Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список сокращений 3 страница




[166] Нам уже приходилось писать о солоновских стихах: Суриков И.Е. Авторское начало в лирике Солона // Восточная Европа в древности и средневековье: Автор и его текст. М., 2003. С. 235 — 240.

[167] Особняком стоит дошедшая в незначительных отрывках элегия, в которой Солон выступает за отвоевание у Мегар острова Саламин (fr. 2 Diehl).

[168] К этой проблеме см.: Hammond N.G.L. Studies in Greek History. Oxford, 1973. P. 160; Rihll Т.Е. Lawgivers and Tyrants (Solon, frr. 9-11 West) // ClQ. 1989. Vol. 39, N 2. P. 277-286.

[169] Ср.: Sealey R. A History... P. 91.

[170] Здесь перевод С.И. Радцига представляет собой скорее интерпретацию. В оригинале не говорится о долговых столбах. Точнее и нейтральнее в данном месте перевод Г. Церетели: "...Столпы я с коей снял, в ней водруженные". У Солона речь идет о οροι — каменных столбах, которые могли выполнять различные функции: маркировать какие-либо границы (в частности, археологами найдены οροι, отмечавшие границы Агоры), быть закладными метками и др.

[171] См., например: French A. Solon's Act of Mediation // Antichthon. 1984. Vol. 19. P. 1 - 12; Harris EM. A New Solution....

[172] Об упоминаниях Солона в комедиях см.: Henry MM. Prisoner of History: Aspasia of Miletus and her Biographical Tradition. Oxford, 1995. P. 20, 23-24.

[173] Об этом эпизоде см.: Суриков И.Е. Гостеприимство Креза и афиняне // ЗОГАМ. С. 72 и след. В целом по поводу образа Солона у Геродота см.: Markianos S.S. The Chronology of the Herodotean Solon // Historia. 1974. Bd. 23, H. 1. S. 1-20; Chiasson Ch. Op. cit.

[174] Об этом пассаже Платона см.: Панченко Д.В. Платон и Атлантида. Л., 1990. С. 5 и след.

[175] Важнейшие труды об аттидографах: Jacoby F. Atthis: The Local Chronicles of Ancient Athens. Oxford, 1949; Idem. Die Fragmente der griechischen Historiker. Teil 3b. A Commentary on the Ancient Historians of Athens. V. 1—2. Leiden, 1954; Pearson L. The Local Historians of Attica: Repr. ed. Ann Arbor, 1981.

[176] Наиболее фундаментальные на сегодняшний день работы об "Афинской политии": Day J., Chambers Μ. Aristotle's History of Athenian Democracy. Berkeley, 1962; Rhodes P.J. A Commentary on the Aristotelian Athenaion Politeia. Oxford, 1981.

[177] Наиболее подробно об этом памятнике см.: Ruschenbusch Ε. Plutarchs Solonbiographie // ZPE. 1994. Bd. 100. S. 351-380. Справедливо отмечается, что Плутарх испытывал к Солону особый интерес: Affortunati Μ., Scardigli В. Aspects of Plutarch's Life of Publicola // PHT. P. 110.

[178] См.: David Ε. Solon... P. 129 ff.

[179] Об эволюции афинской демократической идеологии в этом столетии см.: Cohen D. The Rule of Law and Democratic Ideology in Classical Athens // AD. S. 227-244.

[180] См. об этом процессе: Ostwald Μ. From Popular Sovereignty to the Sovereignty of Law. Berkeley, 1986; Pierart M. Du regne des philosophes ä la souverainete des lois // AD. S. 249 — 250; Маринович Л.П. Закон и власть в классических Афинах // ВЧОАМ. С. 5— 18. Институциональным проявлением этой "смены парадигм" явилось, в частности, расширение полномочий афинских судов присяжных в IV в. до н.э. См.: Hansen М.Н. The Political Powers of the People's Court in Fourth-Century Athens // GC. P. 215-243.

[181] Ср.: Ruschenbusch Ε. ΠΑΤΡΙΟΣ ΠΟΛΙΤΕΙΑ... S. 399 u. folg.; Thomas R. Oral Tradition and Written Record in Classical Athens. Cambridge, 1989. P. 280; Доватур А.И. Феогнид... С. 140.

[182] Ellis J.R., Stanton G.R. Factional Conflict and Solon's Reforms // Phoenix. 1968. Vol. 22. N 2. P. 110.

[183] Stanton G.R. Athenian Politics c. 800 - 500 B.C.: A Sourcebook. L.; N.Y., 1991. P. 24; Harris Ε.Μ. Op. cit. P. 111.

[184] Rhodes P.J. "Alles eitel Gold"? The Sixth and Fifth Centuries in Fourth-Century Athens // AA. P., 1993. P. 53-64; Stroud R.S. Aristotle and Athenian Homicide // AA. P. 203 - 221.

[185] Мы не касаемся здесь дискуссионного вопроса о соотношении кирб и аксонов — деревянных таблиц, на которые заносились тексты законов в архаических Афинах. См. о них: Stroud R.S. The Axones and Kyrbeis of Drakon and Solon. Berkeley, 1979; Robertson N. Solon's Axones and Kyrbeis and the Sixth-Century Background // Historia. 1986. Bd. 35, H. 2. S. 147-176.

[186] Именно такие "небольшие остатки" Плутарх (Sol. 25) видел в афинском Пританее. Ср.: Thomas R. Op. cit. P. 77.

[187] Об этом мероприятии см.: Pierart Μ. Athenes et ses lois: Discours politiques et pratiques institutionelles // Revue des etudes anciennes. 1987. Vol. 89, №1/2. P. 21-37.

[188] Ср.: Маринович Л.П. Античная и современная демократия: новые подходы. М., 2001. С. 30; Суриков И.Е. Изменения в афинских законах в V в. до н.э. (на примере закона об остракизме) // ДП. 2003. № 1 (11). С. 8 и след. В целом о категориях закона (νόμος) и псефисмы см.: Quass F. Nomos und Psephisma: Untersuchung zum griechischen Staatsrecht. München, 1971.

[189] Представляется наиболее вероятным, что инициатором этих законодательных реформ был Ферамен — лидер "умеренного" крыла Тридцати.

[190] Ehrenberg V. From Solon to Socrates: Greek History and Civilization during the 6th and 5th Centuries B.C. L., 1968. P. 68-69; Murray O. Early Greece... P. 184.

[191] Так считает, например, Эренберг. См.: Ehrenberg V. From Solon... P. 69. Можно возразить, что во времена Солона сколько-нибудь существенное различие между законами и псефисмами явно еще не проводилось. Однако утверждение, что реформы Солона и законы Солона — явления не одного порядка, представляется нам верным.

[192] Fritz К. von. Nochmals das solonische Gesetz gegen Neutralität im Bürgerzwist // Historie. 1977. Bd. 26, H. 2. S. 245-247.

[193] Штерн Э.Р. фон. Солон и деление аттического гражданского населения на имущественные классы. Б.м., б.г. (оттиск из неуказанного изд., хранящийся в ГПИБ); Колобова K.M. Революция Солона // Учен. зап. ЛГУ. № 39. Сер. ист. наук. Вып. 4. Л., 1939. С. 26; Bugh G.R. The Horsemen of Athens. Princeton, 1988. P. 22. Действительно, термины "всадники" и "феты", вне всякого сомнения, весьма архаичны; с немалой долей уверенности это можно утверждать и относительно термина "зевгиты". Несколько сложнее обстоит дело с явно искусственно созданным названием первого разряда — "пентакосиомедимны". Возможно, Солон выделил в особый, высший разряд богатейшую верхушку всадников. См.: Forrest W.G. The Emergence... P. 161; Foxhall L. A View from the Top: Evaluating the Solonian Property Classes // DPAG. P. 113 ff.; Грант Μ. Указ. соч. С. 79. Не менее вероятно, однако, что этот разряд существовал и ранее, а Солон только дал ему новое наименование. До того он мог называться, например, ἁρματηλάται ("правящие колесницами"), но это название утратило смысл в связи с выходом из употребления к солоновскому времени боевых колесниц на полях сражений.

[194] Историчность солоновской денежной реформы ранее признавалась безоговорочно. См.: Seltman С. Т. Athens, its History and Coinage before the Persian Invasion. Cambridge, 1924; Hill G.F. Ancient Greek and Roman Coins. Chicago, 1964. P. 8, 40. Однако в настоящее время справедливо отмечается, что никакой монеты во времена Солона в Афинах вообще еще не чеканили: Kraft К. Zur solonischen Gewichts- und Münzreform // Jahrbuch für Numismatik und Geldgeschischte. 1969. Bd. 19. S. 7-24; Crawford М.Н. Solon's Alleged Reform of Weights and Measures // Eirene. 1972. Vol. 10. P. 5-8; Kraay CM. Archaic and Classical Greek Coins. Berkeley, 1976. P. 55 ff.; Osborne R. Greece in the Making... P. 222.

[195] Davies J.K. Athenian Propertied Families, 600-300 B.C. Oxford,1971. P. 323-324; Cassola F. La proprieta del suolo in Attica fino a Pisistrato // PP. 1973. Vol. 28. P. 75-87; Markianos S.S. Op.cit.; Sealey R. Zum Datum der solonischen Gesetzgebung // Historia. 1979. Bd. 28. H. 2. S. 238-241; Stockton D. The Classical Athenian Democracy. Oxford, 1991. P. 20; Stanton C.R. Op. cit. P. 34. Еще дальше идет Д.В. Панченко, считающий, что законодательство Солона имело место, вероятнее всего, на хронологическом отрезке 556 — 552 гг. до н.э., а первый приход к власти Писистрата датирующий соответственно 547 — 545 гг. См.: Panchenko D. Democritus' Trojan Era and the Foundations of Early Greek Chronology // Hyperboreus. 2000. Vol. 6, fasc. 1. P. 61 ff.

[196] См., например: Cadoux T.J. The Athenian Archons from Kreon to Hypsichides // JHS. 1948. Vol. 68. P. 93-95; Ehrenberg V. From Solon... P. 393 — 394; Молчанов A.A., Суриков И.Ε. У истоков остракизма // ВЧОАМ. С. 257, 260.

[197] Hammond N.G.L. Studies... P. 145- 170.

[198] Вопрос подробнее разбирается нами в другой работе. См.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох... М., 2000. С. 36-40, 133- 140.

[199] Linforth I.M. Solon the Athenian. Berkeley, 1919; Woodhouse W.S. Solon the Liberator: A Study of the Agrarian Problem in Attika in the Seventh Century: Repr. ed. N.Y., 1965 (первое изд. кн. Вудхауза вышло в 1938 г.).

[200] Hann К. Solon: Staatsmann und Weiser. Wien, 1948; Masaracchia A. Solone. Firenze, 1958; Ferreira G. La politica di Solone. Napoli, 1964; Ehrenberg V. From Solon...; Oliva P. Solon. Praha, 1971.

[201] Ruschenbusch Ε. ΣΟΛΩΝΟΣ ΝΟΜΟΙ...; Martina Α. Solone.

[202] Критический анализ важнейших из этих трудов (Финли, Старра и др.) см.: Фролов Э.Д. Рождение... С. 18 и след.

[203] Колобова K.M. Революция Солона...; Лурье С.Я. К вопросу о роли Солона...; Ленцман Я.А. Рабы в законах Солона: к вопросу о достоверности античной традиции // ВДИ. 1958. № 4. С. 51 - 69. Позже, насколько нам известно, деятельностью Солона в нашей стране почти никто специально не занимался, за очень редкими исключениями. См., например: Горовой В.В. Солон и формирование политического опыта античной демократии // Античность и современность: Докл. конф. М., 1991. С. 45-50; Он же. Солон и гектеморы: к вопросу о реформе денежной системы в Афинах // АОЦ. 1996. Вып. 4. С. 38-41; Касаткина H.A. Солон Афинский и остров Саламин // АКРА: Сб. научн. тр. Н. Новгород, 2002. С. 59 - 70. Да и эти статьи довольно узки по тематике. Автору этих строк также доводилось писать о Солоне. См., в частности: Суриков И.Е. Гостеприимство Креза... С. 72 и след.; Он же. Из истории греческой аристократии... С. 133 и след.; Он же. Эволюция религиозного сознания афинян во второй половине V в. до н.э.... М., 2002. С. 64 и след.; Он же. Законодательство Солона об упорядочении погребальной обрядности // ДП. 2002. № 1 (9). С. 8-21; Он же. Авторское начало...

[204] Первого мнения придерживалась K.M. Колобова, второго — С.Я. Лурье.

[205] Фролов Э.Д. Рождение... С. 131 - 135.

[206] Шишова И.Л. Указ. соч. С. 58-62.

[207] Так передается имя его отца большинством античных авторов: Lucian. Dial. mort. 20. 4; Aelian. Var. hist. VIII. 16; Schol. Plat. Tim. 20e; Suid. s.v. Σόλων. Есть также версия (представленная эллинистическим филологом Дидимом, — р. 399 Schmidt), согласно которой отца Солона звали Эвфорионом. Плутарх (Sol. 1) приводит оба варианта, но предпочтение отдает общепринятому.

[208] А не на острове Саламин, как ошибочно считали некоторые писатели: Diod. IX. 1; Diog. Laert. I. 45. Ошибка проистекла скорее всего из того, что Солон в сознании последующих поколений прочно ассоциировался, помимо иных своих деяний, с завоеванием афинским полисом Саламина.

[209] Есть, впрочем, мнение, согласно которому древнегреческие филы были не племенами в привычном нам смысле слова, а образованиями, близкими к древнеиндийским варнам: Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М, 2002. С. 356 и след. Аналогичный ход мысли, хотя и в не столь категоричной форме, встречаем уже у Э. Бенвениста: Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.,1995. С. 193 и след.

[210] Весьма импонирующую нам интерпретацию института фратрий см.: Forrest W.G. The Emergence... P. 52 ff.

[211] Проблема родоплеменного деления афинского полиса, которое оказалось весьма живучим и сохранялось в тех или иных элементах даже еще и в условиях классической демократии, неоднократно рассматривалась в исследовательской литературе. Назовем лишь несколько важных работ: Bourriot F. Recherches sur la nature du genos: Étude d'histoire sociale athénienne. Périodes archaïque et classique. Lille; P., 1976. T. 1—2; Roussel D. Tribu et cité. Études sur les groupes sociaux dans la cités grecques aux époques archaïque et classique. P., 1976; Littman R.J. Kinship and Politics in Athens 600 — 400 B.C. N.Y., 1990; Глускина Л.М. Фратрия и род в структуре афинского полиса в IV в. до н.э. // ВДИ. 1983. № 3. С. 39-52. Тем не менее в этой проблематике и по сей день остается очень много неясного, а имевшие место дискуссии скорее не прояснили спорные вопросы, а только сильнее запутали их.

[212] Об этих подразделениях см.: Wüst F.R. Zu den πρυτάνιες τῶν ναυκράρων und zu den alten attischen Trittyen // Historia. 1957. Bd. 6, H. 2. S. 176— 191; Строгецкий В.М. Морская программа Фемистокла и возникновение триерархии // AM. С. 69 — 83.

[213] Первоначальная (так называемая "Старая") Агора, еще очень небольшого размера, располагалась на восточном склоне Акрополя. См.: Morris I. Burial and Ancient Society. Cambridge, 1989. P. 67; Shear T.L. Ισόνομους τ' Αθήνας έποιησάτην: The Agora and the Democracy // AAAD. P. 227-228; Robertson N. The City Center of Archaic Athens // Hesperia. 1998. Vol. 67, N 3. P. 283 ff. Впоследствии, в VI в. до н.э. (не вполне ясно, при Солоне или уже после него) Агора была перенесена на северо-запад от Акрополя, где она и находилась вплоть до конца античной эпохи. Важнейшие труды по Агоре: Thompson H.A., WycherleyR.E. The Agora of Athens: The History, Shape and Uses of an Ancient City Center (The Athenian Agora. Vol. 14). Princeton, 1972; Camp J.M. The Athenian Agora: Excavations in the Heart of Classical Athens. L., 1986. Наиболее фундаментальным исследованием афинской топографии в целом остается книга: Judeich W. Topographie von Athen: 2. Aufl. München, 1931.

[214] Ср.: Forrest W.G. The Emergence... P. 145; Simms R.M. Eumolpos and the Wars of Athens // GRBS. 1983. Vol. 24, N 3. P. 208; Туманс X. Рождение Афины... С. 32-33.

[215] Ср.: Колобова K.M. К вопросу о возникновении афинского государства // ВДИ. 1968. № 4. С. 41 — 55; Молчанов A.A. Микенские истоки семейных традиций у древних греков (генеалогический и сакральный аспекты) // Социальные структуры и социальная психология античного мира. М., 1993. С. 76.

[216] Строго говоря, все эти названия родов в некоторой степени условны. В Афинах (и в Греции в целом), в отличие от Рима, название рода никогда не входило в состав официального имени гражданина, и это зачастую мешает антиковедам как идентифицировать родовую принадлежность того или иного знатного афинянина, так и определять правильные наименования некоторых родов. Так, Филаидов (весь этот род или одну из его ветвей) иногда называют в литературе Кимонидами. Какое название — Кодриды или Медонтиды — следует считать более правильным? Были ли Писистратиды отдельным родом или ветвью рода Кодридов? Как назывался род, к которому принадлежал Алкивиад (предлагались разные варианты)? Это лишь немногие из числа тех вопросов, с которыми сталкиваются специалисты по афинской генеалогии. И далеко не на все такие вопросы вообще когда-нибудь будут даны однозначные и непротиворечивые ответы.

[217] Истории этого древнего, колоритного органа специально посвящена недавняя монография: Wallace R.W. The Areopagus Council, to 307 B.C. Baltimore, 1989. См. также нашу работу: Суриков И.Е. Афинский ареопаг в первой половине V в. до н.э. // ВДИ. 1995. № 1. С. 23 — 40. Хотя в этой статье говорится преимущественно об эволюции Ареопага в более позднюю эпоху, там есть и замечания о его первоначальных функциях. Там же указана и основная литература об Ареопаге.

[218] См.: Leveque P. Op. cit. Р. 63.

[219] Raaflaub К. Op. cit. Р. 70.

[220] Об этой экспедиции см.: Jeffery L.H. Op. cit. P. 89 — 90.

[221] О данном событии афинской истории нам приходилось писать весьма подробно, указывая на все имеющиеся по этому вопросу источники и литературу. См.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 78- 124.

[222] См. об этих законах: Суриков И.Е. Законодательство Драконта...

[223] Об афинских судебных органах, разбиравших дела об убийствах, см.: Sealey R. The Athenian Courts for Homicide // ClPh. 1983. Vol. 78. N 4. P. 275-296; Boegehold A.L. et al. The Lawcourts at Athens: Sites, Buildings, Equipment, Procedure, and Testimonia (The Athenian Agora. Vol. 28). Princeton, 1995. P. 43-50.

[224] Нам представляется наиболее вероятной датировка ок. 615 г. до н.э., предложенная в давней, но не утратившей значения работе: Wright J.H. The Date of Cylon // Harvard Studies in Classical Philology. 1982. Vol. 3. P. 71.

[225] Алкмеон удалился в эвбейскую Эретрию, а не в Дельфы, как иногда считают. См.: Суриков И.Е. Остракон Мегакла, Алкмеониды и Эретрия (Эпиграфическое свидетельство о внешних связях афинской аристократии) // ВДИ. 2003. № 2. С. 23.

[226] О борьбе за Саламин см.: French A. Solon and the Megarian Question // JHS. 1957. Vol. 77. N 2. P. 238-246; Legon R.P. Op. cit. P. 124-125; Пальцева Л.A. Из истории... С. 247 — 257; Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 135 (естественно, конкретные реконструкции событий в различных работах несколько отличаются друг от друга).

[227] Ср.: Суриков И.Е. О некоторых особенностях правосознания афинян классической эпохи // ДП. 1999. № 2(5). С. 40 — 41; Он же. Место аристократических родословных в общественно-политической жизни классических Афин // Из истории античного общества. Н. Новгород, 2001. Вып. 7. С. 139; Он же. О некоторых особенностях генеалогической традиции в классических Афинах // Восточная Европа в древности и средневековье: Генеалогия как форма исторической памяти. М., 2001. С. 173. Сказанное в этих работах о ситуации в классических Афинах a fortiori относится к архаическим.

[228] Этот род даже не ограничивался одними Афинами. Династии басилеев в некоторых ионийских полисах Малой Азии (например, в Эфесе — Strab. XIV. 632-633) тоже возводили себя к Кодру. Кодридом был, в частности, великий философ Гераклит.

[229] Mitchell L.G. New Wine in Old Wineskins: Solon, Arete and the Agathos // DPAG. P. 137 ff.

[230] He можем согласиться с X. Тумансом, когда он отвергает традицию о занятии Солона торговлей, считая, что это противоречило бы его аристократическим мировоззренческим установкам: См.: Туманс X. Рождение Афины... С. 242 — 243. Давно миновали времена Гомера, когда слово "купец" в устах аристократа действительно звучало ругательством (см., например, — Od. VIII. 159 sqq.). К солоновской эпохе представители знати уже отнюдь не гнушались участвовать в торговых предприятиях и наживаться от этого. См. по этой проблематике: Bravo В. Commerce et noblesse en Grece archa'fque // Dialogues d'histoire ancienne. 1984. Vol. 10. P. 99-160; Polignac F. de. Cults, Territory, and the Origins of the Greek City-State. Chicago, 1995. P. 7. Достаточно вспомнить, что аристократы архаического Милета были прозваны "вечно-плавающими" (ἀειναϋται — Plut. Mor. 298cd). Очевидно, плавания по торговым делам были их главным занятием.

[231] О важности идеи евномии в мировоззрении Солона см.: Reinhardt К. Solons Elegie είς εαυτόν // RhM. 1916. Bd. 71. S. 128-135; Jaeger W. Solons Eunomie // Sitzungber. d. Preussischen Ak. d. Wiss. Philos.-hist. Kl. 1926. S. 69-85; Vlastos G. Solonian Justice // ClPh. 1946. Vol. 41, N 2. P. 65-83; Lumpe A. Solons Einfluss auf Xenophanes // RhM. 1955. Bd. 98, H. 4. S. 378; Jones J.W. The Law and Legal Theory of the Greeks: An Introduction. Oxford, 1956. P. 93; Ostwald M. Nomos and the Beginnings of the Athenian Democracy. Oxford, 1969. P. 68-69; Надь Г. Указ. соч. С. 349 и след. В целом об идее евномии см.: Маркиш Ш. Сумерки в полдень: Очерк греческой культуры в эпоху Пелопоннесской войны. СПб., 1999. С. 148.

[232] Дословно — "исправляет неправые тяжбы" (εὐθύνει δέ δίκας σκολιάς).

[233] Первые две строки этого фрагмента цитируются приводящими их авторами - Диодором (VII. 12. 6) и Плутархом (Lycurg. 6) с некоторыми разночтениями, впрочем, не влияющими на смысл. Последние четыре строки часто считаются позднейшей вставкой, на наш взгляд, без особенного к тому основания: если их элиминировать, то предшествующая строка окажется оборванной на полуфразе.

[234] фактически данный отрывок представляет собой не что иное, как стихотворный пересказ Великой ретры Ликурга. См.: Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. М., 2001. Т. 1. С. 129 и след.

[235] Ср.: Lumpe A. Op. cit. Р. 378; Greenhalgh P.A.L. Op. cit. P. 196.

[236] О "борьбе" Аполлона и Диониса в Дельфах см.: Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. С. 34 и след. О дельфийской по своему происхождению доктрине умеренности, самоограничения см.: Meier Chr. The Greek Discovery of Politics. Cambridge (Mass.), 1990. P. 45. О "дельфийском духе" у Солона см.: Horm К. Op. cit. S. 72; Masaracchia A. Op. cit. P. 57.

[237] Hammond N.G.L. A History of Greece to 322 B.C. Oxford, 1959. P. 163-164; Доватур А.И. Феогнид... С. 102 и след.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 243.

[238] В своей молодости Солон имел возможность наблюдать яркое проявление принципа коллективной ответственности: весь род Алкмеонидов был осужден на "вечное" изгнание из Афин за религиозное преступление, совершенное в ходе подавления мятежа Килона, хотя непосредственные виновники содеянного ко времени суда были уже мертвы (Arist. Ath. pol. 1). Характерно в связи с этим, что впоследствии законодатель способствовал возвращению Алкмеонидов на родину, впервые в афинской истории применив такую меру, как амнистия (Plut. Sol. 19).

[239] По поводу представлений Солона о божественной справедливости см.: Ranulf S. The Jealousy of the Gods and Criminal Law at Athens: A Contribution to the Sociology of Moral Indignation. Copenhagen, 1933. Vol. 1. P. 130-132; Freeman K. God, Man and State: Greek Concepts. L, 1952. P. 208 ff.; Ehrenberg V. From Solon... P. 72; Adkins A.W.H. Moral Values and Political Behaviour in Ancient Greece: From Homer to the End of the Fifth Century. L., 1972. P. 47-57; Webster T.B.L. Athenian Culture and Society. Berkeley, 1973. P. 94; Manuwald B. Zu Solons Gedankenwelt // RhM. 1989. Bd. 132, H. 1. S. 1-25; Murray O. Early Greece... P. 183.

[240] Forrest W.G., Stockton D.L. The Athenian Archons: A Note // Historia. 1987. Vol. 36, N 2. P. 235-240.

[241] При интерпретации этого факта следует учитывать, что Солон в своих стихах специально подчеркивает принадлежность своих сограждан к ионийскому племени, называет Афины "древнейшей землей Ионии" (Sol. fr. 4 Diehl). Мегары же, как известно, были частью дорийского мира.

[242] Впоследствии Солона обвиняли в том, что он в политических целях сам сочинил эти стихи и включил их в поэму (Plut. Sol. 10; Diog. Laert. I. 48). Укажем здесь и на то, что Солон первым в Афинах, еще до Писистрата, всерьез занялся упорядочением эпической традиции, сбором гомеровских героических песен (Diog. Laert. I. 57). Он, несомненно, был хорошим знатоком Гомера.

[243] Таким образом, к многочисленным заслугам Солона можно добавить еще и то, что он, проведя исследование саламинских некрополей, стал, таким образом, первым в европейской (если не мировой) истории археологом. Впоследствии мегарский историк IV —III вв. до н.э. Герей (FGrHist. 486. F4) уличал Солона в недобросовестности, но мы не знаем, насколько обоснованно.

[244] "Священными" в греческой традиции назывались войны, ведшиеся за контроль над Дельфами. Всего на протяжении VI — IV вв. до н.э. имели место четыре Священные войны. Последняя по времени работа о Первой Священной войне: Howe Т. Pastoralism, the Delphic Amphiktyony and the First Sacred War: The Creation of Apollo's Sacred Pastures // Historia. 2003. Bd. 52, H. 2. S. 129-146.

[245] Была даже попытка просто отрицать ее историчность и считать традицию о ней фиктивной (Robertson N. The Myth of the First Sacred War // ClQ. 1978. Vol. 28, N1. P. 38-73), но подобный взгляд представляется не более чем доведенным до пес plus ultra гиперкритицизмом (полемику с ним см.: Lehmann G.A. Der "Erste Heilige Krieg" — eine Fiktion? // Historia. 1980. Bd. 29, H. 2. S. 242-246).

[246] Forrest W.G. The First Sacred War // BCH. 1956. Vol. 80, N 1. P. 33-52; cp. Idem. Delphi, 750-500 B.C. // САН: 2 nd ed. 1982. Vol. 3, Pt 3. P. 305 — 320. Следует отметить, что еще до Форреста сходные мысли о Первой Священной войне высказывались в отечественной историографии: Глускина Л.М. Дельфы в период Первой Священной войны // ВДИ. 1951. №2. С. 213-221.

[247] Конечно, вызывает некоторое недоверие характерная для эпоса "круглая цифра" (ср. десятилетнюю продолжительность Троянской войны и т.п.). Не исключено, что в действительности война была не такой затяжной. Датировки см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 39-40.

[248] Изменение отношения Дельфов можно проследить на примере Клисфена, тирана Сикиона. Вначале, проводя в своем полисе реформы в культовой области, он натолкнулся на крайне раздраженную реакцию оракула (Herod.V. 67). А впоследствии, сыграв исключительно активную роль в Первой Священной войне (Paus. II. 9. 6; X. 37. 6; Polyaen. III. 5; Frontin. Strat. III. 7. 6; Schol. Pind. Nem. IX. inscr.), он оказался очень влиятельным в дельфийском святилище и, в частности, в 582 г. до н.э. стал победителем в Пифийских играх, в состязаниях колесниц-четверок (Paus. X. 7. 6). О Клисфене Сикионском см.: Hammond N.G.L. The Family of Orthagoras // ClQ. 1956. Vol. 6. N 1/2. P. 45-53; Mastrocinque A. Ricerche sulla storia greca arcaica. I: Clistene lapidatore di Sicione // RIL. 1977. Vol. 111. P. 167-174; Bicknell P.J. Herodotos 5.68 and the Racial Policy of Kleisthenes of Sikyon // GRBS. 1982. Vol. 23, N 3. P. 203-212; Ogden D. Cleisthenes of Sicyon, Λευστήρ // ClQ. 1993. Vol. 43, N 2. P. 353-363.

[249] Jeffery L.H. Op. cit. P. 75.

[250] Aeschin. III. 107- 112; Arist. fr. 615 Rose; Plut. Sol. 11 (со ссылками на различные версии); Paus. Χ. 37. 6 — 7; Suid. s.v. Σόλων.

[251] Мы не согласны с мнением, согласно которому Солон вообще не имел отношения к Первой Священной войне, и участие в ней было приписано ему традицией. См. это мнение: Smertenko СМ., Belknap G.N. Studies in Greek Religion. Eugene, 1935. P. 5 ff.; Глускина A.M. Дельфы... С. 215; Defradas J. Les themes de la propagande delphique. P., 1954. P. 266.

[252] Ср.: Masaracchia A. Op. cit. P. 96-98; Туманс X. Рождение Афины... С. 208 — 209 (в последней работе роль Солона в Первой Священной войне, может быть, несколько преувеличена).

[253] Так, Алкивиад в 411 г. до н.э. принял командование афинским флотом, а вскоре был и официально утвержден экклесией в должности стратега, несмотря на то, что он был изгнанником, заочно осужденным на смертную казнь.

[254] По поводу событий, о которых пойдет речь далее, см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 36 —41, 133—140, 235 — 237. Наше изложение здесь будет следовать результатам, которые получены в упомянутой работе. Там же приводятся ссылки на источники и основную литературу по вопросу.

[255] Об Ареопаге и эфетах говорилось выше. О суде в Пританее см.: Boegehold A.L. et al. Op. cit. P. 50.

[256] Таким образом, посредническая деятельность Солона была связана именно с возвращением Алкмеонидов, а не с их изгнанием, как ошибочно утверждает Плутарх в другом месте (Sol. 12).

[257] Об этом фрагменте (с просопографическим комментарием) см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 154—155.

[258] Интересно, что и в "Политике" (1274а1) Аристотель отрицает введение Солоном жеребьевки должностных лиц. Ср.: Figueira T.J. The Ten Archontes of 579/8 at Athens // Hesperia. 1984. Vol. 53, N 4. P. 472-473.

[259] Cartledge P. The Greeks: A Portrait of Self and Others. Oxford, 1993. P. 147. По справедливому замечанию К. Моссе, это освобождение крестьян подготовило в Афинах триумф демократии. См.: Mossé С. Les dépendants paysans dans le monde grec à l'époque archaïque et classique // TPDSA. P. 92.

[260] См. также: Horsmann G. Athens Weg zur eigenen Währung: Der Zusammenhang der metrologischen Reform Solons mit der timokratischen // Historia. 2000. Bd. 49, H. 3. S. 259-277.

[261] Впоследствии сложилась даже враждебная Солону традиция (Arist. Ath. pol. 6. 2; Plut. Sol. 15), согласно которой друзья Солона нажились на сисахфии, заранее узнав о ней и взяв в долг крупные суммы (естественно, понимая, что отдавать их не придется).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.