Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реабилитация




Реабилитация (от лат.: reabilitas – восстановление пригодности, способности), проявляется включением аномального ребенка в социальную среду, приобщением его к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация является одной из главных задач специальной коррекционной педагогики и психологии.

Реабилитация определяется как «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу» [24].

Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация».

Отдельно взятое воздействие не может рассматриваться как реабилитационное.

Процесс реабилитации направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации – не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалидности состоит в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего.

Следует также заметить, что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами – семья, профессия и социальное окружение. Это прямо указано в приведенном определении. Существуют специальные виды реабилитации: семейная, социально-психологическая и профессиональная. Эти направления помощи показаны в том случае, если в результате инвалидизации у человека возникают проблемы в сфере семейных отношений (в том числе и по вине самого инвалида), трудоустройства и межличностных контактов с окружающими людьми [15, 23, 24].

Будучи внешними по отношению к индивиду, реабилитационные мероприятия опираются на внутренние компенсаторные процессы. Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются и направлены на разные уровни компенсаторных процессов. Так, медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных механизмов. Ведущая роль здесь принадлежит биологической терапии, включая использование лекарственных средств, лечебной физкультуры и т.д.

Психологическая реабилитация в свою очередь направлена на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает использование разнообразных психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий. Их целью является максимальное по возможности смягчение кризисных переживаний личности, формирование адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе, формирование трудовых установок личности инвалида.

Когда мы говорим о социально-психическом и социальном уровне компенсаторных механизмов, то должны указать, что к ним обращены такие формы реабилитации, как семейная, педагогическая (переобучение), трудовая (приобщение к доступным видам трудовой деятельности), досуговая, креативная и социальная в широком смысле слова. Последняя подразумевает весьма обширный спектр социальных, социально-экономических и государственных мероприятий, представленных не в виде отдельных акций, а как долгосрочная, целенаправленная политика в отношении разных групп инвалидов с предоставлением определенных льгот и обязательств со стороны государства.

И, наконец, к сфере социальной реабилитации следует добавить формирование сообществ различных групп инвалидов (например, Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) и др.), задачей которых является взаимная помощь, создание условий для социальной адаптации и отстаивание интересов самих инвалидов на региональном и государственном уровне.

К вышесказанному следует добавить следующее: как нет четких границ между уровнями протекания компенсаторных процессов, так не существует и жесткого разделения разных форм реабилитационных мероприятий, что подчеркивает их единство и комплексность.

В литературе указывается, что успешность реализации реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении определенных принципов [15, 23, 24, 56, 64, 74, 76]. К их числу относятся следующие:

1) единство биологических и психосоциальных воздействий;

2) разноплановость усилий для организации реабилитационных мероприятий (психологическая, семейная, профессиональная реабилитация);

3) апелляция к личности инвалида с использованием партнерских отношений сотрудничества в процессе реабилитации;

4) ступенчатость или последовательность мероприятий, где предыдущие подготавливают почву для последующих воздействий.

Перечисленные принципы сформулированы одним из авторитетных специалистов по вопросам реабилитации М.М. Кабановым [23, 24]. Им же разработаны иэтапы реабилитационного процесса. Первый этап – восстановительное лечение. Второй этап – реадаптация – заключается вразвитии возможностей инвалида к условиям внешней среды. Ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего. Третий этап – собственно реабилитационный, задача которого состоит ввосстановлении прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.

Установление различных состояний инвалидности осуществляется в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) муниципального, регионального, республиканского уровня. Важно очертить круг целей и задач для психолога бюро МСЭ при вынесении им экспертного решения и организации индивидуальной программы реабилитации (ИПР) для свидетельствуемого. В своей деятельности психолог проводит:

1. Оценку состояния психических процессов (стойкость нарушений, степень выраженности, особенности).

2. Анализ личности свидетельствуемого для уточнения уровня реагирования на ситуацию «болезнь». Это может быть психологический (т.е. «норма»), патопсихологический или психопатологический уровень. При наличии патопсихологического (или психопатологического) уровня реагирования психолог совместно с врачами-экспертами трансформирует данные в синдром, с последующим введением его в клинико-экспертный диагноз.

3. Анализ внутренней модели болезни (ВМБ) и внутренней модели социальной проблемы (ВМСП) с определением:

а) ее ситуативной адекватности, при необходимости причины неадекватности;

б) возможности трансформации ВМБ на патопсихологический уровень;

в) верификации полученных данных в клинико-патопсихологический синдром, с последующим введением его в развернутый клинико-экспертный диагноз.

Особо следует остановиться на роли психолога в формировании индивидуальной программы реабилитации (ИПР), включая: оценку реабилитационного потенциала личности (эмоционально-волевого, интеллектуального, мотивационного, по состоянию психических процессов); участие в психокоррекционных мероприятиях при формировании ИПР (формирование оптимального контакта, профориентация, коррекция внутренней модели болезни, мотивации и т.д.).

После вынесения экспертного решения, важнейшей задачей бюро МСЭ является формирование и контроль за реализацией индивидуальной программы реабилитации. Еще раз следует отметить, что любую ИПР реализует сам больной, являясь основным действующим началом реабилитационного процесса.

Психологическая составляющая индивидуальной программы реабилитации и определяет реабилитационные задачи психолога бюро МСЭ, причем, основой является оценка реабилитационного потенциала личности (РПЛ) применительно к конкретным реабилитационным целям, а также планирование комплекса психокоррекционных мероприятий в рамках ИПР.

Оценка реабилитационного потенциала личности (РПЛ) базируется на том, что болезнь и ее последствия рассматриваются в ней как многоуровневая система, где нарушения преломляются в личностно-поведенческой деятельности человека в конкретных социальных ситуациях. Поэтому при оценке РПЛ используются данные анализа личности, внутренней модели болезни, внутренней модели социальной проблемы. В результате такого анализа оценивается эмоционально-волевой, интеллектуальный и мотивационный реабилитационный потенциал личности.

Реабилитационные цели вытекают из конкретных нарушений здоровья, отраженных в развернутом клинико-функциональном диагнозе, и обусловленных им ограничений жизнедеятельности. Согласие человека является необходимым условием составления индивидуальной программы реабилитации. Следовательно, от того, насколько сохранна личность инвалида, и какими аутопсихологическими возможностями он обладает, во многом зависит успех ИПР в целом. При сравнении реабилитационной программы личности с намеченными реабилитационными целями его степень может быть оценена как высокая, удовлетворительная иди низкая, что и определяет реабилитационный прогноз.

Поскольку формирование индивидуальной программы реабилитации есть процесс коллегиальный, психолог бюро МСЭ должен не только дать оценку реабилитационного потенциала личности, но и обосновать свое заключение. В процессе обсуждения с другими членами бюро, ему следует также ознакомиться и с остальными составляющими реабилитационного потенциала свидетельствуемого, что важно для определения путей коррекции и использования РПЛ при реализации индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

Психологический аспект ИПР реализуется через конкретную психокоррекционную работу, то есть деятельность по трансформации мотивационной сферы, его внутренней модели болезни и внутренней модели социальной проблемы для решения конкретных реабилитационных задач.

Целью здесь является оптимизация реабилитационного потенциала личности – то есть создание максимальных предпосылок принятия им оптимальных решений и действий по достижению реабилитационных целей. Задача психокоррекции – снижение аутопсихологического дискомфорта, коррекция мотивации, установок. Но ей должно предшествовать врачебное обследование и координация действий специалистов.

При этапном контроле, для оценки эффективности индивидуальной программы реабилитации, психолог выявляет недочеты, допущенные специалистами, анализирует их причины, обсуждает результаты анализа с другими членами бюро. При необходимости дает очередные рекомендации, иногда сам проводит психокоррекционные мероприятия.

В целом, оценивая реабилитационный потенциал человека, мы должны учитывать не только характер и глубину нарушения, но и социально-психологические последствия этого нарушения. Так, при одной итой же патологии они могут быть различными, в зависимости от того, каким образом нарушенная функция была связана с прежней профессией икакое место профессия занимала в иерархии ценностей личности.

Несколько иную ситуацию воспроизводит другой термин, не менее употребимый в современной специальной психологии, – абилитация (от лат.: abilitas – предоставление прав). При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом.

Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это теслучаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная неадаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.

Социальная адаптация (от лат.: adapto – приспособляю) – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

Для достижения более полной социально-трудовой адаптации аномального ребенка необходимо использовать наиболее эффективные формы организации и проведения лечебно-педагогической коррекции, что достигается через профориентацию в учебном процессе; индивидуализацию трудовой подготовки; анализ катамнеза (наблюдение за процессом адаптации в течение 3–5-ти лет), использование системы социальных тренировок.

Таким образом, в специальной психологии имеет смысл рассматривать в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности коррекции, реабилитации и абилитации является полученный результат, но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта.

 

Глава 2. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.