КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ранние формы народного театра
В ранних по происхождению драматических народных действах порой трудно провести грань между обрядовыми и собственно театральными проявлениями. Более того, во многих случаях народные представления имеют безусловно обрядовые первоистоки. Таково известное народное действо «Кострома», обнаруженное фольклористами в конце 1930-х годов у жителей брянского села Дорожево. В соседнем с Дорожевым селе Домышево «Кострому» разыгрывали как сугубо обрядовое представление: Кострома заболела, однако окружающие вынуждены, не помогая ей, выполнять различные работы по обработке льна, а именно прясть, сновать (ткать), толочь пряжу в ступе, «навивать кроены». Когда едут за «фершалом» (фельдшером) — уже поздно, Кострома еле дышит. Едва успел ее исповедовать батюшка — героиня отдает Богу душу. Ее несут хоронить с причитаниями. Изучавший данное явление фольклорист Кулаковский с полным основанием полагает, что данное действо носит обрядовый характер и связано с поклонением богине растительности. В жертву потусторонним силам приносится костра — переломанные, измельченные стебли льна, отходы его обработки — в одушевленном образе Костромы. Известны разнообразные варианты детской игры, тоже сюжетно связанной с темой похорон Костромы. Например, в белгородском селе Подсереднее Алексеевскою района дети весной на лужайке выбирали из компании играющих Кострому. Водящая внутри круга своими действиями демонстрировала то, что содержалось в вопросах и ответах играющих: она «в погреб полезла», «захворала», «ножку сломала», «на лавке ляжить», «померла». В конце игры «покойницу» берут за руки — за ноги, относят в сторону и бросают в зеленую траву. Рефреном к разыгрываемым сценкам служила специальная песня. При «похоронах» Костромы звучала вторая песня, комментировавшая происходящее.
Действо «Похороны Костромы» как детская игра зафиксировано в разных местностях России — в бассейне Средней Оки, у оренбургских казаков, а также под Вологдой, в костромских селах.
Вернемся теперь к сугубо театральному дорожевскому варианту «Костромы». В определенный день года, в начале лета, в день Параскевы Пятницы в Дорожево со всех окрестных сел съезжались зрители, чтобы посмотреть ежегодно повторявшееся развернутое представление, продолжавшееся около двух часов. Само собой разумеется, что в зависимости от смены состава участников каждый раз происходили импровизационные изменения в деталях происходящего, поскольку каждый сельский актер обладал индивидуальными свойствами характера и таланта. Однако в основных чертах драматургия спектакля оставалась строго регламентированной, неизменной. Сначала участники представления, двигаясь по кругу с характерными угловатыми, энергичными танцевальными движениями, заводили особый живой песенный рефрен. Затем внутри круга две участницы действия Кострома и Невестка начинали диалог, в результате которого каждый раз демонстрировалась определенная часть процесса обработки льна: как «прядево брать», «прядево подвязывать», «прядево обтирать», «прядево заливать», «оттаскать прядево с сажалки», «прядево сушить», «прядево мять», «прядево тереть», «мычки мыкать», «попрядуху собирать», «прясть», «котелки (клубки) мотать», «вешать», «сновать», «посчитать», «пряжу снимать», «пряжу навешать», «пряжу обваривать», «пряжу толочь», «пряжу сушить», «навивать кросна», «узлы завязывать», «затыкать», «подрубливать холсты», «поколотить холсты», «постлать холсты». После каждой подобной сценки вновь и вновь звучал рефрен. Наконец, завершив все труды, Кострома отправляет Невестку в кабак за вином.
Затем изображали, как она «обедает», запивая пищу «из полуштофа»[1]. Трапеза идет Костроме во вред: героиня «заболевает» — ложится на траву и под хохот зрителей изображает, как ее трясет лихорадка. Невестка посылает за Знахаркой. Происходит забавная сценка лечения Костромы с помощью колдовских заговоров. Завершив свои действия, Знахарка требует вознаграждения — поросенка. Изображает, как она взваливает мешок с животным на спину и, громко визжа, будто поросенок, удаляется. Однако ее колдовские манипуляции не имели результата: Кострома страдает от болезни еще пуще. Тогда Невестка посылает за Батюшкой. «Священнослужитель» изображает шутовское причастие «болящей». Вместо кадила в руках он держит лапоть на веревке. Подражая напевной декламации священника, сельский актер (либо изображающая Батюшку актриса) задает вопросы, положенные при церковном причастии, и выслушивает озорные ответы Костромы. После чего на вопрос, какую он просит плату за свои труды, Батюшка назначает цену: «А мне, свят, свят, плати семь пятьдесят!» — «Дороговато», — жалуется Невестка. Прощаясь и крестясь, «служитель культа» заявляет нараспев, как во время богослужения: «Слава тебе, Божа, на лето буду брать дорожа!». И, садясь верхом на палочку, будто на коня, прыгает, изображая свой отъезд. Все, что происходило на глазах у зрителей до сих пор, очевидно, входило в состав дорожевского представления с давних времен. Заключение же этого потешного действа, по-видимому, следует считать поздним дополнением. «Приобщение к святым дарам» тоже не приносит Костроме облегчения. Она вот-вот «умрет». Тут по приглашению Невестки появляется сельский «Фершал» (фельдшер). Он огромным градусником измеряет больной температуру. Изображает, как шприцем величиной с добрый насос делает Костроме укол в мягкое место, причем та потешно дергается и громко кричит от мнимой боли. Вежливо отказавшись от оплаты, поскольку он на службе, Фельдшер скромно уходит. Тут Кострома быстро выздоравливает. В то время как между всеми предыдущими сценками звучал постоянный рефрен, на этот раз воспроизводится напев традиционной плясовой песни. Все участники представления весело пляшут в кругу, радуясь выздоровлению героини.
Как видно из содержания второй половины дорожевского спектакля, начинающейся с момента «болезни» Костромы, действия актеров из народа имеют комическую и в определенной мере сатирическую направленность.
Таким образом, перед нами — народная драма, отражающая разные этапы исторического развития русской театральности — от древних обрядовых элементов, связанных с былым поклонением языческим божествам растительности и плодородия, с привнесением существенных дополнений, сформировавшихся в пору позднего русского Средневековья, до обогащения отдельными современными деталями. Основа же всего дорожевского народного действа глубоко традиционна и исконно национальна. В последние годы выяснилось, что комедийно-юмористические варианты «Костромы» известны и в иных местностях России, в частности в Нижегородской области. Похожи по своему характеру и содержанию на сцены «Похорон Костромы» некоторые другие народные представления, например «Похороны и воскрешение Махони» — обрядовое действо комического характера, тоже известное по записям в Брянской области.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |