Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Обряды и ритуалы с упоминанием стрел




В аграрных обрядах совершаемых с целью сохранить и приумножить урожай, применение реальных стрел в наше время не зафиксировано. Однако «тема стрелы» звучит в них вербально, в названиях предметов, действ и текстах, их сопровождающих, возможно, что применение реальных стрел в этих обрядах изначально было, но ныне утрачено.

1. «Стрела». Обряд вызывания дождя с помощью ритуальной пахоты.

На территории восточного Полесья, в Гомельской области, деревнях и сёлах Посожья, то есть на территории племени радимичей в период засухи совершали ритуальное действие «пахание брода (реки, дороги), то есть взрыхление путей перемещения с целью вызова дождя. Один из вариантов «орания дороги» в некоторых деревнях называется «Стрела». Никакой связи со стрелами, кроме названия, в этом обряде не сохранилось. Можно предположить, что кресты, которые чертили во время пахания, как знаки огня, служили метками, в которые должна ударить молния, «громовая стрела», после чего должен был пойти дождь. Возможно, что в отдалённый исторический период существовал ритуал аналогичной направленности, то есть для вызова дождя, в котором знаки на земле чертили стрелами, впоследствии, ритуальная «пахота» (сохой, плугом, бороной) заменила черчение стрелами, а название действа осталось прежним.

Карточка полевых исследований с кратким описанием обряда «Стрела». Арнаменты Падняпроуя» Мiнск.2004, рис. 103, с.445.

2. «Вождение (похороны) стрелы (сулы)». Обряды вызова дождя и защиты полей от града.

В восточнославянском фольклоре существуют похожие друг на друга тексты песен с упоминанием стрелы, варианты которых по смыслу можно свести к следующему:

Ты лети (не лети) стрела,
Вдоль села (города)
Ты убей (не убей), стрела
Добра молодца (чёрна ворона)
Как по молодцу (ворону)
Плакать некому (есть кому)

И далее следует перечисление родственниц женского пола, с оценкой интенсивности плача каждой.

Подобные тексты распространены на восточнославянской территории в виде баллад, лирических весенних песен, не связанных с обрядовыми действиями, и только в некоторых локусах такие песни являются главной песней обряда, замыкающего весну, например, в Сожском Поднепровье и у переселенцев Молдавии.

Но нигде уже смысл песни не связан с обрядовыми действиями. Во всех вариантах обряда никого не убивают, никто не плачет, а наоборот всё довольно позитивно:

«- Стрела — это молния Перуна, которую от деревни нужно отвести, — рассказала мне после концерта Ирина Глушец, методист по этнографии и фольклору Гомельского областного центра народного творчества. — Во время обряда собираются все женщины и идут к ржаному полю. По пути водят хороводы на перекрёстках и во дворах. Мужчины тем временем могут только наблюдать. На поле также водят хороводы и поют, а после хоронят стрелу. Закопанной «стрелой» может стать игрушка, монетка или даже ниточки из одежды. Можно загадывать желания. Одна женщина загадала поехать в Америку, и сбылось… Потом во ржи качаются, говорят, чтоб не болела спина, ещё одна версия, уже научная, чтобы женщины обменялись силой с рожью» (Смирнова И.Ю.).

Песенный же текст направлен не на защиту от града, а на вызывание (прекращение) дождя: имеются многочисленные этнографические свидетельства того, что дождь вызывали женщины ритуальным плачем по покойнику, мнимому или реальному. Вариативность текста говорит, на мой взгляд о том, что изначально текст мог исполняться с учётом ситуации: при засухе пели об убийстве молодца и его безутешном оплакивании, а в условиях повышенной влажности, наоборот, заявлялось, что убивать молодца не требуется, так как плакать по нему некому. Возможно, в отдалённый исторический период оплакивали молодцев, принесенных в жертву методом «слепого» тыка, то есть пускали реальные стрелы «вдоль села» – на кого из наблюдателей-мужчин «падёт» божья воля, того и оплакивали.

Агрессивное поведение женских коллективов в весенне-летний период давно отмечена этнографами. Например, отправляясь наряжать купальское деревце толпа девок и баб шла по дороге с угрозами в адрес мужчин:

«Иван, Ивашечка,
Не переходи стёжки- дорожки,
Ибо как перейдёшь, так виноват будешь,
Поймаем, зарубим,
Посечём на дробный мак,
Рассеем на три дороги…»
(Украина).

Этот текст иллюстрирует и женское поведение во время ритуального опахивания села в моменты эпидемий, во время которого особей мужского пола (людей и животных) действительно жестоко избивали, а то и убивали.


«Стрела» полетела на поле.

Обратите внимание на то, что это не просто «цепочка женщин», как описывают действо некоторые наблюдатели, это довольно агрессивная шеренга, женщины «чеканят шаг» так же, как молотки в клипе Pink Floyd «Стена».

Вероятно, стелы или короткие копейцы-сулы пускали в зрителей женщины – участницы обряда. Во многих сёлах, в которых до сегодняшних дней сохранился обряд «Вождения стрелы», шествию женской шеренги на поле предшествовали ряженые, называемые «старцы», которые пугали зрителей, может быть они маркируют особых персонажей, которые и были «стрельцами». Выше, в первой части было показано умение девушек, женщин и бабушек управляться с луком и стрелами, сохранившееся в фольклоре славян. Вообще участницы обряда были не только певицами – хороводницами, но и наиболее физически сильными и боевыми представительницами женского пола. Это подтверждает тот факт, что некоторых деревнях «сулу» – женщин-участниц обряда, каждая хозяйка обязательно должна была пригласить к себе и угостить, за это «сула» поднимала хозяйку на руки как можно выше. А так же и сложный хоровод “Лука”. По воспоминаниям неглюбчанок, раньше “Луку” заводили только девчата и молодые женщины. Сам рисунок хоровода напоминал две перекрещенные восьмерки. Сложность заключалась в том, что в достаточно быстром движении (иногда бегом) надо было неразрывной цепочкой обвести четырех или трех девочек и вывести “луку” в обычный хоровод, а это физически трудно.


«Арнаменты Падняпроуя» Мiнск.2004. Рис. 92. С.435. Схемы хороводов «Лука» и «Кривой танец», исполняемых во время обряда «Вождение (похороны) стрелы.

Обрядовые действия – закапывание металлических и иных предметов под общим названием «стрела» на поле, несомненно являются оберегом данного локуса от града. Возможно, что изначально закапывали или втыкали в почву реальные стрелы. Выше было показано, что обтыкание стрелами было весьма распространённым обрядовым действием, примеры которого можно найти как в ранних письменных источниках, так и в современных фольклорных сборниках.

Каким образом эти два обряда совместились друг с другом, пока остаётся неизвестным. Можно лишь предположить, что вызывание дождя, посредством оплакивания жертвы, естественно, влекло за собой не только благодатный полив полей, но и грозы с градобоем, что и упреждал обряд «Пахавания стрелы».

Собственно сами «похороны стрелы»

Заключение

Стрела как вещь – красива, она легка, изящна. Недаром южнославянские красавицы – Вилы носят устойчивый эпитет «тонкие», точно так же, как и стрелы. Но у держащего стрелу в руках она вызывает двойственное чувство сочетанием своей тонкости, хрупкости, что является признаками беззащитности, и остроты, стремительности, то есть потенциальной опасности. Мне думается, что появление стрелы «натолкнуло» человечество на мысль о прямизне времени, которое до того мыслилось цикличным. Круговой ход времени потенциально не опасен, стабилен, предсказуем; а время в виде прямой, как и стрела стремительно, быстротечно, опасно, неуловимо, тонко, оно имеет начало и конец. Стрела разомыкает круг «вечных возвращений».

М.Дуглас в своей книге «Чистота и опасность» совершенно справедливо заметила что «каждая первобытная культура – это мир для себя», соглашаясь с ней, скажем шире: культура любого народа – это мир, построенный для себя. Народная культура славян, отражённая в фольклоре, сотворила для себя мир наполненный стрелами: они летят в небе, лежат в колыбелях, плывут по рекам, стоят воткнутые, лежат закопанные в землю. Стрелами забавляются взрослые и дети, ими добывают пропитание, обеспечивают безопасность, решают споры, достигают цели.

И эта огромная значимость стрелы в мире славян прорывается в наш современный мир мир, в котором большинство из нас не то что стрелу в «руках не держало», но даже не видело стрел наяву, только изображения, только описания: но каждый славянин почему-то с детства знает слово «стрела», до сих пор одинаково звучащее на всех славянских языках.

Рассмотренная нами «Тема стрелы в фольклоре славян», естественно, не может дать целостную картину всей культуры славян; это всего лишь один «пазл», из множества которых она состоит.

Стрелы в Российских гербах:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.