Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление как объект логики




ЕЕ ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ В РАЗВИТИИ ЮРИДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


 

Под объектом всякой науки понимается та или иная часть окружающей действительности, на которую направлено ее исследование, то, что изучают ее представители – ученые. А предметом науки являются конкретные вопросы, стороны, аспекты этого объекта. Кроме того, в предмет научного исследования, как основная его задача, входит открытие, формулирование законов развития изучаемого объекта, установление повторяющихся и необходимых связей между его частями и объектами иных наук.

Общепризнано, что логика, изучая сознание и познание человека, основное внимание уделяет мышлению. Хотя мышление исследуется и другими науками (философией, психологией, кибернетикой и др.), каждая из которых в то же время формулирует собственный предмет. Для логики, например, философское понимание мышления является актуальным хотя бы потому, что логика сформировалась в лоне философии. Как известно, философия формулирует общие положения о сущности мышления и его месте, роли в познании. Поэтому будущим юристам настоятельно рекомендуется усвоение этих философских положений, которые помогут лучше понять специфику логики.

Каковы эти положения, в чем заключается их суть?

Познание есть процесс отражения объективного и субъективного мира в сознании человека, связанный с практической деятельностью людей, целесообразный и осознаваемый людьми с учетом своих интересов и потребностей. Как идеальный, духовный процесс познание выражается в материальной форме, в языке (естественном или специальном), результирующим моментом которого являются получаемые знания о познаваемых оъектах.

В зависимости от «глубины» проникновения мысли в сущность познаваемых явлений, процессов, в философии определяют уровни, виды и формы познания: всякое познание может быть либо научным, либо ненаучным (опытным, практическим); эмпирическим и теоретическим являются уровни познания; различают также чувственное («живое созерцание») и абстрактное мышление. Учитывая это, выводится своеобразная «формула»: от живого созерцания к абстрактному мышлению, от него к практике – таков путь познания объективной реальности.

Но формальная логика изучает мышление только в абстракциях. Абстракция означает отвлечение от конкретного содержания и существования познаваемого объекта, «перенесенного» в мышление человека. Хотя в целом мышление, отражая явления, свойства, отношения и процессы внешнего мира, есть их идеальное воспроизведение, которое осуществляется как в формах «живого созерцания» (в ощущениях, восприятиях и представлениях), так и в формах абстрактного мышления. Абстрактное мышление, в отличие от форм «живого созерцания», является объективным, опосредованным, обобщенным и выраженным в языке отражением действительности. Хотя познание начинается с непосредственных, чувственных форм, абстрактное мышление «схватывает» такие стороны изучаемых объектов, которые не могут быть раскрыты при помощи только одних ощущений и восприятий. Например, все законы и понятия науки познаются и формулируются в результате деятельности абстрактного мышления, а их истинность проверяется на практике.

Все положения, выражающие сущность познания и мышления, подробно рассматриваются в курсе философии. Здесь можно только констатировать, что особенности абстрактного мышления содержательно входят в объект и предмет логической науки.

«Живое созерцание» возникает в данный момент, абстрактное же мышление расчленяет происходящее, вскрывает существенное в явлении, повторяющееся. Для этого мы отвлекаемся от индивидуальных характеристик изучаемого предмета, закрепляя его в определенных понятиях и выражаем определенным словом. Далее человек на основе полученных знаний рассуждает, делает умозаключение. Так, видя дым, он говорит – там есть огонь, хотя пламени он не видит; если налицо признаки преступления, обворован магазин, следователь по имеющимся следам, показаниям свидетелей мысленно воспроизводит происходящее событие.

Неоднократно повторяющаяся последовательность каких-либо событий, действий, повторяющийся практический опыт и знания, на нем основанные, позволяют людям, отвлекаясь от конкретики этого опыта, делать заключения о таких его сторонах, которые не даются нам в «непосредственном» мышлении.

В абстрактном мышлении мы обобщаем не только данные нашего опыта, полученные на уровне обыденного сознания, но и данные, которые получены в результате постановки целей и решения задач человеческой деятельности. В абстрактном мышлении человек заменяет предметную данность познаваемых объектов новой для них материальностью – именами и терминами, обозначениями и символами, а реальную в действительности последовательность явлений – логическими связями, что дает возможность создания различных предвидений, предсказаний в развитии того или иного события, непосредственно обращаясь лишь к настоящему этого событию. Так появляется реальность объекта логики, которая занимается исследованием процесса абстрактного мышления и ее предмета, в котором раскрываются лежащие в его основе логические законы и формы.

 

 

Решаем задачи

Задание 1.

Приведите примеры конкретно-чувственных форм (ощущений, представлений и восприятий) и форм абстрактного, рационального мышления (понятий, суждений и умозаключений) из таких сфер человеческой деятельности, как искусство и право.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.