселенной — это личность человека.

По своей природе личность уникальна

Цель личности состоит в том, чтобы осуществить свое предназначение в мире.

Это означает, что личность

1. не должна плыть по течению и не раствориться в бытии,
2. а вовремя осознать свою уникальность как непреходящую ценность.

 

В этом проявляется самореализация человека.

Личность прежде всего должна быть

Бытие личности проявляется в поступке.

Поступок — это сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека

В поступке человек утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

 

Поступок — основная единица социального поведения.

В поступке проявляется и формируется личность человека.

Реализации поступка предшествует внутренний план действия

 

Во внутреннем плане действия предстоящего поступка:

1. представлено сознательно выработанное намерение,
2. имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом.

 

Поступок может быть выражен

1. действием или бездействием;
2. позицией, высказанной в словах
3. отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
4. в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.

 

При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме.

Для поступка важен нравственный смысл действия

Само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации.

Любое действие должно быть пропущено через нравственное сознание человека.

Поступки включены в систему нравственных отношений общества

Через систему нравственных отношений общества поступки включены в систему всех общественных отношений.

Сущность поступка состоит в ответственности

Ответственность – это реализуемый в различных формах контроль над человеческой деятельностью

Этот контроль осуществляется с точки зрения выполнения человеком принятых норм и правил

Различают (1) внешние формы контроля и (2) внутренние формы саморегуляции человеческой деятельности

1. внешние формы контроля подотчетность, наказуемость и т.п.
2. внутренние формы саморегуляции человеческой деятельности чувство ответственности, чувство долга

 

Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость.

Ответственность состоит, по Бахтину, в первую очередь в осознании чужого слова во мне как слова чужого...

Таким образом, совершая ответственный поступок, человек: осуществляет

1. осуществляет свое предназначение
2. и осознает свою и чужую уникальность.

Если бытие — это поступок, то этот поступок предполагает личность, ориентированную на другого человека, человека, с которым он взаимодействует.

Таким образом, мир состоит из множества диалогических пар

Каждая из множества диалогических пар связана с другими цепью диалогических контактов

Для М.М.Бахтина: «Быть — значит общаться диалогически»

Диалог является, по Бахтину, ответственным поступком, «событием бытия»

Структура поступка, таким образом, может быть описана с помощью трех категорий:

1. я-для-себя
2. другой-для-меня
3. я-для-другого.

 

Поступок предполагает

1. не только существование одного Я
2. но и присутствие столь же ценного «Я—Другого»

 

Именно с «Я—Другого» и происходит диалог. «Я осознаю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Быть — значит быть для другого и через него — для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря на себя, он смотрит глаза другого или глазами другого» (Бахтин).

 

По Бахтину, диалог имеет две стороны: (1) онтологическую и (2) гносеологическую

1. онтологическая сторона диалога Диалог является категорией бытия, его событием, некой бесконечной сущностью: «...ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди»
2. гносеологическая сторона диалога Диалог — это событие, в ходе которого осуществляется познание. Слово является результатом познания человеком мировой тайны Поэтому в гносеологии диалог имеет свою цель и предел.

Диалог является постепенно углубляющимся «событием бытия»

В философском смысле диалог

1. принципиально не завершим
2ё. и бесконечен

 

Диалог протекает на нескольких уровнях: (1) телесном, (2) душевном и доходит до (3) духовного.

В духовный уровень диалога вовлечено вечное начало в человеке.

В мире ответственных поступков Я и равноценный ему Другой ведут экзистенциальный диалог

Но каждый из собеседников, в свою очередь, общается с Автором (по Бахтину), Творцом

Творец соединяет людей между собой на уровне духовности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.