Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы земельного права




Развитие правовой системы происходит по схеме «от общего к частному». Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение.

Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли. Системность принципов как в зеркале отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), и отраслевые принципы земельного права.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю; равенство граждан перед законом; принцип верховенства закона; принцип деления собственности (в том числе собственности на землю) на государственную и частную; отнесение земли сельскохозяйственного назначения к исключительной собственности государства.

Отраслевые принципы земельного права сформулированы в ст. 5 КоЗ «Принципы земельных отношений».

государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие (государственное управление в данной области представлено системой государственных органов, обладающей специальной компетенцией в области использования и охраны земель, центральным органом государственного управления земельным фондом является Государственный комитет по имуществу, а в области охраны земель как природного ресурса Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы);

обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними (поскольку гражданским законодательством земельный участок относится к объектам недвижимого имущества, то его создание, прекращение, возникновение, переход и прекращение прав на него, а также сделки с земельными участками подлежат государственной регистрации);

единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено законодательством (при переходе прав на объект недвижимости переходят и права на земельный участок, на котором данный объект недвижимости расположен);

использования земельных участков по целевому назначению (любой земельный участок может использоваться только для определенных целей, которые устанавливаются решением об изъятии и предоставлении земельного участка);

приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;

эффективного использования земель (использование земель, приносящее экономический, социальный, экологический или иной полезный результат);

охраны земель и улучшения их полезных свойств;

платности землепользования (за пользование земельными участками в Республике Беларусь предусмотрено два вида платы – земельный налог (порядок взимания и оплаты устанавливается Налоговым кодексом (особенной частью) и арендная плата (если земельный участок в государственной собственности, то арендная плата уплачивается в соответствии с Указом Президента № 101, если в частной собственности – по соглашению сторон договора аренды)));

установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов (ограничения (обременения) прав на земельные участки устанавливаются в местах, перечень которых указан в ст. 18 КоЗ (заказники, заповедники, водоохранные зоны, территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и т.д.), а земельные сервитуты – ст. 19 КоЗ (в добровольном порядке – по соглашению сторон и в судебном порядке – при недостижении согласия));

гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан (посредством обращения в местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы территориального общественного самоуправления, участия в местных референдумах, проведении общественной экологической экспертизы, собраниях и иных форм прямого участия в государственных и общественных делах, а также через общественные объединения в соответствии с законодательством – ст. 22 КоЗ);

защиты прав землепользователей (в соответствии с гражданским законодательством способами защиты прав на объеты недвижимости являются признание права, реституция, самозащита, присуждение к исполнению в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, виндикационный и негаторный иски).


4. Источники и система земельного права

Место каждого элемента в системе земельного права определяется не произвольно, а диктуется его значением и конкретной ролью в этой системе. Например, Общая часть земельного права должна предшествовать его Особенной части, а не наоборот, поскольку в первой закреплены основополагающие институты, конкретизирующиеся в положениях второй части: право собственности на землю, государственное управление землепользованием, вещные права на землю и др. Эти институты получают свою специфику в регулировании и использовании различных категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель водного, лесного фонда и т.п.

Под системой земельного права как отрасли права следует понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

Система отрасли права складывается не случайно, а исторически (в известной степени, объективно) и обусловливается специфическим характером регулируемых земельных общественных отношений и их охраны, а также особым методом правового регулирования.

Так, система земельного права состоит из общей и особенной частей, каждая из них в свою очередь состоит из институтов; институты земельного права состоят из групп земельно-правовых норм; земельноправовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.

Так в общую часть земельного права входят следующие институты: право собственности на землю, право землевладения, землепользования, государственного управления в области использования и охраны земель, юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Особенная часть земельного права как отрасли права включает следующие институты: правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, правовой режим земель населенных пунктов, правовой режим земель промышленности, транспорта, лесного, водного фонда и т.д.

Источники земельного права – это более широкое понятие чем «источники земельного законодательства», так как источники земельного законодательства включают в себя только систему нормативных правовых актов, в то время как источники земельного права включают также доктринальные источники, судебную практику и т.д.

Несмотря на то, что система права Республики Беларусь является романо-германской или континентальной, а для этой системы, как известно, источником является нормативный правовой акт, но, тем не менее, Законом «О нормативных правовых актах», Гражданским кодексом Республики Беларусь предусмотрена возможность применения аналогии закона и аналогии права, что допускает возможность в случае неурегулированности каких-либо общественных отношений применять общие начала, смысл законодательства, общие принципы права и принципы конкретных отраслей права.

Система источников земельного законодательства выстраивается по иерархии нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения (см. следующий вопрос).


5. Система земельного законодательства

В общем виде система нормативных правовых актов, которые обеспечивают правовое регулирование земельных отношений, представлена в ст. 2 КоЗ.

Система законодательства, регулирующего земельные отношения, основана на верховенстве конституционных норм, в соответствии с которыми формируется система текущего законодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.