Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность кредитных организаций за нарушения при осуществлении расчетов




 

По данному вопросу можно выделить несколько основных сфер правового регулирования.

1. За нарушение порядка работы с наличными деньгами.

В соответствии со ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Проверки соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляют кредитные организации не реже одного раза в два года.[196]

За невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций на должностных лиц кредитных организаций налагается административный штраф в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.1 и 15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматривают налоговые органы (ст.23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Причем за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных пределов штраф должен налагаться на юридическое лицо-плательщика (и соответственно на его должностных лиц).[197]

За нарушение порядка расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (т. е. при внесении юридическим лицом наличных денег в кредитную организацию для их зачисления (перечисления) на счет получателя) административного штрафа не установлено. В этом случае возможно применение к кредитной организации, принявшей наличные деньги от плательщика, со стороны Банка России мер воздействия, предусмотренных ст.74 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Ответственность за неисполнение актов арбитражных судов.

Административная ответственность кредитных организаций за неисполнение актов арбитражных судов предусмотрена п.1 ст.332 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которому на них может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 (ст. ст. 119-120) этого Кодекса.

Вопрос о наложении судебного штрафа рассматривается арбитражным судом по заявлению взыскателя или судебного пристава – исполнителя (п.4 ст.332 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

При этом уплата судебного штрафа не освобождает кредитную организацию от обязанности исполнить судебный акт (п.3 ст.332 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Тем самым данный штраф может налагаться на кредитную организацию неоднократно за каждое последующее после наложения штрафа неисполнение акта арбитражного суда.

Размер судебного штрафа, налагаемого в таких случаях на кредитную организацию как юридическое лицо, установлен п.1 ст.119 Арбитражного процессуального кодекса РФ и не может превышать тысячу установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время это 100000 руб.).

В таком же порядке и размере на кредитную организацию может быть наложен штраф за неисполнение определения об аресте средств на счете, применяемого арбитражным судом в качестве обеспечительной меры (п.2 ст.96 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Гражданское процессуальное законодательство специальной ответственности за неисполнение постановлений (решений) судов общей юрисдикции не устанавливает, а отсылает к федеральным законам (п.3 ст.13 Гражданского процессуального кодекса РФ), т. е., прежде всего, к ответственности за неисполнение выданных ими исполнительных документов, предусмотренной ФЗ «Об исполнительном производстве». Ответственности за неисполнение кредитной организацией определения об аресте средств на счете установлена в п.2 ст.140 Гражданского процессуального кодекса РФ.

3. Ответственность за неисполнение исполнительных документов.

За неисполнение кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника на нее может быть наложен административный штраф в размере половины от невзысканной суммы, но не более одного миллиона рублей. Данный штраф предусмотрен п.2 ст.17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании п.2 ст.114 ФЗ «Об исполнительном производстве» этот штраф взыскивается с кредитной организации арбитражным судом по заявлению судебного пристава. Процедура наложения штрафа определяется ст. 115 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В качестве особой меры административной ответственности кредитных организаций за неисполнение судебных актов можно рассматривать возможность отзыва у них Банком России лицензий на осуществление банковских операций в случае неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов или арбитражных судов требований о взыскании денежных средств с клиентов банков (п/п 7 ч.1 ст.20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

4. Ответственность, предусмотренная налоговым законодательством.

Помимо этого, действующее налоговое законодательство устанавливает еще целый ряд административных мер ответственности кредитных организаций, в частности за нарушение порядка открытия счетов налогоплательщикам, за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога и сбора, за неисполнение решения о взыскании налога и сбора (ст. ст. 132, 133, 135 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 15.7 и 15.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При применении указанных статей арбитражная практика исходит из того, что, поскольку по Налоговому кодексу РФ субъектами ответственности являются сами кредитные организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности по Кодексу РФ об административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ.[198]

При этом необходимо иметь в виду, что Налоговый кодекс РФ разделяет такие меры воздействия на налогоплательщика как пеня (ст.78 Налогового кодекса РФ) и штраф по основаниям и порядку взыскания, признавая тем самым пеню правовосстановительной санкцией, а не штрафной (мерой ответственности).

Однако применительно к ответственности кредитных организаций за нарушения в области расчетов понятие «пеня» используется для обозначения штрафной санкции.

Так, нарушение кредитной организацией срока исполнения поручения о перечислении налога и сбора, а также решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки (ст.133, п.1 ст.135 Налогового кодекса РФ).

В то же время совершение кредитной организацией действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете плательщиков налогов и сборов, в отношении которых выставлено инкассовое поручение налогового органа, влечет наложение штрафа в размере тридцати процентов не поступившей в результате таких действий суммы (п.2 ст.135 Налогового кодекса РФ).

Необходимым условием применения этих мер ответственности является наличие вины кредитной организации (ст.109 Налогового кодекса РФ).

Это говорит о том, что указанные пеня и штраф, взыскиваемые с кредитных организаций, признаются мерами ответственности (штрафными санкциями). Соответственно они не могут взыскиваться с кредитных организаций в бесспорном порядке, что и предопределило необходимость изменения ст.136 Налогового кодекса РФ.[199]

Кроме того, применение перечисленных мер ответственности не освобождает кредитную организацию от необходимости перечислить в бюджет либо внебюджетный фонд суммы, указанные в поручении плательщика либо в инкассовом поручении налогового органа. Взыскание этих сумм производится в том же порядке, как недоимка и пеня с налогоплательщика (п.4 ст.60, ст.46 Налогового кодекса РФ).

Аналогичные санкции и порядок их применения установлены за нарушение порядка уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ст. ст. 49-51, п.8 ст.24 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

 

§ 2. Отзыв банковских лицензий.

 

2.1. Значение и порядок отзыва банковских лицензий.

 

Согласно ст.23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» для принудительной ликвидации кредитной организации в связи с нарушением законодательства требуется обязательный отзыв лицензии у этой кредитной организации Банком России.

В соответствии с п.2 ст.181 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ст.40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» наличие приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций также является необходимым условием принятия арбитражным судом к рассмотрению заявления о признании данной кредитной организации банкротом. Отзыв лицензии делает невозможным осуществление кредитной организацией банковской деятельности в период рассмотрения дела о ее несостоятельности (банкротстве).

Основания отзыва лицензии исчерпывающим образом перечислены в ст.20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ч.4). При этом выделяются две группы таких оснований: первая, – при наличии которых Банк России вправе отозвать лицензию у кредитной организации (ч.1), и вторая, – при наличии которых Банк России обязан это сделать в течение 15 дней со дня получения достоверной информации (ч.2 и ч.3).

Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения (ч.6 ст.20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России (ч.10 ст.23 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Решение (приказ) Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России».

Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России (ч.5 ст.20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Также это не препятствует принятию арбитражным судом заявления о признании этой кредитной организации банкротом и не является основанием для приостановления производства по такому делу, если оно уже возбуждено.

Решение арбитражного суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, вступившее в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, не препятствует рассмотрению дела о банкротстве по существу.

Вступление в законную силу такого решения арбитражного суда после открытия конкурсного производства не является основанием для отмены решения о признании кредитной организации банкротом и пересмотра указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам (п. п. 5 и 6 ст.50.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Этот подход введен в целях охраны интересов кредиторов кредитной организации и недопущения затягивания процедуры банкротства кредитной организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.