Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример с подводной лодкой




Случай с космонавтами

Подумайте над следующим примером.

Вас послали в космическое пространство в качестве спасателя. Два космонавта заперты в двух разных секциях космического корабля, у каждого из них кончается воздух. Вы прибываете вовремя, оба они еще живы. Но с вашим запасом кислорода вы можете спасти только одного космонавта. Таким образом, отдав кислород одному из них, вы обречете на смерть другого. Оставите ли вы их обоих умирать? Или все-таки спасете хотя бы одного из них?

Безусловно, правильным будет спасти хотя бы одного космонавта, пусть за счет смерти другого. Большинству из нас этот пример ясно показывает, что можно убить невинного человека, если это спасает жизнь другого.

Мы помним, что доктор Николсон настаивал на том, что мы не должны спасать Джоди, убивая при этом Мэри, по-



 

скольку это нарушало бы право Мэри на жизнь. Хотя я охотно соглашусь с тем, что всякий человек имеет моральные права, включая право на жизнь, существуют обстоятельства, в которых этим правом можно пренебречь. Конечно, эти права нужно, в общем, уважать. Но не любой ценой.

Рассмотрим, например, следующую ситуацию.

Вы — президент Соединенных Штатов Америки. Вам стало известно, что вследствие технических неполадок одна из подводных лодок США излучает мощный поток ядерных частиц, который способен привести к смерти миллионов невинных людей. Единственный способ предотвратить эту опасность заключается в том, чтобы уничтожить лодку вместе с экипажем. Что вы сделаете в этом случае?

Безусловно, в такой ситуации следует уничтожить лодку, не считаясь с правом на жизнь членов ее экипажа.

Тот факт, что правом на жизнь совершенно невинных людей иногда можно пренебречь, представляется совершен-


но ясным в случае с космонавтами. Будет ли доктор Николсон продолжать настаивать на том, что, уважая право на жизнь обоих космонавтов, мы должны спокойно смотреть, как они оба задыхаются от недостатка кислорода?

Исключения из правила «Не убий»

Священник утверждал, что убивать никогда нельзя, независимо оттого, что это может служить добру. Случай с пересадкой органов он использовал для обоснования своей позиции.

Но что сказал бы этот священник в случае с космонавтами или с подводной лодкой? Продолжал бы он настаивать на том, что лучше позволить умереть миллионам людей, чем уничтожить лодку с ее экипажем? Сказал бы он, что лучше оставить умереть от удушья обоих космонавтов? Это единственное, что остается тем, кто продолжает настаивать, что Божья заповедь «Не убий» не допускает исключений.

Однако трудно согласиться с такой крайней позицией. Неужели Бог действительно хотел бы, чтобы мы позволили умереть обоим космонавтам?

Если же признать, что в случае с космонавтами допустимо убить одного ради спасения жизни другого, то тогда становится непонятно, чем отличается случай с Мэри и Джоди. Во всяком случае, для меня случай с близнецами, по существу, не отличается от случая с космонавтами.

Люди, убежденные в том, что Божьи заповеди не допускают никаких исключений, могут заупрямиться и продолжать настаивать на том, что убивать нельзя даже в том случае, когда тем самым можно спасти миллионы жизней. Они могут сослаться на то, что физическая смерть — это еще не конец. Эта мысль была высказана некоторыми комментаторами, обсуждавшими случай с близнецами. Они подчеркивали, что нет никакой жестокости в том, чтобы, следуя Божьей заповеди, позволить обеим девочкам умереть, ибо их ожидает вечная жизнь с Богом.


Некоторым может показаться привлекательной такая защита утверждения о том, что следует позволить умереть обеим девочкам. Но для того чтобы такая защита была рациональной, нам нужно привести надежные основания в пользу предположения о том, что нас действительно ожидает вечная жизнь. Нельзя просто провозглашать, что такая жизнь нас ожидает. Но совершенно неясно, имеются ли вообще такие основания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.