КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 26 страница
ются тем, что к инвариантности внешней метрики (метрики поля или фона) здесь добавляется инвариантность (полная констант- ность) образа внутренней структуры конкретного воспринимаемого предмета (его формы и величины). Что касается модальной и ин- тенсивностной констант (например, константы цвета и светлоты), то особенно важно подчеркнуть, что полная константность при . изменяющихся условиях здесь возможна именно и только по от- ношению к внутренним предметным характеристикам образа от- дельного объекта (цвет и светлота поверхности), а не образа окру- жающего пространственного фона (т. е. не.к цвету и светлоте све- тового потока, пронизывающего пространство). Такая детерминированность полной константности модально-ин- тенсивностных характеристик именно <вещной> предметностью от- дельного физического макрообъекта, а не его фона, связана с тем,. что в этом случае цвет и светлота как собственные внутренние ха рактеристики отражающей поверхности действительно не зависят от изменяющихся спектрального состава и интенсивности падаю- щего на нее светового потока. Инвариантность, или полная кон- стантность, соответствующей характеристики и является выраже- нием максимально адекватной <пригнанности> образа к объекту. Этим константное цвето- и световосприятие отличается от акон- стантных цвето- и светоощущений, относящихся к вариативным ха- рактеристикам светового потока, <наполняющего> пространствен- ный фон данного объекта и выступающего непосредственным раз- дражителем рецепторного аппарата. Это не исключает принципи- альной возможности константного воспроизведения характеристик светового потока. Но поскольку объектом-источником соответствую-
щего сенсорного сигнала здесь являются не характеристики макро- поверхности объекта, а собственные характеристики излучения, кон- стантность именно как неизменность сигнала здесь возможна не вопреки изменяющимся свойствам излучения, а именно лишь Q ме- ру и в соответствии с неизменностью этих свойств прямого источ- ника данного сигнала. Поскольку, однако, в реальной динамике естественных условий восприятия характеристики излучения, напол- няющего пространство, непрерывно изменяются, а собственные свойства поверхностей макрообъектов остаются неизменными, пол- ная константность модально-интенсивностных (как и пространст- венно-временных) характеристик перцепта действительно является выражением и следствием инвариантности его компонентов, отно- сящихся к параметрам внутренней предметной метрики и состав- ляющих то дополнение, которое достраивает парциальный метри- ческий инвариант до интегрального. В этом пункте та же логика, которая ведет к константности - как частному следствию принадлежности перцепта к уровню мет- ,рического автоморфизма, приводит к характеристикам, описанным выше под именем предметности.
Если константность есть следствие принадлежности перцепта к уровню метрического автоморфизма, относящееся по преимуще- ству к <вещным> компонентам образа, то предметность выражает эти же следствия, но взятые по отношению к обоим основным со- ставляющим интегрального метрического инварианта. Интеграль- ный метрический инвариант-в полном соответствии с этимологи- ей своего названия - представляет собой сумму, складывающуюся из парциального метрического инварианта и того второго слагае- мого, которое достраивает часть до целого. Эмпирический состав парциального метрического инварианта как первого слагаемого этой суммы включает основные параметры
сенсорного уровня. Для того чтобы теоретически получить конкрет- ный состав параметров,, входящих во второе слагаемое этой суммы, и таким образом.выделить оба слагаемых, слитых воедино в пер- . цептивном интеграле, нужно произвести операцию <вычитания> из целого той его части, которая соответствует парциальному мет- рическому инварианту. Если произвести такое <вычитание>, выде- лив тем самым второе слагаемое, дополняющее часть до целого, и соотнести оба слагаемых, фиксируя их соотношения и главным образом различия, то мы <сверху>, теоретически придем к тем эмпирически установленным параметрам, которые в совокупности составляют свойство предметности. Поскольку имеющеесяужена сенсорном уровне первое сла- гаемое есть не что иное, как метрически инвариантное воспроиз- ведение пространственно-временного поля или фона, то из пол- ностью конгруэнтного объекту перцептивного сигнала следует <вы- честь> эту инвариантную метрику фона, или внешнюю метрику. В остатке в качестве второго слагаемого мы получим конгруэнтно воспроизведенную метрику объекта (внутреннюю метрику). Нали- чие и различие обоих этих слагаемых внутри перцептивного метри- чески инвариантного интеграла, которое здесь выступает как тео- ретический результат операции <вычитания>, очевидным образом совпадает с основным феноменом предметности - выделением фигуры или предмета (второе слагаемое) из фона (первое слагае- мое). В этом феномене двухкомпойентность перцептивного образа, полученная как следствие его отнесенности к уровню интеграль- ного метрического инварианта, и эта же двухкомпонентность, взя- тая как экспериментальный факт, непосредственно и даже этимо- логически совпадают друг с другом. Конкретный характер эмпирически фиксированных различий обоих компонентов, таких, как неограниченность и бесструктур- ность фона и структурированность и контурная ограниченность фи- гуры, представленность ее на переднем плане и т. д., также по сути дела логически следуют из самого исходного состава обоих компо- нентов. Структурированность и контурная ограниченность вытека- ют из инвариантности внутренней метрики, из самой физико-гео-
метрической природы внутрипредметных связей, отображаемой этим вещным и максимально константным вторым компонентом перцепта. Наоборот, однородная неструктурированность, неопреде-
ленность и неограниченность фона прямо вытекают из общей одно- родности и неограниченности пространства-времени как содержа- ния первого компонента перцепта. Аналогичным образом тот выявленный на материале перцеп- тивной патологии факт, что минимальной структурной единицей, или <молекулой>, собственно перцептивного <вещного> компонен- та восприятия является образ одного предмета, также следует в качестве логического предела из соотношения двух выделенных выше слагаемых суммарной перцептивной структуры. Такой пре- дельной, ограниченной замкнутым контуром структурной единицей, в которой внутренние межэлементные связи принципиально проч- нее связей внутренних элементов с внешними и по отношению к ко- торой в силу этого все внешнее уходит в общий фон, действительно ведь является именно образ одного целостного объекта. Задним числом ясно, что этот факт не является теоретически неожидан- ным. Он действительно является предельным выражением отно- шений фигуры и фона, в свою очередь следующих из соотношения двух основных составляющих интегрального метрически инва- риантного сигнала. Неоднородность этих же двух основных слагаемых перцептив- ного интеграла, взятая по отношению уже не к исходным парамет- рам пространственно-временной структуры, а к интенсивностным характеристикам, приводит к факту различия величин порогов на фигуре и на фоне. Это различие величин есть именно частное про- явление общей неоднородности и поэтому может быть представлено в качестве ее логического следствия, относящегося ко второму из трех основных первичных свойств образа (к интенсивности). Если общая неоднородность двух слагаемых суммарного пер- цептивного сигнала проявляется в пространственно-временной и ин- тенсивностной характеристиках, то естественно, что теоретически
ожидаемой является и ее выраженность в области третьей исход- ной характеристики перцепта-в параметрах модальности. Таким фактом явно выраженных различий в поведении модальных харак- теристик, относящихся к обоим слагаемым целостного перцепта, является описанная в эмпирическом перечне динамика цветового контраста. Феномен растекания цветового контраста по внутренне- му пространству данной фигуры и сопротивления этому растека- нию на границе, отделяющей фигуру от фона (или одну фигуру от другой, которая в этом случае также уходит в фон), является пря- мым индикатором таких модальных различий обоих слагаемых перцепта. Здесь явно выражен модальный эквивалент пространст- венно-структурной обособленности фигуры и примата ее внутренних межэлементных связей по сравнению со связями фигуро-фоно- выми. Это модальный показатель исходной роли образа отдельного предмета как предельной структурной единицы сигналов перцеп- тивного уровня. Существенно подчеркнуть, что этот модальный эквивалент со- ответствующих ему пространственно-временных и интенсивностных проявлений внутрипредметной обособленности, так же как и по-
следние, является третьим частным следствием все той же общей неоднородности двух основных слагаемых перцептивного интегра- ла. И в качестве такового он вытекает наряду с другими следст- виями из положения перцепта в шкале форм изоморфизма и из соотношения интегрального и парциального метрических инвари- антов. Поскольку и этот факт не был теоретически.предсказан, воз- можность представить его как частное следствие общего принципа организации перцептивного сигнала, к сожалению, не удовлетворя- ет критерию прогностичности. Он свидетельствует, однако, об объ- яснительном потенциале общей теории сигналов (так как и в этом случае эмпирическая констатация прозрачно совпадает, по крайней мере в первом приближении и на качественном уровне, с теорети- чески выводимым результатом).
Если все проанализированные выше феномены, входящие в качестве компо- нентов в совокупное свойство <предметность>, выражают собой различие основ- ных слагаемых, составляющих перцептивный интеграл, то последняя характери- стика, входящая в эту совокупность, воплощает в себе неразрывную взаимосвязь разнородных элементов этой суммы. Именно такая, слитность разных элементов перцептивного сигнала представлена в свойстве, описанном как необособимость пространственно-временных и модально-интенсивностных характеристик перцепта друг от друга. Эмпирический факт необособимости цвета от формы в зрительном образе иля тактильных компонентов твердости или упругости от формы в осяза- тельном образе также может быть теоретически представлен как выражение и следствие принадлежности перцептивного сигнала к уровню метрического ав- томорфизма. Именно совокупность инвариантных пространственно-временных и модально-интепсивностных характеристик определяет принадлежность перцепта к этому уровню. Следовательно, если исходя из обобщения других фактов и па- раметров принята гипотеза об отнесенности перцептивного сигнала к самой част- ной форме изоморфизма, то затем уже из данного исходного теоретического по- ложения факт необособимости этих характеристик друг от друга наряду с дру- гими характеристиками перечня вытекает в качестве одного из частных следст- вий (поскольку метрическн автоморфный характер сигнала требует такой необо- собимости - только совместно они определяют принадлежность к данному урорню).
Анализ целостности образа - этой фундаментальной характе- ристики восприятия представляет особый интерес, поскольку соот- ношение результатов эмпирического обобщения и теоретической дедукции здесь представлено, пожалуй, в наиболее демонстратив- ной и поучительной форме. Дело в том, что, как это было показано еще в первой части (см. гл. II), гештальтпсихология, установившая всю основную совокупность эмпирических феноменов целостности, ввела вместе с тем в психологическую теорию тот самый общий принцип изоморфизма, который составляет необходимую теорети- ческую предпосылку для объяснения целостности. Однако реально использовать данный принцип для проникновения в сущность этой характеристики гештальттеория не смогла. Понятия изоморфизма и целостности фактически были представлены в гештальтпсихоло- гии как одноранговые по уровню общности. Тем самым принцип изоморфизма, будучи только введенным в понятийный аппарат, сразу же утратил свою объяснительную силу по отношению к эм- пирическим характеристикам образа, поскольку вывести из него
эти характеристики (в данном случае-целостность) в качестве частного следствия общей закономерности при условии такой их равнообщности невозможно. Одноранговость понятий <изоморфизм> и <целостность> неизбежно привела к уравниванию психического процесса, его нервно-физиологического механизма и физического объекта. Все три ряда явлений оказались для гештальтизма носи- телями свойства целостности (психические, физиологические и фи- зические <гештальты>). А отсюда уже автоматически вытекает па- раллелистская трактовка соотношения этих трех основных рядов явлений. Вместо необходимой для теоретического анализа субор- динации понятий здесь, таким образом, в результате получилась традиционная схема психофизиологического и психофизического па- раллелизма. В значительной мере этот результат был предопреде- лен исходным составом Основных понятий, которым оперировала гештальтистская концепция, и прежде всего неизбежным для того времени уровнем обобщенности самого понятия <изоморфизм>. После того как принцип изоморфизма был выведен кибернети- кой за пределы только психо-нервно-физических отношений, обоб- щен и возведен в ранг общего принципа организации информаци- онных процессов, открылся новый конструктивный путь соотнесения отправных понятий гештальтистской концепции и одновремен- но до отчетливости прояснились истоки логического тупика в соб- ственном понятийном аппарате последней. Дело в том, что, как было показано в первой части, сам по себе принцип изоморфизма в его общем виде, без посредствующих звеньев и промежуточной иерархии частных форм, н может обеспечить прямого логического перехода к теоретическому истолкованию психологической специ- фичности феноменов перцептивной целостности (как и специфики других эмпирических характеристик психических процессов). Общие условия изоморфизма, как было показано, определяют лишь общекодовый уровень организации сигналов, в котором ин- вариантной остается только линейная структура пространственно- временного ряда. Все остальные характеристики источника не ос- таются в сигнале инвариантными, а лишь именно кодируются в нем. Это и определяет возможности свободного перекодирования, не нарушающего общих условий изоморфизма. Но свобода перекоди- рования обеспечивается вариативностью всех характеристик эле- ментов сигнала и их пространственно-временных взаимосвязей в рамках общих условий изоморфизма, т. е. в рамках сохранения линейного инварианта. Тем самым общие рамки принципа изомор- физма открывают практически бесконечное число степеней свободы элементов сигнала-кода относительно друг друга. Именно поэтому для восстановления инвариантных характеристик источника необ- ходимо декодирование кода. Между тем, всякая целостность как характеристика множества или системы элементов (вещественной или информационной), в том числе, как было показано выше, целостность перцептивного сиг- нала, заключается в ограничении числа степеней свободы элементов, совместно формирующих данное множество. Подобно ТОМУ как
введенный Акишиге суммарный параметр метрической инвариант- ности перцепта включает в себя все характеристики его пространст- венно-временной структуры, положение о минимуме степеней сво- боды компонентов образа охватывает собой все описанные формы доминирования целостного гештальта над его элементами и факто- ры объединения этих элементов в интегральную структуру. Поскольку общие условия изоморфизма, определяющие кодо- вую структуру сигнала, не обеспечивают этой минимизации степе- ней свободы его элементов и, следовательно, не детерминируют собою свойство целостности, понятия <изоморфизм> и <целост- ность> находятся скорее в отношениях противоположности, чем субординации, В этих условиях (при отсутствии необходимых по- средствующих звеньев) фиктивную функцию соотнесения рассмат- риваемых понятий и <смыкания концов> теории и выполняет в геШтальтизме концепция параллелизма. В отличие от гешталь- тизма в современную теорию сигналов включается не только общий принцип изоморфизма, но и иерархическая матрица его частных форм, получаемая путем наложения на общие условия изоморфиз- ма последовательности дополнительных требований, которые как раз и ограничивают число.степеней свободы элементов сигнала, со- держащееся на кодовом уровне. На метрическом <этаже> этой шкалы, определяющем структу-, ру перцептивного образа, сигнал доходит до полной конгруэнтности источнику, а это означает, что степени взаимной свободы элемен- тов сигнала как множества состояний носителя в пределе сведены к нулю. Это в свою очередь означает, что свойство целостности вы- ражено здесь в максимально возможной форме. Таким образом, если самый уровень метрической инвариант- ности следует из принципа изоморфизма, то из. метрической инва- риантности в качестве ее необходимого следствия вытекает сведен- ность к нулю числа степеней свободы элементов множества-сигна- ла. Частными формами этой предельной ограниченности числа сте- пеней свободы тогда оказываются, во-первых, все описанные выше варианты доминирования, предопределяющего характеристики от- дельных элементов целостной структуры, и, во-вторых, все факторы группировки элементов, минимизирующие разнообразие их соче- таний. Все эмпирические характеристики целостности, представленные здесь в качестве следствия из формы организации перцептивного сигнала, воплощают в себе целостность структурную, проявляю- щуюся в пространственно-временных и модально-интенсивностных параметрах образа. Такого рода структурно-геометрическая целост- ность, вытекающая из формы организации всякого метрически ин- вариантного изображения, не покрывает еще всей специфики це- лостности перцепта именно как психического сигнала-изображе- ния. Однако если ко всей совокупности условий, ведущих от обще- го принципа изоморфизма ко всякой метрически инвариантной форме сигнала, добавить еще одно дополнительное ограничение, выражающее независимость перцептивного метрического инвари-
целостности, представленным здесь в качестве частных следствий общего принципа изоморфизма. <Снизу> этот вывод подкрепляется реальным наличием экспериментально-психологических фактов, свидетельствующих об описанном выше способе организации функ- циональной целостности перцептивного изображения. В области осязания об этом говорит возможность построить адекватный образ при последовательном обведении контура объек- та при движении последнего по ограниченному участку кожной по- верхности и, наоборот, затрудненность построения образа при раз- несенности воздействий разных компонентов контура по различным участкам кожной поверхности. В области зрительного восприятия о таком же принципе организации образа говорит самый способ его построения, при котором отдельные участки сетчаточного изображения, хотя и с большим разнообразием вариаций и пере- ходов, все же последовательно перемещаются движениями глаз в фовеальную область. В обеих модальностях к одному и тому же участку носителя изображения отнесен непрерывный ряд элемен- тов последнего, сукцессивно развертывающихся при движении объекта по данному участку рецепторной поверхности. Что касается фактов объективного проявления функциональ- ной.целостности перцептивного образа в процессе реализации его регулирующей функции, то они в явном виде и большом количестве содержатся в исследованиях Н. А. Бернштейна, посвященных по- строению движений и вскрывших целостную связность общей пред- метной структуры двигательного акта при широкой вариативности отдельных компонентов его состава, а также в исследованиях регулирующей функции перцептивного образа. В итоге есть основания сделать заключение о том, что вся со- вокупность эмпирических проявлений как структурной, так и функ- циональной перцептивной целостности следует из местоположения перцептивного образа в матрице форм упорядоченности сигналов на уровне метрического автоморфизма, который сам, в свою оче- редь, представляет частный случай общего принципа изоморфизма, полученный путем наложения на него последовательного ряда до- полнительных ограничений. Разноранговость понятий <изоморфизм> и <целостность> по уровню их обобщенности и наличие промежуточных посредствую- щих звеньев между этими разными рангами обеспечивают возмож- ность субординации этих понятий и смыкания теоретической кон- кретизации общих принципов с обобщением экспериментальных фактов и феноменов, относящихся к данной эмпирической харак- теристике.
См.: Веккер Л. М. и Лапе Ю. П. К проблеме построения осязатель- ного образа.-<Вопросы психологии>, 1961, № 6. См.: Бернштейн Н. А. 1) О построении движений. М" 1947; 2) Очер- ки по физиологии движений и физиологии активности. М" 1966. "" См.: Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмолен- ко А. В. Осязание в процессах познания и труда; Веккер Л. М. Восприя- тие и основы его моделирования. Л., 1964.
анта от собственной метрики носителя сигнала, то мы получим еще одно принципиальное следствие, имеющее ближайшее отношение к специфике целостности психического изображения. При отсутствии последнего ограничения рассмотренная выше структурно-геометрическая целостность изображения, инвариантно воспроизводящего натуральную величину объекта, достигается и в технических устройствах при условии, если величина объекта не превышает величину экрана (например, в фото-, кино- или телеиз- ображении). Но в этом случае соотношения Между структурой сиг- нала-изображения и метрикой его носителя-экрана таковы, что каждый элемент изображения отнесен к своему элементу экрана. Такое разбиение множества состояний носителя, при котором имеет место взаимно-однозначное соответствие между элементами из- ображения и <кусочками> экрана, обладающими различной топо- графией, формирует геометрическую целостность изображения. По- следняя лишает его элементы собственных степеней свободы. По- скольку, однако, эти элементы изображения <рассыпаны> по экрану, такой способ соотнесения метрики изображения с метри- кой носителя, создавая структурную целостность, не обеспечивает, однако, целостности функциональной, необходимой для реализации регулирующей функции сигнала по отношению к исполнительному эффекту системы (т. е. по отношению к действию). Последнее же дополнительное ограничение, требующее неза- висимости инвариантной метрики сигнала от собственной метрики его носителя, с необходимостью ведет к принципиально иным со- отношениям геометрии изображения с топографией носителя- экрана. Поскольку в общем случае метрика объекта здесь может превышать метрику экрана, инвариантное воспроизведение метри- ки объекта исключает здесь то чисто пространственное параллель- ное соотношение, при котором каждому элементу изображения соответствует свой <кусочек> экрана. По необходимости принцип построения сигнала здесь должен быть последовательно-параллель- ным, а геометрия изображения тем самым должна быть простран- ственно-временной. Отсюда следует, что на, один элемент экрана- носителя в принципе падает группа или множество развертываю- щихся во времени, т. е. последовательных, элементов изображения. Это, в свою очередь, должно снимать поэлементную рассыпанность изображения по разным кускам топографии субстрата. Отнесен- ность ряда элементов изображения к одному элементу субстрата добавляет к целостности структурно-геометрической целостность функциональную, состоящую в том, что метрически инвариантный сигнал объективно функционирует как целое, программируя и ре- гулируя организацию исполнительного эффекта системы, направ- ленного на отображаемый в сигнале объект. Такова логика теоретического вывода, которая <сверху> при- водит к ожидаемым эмпирическим, проявлениям функциональной
" Вопрос о регулирующей функции образа специально будет рассмотрен ниже. Здесь же он затронут лишь для полноты анализа целостности.
Взаимосвязь обобщенности перцептивного образа как его эм- пирической характеристики с принципом изоморфизма, определяю- щим общую форму организации сигналов, является существенно иной, чем аналогичная связь с ним всехвышерассмотренных па- раметров перцепта. Дело в том, что принцип изоморфизма рас- сматривался в предшествующем анализе преимущественно как де- терминанта формы упорядоченности данного множества-сигнала по отношению к его актуально воздействующему источнику. Обобщен- ность же, как было показано выше, не является внутренней харак- теристикой отдельного образа в его непосредственном отношении к воспринимаемому объекту. Она определяется межобразными от- ношениями, т. е, отношениями данного образа к другим образам, входящим в состав предшествующего опыта субъекта, т. е. ко всей апперцепирующей массе образов, с которой соотносится данный перцепт. При этом характеристики каждого из образов, входящих в состав как перцепции, так и апперцепции, как показал весь пред- шествующий анализ, определяются его принадлежностью к опреде- ленному уровню иерархии форм организации сигналов. Поскольку же обобщенность есть выражение не интраобразной, а интероб- разной взаимосвязи, ее параметры (например, объем класса, с ко- торым соотносится воспринимаемый объект) неизбежно зависят от обобщенности соответствующих образов-эталонов, или <портретов класса>, а следовательно, и от тех уровней изоморфизма, которые определяют структуру этих апперцепирующих сигналов. Поэтому если мы здесь все же рассматриваем обобщенность как характеристику данного, собственно перцептивного сигнала, относящегося к определенному уровню иерархической шкалы, а именно к уровню метрического автоморфизма, то эта отнесен- ность может определять собою не <абсолютные> характеристики обобщенности (зависящие от соотношения перцепта с <апперцепта- ми>), а лишь ее относительную величину или степень (зависящую от структуры самого перцепта в его отношении к объекту). Так как сигнал, относящийся к уровню метрического автомор- физма, конгруэнтен своему источнику, он тем самым инвариантно воспроизводит всю полноту индивидуальной специфичности прост- ранственно-временной структуры, модальности и интенсивности по- следнего. Поэтому объем класса, к которому может быть отнесена вся структура образа как целого, практически равен единице, и обобщенность определяется лишь наличием внутри этой целост- ной индивидуальной структуры перцепта общих для всех предста- вителей данного класса компонентов. Поскольку же в силу конгру-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |