Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цитаты и цитирование




 

Своеобразным видом фактического материала, как уже отмечалось, являются цитаты — части текста, выписанные из другой книги или статьи без всяких изменений. Трудно назвать такой вид литературы, в котором не использовались бы цитаты.

При редакторском анализе цитат приходится решать две задачи.

Во-первых, надо установить, нужны ли цитаты для разработки темы, нет ли возможности сократить число приведенных высказываний, какие из них надо обязательно оставить.

Обильное цитирование не всегда оправдано интересами дела, иногда оно продиктовано мотивами, весьма далекими от научной принципиальности. Вот характерный диалог между редактором и автором, приводимый работником белорусского издательства «Народна асвета»:

«— Зачем Вы обильно цитируете? Ведь у самого есть ценный материал, удачные исследования. Вы полшага сделаете самостоятельно и тут же торопитесь стать в чужой след, оставленный «маститой ногой», пересказываете мысли «великих». Зачем же тогда нужна Ваша книга?

— Ну, ладно, — идет на уступку автор, — ссылку на Рубинштейна снимите: его нет в живых, не обидится. А вот Щукину, пожалуйста, оставьте. И Люблинскую тоже, и Божович, и Менчинскую, пожалуй. Еще подумают, что я не признаю их работ, и мою книгу раздраконят...».

Во-вторых, редактор должен установить, соответствуют ли цитаты источнику, не допущены ли ошибки в ходе цитирования.

Решая первую задачу, естественно, надо учитывать характер текста. Различают цитаты иллюстративные, т. е. подтверждающие какую-либо мысль, и аналитические, составляющие часть анализируемого материала. Во многих случаях число иллюстративных цитат без ущерба для содержания может быть сокращено. Относительно аналитических цитат такой вывод был бы неправильным. Например, в работах, посвященных разбору конкретных произведений — художественных, научных, публицистических, цитирование этих сочинений в широких масштабах не только возможно, но и обязательно. Вместе с тем и здесь редактор нередко встречает случаи, когда несколько цитат подтверждают одно и то же положение и, значит, можно без труда их число сократить. Бесспорно, что цитата не нужна и там, где положение аксиоматично, очевидно само по себе.

Вторая задача состоит в том, чтобы установить, правильно ли цитирует автор, не допускает ли он искажения мысли, содержащейся в источнике.

Бывают случаи, когда положения, взятые в авторитетном источнике, искажаются, так сказать, несознательно, вследствие непонимания того, как надо цитировать. Факты такого рода, к сожалению, не так уж редки.

Немало ошибок связано, например, с тем, что в качестве цитаты дается произвольно взятая часть фразы.

Наконец, встречается и такой ошибочный прием — высказывание по конкретному поводу рассматривается как всеобъемлющее, ему придается весьма широкий смысл.

Из сказанного ясно, что простой сверки процитированных слов с текстом, откуда они взяты, совсем недостаточно для ответа на вопрос, правильно ли цитирует автор. Здесь необходим анализ не только самих цитат, но и всего контекста, а также сопоставление
законченного раздела рукописи с первоисточником, частью которого является цитата.

Например, во время суда над бывшим президентом Югославии Слабоданом Милошевичем, подсудимый в качестве обвинения американцев во всём происходящем в Сербии использовал материалы немецкой кинохроники, которые сами немцы приводили для доказательства преступной деятельности Милошевича. Создалась весьма любопытная ситуация, когда один и тот же материал служил и в качестве обвинения, и в качестве оправдания в зависимости от трактовки.

Таким образом, предметом редакторского внимания на этой стадии работы должны стать не только сами цитаты, но и их текстовое обрамление, а также приемы цитирования. Анализ цитат и фактического материала в целом есть важная составная часть разбора содержания рукописи; он позволяет оценить существенные аспекты разработки темы.

 

27. Цифра как вид фактического материала и элемент текста.

Цифры в тексте

Факт – предмет журналистского исследования.

Для журналиста факт всегда соотнесён с суждением о собы­тии, служащим утверждению истинности или ложности определённых положений, выяснению связей и отношений между явлениями, между предметом и его свойствами

Понятие фактический материал, которое принято в редактировании, охватывает все опорные для текста элементы, передающие смысл и предметные отношения.2 При правке текста они не должны подвергнуться изменениям или выпасть. Фактический материал реализуется в текстовых конструкциях, которые обозначают не только события, но и «кусочки действительности» – вещные элементы предметного ряда, свойства, каче­ства, состояния, наименования лиц, отношений, количества.

Любая неясность в журналистском тексте неприемлема. Поэтому так важна правильность передачи информации, сквозная оценка и точная разработка фактического материала. Наблюдения над газетной практикой убеждают в том, насколько важна для автора помощь редактора.

Не менее важно для контролирующего мышления редактора умение конкретно представить, как происходили события, о которых говорится в тексте.

В небрежно отредактированном материале факты нередко предстают перед читателем в искажённом виде, логические связи нарушены, выводы автора необоснованы.

Поверхностность суждений непростительна для журналиста, и редактору следует особенно внимательно отнестись к выигрышным, на первый взгляд, материалам.

Цифры в тексте. Цифра – символ иной, чем слово, знаковой системы. Как обозначению числа ей изначально присуща точность, обобщение, концентрированность информации. Этот сложный для редактирования материал требует особого внимания редактора. Начать следует с того, чтобы убедиться, легко ли прочитать текст вслух. Так, заголовок «1 100 000 000-й гражданин» наверняка представит трудности для многих читателей. Конструктивные возможности имён числительных, которыми в языке передаются значения количества, в некоторых случаях оказыва­ются ограниченными, и мы неизбежно сталкиваемся с трудностями словообразования.

Издательская практика выработала специальные рекомендации для обозначения чисел в тексте.4 Числа от 1 до 9 включительно принято обозначать словом, когда они не имеют при себе единиц измерения и стоят в косвенном падеже. Это необходимо, чтобы избежать остановки при прочтении цифры, которая воспринимается первоначально всегда в форме именительного падежа.Цифрой принято обозначать однозначные числа, когда они находятся в одном ряду с многозначными, а также когда они имеют при себе единицы измерения. Цифровая форма предпочтительна для многозначных чисел. Она более отчётлива и лучше воспринимается.Выбор между цифровой и различными вариантами словесной формы для обозначения количества зачастую приобретает для редактора принципиальное значение. Перед ним может встать вопрос, что предпочесть: «25%», «одна четвёртая часть»; «четверть» или конкретное обозначение количества цифрой.

Включение цифр в текст – одно из наиболее рациональных средств сообщения информации и действенное средство убеждения. Печатая сводки, экономические обозрения, материалы изучения общественного мнения, предоставляя слово экономистам, статистикам, социологам, политикам, специалистам промышленности и сельского хозяйства, журналист разговаривает с читателем язы­ком цифр.

Цифра всегда останавливает на себе внимание. Строго определённое её значение как знака математического предопределяет первое и главное требование редактора к этому виду фактическо­го материала. Цифра в тексте должна быть точна независимо от того, какую функцию – информации, аргумента или иллюстрации – она выполняет. Редактору важно знать основные критерии выбора необходимых и выразительных цифр, способы аналитической их обработки и специфические приёмы редакторской оценки и обработки статистического материала, полезно выработать навык соотнесения числовых значений, владеть методикой построения системных рядов, знать правила округления величин, уметь проверить вычисления.

Значения меньше – больше, ближе – дальше, раньше – позже и т. п. должны быть подтверждены в тексте.

Включённая в словесный текст, цифра входит в систему существующих в нём смысловых связей, её надо уметь вписать в него. Цифра, неумело включённая в текст, создает лишь иллюзию точной информации. Редактор не только оценивает реальное значение каждой цифры, но и соотносит его со значением других элементов текста: дата должна быть не только проверена, но и соотнесена с обозначением события и отдельных реалий, числа осознаны в ряду определённых закономерностей. Это поможет избежать досадных ошибок и неточностей, которые всегда вызы­вают резкую и справедливую реакцию читателей.

Обилие цифр и дат никогда не идёт на пользу газетной публикации. Перегружать ими текст нельзя, необходимость каждой должна быть очевидна. Даты, не связанные по смыслу с предметом публикации, не следует включать в текст.

Существенно, чтобы перевод количественных понятий в разряд конкретных представлений был по силам читателю. Прежде всего, это касается обозначения больших количеств и приблизи­тельных величин. Когда в погоне за эффектом авторы злоупотребляют ими, кроме самого общего представления, запёчатлённого в сознании как много, мало, хорошо, плохо, читатель никакой другой информации из текста не извлекает. Редактору следует помнить, что имена существительные со значением числа, такие как тысяча, миллион, миллиард, которыми мы пользуемся для обозначения больших количеств, мыслятся, прежде всего, как предметно-собирательные значения множества, и конкретизации их в тексте следует уделить специальное внимание.

И, наконец, приём конкретизации цифры, очень важный для работы над публицистическим материалом. Он заключается в том, чтобы, пусть в общих чертах, представить реальное значение цифры. Затруднения неизбежно возникнут, если цифра включена в текст необдуманно, механически перенесена в него из статистического отчёта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.