Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первое,на чем следует сосредоточить внимание учителю адаптивной школы, — это организация специфической деятельности на уроке по внутреннему 1 страница




Действие— это один из компонентов деятельности. В массовой школьной практике мы чаще всего наблюдаем, что обучающимся предписано выполнение действий по заданному образцу вне связи с другими компонентами деятельности. В этом случае мы определяем действие как проявление импульсивной энергии.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аппаратно-программное обеспечение курса осуществляется следующим образом:

1. Лекции поддерживаются ноутбуками и проекторами, аудитории Т-100, Т-307, Т-406, Т-411, выход в Internet через беспроводную компьютерную сеть внешних провайдеров;

2. Лабораторные и практические работы поддерживаются локальной компьютерной сетью из 10 компьютеров (MS Windows XP Professional 2008 Edition Service Pack 3, Intel Pentium Dual CPU, 1.79 ГГц, 1.99 ГБ ОЗУ, 150ГБ ЖД) с выходом в корпоративную сеть ПВГУС и далее в Internet;

3. В целом курс поддерживается хранилищем данных, которое использует сервер баз данных с Web-интерфейсом;

4. Разрабатываются собственные прикладные программы.

 

Материальное и программное обеспечение лабораторных работ

Название лабораторной работы Оборудование / программное обеспечение
  Изучение движения тел Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, линейка, рулетка, шарик на нити, лист бумаги, секундомер. Программное обеспечение: 1. Gnuplot;
  Изучение статического равновесия механических систем Оборудование: штатив, наклонная плоскость, набор тел, рулетка. Программное обеспечение: 1. Gnuplot;
  Изучение эволюции организационных структур методом моделирования электростатических полей* Оборудование: специальный лабораторный макет или/и виртуальный лабораторный стенд исследования вариантов сложных систем Программное обеспечение: 1. Gnuplot; 2. kse.exe.(4.1)
  Исследование обменных процессов* Оборудование: Источник тока, переменное сопротивление, амперметр, вольтметр Программное обеспечение: 1. Gnuplot; 2. kse.exe.(4.2)
  Основные закономерности протекания химических процессов* Оборудование: Набор реактивов для выполнения реакций Белоусова-Жаботинского, колебательных химических реакций Программное обеспечение: виртуальный лабораторный стенд; видеоролики наблюдения за опытами химических реакций с коментариями и заданиями 1. Gnuplot
  Земля во Вселенной Оборудование: географический атлас, географический глобус, циркуль, линейка, миллиметровая бумага. Программное обеспечение: 1. Gnuplot;
  Солнечная активность* Оборудование: линейка, миллиметровая бумага. Программное обеспечение: 1.Gnuplot; 2. Выход в сеть Интернет http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/astropix.html – астрономическая картинка дня "Astronomy Picture of the Day". http://umbra.gsfc.nasa.gov/images/latest.html http://sohowww.nascom.nasa.gov/ http://www.sel.noaa.gov/solar_images/ImageIndex.cgi/ – фотографии Солнца. http://www.chat.ru/~aryback/ – сайт "Солнечное обозрение"
  Сравнение строения клеток прокариот и эукариот Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стакан с водой, стеклянные палочки, чешуи лука репчатого, культура дрожжей, культура сенной палочки, микропрепарат клеток многоклеточного животного. Программное обеспечение: 1. Gnuplot;
  Выявление активности процесса фотосинтеза Оборудование: листочки элодеи, хлорофитума, колеуса, луковицы лука репчатого, клубни картофеля, 3% раствор пероксида водорода, 1,5% раствор бензидина, ступки фарфоровые с пестиками, терки для картофеля, пробирки, пипетки, спиртовка, весы. Программное обеспечение: 1. Gnuplot;
  Исследование динамики открытых систем Оборудование: Видеоролик Программное обеспечение: 1. Gnuplot Игра «Жизнь"
  Имитационное моделирование филогенеза* Оборудование: Видеоролик Программное обеспечение: 1. Gnuplot
  Изучение индивидуальных авторитмов* Оборудование: Видеоролик Программное обеспечение: 1. Gnuplot; 2. bio.exe
  Исследование принципа симметрии* Оборудование: Набор слайдов, фотографий, WEB-камера Программное обеспечение: 1. Gnuplot; 2. Fotochop 3. kse.exe.(8.1)/ kse.exe.(8.2)
  Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни Оборудование: Методика составления хараткеристики Программное обеспечение: 1. Gnuplot;
  Изучение информационного поля конкурентного взаимодействий в малой социальной группе* Оборудование: Видеоролик Программное обеспечение: 1. Gnuplot; 2. kse.exe.(7.1) 1. Oracle; 2. PL/SQL Developer с переходом на программу с сетевым программированием или с Web-интерфейсом
  Изучение оптических явлений и иллюзий восприятия действительности* Оборудование: Набор макетов «Свет и цвет» для 100 красочных экспериментов. Набор цветовых иллюзий Программное обеспечение: 1. Gnuplot 2. Fotosop

 


Поволжский государственный университет сервиса

Кафедра «Современное естествознание»

Технологическая карта дисциплины «Концепции современного естествознания»

всех специальностей СПО (4 семестр)

Виды контрольных точек Кол-во контр. точек Кол-во баллов за 1 контр. точку Срок прохождения контрольных точек экз. неделя  
фераль март апрель май
                                   
  Обязательные:
1.1 Активн. раб. на лекции   до 1 х х х   х   х   х   х   х   х      
1.2 Выполн. лаб. работы и ведение рабочей тетради.   до 5       х   х   х   х   х   х   х    
1.3 Актив. раб. на сем. занятии   до 4         х   х   х   х   х   х   х  
1.4 Промежуточное тестирование   до 10             х                 х    
1.5. Реферат   до 8                               х    
  Итоговое тестирование
  Творческий рейтинг:                                        
2.1 Научно-иссл. работа   до 20                                 х  
  Диапазон баллов                                        
  Экзамен                                       х
                                               

* при условии выполнения всех обязательных контрольных точек обучающийся может получить до 100 баллов, соответствующих оценке: "удовлетворительно" - (51-66), "хорошо"- (67-86), "отлично"- (87-100), за накопительный экзамен и зачет ставится оценка " отлично ".

** при промежуточной и итоговой аттестации обязательными видами контроля являются пп. 1.1-1.5.

*** для получения более высокой оценки обучающийся может повышать количество баллов за счет участия в творческом рейтинге.

**** за каждое нарушение дисциплины вычитаются до 5 баллов.

 

Преподаватель ______________________ Согласовано: зав. кафедрой__________________ д.т.н., проф. В.Н. Козловский

 


 

Составители:

Бочкарёв Александр Иванович,

Васюков Владимир Михайлович,

Козловская Ольга Викторовна,

Дымченко Игорь Александрович

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

для студентов всех специальностей

среднего профессионального образования

 

 

Издается в авторской редакции

 

Подписано в печать с электронного оригинал-макета …2013 г.

Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л.

Тираж экз. Заказ

 

Редакционно-издательский центр

Поволжского государственного университета сервиса.

445677, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4.

 

 

Учитель на уроке сам ставит цель, организует действия детей, при этом цель и мотивы часто остаются неосознанными школьниками, все обучаемые в общий процесс не включаются. Мы наблюдаем слепую разрядку энергии в пространство, импульсивную, спонтанную активность, часто даже не активность, а реактивность — ответ на воздействие извне.

В этом случае мы можем говорить лишь о том, что организовано действие репродуктивного характера, а не деятельность школьников. Естественно, что мы можем надеяться только на педагогический результат, связанный с формированием навыка, а не с процессом развития.

Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основах.

Разграничить и сравнить традиционный (объяснительный) и деятельностный способы обучении поможет таблица 2.1.

 

Таблица 2.1

Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения

------------------

1 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 6 тт. - m:, 1990.- Т 3. С. 23.

 

Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения
Задается педагогом, может декларироваться лицом, его заменяющим (старшеклассником) 1. Цель — модель желаемого будущего, предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности
Используются внешние мотивы деятельности 2. Мотивы — побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы деятельности
Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели 3. Средства — способы, с по мощью которых осуществляется деятельность Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели
Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем 4. Действия — основной элемент деятельности Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика
Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний 5. Результат — материальный или духовный продукт Главное — внутренние позитивные личностные изменения в процессе учения
Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами 6. Оценка — критерий достижения цели Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

 

Как видим, при объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задается учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.

Выше мы отмечали, что нет учебной деятельности там, где нет цепи самостоятельно пройденных школьником шести этапов: цель Þ мотив Þ действие Þ средство Þ результат Þ оценка. Однако следует добавить еще рефлексию, которая должна стать спутником обучающегося на каждом этапе организации деятельности и применяться в случае возникновения затруднений, ибо без самостоятельного выявления ошибок и их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения цели.

В основе деятельностиого способа обучения — личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки школьников, развития их творческого потенциала. Психологически грамотно организованный процесс обучения обеспечивает возможность формирования иного типа личности: человека знающего, коммуникабельного, рефлексирующего, способного к саморазвитию.

ОТСУТСТВИЕ РЕАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Низкий уровень воспитанности школьной молодежи замечают все. Причины же этого явления чаще всего ищут не в глубинных психологических процессах и условиях, а в случайных внешних обстоятельствах: недостаточном количестве и «объеме» воспитательных мероприятий или в содержании учебного материала.

Долгое время воспитание детей в школе обеспечивалось наличием многочисленных направлений в воспитательной работе и обилием мероприятий по каждому из них. Но это был изначально ложный путь, и не удивительно поэтому, что желание во что бы то ни стало добиться поставленной цели приводило к неожиданным и смехотворным решениям. Например, школам иногда предлагалось составить расписание второй половины учебного дня, которому должны были строго следовать учащиеся школы после уроков. Эффективность работы школы определялась по наличию и числу кружков, клубов, секций, количеству проведенных внеклассных мероприятий и т.п.

Издавна сложилось ложное мнение о том, что само нахождение ребенка в школе, его обучение должно автоматически привести к необходимым результатам в плане воспитания и развития личности. Если это не происходит, то значит плохо работает учитель, требуется принять меры. Хотя истина в том, что широко распространенная и используемая в массовой практике технология обучения не сориентирована на решение проблем воспитания личности, она ставит своей целью формирование знаний, умений, навыков, и, как показывает опыт, не всегда способна обеспечить тот специальный результат, которого справедливо ждет общество от школы.

Подчас стремление выдать желаемое за действительное в процессе объяснительно-иллюстративного способа обучения приводило к искажению сущности самого понятия «воспитание».

· У части работников сферы образования создалось превратное мнение, что культуру человека определяет объем учебных знаний (чем больше знает человек, тем он воспитаннее). Еще Д.И. Менделеев на это заметил: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего».

· Другое ложное убеждение заключается в том, что, дескать, любым способом организованный учебный процесс может называться учебно-воспитательным, ибо изначально предполагает автоматически осуществляемое обучение и воспитание.

На определенном этапе работы школы произошла абсолютизация урока. Урок стал считаться основной формой учебно-воспитательной работы. В недавнем прошлом основными формами школьной внеурочной деятельности работы стали «уроки мужества», «уроки мира», «уроки знаний», «уроки нравственности» и т.п.

· Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось, да и сейчас часто понимается как:

· увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так, в 50–60-х гг. в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20; по пути увеличения набора обязательных учебных курсов идут гимназии, лицеи и другие типы новых учебных заведений);

· усложнение программ (многие школьные учебные программу напоминают урезанные вузовские курсы, что отнюдь не сделало их научными и привлекательными для школьников);

· ориентация учеников на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальных особенностей учащихся, что мы объективно I оценивать не стремились.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОДМЕНЫ ВОСПИТАНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЕМ

 

Искаженное представление о сущности воспитания и процессов его реализации привели к целому ряду негативных последствий.

Утрачена целостность содержания образовательного процесса, налицо перегрузка учителя и учащихся.

Сегодня у добросовестных старшеклассников 14-часовой рабочий день: 6–7 уроков в школе, потом 4–5 часов уходит на выполнение домашних заданий, еще 2–3 часа — подготовка к поступлению в вуз. Не меньшую нагрузку несут дети начальной школы, посещающие группу продленного дня. Их рабочая неделя составляет 50–60 часов. Для сравнения заметим, что по трудовому законодательству у взрослых людей рабочая неделя, исходя из общегигиенических норм, должна ограничиваться 42 часами.

Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, у 15% учащихся возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более пяти часов в день ребенок работать физически не может. Согласно все тем же данным, здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. Многие уверены, что, снизив нагрузку и создав щадящий режим обучения, можно решить проблему здоровья школьников1.

У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий.

Значительная часть школьников оказалась не в состоянии справиться с тем объемом заданий, которые

------------------

1 Школа на щадящем режиме // Известия. - 1999, 11 февраля. С. 2.

 

предлагаются им в качестве домашней работы. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция, и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Вместе с тем они все время испытывают внутреннюю тревогу, чувство неудовлетворенности собой.

В.В. Фирсов отмечает, что учащиеся часто «находятся в положении не справившегося, что порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, требующий поиска источника удовлетворения в других сферах деятельности, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения. Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам в условиях объективного усложнения содержания обучения приводит к интегральной перегрузке школьника, мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области»1.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

Вызывает тревогу одностороннее развитие школьников.

Большой объем учебного труда отодвигает на задний план труд, гимнастику, спорт, туризм, игры. В жертву приносятся «побочные» (с точки зрения школы, но не с точки зрения самого школьника) потребности, интересы, жизненные устремления, эмоциональная жизнь, то есть те основания, которые могли бы стать источником активности ученика, наиболее сильно влиять на развитие его потенциальных возможностей.

Дисгармония в соотношении видов деятельности обедняет жизнь детей, делает ее однообразной, ведет к серьезным > изъянам в плане физического, нравственного, трудового, эстетического развития. В ситуации перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за своих природных возможностей не в силах выполнить весь учебный материал, — нравственным здоровьем.

В.А. Сухомлинский по этому поводу неоднократно повторял, что если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.

Общее увеличение объема учебных и внеурочных занятий никогда не приводило к ожидаемому воспитательному эффекту. Эта ситуация заставила обратиться к сущности процесса воспитания и понять, что умственная деятельность и духовное становление личности обеспечиваются разными психолого-педагогическими процедурами и технологиями.

Причины низкого уровня воспитанности значительной части учащейся молодежи надо искать не столько в отдельных неудачных приемах, которые использует учитель на уроке, сколько в фундаментальных социальных и психологических процессах, в предлагаемых школе технологиях обучения и воспитания, которые требуют обновления.

Как справедливо отметил И.Ф. Харламов, человеку ничего нельзя «привить», у него ничего нельзя «выработать» без его социальной активности. Еще более метко выражена эта мысль философом Г.С. Батищевым: «...Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сути) деятельность»1.

------------------

1 Фирсов В.В. Гуманизация и демократизация обязательного обучения на основе уровневой дифференциации // Уровневая дифференциация обучения. — М., 1993. С. 14.

1 Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип. — М., 1966. С. 254.

Целенаправленно реализовываться воспитание в процессе обучения может только в том случае, если эта процедура глубоко осмыслена учителем и заложена в применяемых им технологиях.

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Современной педагогической и психологической наукой доказано, что центральным звеном изучения и формирования личности являются отношения с окружающим ее миром. Положительные качества личности возникают не сами по себе, они возникают, проявляются и корректируются только в системе отношений. Отношения закрепляются в чертах характера, в тех свойствах личности, которые мы воспитываем.

Исходя из этого теоретического положения, можно утверждать, что нравственное качество ~ это не что иное, как стабилизированное отношение, а характер человека — это система закрепившихся в человеке отношений (положительных и отрицательных). Отношения закрепляются по мере воспитания в духовном мире личности. Каждый человек несет в себе закрепленные отношения.

Воспитание определяется как включение ребенка в систему педагогически целесообразных отношений. Систематическое включение учащихся в социально одобряемые отношения позволяет стабилизировать нравственные качества и трансформировать их в программу социально ценного поведения. Таким образом, действительный смысл воспитания и состоит в создании таких жизненных ситуаций, включении воспитанников в такую систему отношений, в которых проявляются лучшие качества личности.

А.С. Макаренко подчеркивал, что «отношения составляют истинный объект нашей педагогической работы»1. Он считал, что эволюцию отдельной личности можно представить лишь как эволюцию ее отношений с другими людьми.

Подчеркивая огромную роль отношений в воспитании, он писал: «Воспитание — есть процесс социальный в самом широком смысле слова... Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется нравственным и физическим ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя»1.

Отношения возникают и проявляются только в совместной деятельности и общении.

Применительно к школьной педагогике совместная деятельность — это планомерная деятельность учителя и учащихся по определению цели предстоящего дела, отбора средств ее достижения, осуществлению задуманного и анализу полученного результата. Эта такая педагогическая ситуация, когда весь производственный цикл — от зарождения идеи и до получения результата — педагог проходит вместе с ребенком, обеспечивая его личностное включение во все этапы деятельности.

Таким образом, совместная деятельность становится необходимым условием реализации воспитательных функций. Решающее влияние на воспитание личности будут оказывать отношения, которые складываются в процессе ее осуществления, а точнее, характер воспитательных отношений.

На традиционных уроках учащиеся, как правило, работают рядом, но не вместе. Школьники слушают материал по одной и той же теме, выполняют общие задания, могут проверять правильность их выполнения друг у друга, но при этом они всегда должны строго выполнять распоряжение учителя, подчиняться педа-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.