КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА I. Сущность содержания учебного процесса. II. Структура изложения содержания обучения. III. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
I. Сущность содержания учебного процесса. Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить порастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе заведения. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения. Содержание должно отражать как текущие, так и перспективные потребности общества. Содержание является системой, зависящей от систем, обуславливающих его формирование. Выделяются системы: 1) принятых целей; 2) социальных и научных достижений; 3) личных потребностей; 4) социальных потребностей; 5) педагогических возможностей. Система потребностей тесно связана с системой целей. На нынешнем этапе построения новой русской школы образование должно стать основой создания нового демократического государства, культурного и духовного возрождения, преобразований во всех сферах человеческой деятельности. Большое значение для формирования содержания обучения имеет система социальных и научных достижений. Исследования, проведенные в области внедрения научных достижений в содержание образования, показали, что период времени между появлением научного открытия и началом их систематического изучения в школе неуклонно сокращается. Система возможностей играет роль своеобразного регулятора, открывающего или запрещающего попадание в содержание образования сведений, требующих определенного уровня оснащения учебного процесса, материально-технических и экономических возможностей. В данной системе содержатся и ограничения возрастного характера.
Требования к содержанию обучения в средней школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного и многокомпонентного процесса обучения. Существуют следующие принципы формирования содержания школьного образования:
Содержание должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учащихся.
II. Структура изложения содержания обучения. Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения. Элементы структуры – это отдельные знания или их элементы, которые могут сцепляться между собой различным образом. Наиболее распространенными являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры.
При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, т.е. материал излагается в хронологическом, последовательном порядке (например, изучение истории). Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных способностей углубляются и расширяются. Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Смешанная структура является комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний. III. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Содержание учебного процесса определяется Государственным образовательным стандартом, учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебниках, учебных пособиях, на электронных накопителях информации. Государственный образовательный стандарт – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижении этого идеала. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает сохранение единого образовательного пространства страны и интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент отражает нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и т.д., относящиеся к компетенции определенного региона РФ. Федеральный и национально-региональный компоненты включают:
описание содержание образования на каждой его ступени, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения. Школьный компонент определяет содержание образования сверх федеральной и региональной норм. Включает учебные предметы, расширяющие кругозор учащихся, соответствующие запросам обучающихся и их родителей, а также возможностям и специфике конкретного образовательного учреждения. Рассматривая образовательный стандарт с точки зрения требований к качеству образования, можно выделить следующие группы требований: к содержанию образования (перечень учебных дисциплин; объем и структура содержания образования, определяемая списком дидактических единиц – понятий, законов, теорий, технологий); к уровню подготовки выпускников (квалификационная характеристика выпускника, объекты его деятельности); к учебно-программному и учебно-методическому обеспечению (наличие программ, учебных пособий; финансовая и материально-техническая поддержка учебного процесса); к технологии контроля (процедуры, средства аттестации и диагностики обучающихся, педагогов); к информационным базам (разработка, введение, организация, структурирование данных о качестве образования). Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: 1)продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета. Предметы, включенные в программу делятся на обязательные и факультативные. Учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения.
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит: 1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; 2) тематическое содержание изучаемого материала; 3) ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов; 4) перечень основных вопросов; 5) указания по реализации межпредметных связей; 6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий; 7) рекомендуемую литературу. В любом учебном заведении могут применяться несколько программ по одному предмету. Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. От её качества зависит результативность обучения. Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, а также быть интересным, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным. Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение материала. В настоящее время активно применяются компьютерные обучающие программы, которые являются эффективными для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.
Вопросы для самоконтроля:
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |