Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неверующий




Б

А

 

1. Де­прес­сия: мыс­ли за­ня­ты са­мим со­бой, име­ет­ся жа­лость к са­мо­му се­бе, чув­ст­во от­чая­ния и го­тов­ность сдать­ся, ни­ка­кой за­бо­ты о дру­гих, как следствие, от­сут­ст­вие дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на по­мощь дру­гим лю­дям.

2. Ви­на: чув­ст­ва ник­чем­но­сти и са­мо­биче­ва­ния, ко­то­рые не при­во­дят к по­зи­тив­ным ша­гам, на­прав­ле­нным на ис­прав­ле­ние про­бле­мы. Та­кие чув­ст­ва час­то слу­жат оправ­данием, что­бы не брать на се­бя от­вет­ст­вен­ность за об­лас­ти, в ко­то­рых есть про­бле­ма.

 

3. Оби­да: в серд­це удер­жи­ва­ет­ся злость, солн­це за­шло в гне­ве уже мно­го раз и по­ве­де­ние мо­ти­ви­ро­ва­но ме­стью.

 

4. Рас­строй­ство: от­но­ше­ние ти­па “А что я мо­гу сде­лать?”, су­ма­тош­ные по­пыт­ки из­ме­нить­ся и тлею­щий гнев по по­во­ду не­решен­ных про­блем.

 

5. Бес­по­кой­ст­во: по­доз­ре­ния по по­во­ду ожи­дае­мо­го не­при­ят­но­го со­бы­тия, кон­крет­но­го или неоп­ре­де­лен­но­го, на­столь­ко силь­ны, что они кон­тро­ли­ру­ют по­ве­де­ние; на­при­мер, некон­тро­ли­руе­мое бес­по­кой­ст­во по по­во­ду то­го, как лю­ди бу­дут от­но­сить­ся ко мне.


 

1. Тер­за­ния: глу­бо­кое чув­ст­во бо­ли по по­во­ду труд­ных об­стоя­тельств, эмо­цио­наль­ная боль из-за по­те­ри, аго­ния ду­ши по ме­ре то­го, как на­рас­та­ет про­бле­ма (Л­к. 22:44).

 

2. Кон­ст­рук­тив­ная скорбь: в сво­ей пре­вос­ход­ной кни­ге “Ви­на и сво­бо­да” Брюс На­р­рамор и Билл Ка­унтс опи­сы­ва­ют от­но­ше­ния со­кру­ше­ния и скор­би по по­во­ду про­ступ­ков, ко­то­рые при­во­дят к из­ме­нен­ию по­ве­де­ния (2 Кор. 7:8-10).

 

3. Гнев: ре­ак­ция на неправильное с мо­раль­ной точ­ки зре­ния поведение, ко­то­рая ут­вер­жда­ет свя­тость Бо­жью и об­ли­ча­ет, по­ри­ца­ет грех, бу­ду­чи на­прав­ле­на на ут­вер­жде­ние Бо­жь­ей свя­то­сти и воз­вра­ще­ние обид­чи­ка к пра­­виль­но­му об­ра­зу по­ве­де­ния (Мтф.21:12-13).

 

4. Мо­ти­ви­ро­ван­ное не­до­воль­ст­во: оза­бо­чен­ность труд­ны­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми, ко­то­рая при­во­дит к пла­ну то­го, как их из­ме­нить или (в слу­чае, ко­гда пер­вый ва­ри­ант невоз­мо­жен) про­из­во­дит от­но­ше­ние при­ня­тия че­го-то не­при­ят­но­го, зная, что Бог мо­жет дей­ст­во­вать в лю­бой си­туа­ции (Флп. 1:12).

 

5. За­ин­те­ре­со­ван­ность: ожи­да­ние ве­ро­ят­но­го бу­ду­ще­го со­бы­тия, ко­то­рое не вы­зо­вет не­по­слу­ша­ния Бо­гу, но ско­рее по­бу­дит к ра­зум­ным пре­ду­смот­ри­тель­ным дей­ст­ви­ям (Пр. 6:6-11).

 


 

В ка­ж­дом при­ме­ре мы мо­жем про­сле­дить, что не­вер­ные не­га­тив­ные эмо­ции име­ют свои кор­ни в не­пра­виль­ном пред­ставле­нии о том, как мож­но восполнить лич­ные потреб­ности. В шес­той гла­ве эта мысль бу­дет рас­смот­рен­а бо­лее под­роб­но. Здесь по­зволь­те мне ска­зать, что имея пра­виль­ное ос­но­ва­ние своего достоинства, то­гда я бу­ду оце­ни­вать все про­ис­хо­дя­щее со мной та­к, что­бы не чув­ст­во­вать де­прес­сии, чув­ст­ва ви­ны, оби­ды, расстройства или бес­по­кой­ст­ва. Ка­ж­дая из этих эмо­ций ос­но­вы­ва­ет­ся на мо­ти­ва­ции де­фи­ци­та, ко­то­рая в свою оче­редь вы­зва­на не­пра­виль­ным мыш­ле­ни­ем. Бес­по­кой­ст­во, оби­да и чув­ст­во ви­ны яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми про­бле­ма­ми, ко­то­рые являются причиной всех дру­гих труд­но­стей. Ес­ли я ве­рю в то, что все, в чем я ну­ж­да­юсь – это Бог и все то, что Он ус­мот­рит, то­гда я не бу­ду ис­пы­ты­вать ни од­ной из этих трех эмо­ций. Ви­на при­хо­дит, когда я счи­таю, что мне недос­та­точ­но то­го, что дает Бог, и я вы­хо­жу из-под Божь­ей во­ли, что­бы обес­пе­чить се­бя тем, чем Бог ме­ня не обес­пе­чил. Оби­да при­хо­дит, когда я счи­таю, что что-то, че­му Бог по­зво­лил про­изой­ти в моей жиз­ни, уг­ро­жа­ет мо­им потреб­ностям. Бес­по­кой­ст­во – это бо­язнь то­го, что я не бу­ду обес­пе­чен тем, в чем я ну­ж­да­юсь.

То, как мы ду­ма­ем, не толь­ко оп­ре­де­ля­ет диа­па­зон ва­ри­ан­тов по­ве­де­ния, из ко­то­рых мы мо­жем вы­би­рать, это также ин­тен­сив­но влия­ет на то, что мы чув­ст­ву­ем. Ес­ли на­ше мыш­ле­ние ос­но­ва­но на не­вер­ной сис­те­ме цен­но­стей это­го ми­ра, то­гда мы бу­дем ис­пы­ты­вать не­га­тив­ные эмо­ции, ко­то­рые бу­дут бло­ки­ро­вать со­стра­да­ние. Ес­ли, од­на­ко, на­ше мыш­ле­ние ос­но­ва­но на Пи­са­нии, то­гда мы бу­дем оце­ни­вать про­ис­хо­дя­щее со­бы­тие та­ким об­ра­зом, что да­же ес­ли мы, воз­мож­но, бу­дем чув­ст­во­вать бо­лез­нен­ные эмо­ции, тем не менее, мы бу­дем про­дол­жать вы­ра­жать глу­бо­кую ре­аль­ную за­бо­ту и со­стра­да­ние. Толь­ко хри­стиа­нин, чьи потреб­ности уже на­шли свое обес­пе­че­ние во Хри­сте, мо­жет быть спо­соб­ен про­яв­лять про­дол­жи­тель­ное со­стра­да­ние вне ­за­ви­си­мо­сти от об­стоя­тельств. Наш Гос­подь учил, что от­ли­чи­тель­ной чер­той хри­сти­ан­ст­ва долж­на быть лю­бовь, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся, ко­гда об­щи­на ве­рую­щих про­яв­ля­ет на­стоя­щую за­бо­ту друг о дру­ге.

Сей­час на­ша схе­ма пси­хо­ана­то­мии мо­жет быть за­кон­че­на. Спер­ва да­вай­те по­смот­рим на то, как вы­гля­дит не­ве­рую­щий.

 

 

 

 


 

 

Таблица №8

Он рассчитывает толь­ко на се­бя, он оце­ни­ва­ет свою жизнь, опи­ра­ясь на мир­скую сис­те­му цен­но­стей. Он стремится только восполнить свои соб­ст­вен­ные потребности. Он не про­яв­ля­ет ис­тин­ной за­бо­ты о дру­гих – все по­то­му, что он по­ве­рил дья­воль­ской лжи о том, как быть лич­но­стью. Он по-на­стоя­ще­му сын са­та­ны. Но да­вай­те по­смот­рим на верного хри­стианина.


 

верующий

 

Таблица №9

 

За­меть­те, что те не­вер­ные убе­ж­де­ния, ко­то­рым он нау­чил­ся в сво­ей жиз­ни, все еще вхо­дят в его соз­на­тель­ный ра­зум, но он об­ду­ман­но оце­ни­ва­ет свой мир с точ­ки зре­ния Биб­лии. За­меть­те также, что стрел­ка ме­ж­ду по­ве­де­ни­ем и со­стра­да­ни­ем ука­зы­ва­ет в обе сто­ро­ны: чем боль­ше со­стра­да­ния я чув­ст­вую, чем боль­ше со­стра­да­ния бу­дет про­яв­лять­ся в мо­ем по­ве­де­нии и чем боль­ше я из­би­раю вес­ти се­бя со­стра­да­тель­но, тем боль­ше со­стра­да­ния я бу­ду чув­ст­во­вать. Цель хри­стиа­ни­на – жить для Хри­ста. Он оце­ни­ва­ет свою жизнь с точ­ки зре­ния Бо­га; он вы­би­ра­ет вес­ти се­бя та­ким об­ра­зом, как Бог го­во­рит ему; он чув­ст­ву­ет со­стра­да­ние по от­но­ше­нию к дру­гим и ве­дет се­бя со­от­вет­ст­вен­ным об­ра­зом. Этот че­ло­век имеет глу­бо­кое чув­ст­во соб­ст­вен­но­го дос­то­ин­ст­ва и зна­ет на опы­те пло­ды Ду­ха Свя­то­го. Хри­стиа­нин, ко­то­рый жи­вет как плот­ской че­ло­век, про­дол­жа­ет жить для се­бя, и все еще оце­ни­ва­ет свой мир с лож­ной точ­ки зре­ния и, сле­до­ва­тель­но, ве­дет се­бя эгои­стич­но, жи­вет в не­по­ви­но­ве­нии и без со­стра­да­ния, он ду­ма­ет, дей­ст­ву­ет, чув­ст­ву­ет точ­но так­же как и не­ве­рую­щий. Ка­кая тра­ге­дия!

 

За­клю­че­ние

Дух Свя­той обес­пе­чи­ва­ет возможность для пре­об­ра­же­ния посредством нор­маль­ный ме­ха­низм че­ло­ве­че­ской лич­но­сти. Свя­той Дух при­но­сит в под­го­тов­лен­ный для вос­при­ятия ра­зум ту ис­ти­ну Пи­са­ния, ко­то­рая име­ет не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к об­стоя­тель­ст­вам. За­тем че­ло­век осоз­на­ет, что ни­ка­кое со­бы­тие не мо­жет ли­шить его лич­но­го дос­то­ин­ст­ва. Он осоз­на­ет то, что яв­ля­ет­ся цель­ным че­ло­ве­ком, имею­щим зна­чимость и уверен­ность, неза­ви­си­мо от то­го, что про­ис­хо­дит с ним. Сле­до­ва­тель­но, он мо­жет оце­ни­вать со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие в его жиз­ни, та­к, что не бу­дет вес­ти се­бя или чув­ст­во­вать се­бя эгои­стич­но (он мо­жет “стать на путь по­слу­ша­ния”). По ме­ре то­го, как он про­дол­жа­ет свою оцен­ку со­бы­тий с биб­лей­ской точ­ки зре­ния, Дух Свя­той уг­луб­ля­ет зна­чи­мость Божь­их ис­тин для не­го. Его хри­сти­ан­ские убе­ж­де­ния про­ни­ка­ют глу­бо­ко в сис­те­му его ос­нов­ных жиз­нен­ных ценностей, мед­лен­но за­ме­няя те не­вер­ные убе­ж­де­ния, ко­то­рых он при­дер­жи­вал­ся еще с дет­ст­ва. Он взрос­ле­ет, он рас­тет, его внут­рен­ний че­ло­век из­ме­ня­ет­ся (он “ПОД­НИ­МА­ЕТ­СЯ”). В кон­це концов, он счи­та­ет се­бя цель­ной лич­но­стью, ко­то­рой ни­что не уг­ро­жа­ет и ко­то­рая мо­жет вы­ра­зить свое дос­то­ин­ст­во в по­кло­не­нии и слу­же­нии. Пре­об­ра­же­ние за­ви­сит от об­нов­ле­ния ума.

 

 

При­ме­ча­ния

1. Фе­номе­но­ло­гия: для то­го, что­бы по­нять че­ло­ве­ка, вам не­об­хо­ди­мо знать то, как пред­став­ля­ет­ся ему ок­ру­жаю­щий мир. Объ­ек­ти­визм: для то­го, что­бы по­нять че­ло­ве­ка, вы долж­ны знать, ка­ков его мир.

2. В.Е.Вайн - тол­ко­вый сло­варь Но­во­го За­ве­та (Олд Теп­пен, Нью Джер­си: Ре­велл, 1966).

3. Карл Л. Род­жерс “По­сти­гая то, как быть сво­бод­ным”, не­опуб­ли­ко­ван­ная ста­тья, про­ци­ти­ро­ван­ная в кни­ге Ду­гал­да С.Арбак­ла “Душепопечение: фи­ло­со­фия, тео­рия и прак­ти­ка”, вто­рое из­да­ние (Бос­тон: Эллин и Бэ­кон, инк., 1970).

4. Тол­ко­вый сло­варь.

 


 

ЧАСТЬ III

ОС­НОВ­НАЯ СТРА­ТЕ­ГИЯ:
КАК ПО­НИ­МАТЬ ЛИЧ­НЫ­е ПРО­БЛЕ­Мы
И НАХОДИТЬ Им РЕШЕНИЯ

 

 

ГЛАВА 6

КАК возникают ПРО­БЛЕ­МЫ – ЧАСТЬ 1

 

 

Не имея чет­ко­го по­ня­тия о том, как раз­ви­ва­ют­ся про­бле­мы, душепопечение мо­жет быть све­де­но все­го лишь к те­п­лой и дру­же­ской бе­се­де, ко­то­рая пол­ной до­б­рых на­ме­ре­ний. В глу­би­нах ра­зу­ма мно­гих душепопечителей за уве­рен­ной внеш­но­стью, все­ляю­щей на­де­ж­ду и до­ве­рие, скры­ва­ет­ся во­прос, ко­то­рый не да­ет им по­коя: “Что же я мо­гу ска­зать, что­бы по­мочь это­му че­ло­ве­ку?” Ес­ли душепопечитель толь­ко что за­кон­чил чте­ние кни­ги по ме­то­дам душепопечения Род­жер­са, то­гда по­хо­же, что он с те­п­ло­той в го­ло­се ска­жет: “Я по­ни­маю”, на­де­ясь на то, что его подопечный по­ве­рит ему. Ес­ли са­мой по­след­ней кни­гой, ко­то­рую он чи­тал, бы­ла кни­га Джея Адам­са “Под­го­тов­лен к душепопечению”,1 то­гда он, ско­рее всего, бу­дет ис­кать воз­мож­ность вла­ст­но ут­вер­ждать что-то ти­па: “Так по­сту­пать греш­но. Вы долж­ны по­ка­ять­ся и из­ме­нить­ся. Вот мес­та из Пи­са­ния, ко­то­рые вы долж­ны чи­тать, они по­мо­гут вам”. И про­фес­сио­наль­ные психологи, и душепопечи­тели-пас­то­ры склон­ны к то­му, что­бы опи­рать­ся на не­сколь­ко ос­нов­ных ме­то­дик и два или три ос­нов­ных прин­ци­па, воз­мож­но, да­же не имея чет­ко­го по­ня­тия и не по­ду­мав, по­че­му их уси­лия по душепопечению долж­ны сра­бо­тать.

В этой гла­ве я хо­чу обобщить вме­сте мно­гие мыс­ли, пред­став­лен­ные в мо­де­ли че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния. Ес­ли душепопечитель име­ет ши­ро­ко при­ме­ни­мую кон­цеп­цию раз­ви­тия че­ло­ве­че­ских про­блем, то­гда у не­го уве­ли­чи­ва­ют­ся шан­сы по­нять сво­его подопечного, и он по­пы­та­ет­ся ра­цио­наль­но ре­шить эти про­бле­мы со­глас­но сис­те­ма­ти­че­ской и про­ду­ман­ной стра­те­гии. В ка­кой-то сте­пе­ни че­ло­век на­ве­ки ос­та­нет­ся тай­ной. Кто мо­жет до кон­ца по­нять про­из­ве­де­ния бес­ко­неч­но­го Бо­га? Од­на­ко хо­ро­шая, чет­кая мо­дель, ко­то­рая объ­яс­ня­ет ос­но­вы че­ло­ве­че­ско­го поведения, мо­жет из­ба­вить нас от под­хо­да “Да­вай­те по­про­бу­ем это, мо­жет быть, по­мо­жет” и при­дать не­кую ме­ру точ­но­сти на­шим уси­ли­ям в душепопечении. Ту мо­дель, ко­то­рую я имею в ви­ду, лег­ко пред­ста­вить. Я считаю по­лез­ным при­дер­жи­вать­ся это­го пред­став­ле­ния про­бле­мы, когда я занимаюсь душепопечением. Я пы­та­юсь со­пос­та­вить ту про­бле­му, с ко­то­рой я столк­нул­ся, с мо­ей мо­де­лью для то­го, что­бы луч­ше ее по­нять. По­зволь­те мне объ­яс­нить мою схе­му, пооче­ред­но пред­став­ляя ка­ж­дый эле­мент.

Пер­вое по­ня­тие этой модели – это потребность. Так как лю­ди явля­ют­ся и фи­зи­че­ски­ми, и лич­но­ст­ны­ми су­ще­ст­ва­ми, у них есть и фи­зи­че­ские, и лич­но­ст­ные потребности. Фи­зи­че­ские потребности за­клю­ча­ют­ся в том, что не­об­хо­ди­мо для то­го, что­бы фи­зи­че­ски вы­жить, для то­го, что­бы под­дер­жи­вать жизнь в те­ле – пи­ща, оде­ж­да, кров и т.д. Личностные потребности со­сто­ят из то­го, что тре­бу­ет­ся для лич­но­ст­но­го вы­жи­ва­ния, для то­го, что­бы лич­ность ос­та­ва­лась жи­вой – зна­чимость и уверенность как ос­но­ва для собственного ­дос­то­ин­ст­ва. Ес­ли мы хо­тим ос­та­вать­ся жи­вы­ми лич­но­стями, то­гда у нас долж­на быть цель в жиз­ни и мы долж­ны иметь лю­бовь. Мно­гие лю­ди на­хо­дят­ся в про­цес­се уми­ра­ния и не по­ни­ма­ют сво­его со­стоя­ния. Они настолько долго будут пребывать в состоянии, насколько дол­го они бу­дут лелеять на­де­ж­ду, что боль­ше и боль­ше де­нег, сла­вы, пре­сти­жа, сек­са, пу­те­ше­ст­вий и че­го бы то ни было, даст им зна­чимость и уверенно­сть. Как толь­ко они стал­ки­ва­ют­ся с ужа­саю­щей чер­но­той ник­чем­но­сти и бес­по­лез­но­сти и по­ни­ма­ют, что не­т ни­ка­кой на­де­ж­ды обрести чувство дос­то­ин­ст­ва, то­гда в их жизнь при­хо­дит глу­бо­кое по­дав­ляю­щее от­чая­ние. В этот мо­мент они ли­бо кон­ча­ют жизнь са­мо­убий­ст­вом, ли­бо у них про­ис­хо­дит нерв­ный срыв, они мо­гут стать замк­ну­ты­ми или стран­ны­ми, или мо­гут ис­поль­зо­вать ирра­цио­наль­ные ме­то­ды для то­го, что­бы за­глу­шить боль (ал­ко­голь, нар­ко­ти­ки, по­бег, пор­но­гра­фия и т.д.). Ко­гда че­ло­век по­сти­га­ет ис­ти­ну о том, что он яв­ля­ет­ся зна­чимым и уверенным во Хри­сте, а за­тем он на­чи­на­ет прак­ти­ко­вать эту ис­ти­ну пу­тем ра­цио­наль­ной, от­вет­ст­вен­ной, по­слуш­ной и пре­дан­ной жиз­ни, то­гда он ста­но­вит­ся цель­ным, жи­вым, на­пол­не­нным. Жизнь сто­ит того, что­бы жить вне за­ви­си­мо­сти от то­го, на­сколь­ко труд­ны об­стоя­тель­ст­ва жиз­ни. Жизнь име­ет смысл. Есть при­чи­на для то­го, что­бы дви­гать­ся даль­ше. В жиз­ни че­ло­ве­ка на­чи­на­ют про­яв­лять­ся все ха­рак­те­ри­сти­ки зре­лой лич­но­сти, ко­то­рая дос­ти­га­ет са­мо­вы­ра­же­ния.

Пси­хо­ло­ги де­ла­ют важ­ное раз­ли­чие ме­ж­ду пер­вич­ны­ми ну­ж­да­ми и вто­рич­ны­ми потребностями. Пер­вич­ные лич­ные потребности – это зна­чимость и уверенность. Вто­рич­ные потребности (ино­гда их на­зы­ва­ют – при­об­ре­тен­ные потребности) – это про­сто те ве­щи в на­шей жиз­ни, ко­то­рые слу­жи­ли сред­ст­вом для обес­пе­че­ния на­ших пер­вич­ных потреб­ностей. Пси­хо­лог Б.Ф.Скин­нер тех­ни­че­ски оп­ре­де­лил вто­рич­ное под­кре­п­ле­ние (или потребность) как со­бы­тие-сти­мул, ко­то­рое при­об­ре­ло под­кре­п­ляю­щие свой­ст­ва из-за то­го, что пре­ж­де оно яв­ля­лось ди­ск­ри­ми­на­тив­ным сти­му­лом.

По­зволь­те мне повторить это еще раз уже бо­лее про­стым язы­ком. Зе­ле­ный свет све­то­фо­ра го­во­рит мне, что сей­час на­ста­ло вре­мя, ко­гда я дол­жен пе­рей­ти ули­цу, имея хо­ро­шие шан­сы на то, что­бы со­вер­шить это безо­пас­но. Зе­ле­ный свет, сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ет­ся дис­кри­ми­на­тив­ным сти­му­лом – чем-то, что дис­кри­ми­ни­ру­ет (от­ме­ча­ет) тот мо­мент, ко­гда я мо­гу обес­пе­чить мою пер­вич­ную потребность (в дан­ном слу­чае – фи­зи­че­скую безо­пас­ность при пе­ре­хо­де ули­цы). Я стою на пе­ре­кре­ст­ке и за­ме­чаю кноп­ку, ко­то­рая при на­жа­тии пе­ре­клю­ча­ет све­то­фор на зе­ле­ный свет. Я об­на­ру­жи­ваю в се­бе мотивацию на­жать эту кноп­ку, по­то­му что я хо­чу, что­бы про­изош­ло со­бы­тие – за­жег­ся зе­ле­ный свет. Но по­че­му зе­ле­ный свет име­ет для ме­ня та­кую боль­шую цен­ность (ес­ли, ко­неч­но, не при­ни­мать во вни­ма­ние воз­мож­ное эс­те­ти­че­ское пред­поч­те­ние)? Он не име­ет со­вер­шен­но ни­ка­кой не­за­ви­си­мой (или пер­вич­ной) цен­но­сти. Зе­ле­ный свет не яв­ля­ет­ся от­ве­том ни на одну из мо­их потреб­ностей, но он пре­дос­тав­ля­ет мне воз­мож­ность удовлетворить пер­вич­ную потребность в фи­зи­че­ской безо­пас­но­сти во вре­мя пе­ре­хо­да ули­цы. Зе­ле­ный свет, сле­до­ва­тель­но, име­ет вто­рич­ную (или при­об­ре­тен­ную) цен­ность. Я ну­ж­да­юсь в зе­ле­ном све­те не по­то­му, что он пря­мым об­ра­зом восполняет мои потребности, но по­то­му, что он по­зво­ля­ет мне удовлетворить их. День­ги яв­ля­ют­ся еще од­ним оче­вид­ным при­ме­ром дис­кри­ми­на­тив­но­го сти­му­ла, ко­то­рый пре­вра­тил­ся в при­об­ре­тен­ную потребность. Ку­со­чек зе­ле­ной бу­ма­ги (т.е. доллар) несъе­до­бен, он не мо­жет восполнить мою потребность в пище, ко­гда я го­ло­ден, но, поль­зу­ясь этим ку­соч­ком бу­ма­ги, я мо­гу ку­пить еду, ко­то­рая утолит мой го­лод. Сле­до­ва­тель­но, я по­сти­гаю, что “ну­ж­да­юсь” в день­гах.

Я так дол­го об­су­ж­дал этот пункт по­то­му, что душепопечители долж­ны чет­ко по­ни­мать раз­ни­цу ме­ж­ду пер­вич­ны­ми лич­ны­ми потребностями и при­об­ре­тен­ны­ми (куль­тур­но-при­ви­ты­ми) лич­ны­ми потребностями. Подопечные час­то за­яв­ля­ют, что они ну­ж­да­ют­ся в одоб­ре­нии со сто­ро­ны дру­гих лю­дей. Но на са­мом де­ле они в этом не ну­ж­да­ют­ся. То, в чем они на са­мом де­ле ну­ж­да­ют­ся – это безо­пас­ность, уве­рен­ность. Мо­жет быть, на про­тя­же­нии всей их жиз­ни их чув­ст­во уве­рен­но­сти и безо­пас­но­сти за­ви­се­ло от одоб­ре­ния дру­гих лю­дей. Силь­ный ро­ди­тель мо­жет на­столь­ко по­да­вить ре­бен­ка, что тот про­ве­дет всю свою жизнь, пы­та­ясь уго­ж­дать лю­дям, что­бы на­сла­ж­дать­ся приятным об­ще­ни­ем, ко­то­рое ас­со­ции­ру­ет­ся с одоб­ре­ни­ем ма­те­ри. Но ес­ли этот че­ло­век смо­жет уви­деть, что то, в чем он на са­мом де­ле ну­ж­да­ет­ся – это не одоб­ре­ние, но уве­рен­ность, то­гда он смо­жет по­ду­мать о дру­гих воз­мож­ных пу­тях удовлетворения этой потребности. Он дол­жен по­нять глав­ное – он ну­ж­да­ет­ся не в одоб­ре­нии, он ну­ж­да­ет­ся в уве­рен­но­сти. Одоб­ре­ние – это при­об­ре­тен­ная потребность, а уве­рен­ность – это пер­вич­ная потребность. Лю­ди ни­ко­гда не смо­гут пре­кра­тить ну­ж­дать­ся в зна­чимости и в уве­рен­но­сти. Но мы мо­жем пре­кра­тить ну­ж­дать­ся в оп­ре­де­лен­ных при­об­ре­тен­ных пу­тях удов­ле­тво­ре­ния на­ших пер­вич­ных потребностей в зна­чимо­сти и уверенно­сти, ес­ли: 1) эти пу­ти соз­да­ют про­бле­мы; и 2) ес­ли су­ще­ст­ву­ет дру­гой, не имею­щий про­блем, путь для удовлетворения тех же са­мых пер­вич­ных потребностей.

Душепопечители долж­ны раз­ли­чать потребности и же­ла­ния. Мы ну­ж­да­ем­ся в зна­чимо­сти и уверенно­сти для то­го, что­бы со­хра­нять вер­ность в жиз­ни. Воз­мож­но, мы же­ла­ем одоб­ре­ния, де­нег, сла­вы, при­зна­ния, про­дви­же­ния по служ­бе, мы же­ла­ем иметь но­вый дом, хо­ро­ший брак, хо­ро­шую внеш­ность, не­сколь­ко мень­ший по раз­ме­рам нос, луч­шие лич­ные качества, бо­лее строй­ную фи­гу­ру, ус­пех в биз­не­се, боль­шую ма­ши­ну, де­тей, ко­то­рые “вый­дут в лю­ди”, дру­зей, успешное слу­же­ние и т.д., и т.д. Я мо­гу все­го это­го стра­ст­но же­лать вплоть до то­го, что от­сут­ст­вие этих ве­щей будет вы­зы­вать у меня ог­ром­ную боль, ко­то­рая, впро­чем, ре­зон­на и не яв­ля­ет­ся гре­хом. Но для то­го, что­бы быть це­ло­ст­ной лич­но­стью, ко­то­рая мо­жет жить со­глас­но Биб­лии, я не ну­ж­да­юсь ни в од­ной из этих ве­щей. Я мо­гу жить лич­но­ст­но це­ло­ст­ной и имею­щей глу­бо­кий смысл жиз­нью, не удов­ле­тво­ряя мои же­ла­ния, хо­тя эта жизнь по­рой мо­жет быть для ме­ня тер­за­ни­ем. Апо­стол Па­вел – пре­крас­ный при­мер это­го. Но ни апо­стол Па­вел, ни я не мо­жем про­дол­жать успешно служить Хри­сту, не удов­ле­тво­рив на­ших потребностей. Ес­ли чи­та­те­ль ин­те­ре­сует­ся тем, что дей­ст­ви­тель­но восполня­ет мои ну­ж­ды, я от­сы­лаю его к мо­ей пер­вой кни­ге.

Итак, пер­вая кон­цеп­ция – потребности. Не же­ла­ния, не при­об­ре­тен­ные потребности, не вто­рич­ные под­кре­п­ле­ния, но потребности. Рас­смат­ри­вая мо­дель то­го, как функ­цио­ни­ру­ет лич­ность, мы нач­нем с лич­ных потребностей в зна­чимости и уверенно­сти.

Вто­рая кон­цеп­ция в этой мо­де­ли – мо­ти­ва­ция. Го­во­ря про­сты­ми сло­ва­ми, мо­ти­ва­ция – это по­бу­ж­де­ние удовлетворять мои потребности. Это имен­но то чув­ст­во настоящего мо­мен­та, ко­то­рое по­бу­ж­да­ет ме­ня сде­лать что-то, что­бы стать зна­чи­мым и уверенным. Как пад­шие лю­ди, мы ис­пы­ты­ва­ем ост­рое, не­уто­ли­мое же­ла­ние быть зна­чи­мыми и уве­рен­ны­ми в се­бе. Мы го­то­вы тра­тить ог­ром­ную энер­гию на уси­лия, на­прав­лен­ные на удов­ле­тво­ре­ние этих потребностей. Мы на­зы­ва­ем эту глу­бо­кую побуждающую го­тов­ность восполнять ну­ж­ды мо­ти­ва­цией. На дан­ный мо­мент мо­дель вы­гля­дит имен­но так.

 

  начало здесь:  
личные ПОТРЕБНОСТИ   мотивация

 

См. Таблицу 10 в конце главы.

 

Мо­ти­ва­ция са­ма по се­бе – это не­мно­го боль­ше, чем слу­чай­ная, недиф­фе­рен­ци­ро­ван­ная энер­гия. Я го­тов что-то де­лать, я го­тов дви­гать­ся, я го­тов упор­но ра­бо­тать для то­го, что­бы стать достойной лич­но­стью. Но что я дол­жен де­лать? В ка­ком на­прав­ле­нии мне нуж­но дви­гать­ся? Что ста­но­вит­ся важ­ным для ме­ня? В ка­ком на­прав­ле­нии я бу­ду тра­тить мою моти­ва­ци­он­ную энер­гию? От­вет на эти во­про­сы на­столь­ко же ва­жен, на­сколь­ко прост: на­прав­ле­ние, в ко­то­ром я мо­ти­ви­ро­ван уст­ре­мить уси­лия по обес­пе­че­нию мо­их потребностей, не за­ви­сит ни от са­мих нужд, ни от мо­ти­ва­ци­он­ной энер­гии, ско­рее оно за­ви­сит от то­го, что, по мо­ему мне­нию, восполнит эти потребности. Я имею потребности и стрем­люсь к то­му, что­бы удовлетворить их, по­это­му я мо­ти­ви­ро­ван сде­лать что угод­но, что, по мо­ему мне­нию, даст мне зна­чи­мость и уве­рен­ность.

Де­ти про­хо­дят че­рез раз­лич­ные ста­дии раз­ви­тия. В свое кни­ге “Ве­ра, пси­хо­ло­гия и хри­сти­ан­ская зре­лость” Мил­лард Селл при­во­дит пре­вос­ход­ное и дос­туп­ное для чи­та­те­ля обоб­ще­ние пси­хо­ана­ли­ти­че­ских взгля­дов на ста­дии лич­но­ст­но­го рос­та. На ка­ж­дой из этих ста­дий ре­бе­нок мо­ти­ви­ро­ван к то­му, что­бы най­ти ка­кой-то спо­соб удовлетворить свои лич­ные потребности. В ка­кой-то мо­мент он на­ты­ка­ет­ся на стра­те­гию, ко­то­рая вы­гля­дит дей­ст­вен­ной. Воз­мож­но, он за­ме­ча­ет то, что дру­гие лю­ди счи­та­ют важ­ным. Ес­ли па­па по­сто­ян­но го­во­рит о сво­их ат­ле­ти­че­ских дос­ти­же­ни­ях, то­гда сын мо­жет ре­шить, что пре­вос­ход­ст­во в кон­крет­ной об­лас­ти яв­ля­ет­ся пу­тем к зна­чимо­сти. И ес­ли мать вы­ра­жа­ет не­до­воль­ст­во от­цом, но про­дол­жа­ет ра­бо­тать, как ра­бы­ня, го­то­вя ему обед, уби­рая дом и сти­рая его бе­лье, то­гда у дочери мо­жет сложиться пред­став­ле­ние, что, возможно, бра­к дает уве­рен­ность, но на са­мом де­ле это про­ис­хо­дит очень ред­ко. Бу­ду­чи взрос­лой, она мо­жет ре­шить избежать неминуемого рас­строй­ства, ос­та­ва­ясь не­за­муж­ней. Или, ес­ли она всту­па­ет в брак, она бы­ст­ро мо­жет за­нять на­сту­па­тель­ную по­зи­цию, что­бы ог­ра­дить се­бя от то­го ущер­ба, ко­то­рый она ожи­да­ет. Как толь­ко она за­ме­ча­ет что-то не­га­тив­ное в сво­ем му­же (не­до­воль­ное вы­ра­же­ние ли­ца, опо­зда­ние до­мой, за­ме­ча­ние по по­во­ду неуб­ран­но­го до­ма), она ав­то­ма­ти­че­ски и не­осоз­нан­но ис­тол­ку­ет это как ожи­дае­мый ею от­каз от нее и от­ве­тит ата­кой: “Ты го­во­ришь, что до­ма не уб­ра­но? Но ес­ли бы ты хоть паль­цем по­ше­ве­лил для то­го, что­бы по­мочь, я бы спра­ви­лась с этим. Мне при­хо­дит­ся смот­реть за деть­ми, мне при­хо­дит­ся го­то­вить обед, мне при­хо­дит­ся пы­ле­со­сить ков­ры, и я ста­ра­юсь, как толь­ко мо­гу, а все что мо­жешь ты – это толь­ко пор­тить”. В э­тот мо­мент она мо­жет ли­бо раз­ры­дать­ся, ли­бо со­хра­нять хо­лод­ное спо­кой­ст­вие. В лю­бом слу­чае она от­ча­ян­но пы­та­ет­ся из­бе­жать бо­ли и ущер­ба, ко­то­рые при­но­сит не­уве­рен­ность. В кор­не про­бле­мы на­хо­дит­ся на­бор не­пра­виль­ных пред­ставле­ний от­но­си­тель­но уве­рен­но­сти, ко­то­рые она по­стиг­ла и при­об­ре­ла, бу­ду­чи еще ре­бен­ком. Хо­тя жен­щи­на от­вет­ст­вен­на за свои гре­хов­ное от­но­ше­ние и по­ве­де­ние, ее пре­вра­ще­ние в уве­рен­ную в се­бе хри­сти­ан­ку бу­дет зависеть от при­об­ре­те­ния ею но­вых жиз­нен­ных основ.

Хо­тя я не мо­гу с точ­но­стью ска­зать, как ре­бе­нок вы­би­ра­ет свои стра­те­гии для об­ре­тения лич­ного дос­то­ин­ст­ва, мне ка­жет­ся ра­зум­ным сле­дую­щее пред­ло­же­ние: в пер­вую оче­редь на не­го про­из­во­дит влия­ние тот об­раз жиз­ни, ко­то­рый ве­дут его ро­ди­те­ли. В кни­ге Притч 26:30 го­во­рит­ся: “На­ставь юно­шу при на­ча­ле пу­ти его”, т.е. мы долж­ны вос­пи­ты­вать на­ших де­тей та­ким об­ра­зом, ко­то­рым мы же­ла­ем, что­бы они жи­ли даль­ше. Ев­рей­ское сло­во, ко­то­рое пе­ре­ве­де­но как “на­ставь”, пре­ж­де все­го ис­поль­зо­ва­лось (со­глас­но пре­вос­ход­ным ма­те­риа­лам Хо­вар­да Хен­д­рик­са о вос­пи­та­нии де­тей) при опи­са­нии то­го, как ев­рей­ская по­ви­валь­ная баб­ка по­ме­ща­ла свой па­лец в рот но­во­ро­ж­ден­но­го для то­го, что­бы у не­го раз­вил­ся со­са­тель­ный реф­лекс. Ос­нов­ная мысль, ко­то­рую не­сет это сло­во – сде­лать что-то, что за­пус­тит в дей­ст­вие ос­нов­ные реф­лек­сы, по­бу­дить ес­те­ст­вен­ную ак­тив­ность или, еще бо­лее ши­ро­ко, соз­дать же­ла­ние. Де­ти ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом мо­ти­ви­ро­ван­ы удовлетворять свои лич­ные потребности. Задача ро­ди­те­лей за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы по­бу­ж­дать эти ос­нов­ные реф­лек­сы сво­им об­ра­зом жиз­ни. Мы долж­ны соз­да­вать в на­ших де­тях же­ла­ние об­ра­щать­ся к Гос­по­ду за удов­ле­тво­ре­ни­ем их лич­ных (а также фи­зи­че­ских) потребностей. Смот­ри­те, не оши­би­тесь. Де­ти в той или иной фор­ме вос­про­из­ве­дут на­ши уси­лия по дос­ти­же­нию зна­чи­мо­сти и уве­рен­но­сти. Ес­ли мы дей­ст­ви­тель­но ве­рим, что день­ги или дос­ти­же­ния при­но­сят зна­чимость, или ком­пли­мен­ты и при­вле­ка­тель­ная оде­ж­да при­но­сят уве­рен­ность, то­гда мы мо­жем сколь­ко угод­но рас­ска­зы­вать о той ра­до­сти, ко­то­рую мы ис­пы­ты­ва­ем отто­го, что зна­ем Ии­су­са. На­ши дети, тем не менее, бу­дут в сво­ей жиз­ни опи­рать­ся на то, на что опи­ра­ем­ся мы для дос­ти­же­ния удов­ле­тво­ре­ния в жиз­ни. Ни­ка­кие на­став­ле­ния, ни­ка­кие се­мей­ные мо­лит­вы и по­хо­ды в цер­ковь не смо­гут эф­фек­тив­но про­ти­во­стать тем иде­ям, ко­то­рые мы вкла­ды­ва­ем в на­ших де­тей своей соб­ст­вен­ной жиз­нью. Де­ти пой­мут, что их потребности смо­гут быть удовлетво­рены, ес­ли они дос­тиг­нут той же са­мой це­ли, к ко­то­рой стре­мят­ся их ро­ди­те­ли.

В на­ши дни мо­ло­дежь все боль­ше и боль­ше по­ни­ма­ет, что те це­ли, ко­то­рым их ро­ди­те­ли по­свя­ща­ли свою жизнь (день­ги, пре­стиж, хо­ро­шая ра­бо­та и т.д.) не способны дать удов­ле­тво­рение. Упор­ная ра­бо­та ра­ди са­мой упор­ной ра­бо­ты, как са­моцель, рас­смат­ри­ва­ет­ся как пус­тое за­ня­тие. Так и есть на са­мом де­ле. Це­ли, ко­то­рые обыч­но вы­гля­дят при­вле­ка­тель­ны­ми, на са­мом де­ле яв­ля­ют­ся искусственными и не при­но­ся­т удов­ле­тво­ре­ния. Они не обес­пе­чи­ва­ют того, в чем лю­ди так от­ча­ян­но ну­ж­да­ют­ся, они не да­ют подлинной зна­чимо­сти (це­ли для жиз­ни) или на­стоя­щей уве­рен­но­сти (ре­аль­но­го чув­ст­ва то­го, что те­бя лю­бят). Де­ти до оп­ре­де­лен­но­го воз­рас­та неяв­но при­ни­ма­ют идео­ло­гию сво­их ро­ди­те­лей, но на­ше по­ко­ле­ние при­зы­ва­ло мо­ло­дых лю­дей к то­му, что­бы подвергать это сомнению. И это хо­ро­шо. Ко­гда они ста­нут под­ро­ст­ка­ми, то мно­гие от­вер­нут­ся от ам­би­ций сво­их ро­ди­те­лей, уви­дев всю бес­по­лез­ность их ста­ра­ний.

Тра­ге­дия за­клю­ча­ет­ся в том, что час­то они под­ме­ня­ют од­ну ошиб­ку дру­гой по ме­ре то­го, как они по­сте­пен­но на­прав­ля­ют­ся и об­ра­ща­ют­ся к мис­ти­че­ским, ирра­цио­наль­ным эмпирическим стра­те­ги­ям для то­го, что­бы най­ти ка­кое-то удов­ле­тво­ре­ние – к нар­ко­ти­кам, сво­бод­ной люб­ви, ок­куль­тиз­му, поиску при­клю­че­ний – к че­му угод­но. Се­го­дня пер­вое ме­сто за­ни­ма­ет на­хо­ж­де­ние че­го-то, что позволяет че­ло­ве­ку хо­ро­шо чув­ст­во­вать се­бя. При­зы­вать этих де­тей к по­ряд­ку, к то­му, что­бы ос­те­пе­нить­ся и най­ти се­бе хо­ро­шую ра­бо­ту – бо­лее чем бес­по­лез­но. В этом про­яв­ля­ет­ся непонимание про­бле­мы. Цер­ковь Ии­су­са Хри­ста ну­ж­да­ет­ся в том, что­бы вы­ста­вить на все­об­щее обо­зре­ние ре­аль­ность ис­тин­ной зна­чимо­сти и уве­рен­но­сти, по­ка­зав на­шу не­по­ко­ле­би­мую и бес­ком­про­мис­сную пре­дан­ность аб­со­лю­ту Пи­са­ния, и на прак­ти­ке (а не про­сто на сло­вах) про­явить без­ус­лов­ную лю­бовь. Ес­ли эти лю­ди не най­дут ра­цио­наль­ный и ре­зон­ный от­вет на их глу­бо­чай­шие потребности, ко­то­рый мо­жет дать толь­ко лишь хри­сти­ан­ст­во, они либо ста­нут ма­рио­нет­ка­ми, ко­то­рые ма­ши­наль­но пы­та­ют­ся со­от­вет­ст­во­вать тем ожи­да­ни­ям, ко­то­рые на них на­кла­ды­ва­ет об­ще­ст­во (а не это­го ли мы на са­мом де­ле хо­тим в глу­би­не ду­ши? Мо­жет быть.), либо оку­нут­ся с го­ло­вой в ужас­ную тьму пол­но­го от­чая­ния – ни­ка­ко­го смыс­ла жиз­ни, ни­ка­кой люб­ви. Они бу­дут дви­гать­ся как зом­би, направляясь в ни­ку­да, или (ес­ли у них хва­тит сме­ло­сти) они со­вер­шат са­мо­убий­ст­во.

Ко­гда де­ти на при­ме­ре сво­их ро­ди­те­лей учат­ся не­пра­виль­ным пред­став­ле­ни­ям о том, в чем най­ти зна­чимость и уве­рен­ность, я ду­маю – пе­ре­да­ют­ся ли гре­хи ро­ди­те­лей де­тям? (Исх. 34:7). Я бла­го­да­рю Бо­га за ро­ди­те­лей, ко­то­рые сво­ей соб­ст­вен­ной жиз­нью, а также свои­ми сло­ва­ми нау­чи­ли ме­ня и мое­го бра­та тому, что упо­ва­ние на Гос­по­да и жизнь для Не­го яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем успеха всей жиз­ни. Ро­ди­те­лям бро­шен яс­ный вы­зов: жить, дей­ст­ви­тель­но опи­рая­сь на Гос­по­да и в Нем чер­пать на­шу зна­чимость и уве­рен­ность.

Де­ти раз­ра­ба­тыва­ют стра­те­гию удовлетворения сво­их потребностей. Мир (в ос­нов­ном их ро­ди­те­ли), плоть (их соб­ст­вен­ное вро­ж­ден­ное со­про­тив­ле­ние по­ис­кам Бо­га – Рим. 3:10-13) и дья­вол (ко­то­рый по­лу­ча­ет на­сла­ж­де­ние, ко­гда пред­ла­га­ет лю­бо­го бо­га, не предполагающего под­чи­не­ние Хри­сту) объ­еди­ня­ют­ся для то­го, что­бы нау­чить ре­бен­ка лож­ным ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям о том, как мож­но восполнить лич­ные потребности. Обыч­но лю­ди раз­ви­ва­ют в сво­ей жиз­ни од­ну основную на­прав­ляю­щую идею. При­ме­ры, ко­то­рые я час­то встре­чаю в мо­ей прак­ти­ке та­ко­вы:

“Я бу­ду иметь зна­чи­мость, ес­ли:

- у ме­ня бу­дут день­ги;

- я добь­юсь пре­вос­ход­ст­ва;

- я ни­ко­гда не бу­ду со­вер­шать оши­бок;

- я хо­ро­ший ра­бот­ник;

- мои де­ти “вый­дут в лю­ди”;

- мои при­яте­ли оце­ни­ва­ют ме­ня по дос­то­ин­ст­ву;

- ме­ня при­ни­ма­ют в важ­ных кру­гах”.

“Я бу­ду чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но, ес­ли:

- мой муж бу­дет лю­бить ме­ня;

- ме­ня ни­кто ни­ко­гда не бу­дет кри­ти­ко­вать (представление, ко­то­рое под­ра­зу­ме­ва­ет дос­ти­же­ние со­вер­шен­ст­ва: “Ес­ли я со­вер­ше­нен, то­гда ме­ня не за что кри­ти­ко­вать”);

- все ме­ня при­ни­ма­ют;

- мною все до­воль­ны, ни­кто на ме­ня не кри­чит, ни­кто на ме­ня не оби­жа­ет­ся и ни­кто ме­ня не от­вер­га­ет”.

 

Ко­гда в жиз­ни де­тей по­яв­ля­ет­ся ос­нов­ное пред­по­ло­же­ние, то­гда их мо­ти­ва­ция при­об­ре­та­ет на­прав­ле­ние. Цель по­став­ле­на. И тогда ­о­ни на­чи­на­ют преследовать эту цель, поступая определенным образом, а цель оп­ре­де­ляется их представле­ни­ем. На­шу схе­му те­перь мож­но про­дол­жить (см. след. стр.).

Диа­грам­ма в ее те­пе­реш­нем ви­де пред­ла­га­ет один из пу­тей раз­ви­тия про­блем. По­ве­де­ние, ори­ен­ти­ро­ван­ное на дос­ти­же­ние це­ли, мо­жет быть либо ра­зум­ным, реа­ли­стич­ным и чув­ст­ви­тель­ным, либо не­ве­же­ст­вен­ным, иррациональным и аб­со­лют­но безуспешным. В та­ком слу­чае цель мо­жет быть не дос­тиг­ну­та, че­ло­век бу­дет чув­ст­во­вать уг­ро­зу по ме­ре то­го, как его потребности бу­дут ос­та­вать­ся не­удовлетворен­ны­ми, и он нач­нет бес­по­ко­ить­ся или оби­жат­ься. На­при­мер, ес­ли же­на счи­та­ет, что ее уве­рен­ность за­ви­сит от то­го, что ее муж ее лю­бит, ве­ро­ят­но, она по­пы­та­ет­ся дос­тиг­нуть це­ли, ко­то­рая за­клю­ча­ет­ся то­гда в за­вое­ва­нии люб­ви сво­его му­жа.

 

    начало здесь:  
  личные нужды мотивация
    основное представление
  цель   поведение, ориентированное на достижение цели

См. Таблицу 10 в конце главы.

 

Но, воз­мож­но, она не по­ни­ма­ет то­го, что “за­во­дит” муж­чи­ну. Она мо­жет по­мо­гать ему с его де­ла­ми, или мо­жет взять на се­бя фи­нан­со­вую сто­ро­ну жиз­ни се­мьи и хо­ро­шо с этим справ­лять­ся, но в то же вре­мя пре­неб­ре­гать ухо­дом за со­бой или те­п­лым при­вет­ст­ви­ем, ко­гда муж воз­вра­ща­ет­ся до­мой. В та­ком бра­ке раз­ви­ва­ют­ся про­бле­мы. Ее муж хо­ло­ден по от­но­ше­нию к ней, цель не дос­тиг­ну­та. Ко­гда она об­ра­ща­ет­ся к психологу, чув­ст­вуя зло­бу, го­речь и боль, жа­лу­ясь на сво­его от­да­лившегося от нее му­жа, не ис­пы­ты­вающего к ней ни­ка­ких чувств, она, воз­мож­но, пой­мет, что она поступа­ла неправильно. Ее ори­ен­ти­ро­ван­ное на дос­ти­же­ние це­ли по­ве­де­ние яв­ля­ет­ся не­ве­же­ст­вен­ным и неэф­фек­тив­ным. По­это­му она бе­жит в бли­жай­ший книж­ный ма­га­зин и там по­ку­па­ет не­сколь­ко книг о том, как стать со­вер­шен­ной жен­щи­ной, пре­вос­ход­ной парт­нер­шей в сек­се и про­сто пре­де­лом меч­та­ний для муж­чи­ны. В по­пыт­ках за­вое­вать его лю­бовь она учит­ся го­то­вить осо­бые блю­да, она вос­хи­ща­ет­ся его те­лом, она но­сит воз­бу­ж­даю­щее ниж­нее бе­лье и пла­тья, ко­то­рые хо­ро­шо си­дят на ней, и так про­дол­жа­ет­ся даль­ше, и даль­ше, и даль­ше.

Здесь я хо­чу от­ме­тить, что у ме­ня не возникает ни еди­но­го воз­ра­же­ния, ко­гда моя же­на де­ла­ет все вы­ше­при­ве­ден­ные ве­щи – мне это нра­вит­ся. Я счи­таю, что еще боль­ше жен­щин долж­ны по­про­бо­вать та­кое по­ве­де­ние. Но ес­ли душепопечение на­прав­ле­но толь­ко на то, что­бы из­ме­нить по­ве­де­ние, ори­ен­ти­ро­ван­ное на дос­ти­же­ние це­ли, с иррационального на бо­лее про­ду­ман­ные и эф­фек­тив­ные уси­лия, на­прав­лен­ные на дос­ти­же­ние той же са­мой це­ли, то­гда воз­ни­ка­ют две ре­аль­ных про­бле­мы:

1. Цель, за­клю­ча­ющая­ся в за­вое­ва­нии люб­ви сво­его му­жа, мо­жет быть аб­со­лют­но недо­ся­гае­мой неза­ви­си­мо от то­го, как бы от­ча­ян­но же­щина ни пы­талась ее дос­тичь. И ес­ли так, что же то­гда? Об­ре­че­на ли она жить в не­уве­рен­но­сти до тех пор, по­ка ее муж не из­ме­нит­ся, или до тех пор, по­ка она не най­дет се­бе дру­го­го муж­чи­ну, ко­то­рый бы лю­бил ее?

2. Ос­нов­ная мо­ти­ва­ция же­ны эго­цен­трич­на, на­прав­ле­на на се­бя. Все со­ве­ты от­но­си­тель­но то­го, как иметь успех у мужа, нау­чи­ли эту жен­щи­ну толь­ко лишь то­му, как бо­лее успешно ма­ни­пу­ли­ро­вать сво­им му­жем для то­го, что­бы восполнить свои соб­ст­вен­ные ну­ж­ды.

Же­на, имею­щая неудовлетворен­ную потребность, дей­ст­ву­ет на ос­но­ве мо­ти­ва­ции де­фи­ци­та. Она на­хо­дит­ся в цен­тре сво­его ми­ра, пы­та­ясь за­пол­нить свою пус­то­ту.

 

 

 


На вы­шепри­ве­ден­ной схе­ме стрел­ка, ука­зы­ваю­щая на му­жа, сим­во­ли­зи­ру­ет по­ве­де­ние же­ны по от­но­ше­нию к не­му. Стрел­ка, ис­хо­дя­щая от му­жа по на­прав­ле­нию к же­не, ото­бра­жа­ет же­ла­тель­ный ре­зуль­тат ее уси­лий, а имен­но то, что он ее лю­бит. Она да­ет, что­бы по­лу­чать. В ре­аль­но­сти она не де­ла­ет ни­че­го, кро­ме то­го, что ис­поль­зу­ет сво­его му­жа, что­бы удовлетворить свои ну­ж­ды.

Хри­сти­ан­ский брак от­ли­ча­ет­ся от это­го. Воз­мож­но, его мож­но изо­бра­зить так:

 

 


В этой схе­ме иде­аль­но­го бра­ка Гос­подь удовлетворяет ос­нов­ные потребности ка­ж­до­го суп­ру­га. Оба суп­ру­га на­пол­не­ны и, сле­до­ва­тель­но, те­перь дей­ст­ву­ют на ос­но­ве мо­ти­ва­ции вы­ра­же­ния. Их по­ве­де­ние по от­но­ше­нию друг к дру­гу – это по­ве­де­ние че­ло­ве­ка, ко­то­рый да­ет, по­мо­га­ет дру­го­му стать бли­же к Хри­сту. Же­на мо­жет де­лать мно­гое из того, о чем она уз­на­ла в кни­гах, но сей­час ее мо­ти­ва­ция ста­ла дру­гой. Она же­ла­ет, что­бы ее муж был бли­же к Хри­сту. Его от­ветную любовь мож­но срав­нить с гла­зу­рью на тор­те. Хо­тя гла­зурь слад­кая и с гла­зу­рью торт вы­гля­дит го­раз­до бо­лее при­вле­ка­тель­но, тем не менее, она не яв­ля­ет­ся ос­нов­ным ингредиен­том. Ес­ли он не лю­бит ее, она ос­та­ет­ся уве­рен­ной и же­ла­ет слу­жить ему так, как Бог бу­дет на­прав­лять ее, по­это­му она про­дол­жа­ет соз­на­тель­но под­чи­нять­ся сво­ему му­жу, мо­лясь, чтобы Бог ис­поль­зо­вал ее по­ве­де­ние, что­бы при­влечь его бли­же к Гос­по­ду.

В по­ве­де­нии, ори­ен­ти­ро­ван­ном на дос­ти­же­ние це­ли, мо­гут раз­ви­вать­ся про­бле­мы. Лю­ди мо­гут дви­гать­ся по на­прав­ле­нию к сво­ей це­ли успешно или безуспешно. Душепопечение, ко­то­рое по­мо­га­ет че­ло­ве­ку дос­тиг­нуть це­ли, оп­ре­де­лен­ной и по­став­лен­ной на ос­но­ве не­вер­но­го представле­ния, фак­ти­че­ски мож­но срав­нить с тем, как нау­чить кле­ща бо­лее про­дук­тив­но со­сать кровь из со­ба­ки. Ес­ли паци­ен­ту мож­но по­мочь дос­тиг­нуть це­ли, ис­поль­зуя бо­лее эф­фек­тив­ные стра­те­гии, он дос­тиг­нет не­ко­то­рой ме­ры удов­ле­тво­ре­ния. Но ес­ли прав­дой яв­ля­ет­ся то, что толь­ко Хри­стос мо­жет воис­ти­ну вос­пол­нить на­ши ну­ж­ды, и ес­ли цель подопечного бы­ла оп­ре­де­ле­на на ос­но­ве не­пра­виль­но­го пред­ставле­ния о том, что при­но­сит зна­чи­мость и уве­рен­ность, то­гда, дос­ти­гнув сво­ей це­ли, он не бу­дет пол­но­стью удов­ле­тво­рен, его ну­ж­ды все еще бу­дут тре­бо­вать удовлетворения, и он бу­дет мо­ти­ви­ро­ван к то­му, что­бы сно­ва прой­ти че­рез этот цикл и дос­тичь но­вых це­лей. Всю свою жизнь он бу­дет го­нять­ся за ве­ща­ми, ко­то­рые не при­но­сят удов­ле­тво­ре­ния. Бог ска­зал про­ро­ку Ие­ре­мии, что Его на­род, Его лю­ди “...Ме­ня, ис­точ­ник во­ды жи­вой, ос­та­ви­ли, и вы­сек­ли се­бе во­до­емы раз­би­тые, ко­то­рые не мо­гут дер­жать во­ды” (Иер. 2:13).

Наш Гос­подь ска­зал са­ма­рян­ке о том, что лю­ди, ко­то­рые по­ла­га­ют­ся в сво­ей жиз­­ни на лю­бой ис­точ­ник под­держ­ки, кро­ме са­мо­го Хри­ста, ни­ко­гда не бу­дут удов­ле­тво­ре­ны. Цикл чер­па­ния во­ды из ко­лод­ца ста­но­вит­ся по­сто­ян­ным уто­ми­тель­ным тру­дом, про­дол­жи­тель­ны­ми уси­лия­ми, на­прав­лен­ны­ми на дос­ти­же­ние то­го, что ни­ко­гда не смо­жет при­нес­ти удов­ле­тво­ре­ние. Ка­кая тра­ге­дия, ко­гда мы ви­дим, что лю­ди на­столь­ко за­ня­ты биз­не­сом, что жерт­ву­ют свои­ми семь­я­ми ра­ди то­го, что­бы дос­тичь ус­пе­ха в сво­ем де­ле. До­ро­гой дом, “Роллс-Ройс” в га­ра­же и счет в бан­ке, ко­то­рый пух­нет от де­нег – все это все­го лишь раз­би­тые во­до­емы. Апо­стол Па­вел знал, как жить в изо­би­лии, и как жить в ну­ж­де. Он мог на­сла­ж­дать­ся рос­ко­шью, ес­ли она по­яв­ля­лась на его пу­ти, но он также мог обой­тись и без нее. Он осоз­на­вал, что де­лать ос­но­ва­ни­ем сча­стья ма­те­ри­аль­ные бла­га – это все равно, что опус­кать вед­ро в пус­той ко­ло­дец в на­де­ж­де по­черп­нуть во­ду и уто­лить жа­ж­ду. Ма­те­ри­аль­ные бла­га не мо­гут содер­жать во­ды, ко­то­рая мо­жет на­пол­нить ду­шу на­стоя­щей зна­чи­мо­стью и уве­рен­но­стью, но так час­то лю­ди все боль­ше и боль­ше уд­ли­ня­ют ве­рев­ку, стараясь опус­тить вед­ро глуб­же в без­дон­ный и без­вод­ный ко­ло­дец и на­деясь, что, в кон­це концов, они най­дут то, что ищут. Дру­гие сда­ют­ся, от­ка­зы­ва­ясь от жиз­ни в изо­би­лии, про­да­ют все, что у них есть и переезжают на фер­му в сель­ской ме­ст­но­сти, ­пытаясь за­глу­шить это не­при­ят­ное чув­ст­во пус­то­ты, по­доб­ное ту­пой бо­ли. Мно­гие лю­ди не мо­гут по­зво­лить се­бе ни ку­пить боль­ше ве­щей, ни пе­ре­ехать в сель­скую ме­ст­ность, но мечтательно во­об­ра­жа­ют, что ес­ли бы в их жиз­ни это бы­ло воз­мож­но, то­гда их потребности бы­ли бы восполне­ны. Од­на­ко ни­че­го, кро­ме взаи­мо­от­но­ше­ний с Хри­стом, не смо­жет при­нес­ти удов­ле­тво­ре­ние. По­зволь­те мне до­ба­вить но­вые де­та­ли к на­шей диа­грам­ме

 

    начало здесь:  
неясное чувство пустоты личные нужды мотивация
       
частичное, временное удовлетворение   основное представление
     
  цель   поведение, ориентированное на достижение цели

См. Таблицу 10 в конце главы.

На­ша диа­грам­ма ото­бра­жа­ет те­перь то, как жи­вут мно­гие “хо­ро­шо устроен­ные” лю­ди. Они ус­та­но­ви­ли в сво­ей жиз­ни це­ли, ос­но­ван­ные на небиб­лей­ских представле­ни­ях о том, как мо­гут быть восполнены их ну­ж­ды. Пу­тем упор­ной ра­бо­ты, вни­ма­тель­но­го и чет­ко­го пла­ни­ро­ва­ния, или с помощью “слепой фортуны” (мно­гие бы и ска­за­ли так), они дос­тиг­ли сво­их це­лей. У них есть день­ги, у них хо­ро­шие де­ти, у них хо­ро­шее здо­ро­вье, у них пре­стиж в мире биз­не­са, у них есть все, что они це­нят, и они на­сла­ж­да­ют­ся этим, имея лич­ное бла­го­сос­тоя­ние и сча­стье. Эти лю­ди не об­ра­ща­ют­ся за кон­суль­та­ци­ей к пси­хо­ло­гам. Не­ко­то­рые из них в сво­ей жиз­ни не чув­ст­ву­ют ни­ка­кой потребности в Бо­ге, у них все пре­крас­но и без Не­го. На­стаи­вать на том, что их глу­бо­чай­шие потребности ос­та­ют­ся неудовлетворен­ны­ми и тре­бу­ют удов­ле­тво­ре­ния – все рав­но, что го­во­рить в глу­хие уши. Про­бле­ма за­клю­ча­ет­ся в том, что ко­гда все идет по пла­ну, то­гда лю­ди дей­ст­ви­тель­но чув­ст­ву­ют се­бя хо­ро­шо. Все сра­бо­та­ло так, как долж­но бы­ло сра­бо­тать и это при­но­сит вре­мен­ное удов­ле­тво­ре­ние. Очень труд­но убе­дить та­ких лю­дей в том, что ко­нец их пу­ти яв­ля­ет­ся смер­тью – веч­но­стью, где не бу­дет ни смыс­ла жиз­ни, ни люб­ви.

Есть лю­ди, ко­то­рые, дос­тиг­нув всех сво­их це­лей, стал­ки­ва­ют­ся с ужа­саю­щим фак­том, что их ис­пол­нив­шие­ся меч­ты так и не при­нес­ли на­стоя­ще­го удов­ле­тво­ре­ния. У Мэри­лин Мон­ро бы­ло все, к че­му стре­ми­лось боль­шин­ст­во де­ву­шек: хо­ро­шая внеш­ность, про­пор­цио­наль­ная фи­гу­ра, множество поклонников, сла­ва, день­ги, рос­кошь. Но, тем не менее, она по­кон­чи­ла с со­бой. По­че­му? Оче­вид­но, она дос­тиг­ла хоть и дос­той­ной сожаления, но че­ст­ной ста­дии аб­со­лют­но­го от­чая­ния: «Я дос­тиг­ла всех мо­их це­лей, но они не при­нес­ли удов­ле­тво­ре­ния. Я опу­сто­ше­на. Жизнь не сто­ит то­го, что­бы жить. Боль­ше не ос­та­лось ни­че­го, что­ мож­но бы­ло бы по­про­бо­вать. Я по­про­бо­ва­ла все. Ни­что не мо­жет уто­лить эту силь­ную боль внут­ри ме­ня. Смерть яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным воз­мож­ным вы­хо­дом”. До­бав­ив та­ко­го ро­да пе­ре­жи­ва­ния в на­шу диа­грам­му, мы увидим сле­дую­щее:

 


 

    начало здесь:  
неясное чувство пустоты личные нужды мотивация
самоубийство      
частичное, временное удовлетворение   основное представление
отчаяние      
  цель   поведение, ориентированное на достижение цели

Таблица №10

 

Я пред­ста­вил про­стую мо­дель че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния и пред­ло­жил не­ко­то­рые пу­ти раз­ви­тия про­блем. В сле­дую­щей гла­ве я до­бав­лю к этой мо­де­ли еще один клю­че­вой эле­мент, ко­то­рый является непосредственной причиной боль­шин­ст­ва про­блем, о ко­то­рых можно услы­шать в приемной психолога.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.