КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Звук как монтажная связка
О тишине
Пауза — не пустота, это элемент звука. Однако драматическая сила тишины в кино используется, к сожалению, редко. Не случайно возникшая пауза, а определенная и преднамеренно созданная тишина может стать значительным смысловым акцентом. Ни звука в сцене, когда, огорченный тем, что не поедет в Холмогоры, мальчик уходит в глубь кадра («Сережа» (режиссеры Г. Данелия, И. Таланкин, звукооператор Л. Трахтенберг)). В фильме «Истина» (режиссер_А.-Ж. Клюзо, звукооператор В. Сивель) молодой человек ночью ждет возвращения своей знакомой возле ее дома. Тишина... Где-то проехал автомобиль, и снова тихо. Расхаживает взволнованный юноша, а кругом тишина, даже шагов не слышно. И лишь под утро где-то в доме по соседству забренчал будильник. В фильме «День первый» (режиссер Э. Эрмлер, звукооператор А. Беккер) девушка, желая удержать бег времени, дотрагивается до маятника часов, останавливает его. «Остановилось» время. Звук часов сменяется тишиной. «Судьба человека»....В грузовике едут Андрей и Ванюшка. Машина сворачивает с дороги и останавливается. Мотор глохнет. Полная тишина... В кабине, прильнув друг к другу, два человека — взрослый и ребенок, ставшие отцом и сыном. Тишина... В сцене гибели шофера (фильм «Мир входящему» (режиссеры А. Алов, В. Наумов, звукооператор В. Шарун)) после резких ударов пуль о стекло музыка, шумы — весь комплекс доведенных до фортиссимо звуков мгновенно обрывается. Наступает тишина. Не касаясь исключений, заметим, что «мертвая» пауза не всегда равноценна тишине. Кинематографическая тишина, если она длится более 5—6 сек, должна быть оттенена каким-либо звуком, иначе она кажется невыносимо долгой. Выбор звуков, «аккомпанирующих» тишине, зависит от сюжета. Это могут быть отдаленные звуки ползущего в гору поезда, «песня» сверчка, вскрик ночной птицы и, наконец, так полюбившееся кинематографистам тиканье часов.
В фильме «Ватерлоо» (режиссер С. Бондарчук, звукооператоры Ю. Михайлов. Г. Гордон) Наполеон после разгрома его войск стоит одинокий у своей кареты под проливным дождем. Ливень прекращается. Наступает тишина. Только изредка — звон падающих капель. К оригинальным находкам могут привести только поиски и творческая фантазия, а затем сопоставление с конкретной лентой изображения, смыслом и настроением действия. Настоящая тишина — это большая драгоценность двадцатого века. Не надо ею пренебрегать и в звуковом кино.
На монтажных переходах звук может акцентировать связь различных эпизодов или же, наоборот, смягчать стыковку кадров. Как и в изображении, здесь имеют место затемнения, наплывы, вытеснения, контрастирующие сочетания. Звуком можно разделять или, наоборот, связывать эпизоды и кадры в местах их соединений. Например, удары кулаком по столу в одном кадре переходят в удары топора в следующем кадре, показывающем рубку леса. «Судьба человека». Андрей Соколов бросает на пол граммофонную пластинку; она разбивается — раздается взрыв, — новый кадр — фронт —- облако взрыва. Кинофильм «На семи ветрах» (режиссер С. Ростоцкий, звукооператор Н. Озорнов)....Полевой госпиталь. Кадры операционной чередуются с кадрами боя. Операционная. Звякнул в тазик извлеченный из раны осколок и голос: «Следующий»... Взрыв—упал сраженный боец... Лазарет. Звякнул осколок, слова: «Готовьте следующего»... Взрыв — падает раненый... Звякнул осколок — «Следующий»... В фильме «Цирк» (режиссер Г. Александров, звукооператор Н. Тимарцев) нетерпеливый зритель закладывает пальцы в рот; вместо свиста — паровозный гудок, он продолжается на следующем кадре — из свистка локомотива вырывается струя пара.
В «Дневных звездах» удар грома соединяет эпизод буй-та с кадром, где всадник читает притихшей толпе указ... Идет проливной дождь, его звук не прекращается и в следующем кадре, когда в воображении Ольги стрельцы ведут по Невскому ссыльных. Звуковой акцент можно использовать для маскировки неудачной монтажной стыковки фонограмм. Введенные с другой пленки свисток паровоза, удар грома, выстрел, взрыв или, наконец, музыкальный аккорд, если они уместны, могут замаскировать нежелаемый контраст в смене звуковых фактур.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |