КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размещение магистральной дорожной сети
Расчет показателей сравнительной эффективности капиталовложений, тыс. руб. (табл., стр 110) Если по вариантам размещения производственных центров будет изменяться поголовье скота, а следовательно, и стоимость продукции, критерием выбора наилучшего проектного решения будет максимальный прирост чистого дохода на 1 руб. приведенных затрат. Безусловно, выбор того или иного варианта будет зависеть от наличия у хозяйства денежно-материальных средств и других ресурсов. Поэтому сначала решают задачу оптимального сочетания отраслей в хозяйстве с учетом имеющихся ресурсов, а затем уже разрабатывают варианты размещения производственных подразделений и хозяйственных центров. Экономический анализ вариантов размещения дорожной сети, требующих дополнительных капиталовложений, осуществляют после того, как намеченные схемы строительства и размещения дорог и дорожных сооружений будут обоснованы с технической точки зрения. По своим параметрам они должны соответствовать предполагаемой интенсивности движения транспортных средств и ожидаемому грузообороту. В проектах внутрихозяйственного землеустройства проводят, как правило, укрупненные расчеты экономического обоснования размещения дорог. Это размещение влияет на различные процессы производства и организацию территории хозяйства. Более точное обоснование производят во время подготовки сметно-финансовой документации в рабочих проектах.
При проектировании дорог учитывают следующие экономические показатели: капиталовложения на строительство дорог и дорожных сооружений; ежегодные издержки производства и потери, связанные со строительством и эксплуатацией дорог и изменением условий обслуживания производства;
коэффициент экономической эффективности (срок окупаемости) капиталовложений.
Обычно принимают вариант с наибольшим коэффициентом абсолютной эффективности капиталовложений. Этот коэффициент должен также превышать и определенный нормативный уровень: Если значение Еа превышает нормативный срок окупаемости (для отраслей транспорта и связи он равен 0,05), капиталовложения на строительство внутрихозяйственных дорог являются эффективными и соответствующий вариант их размещения по территории хозяйства принимается к рассмотрению.
Для расчета величины капиталовложений по каждому из вариантов необходимо знать длину дорог, их технические категории и удельные капиталовложения на 1 км протяженности в зависимости от типа конструкции дорожных одежд. Перемножив указанные величины, получают стоимость строительства всей дороги. К ней добавляют затраты на строительство дорожных сооружений (мостов, переходов, водоотводных и водопропускных сооружении и др.). Таким же образом исчисляются и затраты на реконструкцию дорог и дорожных сооружений.
Величина ежегодных издержек производства и потерь (С) определяется по формуле С = C1 + С2 +С3 + С4 + С5, где: Ci — амортизационные отчисления от стоимости строительства дорог и сооружений; С2 — годовые затраты на их содержание и ремонт (эксплуатационные расходы); Сз — затраты на перевозку грузов; С4 — потери продукции (чистого дохода) с площади сельскохозяйственных угодий, изымаемой для строительства дорог; C5 — потери продукции из-за бездорожья (вызванные переуплотнением почвы, заминанием растений, естественной убылью и потерями при перевозке и т. д.). Амортизационные отчисления и годовые эксплуатационные затраты зависят от величины капиталовложений и технических характеристик дорог. В проектах внутрихозяйственного земле-
устройства можно использовать нормативы удельных капиталовложений и ежегодных издержек производства, связанных со строительством, эксплуатацией и реконструкцией дорог и дорожных сооружений
Затраты на транспортировку грузов для усовершенствованных покрытий составляют Сз = (0,22 + 0,04R)w; для переходных покрытий Сз = (0,22 + 0,07R)w, для низших покрытий Сз = (0,22 + 0,l0R)w, где w — объем перевозимых грузов в переводе на I класс, т; R — расстояние перевозок грузов, км. Коэффициенты перевода грузов в I класс, полученные на основании общих тарифов перевозок продукции автомобильным транспортом, могут быть приняты равными для II класса 1,24, III-1,66, IV-2.
Потери продукции с площади сельскохозяйственных угодий, изымаемых для строительства дорог (С4), зависят от их протяженности и ширины полосы отвода. Зная площадь под дорогой и выход валовой продукции с 1 га земель (зависящий от вида угодий, структуры посевных площадей, закупочных цен на продукцию и продуктивности), определяют окончательное значение С4- Аналогично вычисляют и потери чистого дохода с площади, занимаемой дорогами. При этом чистый доход определяется как разность между стоимостью валовой продукции и средневзвешенными производственными затратами на возделывание сельскохозяйственных культур.
Потери продукции из-за бездорожья (C5) можно свести к следующим основным элементам: уменьшение продуктивной площади земель в связи с повреждением посевов вблизи полевых грунтовых дорог на разбитых, разъезженных участках, которое приводит к снижению объемов производства продукции (П1); снижение продуктивности угодий, примыкающих к полевым дорогам, из-за запыленности посевов (П2); снижение продуктивности пашни вследствие переуплотнения почвы, возникающего в результате передвижения транспортных средств и сельскохозяйственной техники по полям при отсутствии дорог или малой их густоте (Пз); увеличение себестоимости продукции из-за нарушения технологии производства, несвоевременного выполнения полевых работ, невывоза или несвоевременного вывоза продукции, снижения качества и роста потерь продукции при транспортировке и т. п. (П4).
Установлено, что в период распутицы транспорт при объезде разбитых участков совершает наезды на посевы. При этом средняя ширина полосы повреждения составляет 4,5 м, а на отдельных участках — 20 м и более. Если потери продукции с этой полосы принять равными 30 %, потери на 1 км полевой грунтовой дороги составят: 0,3W= 0.135W, где: W – выход продукции (чистого дохода), руб с 1 га Продукции в связи с повреждением посевов будут равны: П1 = 0,135 WL, где: L – длина полевых грунтовых дорог, км Летом в сухую погоду на посевах, расположенных вблизи грунтовых дорог, возникает полоса запыления, достигающая в ширину 200—250 м. Урожайность зерновых культур на ней снижается на 5—30 %. Приняв средние потери равными 17,5 %, а полосу запыления 225 м, получим общие потери продукции (чистого дохода) от запыленности посевов: П2 = 0,175 WL = 3,938 WL. Сложив величины П1 и П2 получим: П1,2 = 0,135 WL + 3,938 WL = 4,073 WL
Снижение продуктивности пашни, вызванное переуплотнением почвы из-за бездорожья, можно определить по данным М. Э. Каинга (табл. 6.11). (табл., стр 114-115)
При проведении укрупненных расчетов сокращение среднего расстояния переездов по полям можно определять как разность между средней условной шириной полей по вариантам. Суммарное увеличение себестоимости продукции из-за нарушения технологии производства, несвоевременного выполнения полевых работ и вывоза продукции, ухудшения условий организации труда в земледелии (П4) можно принять равным показателю эффективности строительства внутрихозяйственных дорог, предложенному А. К. Славуцким. Для районов избыточного увлажнения он составляет 16—20 % (в среднем 18 %), значительного увлажнения — 12—16 (14), незначительного увлажнения — 8—12 % (в среднем 10 %) (Указания по инвентаризации и паспортизации внутрихозяйственных дорог и разработке схем их развития в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях Нечерноземной зоны РСФСР. — М.: МСХ РСФСР, 1981. С. 14).
Рассмотрим конкретный пример. В хозяйстве, находящемся в зоне избыточного увлажнения, из-за бездорожья и плохого качества полевых грунтовых дорог затруднены доставка грузов, ведение полевых работ (особенно в период распутицы и сильных ливней).
При составлении проекта внутрихозяйственного землеустройства было разработано два варианта развития внутрихозяйственной дорожной сети (рис. 1, табл. 6.12).
(рисунок)
(табл., стр 117)
Технические характеристики размещения дорожной сети
По первому из них предусматривается строительство асфальтобетонных магистральных дорог протяженностью 4,3 км для связи центра хозяйства с пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции и молочной фермой, а также 7 км грунтовых профилированных дорог, укрепленных добавками, для обслуживания пашни и кормовых угодий. Намечается также строительство железобетонного моста через реку. По второму варианту изменяется схема размещения внутрихозяйственной дорожной сети. Намечается строительство 6 км асфальтобетонных и 5,4 км грунтовых дорог, укрепленных добавками.
Характеристики размещения и технического состояния дорог на год землеустройства и по проекту показаны в табл. 6.12. Для расчета экономических характеристик обоих вариантов используют нормативы, приведенные в табл. 6.13.
(табл., стр 117)
Величина капиталовложений на строительство дорог по варианту I составит: по грунтовым дорогам, укрепленным добавками: K1 = 25,17 7 = 176,19 тыс. руб.; по асфальтобетонным дорогам: К2 = 124,37 4,3 = 534,79 тыс. руб. С учетом строительства железобетонного моста всего потребуется 725,98 тыс. руб. капиталовложений (176,19 + 534,79 + 15,0). (В современных ценах это будет примерно в 10 раз дороже)
Аналогично проводится расчет по варианту II.
Рассмотрим далее, как вычисляются ежегодные издержки производства, связанные со строительством и эксплуатацией дорог, на год землеустройства.
Первоначальная стоимость грунтовых дорог при их протяженности 13 км и затратах на строительство в 10 тыс. руб. на 1 км составит 130 тыс. руб. Приняв норму амортизационных расходов 9 % и эксплу-атационные расходы на 1 км дороги 0,8 тыс. руб., получим: C1 = 130000 • 0,09 = 11700 руб. (амортизация); С2 = 800 13 = 10400 руб. (эксплуатационные расходы). При грузообороте 12600 т (в переводе на I класс грузов) и среднем расстоянии перевозок 2,5 км транспортные издержки будут равны: Сз = (0,22 + 0,1 2,5) 12600 = 5922 руб. Потери чистого дохода с площади под дорогами в 15,6 га составят: С4 = 350 • 15,6 = 5460 руб.
Следует иметь в виду, что основные результативные показатели (урожайность культур, грузооборот, чистый доход с 1 га угодья и др.) для сопоставимости вариантов между собой и с показателями на год землеустройства должны быть одинаковыми. Это позволит выявить эффект собственно размещения дорожной сети, устраняя влияние интенсификации производства.
Затем рассчитываются потери от бездорожья, в том числе: потери от повреждения и запыленности посевов: П1,2 = 4,073 WL = 4,073 • 350 • 13 = 18532 руб.; снижение продуктивности пашни (Пз) вследствие переуплотнения почвы при урожайности 4000 корм. ед. с 1 га и сокращении среднего расстояния движения автомобилей и техники по полям на 0,2 км согласно табл. 6.11 при площади пашни 907 га составит: П3 = 1,15 • 907 = 1043 руб.; рост себестоимости продукции из-за бездорожья (П4) (при средневзвешенных производственных затратах 300 руб. на 1 га и общей площади обслуживаемого земельного массива 1300 га) будет равен: П4 = 0,18 -300 ■ 1300 = 70200 руб. В итоге общая сумма потерь составит: Побщ = 18532 + 1043 + 70200 = 89775 руб.
Показатели экономической оценки размещения дорог сведены в табл. 6.14.
(таб., стр 120)
Согласно полученным данным при принятии варианта I: ЕI = = 0,087 0,05. При варианте II коэффициент (Е) будет равен: ЕII = = 0.063 0.05 Для выбора более эффективного варианта строительства внутрихозяйственных дорог следует рассчитать величину приведенных затрат: ПрЗТ = 60200 + 0,05 725980 = 96499 руб. (вариант I); ПрЗТ = 67312 + 0,05 882140 = 111419 руб. (вариант II). По варианту I приведенные затраты меньше, поэтому он и принимается за основу при проектировании.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |