КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Атлас в компьютерной сети–см. Интернет-атлас
АТЛАС ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ – комплекс географических карт, выполненный с единой целью и по единой программе, сопровождаемый специальным комментарием и изданный в виде книги, брошюры или отдельных листов, собранных в планшеты. Первое собрание рукописных географических карт было создано во II в. древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. А.г. получили широкое распространение в эпоху Великих географических открытий. Специфическими чертами современного А.г. являются внутреннее единство, согласованность и взаимодополняемость карт. Различаются по территориальному охвату (А. мира, национальные А. – А.г. отдельных стран, к примеру А.г. Российский и т.д.), по содержанию (общегеографические, специальные, комплексные), по назначению (туристские, дорожные, учебные, топографические и т.д.). АТЛАС МИРА – общегеографический атлас, дающий подробное изображение вод и рельефа Земли, а также содержащий полную систематизированную информацию о политико-административном делении стран мира, о населенных пунктах, путях сообщения и т.д. АТЛАС РОССИИ – вид национального атласа, дающий подробное изображение вод и рельефа на территории России, а также содержащий систематизированную информацию о политико-административном делении России, о населенных пунктах, путях сообщения и т.д. Первый А. Российской империи был составлен в первой половине XVIII в. русским картографом Иваном Кирилловым. АТЛАС ТУРИСТСКИЙ –разновидность географического атласа, предназначенного для использования туристами и организаторами туристского движения. Различают простые A.m., представляющие собой разрезанную на отдельные листы географическую карту и специальную информацию для туристов (сведения о климате, рельефе, растительности, животном мире, особо охраняемых территориях, транспорте, природных и культурных достопримечательностях, гостиницах, турбазах). Получили распространение общие A.m. («Крым», «Кавказ», «Атлас рекреационных ресурсов Подмосковья» и др.) и специализированные, адресованные отдельным группам туристов и т.п. Самостоятельную группу составляют A.m. городов. А.т. включают разнообразные справочные сведения (напр., указатели географических названий), фотографии, рисунки, схемы и пр.
АТЛАС ЭЛЕКТРОННЫЙ –разновидность атласа на компакт-дисках и других электронных носителях. Отличаются применением анимации и мультимедийных средств, наличием справочно-поисковых систем. Бывают нескольких типов: 1) вьюерные А., предназначенные только для визуального просмотра (перелистывания); 2) «интерактивные А.», предусматривающие возможность изменения пользователем оформления, увеличения (уменьшения) изображения, получение бумажных копий карт; 3) «аналитические А», т.е. А., позволяющие комбинировать и сопоставлять карты, проводить их количественный анализ и оценку, выполнять пространственные корреляции; 4) Интер-нет-А. –это А., размещенные в компьютерных коммуникационных сетях. АТРИБУТИКА ТУРИСТСКАЯ – знаки, символизирующие причастность к туризму. Это наградные и памятные значки, медали, вымпелы, эмблемы, посвященные туристским мероприятиям (соревнования, слеты, походы и т.п.), а также значки, буклеты, открытки, почтовые марки, календари и др., посвященные туристской тематике. А.т. может быть предметами коллекционирования. АТТЕСТАЦИЯ (от лат. attestatio – свидетельство) – 1) определение квалификации, уровня знаний работника с целью присвоения ему определенного звания, ранга и т.д.; 2) процедура определения соответствия уровня подготовки и качества выпускаемой продукции соответствующим стандартам.
АТТРАКТИВНОСТЬ (от лат. attrahere -привлекать) – 1) характеристика тура, в котором деловая программа сочетается с отдыхом или развлечениями; 2) важное свойство туристских ресурсов, свидетельствующее об их рекреационной ценности. АТТРАКЦИИ (от лат. attrahere – привлекать) – развлечения, являющиеся важным элементом туристского продукта. Для развлечений туристов и путешественников могут использоваться естественные природные ресурсы (пляжи, водные пространства, горы, каньоны и т.п.), культурно – исторические ресурсы (исторические места, крупные красивые города, музеи, театры), рекреационные ресурсы (национальные парки, заповедники, горнолыжные курорты, морские побережья и т.п.), важнейшие культурные события (карнавалы в Латинской Америке, спортивные мероприятия, фестивали искусств, ежегодные выставки и т.п.), особые интересы (шоппинг, казино и т.п.) и др. Способы развлечения и организации проведения свободного времени туристами различны и зависят от многих факторов, таких, как исторические традиции народов и конкретных туристских центров, активность туроператоров, формирующих и продвигающих туристский продукт. А. способствуют развитию туристского интереса к данному туристскому центру и являются одним из главных источников его дохода. Привлекательность и эффективность А. для туристов и гостей зависит от языкового и культурного барьера. Наиболее популярными у туристов видами А. являются театральные и концертно-зрелищные мероприятия. См. также Развлечения, игры, забавы. АФАНАСИЙ НИКИТИН (г.р. неизв. – 1472) – русский купец, первый русский путешественник, посетивший Индию. Сведения о жизни крайне скупы, неизвестна даже его фамилия. В летописи лишь упоминается Афанасий Никитин сын, купец, который был послан тверским князем в Индию. Свои путевые заметки Никитин назвал «Хожение за три моря». Рукопись была включена в состав Троицкой летописи и обнаружена в нач. XIX в. Н. М. Карамзиным в библиотеке Троице-Сер-гиевой лавры. На протяжении XVI- XVII вв. «Хожение» неоднократно переписывалось и до нас дошло, по крайней мере, шесть списков, содержащих определенные разночтения. Записки русского путешественника не содержат точных дат, но ученым удалось установить, что путешествие Афанасия Никитина в Индии длилось с 1468 по 1474 г. Во Львовской (названной так по фамилии издателя) летописи, которая дошла до нас в списке XVI в., сказано: «Се написах свое грешное хожсние за три моря, 1-е море Дербеньское, дория Хвалитьскаа; 2-е море Индейское, дория Гундустанскаа; 3-е море Черное, дория Стембольская». Таким образом, путь Афанасия Никитина пролегал через Каспийское, Индийское и Черное моря. Впервые русский путешественник, отличавшийся наблюдательностью и толковостью, дал описание маршрута в Индии и познакомил в своих записках с культурами населявших ее народов, дав их беспристрастное описание. «Хожение за три моря» стало важным памятником древнерусской литературы и общественной жизни.
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ РЕКЛАМА – зрительно-звуковая (кино-, видеослайд-фильмы, клипы и т.д.) реклама. АУДИОРЕКЛАМА – вид звуковой рекламы, широко используемый в продвижении туристского продукта. АУДИТ (от лат. audit – слушать) – проверка финансово-экономической деятельности компании или фирмы независимым бухгалтером-ревизором, которая осуществляется по инициативе самой фирмы (внутренний аудит) либо по решению властей внешними контрольными службами (внешний аудит). Цель А. – определить действительное финансовое положение компании, установить правильность отражения финансовых результатов деятельности с точки зрения обеспечения уплаты предусмотренных законодательством страны налогов. АУДИТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ – «инструмент управления, представляющий собой систематизированную, периодическую, подкрепленную документами объективную оценку экологичности производства и оборудования» (Международная торговая палата). Был создан в США в середине 70-х годов XX в. в связи с большим числом экологических аварий и катастроф, а также ввиду значительного увеличения экологических издержек предприятий химической промышленности. В 1993 г. Европейским союзом было принято специальное «Постановление об эко-аудите», которое имеет силу закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств Европейского союза. Объектами А.э. являются имущество предприятий, природные объекты, машины и оборудование, а также текущие операции предприятий, их система управления в чрезвычайных обстоятельствах и разработанные на предприятиях программы охраны окружающей среды и обеспечения безопасности людей и т.д.
АУДИТОР (от лат. auditor – слушатель) – юридическое или физическое лицо, имеющее необходимые полномочия, определяемые лицензией, на проверку финансово-экономической деятельности компании или фирмы и ее финансового положения. АУДИТОРИЯ (от лат. auditorium) – 1) совокупность людей, пользующихся средствами массовой коммуникации, а также являющихся посетителями лекториев, учреждений культуры, учащимися образовательных учреждений и др. А. дифференцируется по социально-демографическим, социально-стратификационным, культурным и др. признакам. Понятие А. также активно используется в рекламе, экскур-соведении и др. сферах обслуживания населения; 2) помещение в учебном заведении, в котором проводятся лекции и семинары. АУДИТОРИЯ БЕСПОЛЕЗНАЯ – адресаты рекламного обращения, на которых оно не было рассчитано. АУДИТОРИЯ КОНТАКТНАЯ – организации и лица, не принимающие непосредственного участия в рыночной деятельности предприятия, в силу различных причин оказывающие потенциальное или реальное воздействие на результаты его деятельности. К числу А.к. относятся: финансовые и страховые компании, средства массовой информации, органы правопорядка, санитарного и экологического надзора, общественные формирования и т.д. АУДИТОРИЯ МУЗЕЙНАЯ – совокупность людей, посещающих музей. Различные типы a.m. выделяются на основе социально-демографических (социальная группа, возраст, пол, профессия, образовательный уровень, место жительства и пр.), социально-психологических (установки, нормы, ценности и пр.), а также на основе психологических характеристик (особенности эмоциональной сферы, мотивации, внимания, мышления и пр.). Разным типам a.m. свойственно разное восприятие экспозиции музеев. Методика научно-просветительной работы музеев предполагает дифференцированный подход к a.m. АУДИТОРИЯ РЕКЛАМНАЯ – совокупность людей, которые могут прочитать, увидеть или услышать рекламное обращение, переданное конкретным источником информации. АУКЦИОН (от лат. auctio – продажа) – продажа товаров на основе конкурса покупателей; продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар или имущество приобретаются лицом, предложившим за них наибольшую цену. Товар на А. продается единичными образцами или партиями -лотами. А. обычно проводятся в установленном и объявленном месте, в заранее обозначенное время и широко рекламируются с целью привлечения большего числа покупателей. Покупатели имеют право предварительно ознакомиться с товаром. А. проводит специалист – аукционист. Существуют добровольные А., когда товар выставляется с согласия их владельцев, и принудительные А., когда продажа «с молотка» осуществляется по решению судебных органов с целью взыскания долга, продажи конфискованного или невостребованного имущества. АФЕРА (от фр. affaire – дело) – жульническое предприятие, сделка сомнительного свойства, вид мошенничества, имеющего, к сожалению, распространение и в туристском бизнесе. АФИША (от фр. affiche – объявлять) – одно из средств печатной рекламы, объявление, выполненное в форме плаката большого формата, вывешиваемое в публичных местах, в котором преобладает текстовое информационное начало. АЭРОБУС (от англ, aerobus – букв, воздушный автобус) – двухпалубный самолет, предназначенный для перевозки большого количества пассажиров и их багажа, который размещается самими пассажирами в багажных отсеках в момент посадки в аэробус. А. чаще всего используются на регулярных рейсах на короткой постоянной трассе. АЭРОВОКЗАЛ (от англ, airterminal) – комплекс зданий, расположенных чаще всего в пределах аэропорта, предназначенных для обслуживания пассажиров воздушного транспорта, включающего в себя продажу и регистрацию билетов, прием и выдачу багажа, доставку пассажиров непосредственно к самолету, информационное обслуживание и т.д. Крупные аэропорты могут иметь несколько А., к примеру Орли в Париже, Шереметьево в Москве и др. АЭРОПОРТ (от англ, airport) – транспортное предприятие, состоящее из аэровокзала, аэродрома, ремонтных ангаров и др., занимающееся обслуживанием воздушного транспорта. А. по типу осуществляемых операций делятся на внутренние, международные и смешанные; по принадлежности –на государственные, муниципальные и частные; по пропускной способности –на крупнейшие, крупные, средние и мелкие. АЭРОФЛОТ (Российские международные авиалинии, АРМАЛ) – акционерное общество открытого типа, учредителем которого является правительство России. Создан в 1994 г. путем реорганизации Производственно-коммерческого образования «Аэрофлот – Российские международные авиалинии» и является правопреемником предприятий, входящих в состав общества. Крупнейший перевозчик грузов и пассажиров, является членом ИАТА. Новый логотип АРМАЛ состоит из крупной надписи на фюзеляже «АЭРОФЛОТ» и трех слов, написанных мелким шрифтом: Russian International Airlines. Перед логотипом наносится традиционная эмблема А. – окрыленные серп и молот. Вертикальное хвостовое оперение раскрашено в цвета российского государственного флага. Б БАГАЖ (от фр. bagages – багаж) – пещи, принадлежащие пассажиру на правах личной собственности и сдаваемые им для транспортировки под ответственность транспортной компании. Прием Б. документально подтверждается проставленным в билете штемпелем «Б.» или выдачей пассажиру багажной квитанции с указанием суммы денежной оценки Б. владельцем, которая взыскивается в пользу пассажира в случае пропажи или повреждения багажа. БАЗА ДАННЫХ (от греч. basis – основа) – объективная форма представления и организации совокупности данных (расчетов, статей и др.), организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, не зависящая от прикладных программ. Б.д. по законодательству РФ об авторском праве представляет собой объективную форму представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью персонального компьютера. Б.д. отображает состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области. БАЗА ТУРИСТСКАЯ – предприятие гостиничного типа, функционирующее круглогодично или сезонно. Располагаются в курортных зонах, в местностях с благоприятными природно-климатическими условиями и предоставляют туристам различные виды обслуживания: ночлег, питание, культурно-бытовое, экскурсионное, оздоровительное и др. Б.т. обычно ориентирована на активный отдых: походы, экскурсии, соревнования и др. БАЗИЛИКА (от лат. basilica – царский дом) – широко распространенный тип христианского храма. Первоначально Б. назывался дом архонта – правителя в греческом городе–полисе. В Афинах так стали именовать портик на Акрополе, где заседали архонты – басилевсы. В Древнем Риме – это торговый или судебный зал. В Древнем Риме в форме Б. строили здания для суда, торговли. По форме Б. имеет вид здания вытянутой прямоугольной формы, разделенного на несколько продольных нефов, продольных частей, рядами колонн. Самой древней римской Б. является Порциева Б., построенная ок. 184 г. до н.э. После принятия христианства государственной религией Б. стала одним из основных типов христианских храмов, получив широкое распространение в исторической архитектуре Древнего Рима, Византии, Сирии, а также в романской и готической архитектуре. БАЗИСНАЯ ЦЕНА – 1) цена, принимаемая за основу при исчислении индекса цен, характеризующих динамику производства и другие экономические показатели; 2) цена, принимаемая в качестве базы при определении индекса цен международной торговли в целом и по отдельным группам товаров. БАЗОВАЯ ПРИБЫЛЬ –величина ожидаемой прибыли отчетного года, которая используется для qiwikh рентабельности последующих лет. БАЗОВАЯ СТОИМОСТЬ ТУРА – объявленная заранее стоимость тура. Может несколько меняться при уточнении заказа за счет скидок или, наоборот, наценок за дополнительные услуги, в результате инфляционных процессов, изменения курсов валют, форс-мажорных обстоятельств или повышения цен на топливо и билеты. Условия и соответственно цена тура могут быть несколько изменены для отдельных групп или туристов-индивидуалов по согласованию или могут быть предоставлены скидки или, наоборот, наценки на праздничные дни, крупные спортивные соревнования и др. БАЛАНС (от фр. balance – весы) – система показателей, характеризующая соотношение или равновесие в каком-либо постоянно изменяющемся явлении. Б. представляет собой разность между стоимостью продаж и расходов, доходами и издержками. Основные виды Б.: бухгалтерский, сводный, доходов и расходов, межотраслевой и т.д. БАЛАНС БУХГАЛТЕРСКИЙ – особый вид учета финансовых и материальных ценностей на предприятии, направленный на контроль деятельности и сохранение имущества. Б.б. является важнейшей формой бухгалтерской отчетности о результатах финансово-экономической деятельности компании или фирмы, представляет собой сводную таблицу установленной формы, которая характеризует в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств на отчетную дату. Б.б. состоит из двух частей: левая – актив, правая – пассив; их итоги должны быть равны. БАЛЬНЕОЛЕЧЕБНИЦА (от лат. balneum – ванна) – медицинское учреждение для проведения процедур, связанных с преимущественным использованием природных минеральных вод. Б. располагаются преимущественно на курортах. БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ (от лат. balneum – ванна) – лечение пациентов с помощью наружного применения минеральных вод. БАЛЬНЕОЛОГИЯ (от лат. balneum -ванна + logia – учение) – раздел курортологии, изучающий лечебные минеральные воды, их происхождение, физико-химические и лечебно-профилактические свойства, т.е. их влияние па организм человека при различных заболеваниях. Б. изучает также грязелечение, бальнеотехнику и разрабатывает показания к применению и использованию природных минеральных вод. БАЛЬНЕОТЕРАПИЯ (от греч. balneum – ванна + therapeia – лечение) – часть бальнеологии, которая занимается вопросами наружного применения минеральных вод с лечебными целями. К Б. относятся также талассотерапия и гидролечение. БАНДИТИЗМ – преступление против общественной безопасности, ко-трое заключается в создании устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на организации или граждан, в том числе и туристов. БАНК (от итал. banco – скамья менялы) – кредитно-финансовое предприятие, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады) и предоставляет их на определенный период для использования в виде кредитов, а также оказывает посреднические услуги во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными гражданами. БАНК ДАННЫХ – информационная система фактографического или документального типа, основным отличием которой от других информационных систем является выполнение в основном функции хранения данных, а также сбор, накопление и выдача данных. Б.д. может быть составной частью любой информационной системы. БАНКЕТ-КОКТЕЙЛЬ (от итал. banchetto + англ, cocktail – букв, «петушиный хвост») – банкет, на котором подаются мелко порционные закуски в виде бутербродов, пирожного, печенья и др. БАНКЕТ-ФУРШЕТ (от фр. banquet – банкет + фр. fourchette – вилка) – банкет, в процессе которого приглашенные едят и пьют, стоя у столов, к которым не ставят стулья; закуски (обычно холодные) подают небольшими порциями – «под вилку», чтобы можно было есть без помощи ножа или ложки. БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ – гарантия выполнения условий контракта или возврата авансированных сумм, выдаваемая коммерческим банком по просьбе клиента. Содержанием гарантийного обязательства при выдаче Б.г. является право банка собственным распоряжением в бесспорном порядке погасить ссуду, выданную организации-должнику, путем списания ее суммы со счета организации гаранта либо путем обращения взыскания на принадлежащие последнему ценности. Банк или иное финансово-кредитное учреждение, принимая на себя определенные обязательства, предусматривает возмещение в свою пользу – определенный процент от суммы Б.г. БАНКОМАТ – автомат для выдачи наличных денег по пластиковой банковской карточке в пределах определенной, ограниченной банком суммы, связанный с банком через компьютерную сеть. Б. устанавливаются в крупных супермаркетах, на вокзалах, на улицах и в других людных местах. Б. пользуются популярностью у туристов и экскурсантов. БАНКРОТСТВО (от итал. banco – скамья менялы + rotto – сломанный) – признанная судом неплатежеспособность должника; официальное объявление о неплатежеспособности с реализацией имеющихся активов в пользу кредиторов. В каждой стране существует определенный порядок Б. БАННЕР (от англ, banner – заголовок крупными буквами на всю полосу) – рекламное изображение фиксированного размера, содержащее чаще всего анимацию, связанное с гиперссылками с Web-страницей рекламодателя. БАНЯ – заведение или помещение для купания и мытья. Б. пользовалась большой популярностью среди горожан в Древней Греции и Древнем Риме. Постепенно Б. превратилась в общественные учреждения. Древние греки любили посещать Б. после физической работы. Начиная с микенского периода в домах состоятельных людей оборудовались специальные банные комнаты. Б. стали неотъемлемой частью спортивных сооружений в Древней Греции. Начиная с IV–V вв. до н.э. в городах появляются частные и государственные публичные Б. и купальни, где за определенную входную плату клиенты могли пользоваться помещениями для переодевания, принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты в мужском и женском отделениях. В Европе общие Б. культивировались в городах с XI и XII вв. Кроме русской Б., известны офуро или сэнто (общественная Б.) в Японии, сауна у финнов и др. Б. различаются по степени воздействия на организм человека. Русская Б. — очень влажная, паровая; сауна — очень жаркая, суховоздушная Б.; римская или турецкая — с разной температурой воздуха в разных посещениях. При посещении Б. следует ознакомиться с традициями и практикой их пользования. Посещение Б. – полезный элемент программы туристской поездки. БАР (от англ, bar – небольшой ресторан) – 1) небольшой ресторан, где обслуживание посетителей ведется у стойки, а также сама стойка. В Б. осуществляются изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных и слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, кондитерских изделий, а также созданы условия для их потребления у барной стойки или в зале; 2) небольшой шкафчик для вин в серванте. БАРАНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1881-1963) – русский ученый-географ, член-корреспондент АН СССР. Основал кафедру экономической географии в ряде вузов, в том числе и в Московском государственном университете (1929). Баранский является автором теории по методам районирования, одним из основоположников отечественной экономической картографии как специально-научной дисциплины, в которой большое внимание уделяется картографированию населения, городов и населенных пунктов. БАРЕНЦ БИЛЛЕМ (1550-1597) – голландский мореплаватель, исследователь Арктики. Родился в Амстердаме. В 1594-1597 гг. принимал участие в трех голландских плаваниях по Северному Ледовитому океану в поисках прохода из Атлантического океана в Тихий океан с целью налаживания торговли с Китаем. Во время последней экспедиции Баренц умер и был похоронен на Новой Земле. В 1853 г. в честь Баренца названы море между северным берегом Европы и островами Шпицберген, поселок и порт Баренцбург на о. Западный Шпицберген.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |