Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы исследования




Тема 5

Приступая к написанию квалификационной работы, необходимо ознакомиться с опубликованными по Вашей или близким к Вашей темам научными исследованиями. Именно на этом основании Вы сможете написать первый, теоретический раздел работы. В этом разделе Вы должны подать обзор литературы по вашей теме и выбор направлений исследования, а также изложить общую методику и описать методы вашей работы.

Обычно для курсовой работы достаточно тщательно проработать около 20 источников, для бакалаврской – около 30 источников, для магистерской – не меньше 50 источников, причем треть этой литературы должна быть на иностранном языке.

Конечно же, для того, чтобы определить, какие именно исследования Вы будете использовать в своей работе, придется ознакомиться с намного б о льшим количеством литературы, поэтому необходимо научиться двум видам работы с научными публикациями – быстрой и медленной.

Сперва нужно просмотреть попавший вам в руки источник «по диагонали», чтобы понять, стоит ли внимательно изучать эту публикацию. Обычно лучше сразу собрать «под рукой» всю доступную по вашей теме литературу и просмотреть ее. Определив, какие источники нужно изучать, можно переходить к «медленной работе». Кроме того, зная, какой объем литературы необходимо проработать, можно эффективно планировать свое время: например, каждый день обрабатывать определенное количество страниц. Темп работы с литературными источниками очень индивидуален: кто-то читает и осмысливает 20 страниц в день, есть и те, кто может справиться со 150-ю.

Удобнее иметь экземпляр прорабатываемого источника в электронном варианте, чтобы сразу копировать оттуда цитаты. Цитаты составляют неотъемлемую часть квалификационной работы. Нормальное количество цитат – в среднем две на страницу. Они используются для того, чтобы точно передать мысль автора, присоединиться к его мнению или оспорить его, подтвердить цитатой какую-то свою мысль. Очень важно избежать перекручивания мысли автора. Текст цитаты нужно начинать и заканчивать кавычками, и сохранять особенности авторского написания (нельзя менять что-либо в цитате, в том числе грамматическую форму). Впрочем, можно пропустить часть слов или предложений в цитате, если это не приводит к искажению смысла. В этом случае в тексте цитаты на месте пропущенного отрывка ставится троеточие в треугольных скобках: <…>. Вы также можете выделять какие-то особо важные для вас слова в цитате графически. В таком случае необходимо уведомить об этом читателя: уведомление помещается в круглые скобки, после него ставится точка, затем тире и ваши инициалы, например: (курсив наш. – О. М.)

После цитаты обязательно должна следовать ссылка на первоисточник. Она ставится в тексте в квадратных скобках: [3, с. 53], где 3 – номер публикации в библиографическом списке, а 53 – номер страницы, с которой взята цитата. В черновом варианте работы намного удобнее вместо номера публикации писать фамилию автора и год издания, и менять фамилии на номер только перед окончательной готовностью работы, чтобы избежать путаницы, ведь возможно, что, например, научный руководитель в последний момент посоветует использовать еще один источник, и тогда весь список придется менять. Если Вы ссылаетесь не на точную цитату, а на весь текст в целом, нужно указывать только номер работы [3]. Ссылка обязательна в том случае, если Вы 1) упоминаете какую-то работу, 2) передаете чужую мысль, 3) используете цитату.

При «медленном» чтении нужно сразу конспектировать те места, которые Вы собираетесь использовать в работе, и выбирать подходящие цитаты. Конспект должен представлять краткое изложение позиции автора по относящемуся к вашей теме вопросу, иногда – приводимые им аргументы, определения терминов.

Хорошо напечатать сразу план работы, и впечатывать в этот план появляющуюся информацию. После прорабатывания всей литературы можно будет просто отредактировать и дополнить получившийся текст. Прорабатывая литературу, нужно не просто усваивать новую информацию, но и размышлять о ней, чтобы квалификационная работа не превращалась в реферат. Совершенно необходимо выработать собственную позицию по всем вопросам, которые поднимаются в работе.

Обзор литературы обычно строится так: сперва Вы характеризуете проблемную область в общих чертах, приводя классификацию основных теорий. Затем Вы описываете теории каждую в отдельности, и указываете, какого направления будете придерживаться сами и почему. В конце обзора должны следовать выводы, в которых желательно подчеркнуть необходимость проведения дальнейших исследований по этой теме. Если обзор написан правильно, его можно опубликовать как отдельную статью.

Так как в работе придется столкнуться с несколькими проблемными полями, обзор нужно делать по каждому из них. К примеру, если тема квалификационной работы звучит как «Стратегии невежливости в Интернет-дискурсе», нужно будет определить, кто и как исследовал такие явления, как 1) стратегия; 2) невежливость; 3) дискурс; 4) Интернет-общение. Эти обзоры могут составлять отдельные подразделы первого раздела работы. Важно помнить, что обзоры пишут не по авторам, а по идеям: изучив точки зрения разных ученых, нужно будет их сгруппировать.

Изучение научных источников поможет ознакомиться с методами, которыми пользовались другие ученые для решения сходных задач. Независимо от того, выбрали ли Вы методы исследования сами, или же решили действовать «по аналогии» с исследователями, изучающими похожее явление, или то же явление на другом материале, нужно описать свои методы и методологию, чтобы работа была прозрачной.

Не забудьте привести выводы не только после каждого подраздела, но и после всего первого раздела (эти выводы печатаются через интервал после текста). В этих выводах нужно вкратце изложить содержание раздела. Помните о том, что в выводах нельзя использовать цитаты, схемы, таблицы, новый материал. В самом конце работы печатаются общие выводы – они не повторяют выводов к разделам, а обобщают достижения и заканчиваются приведением перспектив дальнейших исследований.

Как же найти научные источники? Базовый список литературы предоставит научный руководитель, дальше же придется искать информацию самим. В Интернете существует множество баз научных работ (к примеру, сайт gigapedia, где можно найти научную литературу на иностранных языках, или сайт библиотеки им. Вернадского, где хранятся среди прочего авторефераты всех защищенных в Украине диссертаций).

Научные источники, которыми можно пользоваться, – это монографии, авторефераты диссертаций, сами диссертации, сборники научных трудов, материалы научных конференций, тезисы докладов научных конференций.

Начинать изучение литературы лучше с монографий – книг, которые содержат полное и всестороннее исследование какой-то проблемы или темы.

Авторефераты диссертаций – это брошюры, дающие краткое содержание исследований, представленных на соискание ученой степени. Особый интерес представляет в авторефератах обзор литературы – так можно понять, какие еще работы необходимо прочитать.

Сами диссертации относятся к непубликуемым документам, т. е. их обычно нет в свободном доступе, однако в последнее время все больше ученых сознательно размещают свои диссертационные исследования в Интернете. Именно диссертации по сходной теме могут дать особо полезную и ценную информацию, которую можно использовать в работе.

Сборники научных трудов содержат статьи ряда ученых. Такие сборники могут издаваться регулярно или быть непериодическими. Обычно не нужно читать весь сборник, ведь лишь некоторые из его статей будут посвящены Вашей теме.

Материалы научной конференции содержат опубликованные аннотации, тезисы докладов или полные тексты докладов, представленных на конференции.

Обязательно сразу же выписывайте в отдельный файл библиографические данные источников, с которыми работаете. Существуют совершенно определенные требования к оформлению списка литературы. Это достаточно кропотливый процесс, поэтому нужно сразу оформлять список правильно. Образец оформления дан в приложении. Работы в списке литературы располагаются по алфавиту, при этом вначале подаются работы кириллицей, а уже потом – латиницей.

При использовании материалов других ученых нельзя допускать такого явления как заимствование чужих текстов без ссылки на автора. Все квалификационные работы проходят тщательную проверку на плагиат, так как это явление является грубейшим нарушением научной этики.

Существуют и другие положения научной этики, которые нужно учитывать. Ученые исходят из самоценности истины – важны лишь объективные данные, на которые не должны влиять личные или групповые интересы, субъективная позиция автора. Считается неэтичным допускать в работе оценочные суждения по отношению к объекту или предмету исследования. Не может быть какого-либо «личного» мнения в каком-либо вопросе, которое опиралось бы на веру, а не на факты.

Знакомство с предыдущими исследованиями по Вашему вопросу позволит не «изобретать велосипед», а открыть что-то действительно новое, ведь наука требует новизны научного знания.

Свобода научного творчества – один из важных аспектов научной этики. Ученый должен сам выбирать, какой именно проблемой он хочет заниматься.

Все научные результаты должны быть открытыми, ученые должны получать доступ к разработкам своих коллег. Во многом подобная открытость достигается благодаря научным публикациям. Настоящим прорывом в этом вопросе стало появление Интернета, давшего возможность знакомиться с ранее недоступными материалами.

Еще одним принципом научной этики является организованный критицизм. Ученый должен подвергать сомнению как свои работы, так и работы других ученых, сколь бы авторитетными они ни были. Нельзя просто принимать положения, высказываемые другими исследователями, «на веру». Любой ученый должен выработать свою точку зрения на проблему, и эта точка зрения должна опираться на критическое осмысление реальности.

Научная этика бывает нарушена как по небрежности, так и умышленно: ученый может сделать ложное, не основанное на фактах утверждение или нарушить авторство другого лица.

Ложные утверждения возникают, если исследователь фабрикует данные или фальсифицирует их, опуская то, что ему невыгодно. Нарушение авторского права происходит при использовании чужих текстов без закавычивания и ссылки на автора (плагиат) или при присвоении чужих мыслей (кража идей).

Квалификационные работы оцениваются в том числе на их соответствие научной этике.

 

Вопросы к теме 6:

1. Что именно нужно изложить в первом разделе квалификационной работы?

2. Сколько источников необходимо проработать для написания литературного обзора?

3. Каким образом нужно обрабатывать научную литературу?

4. Какую функцию в тексте квалификационной работы выполняют цитаты?

5. Когда в тексте необходимо указывать ссылки на научные источники?

6. Как следует составлять конспект проработанного источника?

7. Какие существуют виды научных источников?

8. Каковы постулаты научной этики и какие ее нарушения возможны?

9. Оформите библиографическое описание следующих работ согласно образцу:

· Книга Вадима Викторовича Дементьева «Непрямая коммуникация», опубликована в Москве в издательстве «Гнозис» в 2006 году. Содержит 376 страниц.

· Книга Марианне Йоргенсон и Луизы Дж. Филипс «Дискурс-анализ. Теория и метод», второе издание, вышла в переводе с английского кандидата филологических наук А. А. Киселевой в Харькове в издательстве «Гуманитарный центр» в 2008 году, содержит 352 страницы.

· Статья автора M. Zimmermann под названием «Zum Wohl: Diskurspartikeln als Satzmodifikatoren», вышла в 199 номере журнала «Linguistische Berichte» в 2004 году, опубликована на страницах с 253 по 286.

· Статья Минакова А. В. под названием «Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности», опубликована на сайте http://psynet.carfax.ru, ее можно прочитать по ссылке http://psynet.carfax.ru/texts/minakov.htm

· Статья Е. М. Брославской под названием «Самопрезентация в Інтернет-коммуникации», опубликованная на страницах 63–67 в сборнике «Когнітивно-прагматичні дослідження мов професійного спілкування», который вышел в 2006 году Харькове в издательстве Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина по материалам одноименной Международной научной конференции, проходившей в Харькове 23-24 сентября 2006 года.

· Диссертация Мищенко В. Я. под названием «Комплимент в речевом поведении представителей англоязычных (британской и американской) культур» на соискание научной степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 «Германские языки», опубликована в Харькове в 1999 году, содержит 201 страницу.

· Автореферат диссертации Столяровой М. О. на соискание научной степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 «Германские языки» под названием «Етикет у віртуальній англомовній комунікації (на матеріалі чатлайнових сесій)», опубликован в Киеве в 2005 году, содержит 20 страниц.

 

Литература к теме 5:

1. Положення про дипломну роботу магістра на кафедрі німецької філології та перекладу Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна (протокол № 1 від 28.08.2007 р.).

2. Положення про курсову роботу з напряму «Філологія» на кафедрі німецької філології та перекладу Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна (протокол № 1 від 28.08.2007 р.).

3. Пономаренко Л. А. Як підготувати і захистити дисертацію на здобуття наукового ступеня / Л. А. Пономаренко. – К.: Толока, 2010. – 80 с.

4. Приклади оформлення бібліографічного опису у списку джерел, який наводять у дисертації, і списку опублікованих робіт, який наводять в авторефераті (наказ ВАК України № 147 від 03 березня 2008 року) [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.vak.org.ua/docs//documents/perelik_forms.doc

5. Сабитов Р. А. Основы научных исследований: учеб. пособие / Р. А. Сабитов. – Челябинск: Челяб. гос. ун–т., 2002. – 138 с.

6. Советы молодому ученому: метод. пособ. / под ред. Е. Л. Воробейчик. – Екатеринбург: РАН, 2004. – 32 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.