Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение природного и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность




Социальный статус и социальные роли личности.

Социальная типология личности.

Социализация.

Концепции личности.

Соотношение природного и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность.

Тема 5.

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

 

 

Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и духовную, и культурную природу (социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития, несколько абстрагируясь от всего остального). Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга (для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга, т.е. они отмечают в людях социально типическое). Человек, индивид, индивидуальность, личность, - эти близкие, но не тождественные понятия.

Человек -сложная система, в которой соединено биологическое и социальное (биосоциальное существо), высшая ступень эволюции жизни на Земле.

Индивид -единичный представитель социальной общности, экземплярная единица, «один из многих», составляющих социальное целое.

Индивидуальность -то особенное, неповторимое, уникальное, что отличает человека от других.

Какое же содержание вкладывается в понятие "личность"? Сразу возникает ряд вопросов: каждый ли индивид - личность, каковы критерии, дающие основание считать индивида личностью, связаны ли они с возрастом, сознанием, нравственными качествами и пр.

Наиболее широкое "рабочее" определение личности можно сформулировать так: личность - это индивид, включенный в социальные связи и отношения. Ребенок, воспитывающийся в человеческом обществе, уже включен в социальные связи и отношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем. В то же время известно, что дитя человека, воспитанное в стае животных, так и не становится личностью. Или, к примеру, в случае тяжелого психического заболевания происходит разрыв, распад социальных связей, индивид утрачивает качества личности. Бесспорно признавая за каждым право быть личностью, в то же время говорят о выдающейся, яркой личности или заурядной и посредственной, нравственной или безнравственной и т. д.

Социологи, как правило, оперируют понятием «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Личность это совокупность социально значимых качеств человека, которые формируются в процессе общения и взаимодействия его с другими людьми и делают человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии.

"Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" (Ядов).

Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие:

· с точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль;

· другая точка зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта.

Это крайние позиции. Личность развивается из биологическ организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы.

Социологический анализ предполагает определение структуры личности. Существует множество подходов к ее рассмотрению.

Современные отечественные авторы в структуру личности включают три компонента: память, культуру и деятельность. Память включает знания и оперативную информацию; культура - социальные нормы и ценности; деятельность - практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.

В структуре личности можно выделить индивидуальное и социальное начала. В этом плане личность является "живым противоречием" (Н. Бердяев). С одной стороны, каждая личность уникальна и неповторима, она незаменима и бесценна. Как индивидуальность личность стремится к свободе, самореализации, к отстаиванию своего "Я", своей "самости", ей имманентно присущ индивидуализм. С другой стороны, как социальное существо личность органически включает коллективизм, или универсализм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.