КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос №3: Перспективные пути реформирования социальной защиты населенияСоциальная зашита — политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения. Основные формы социальной защиты: • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на • регулирование доходов и расходов населения; • социальное страхование; • социальное вспомоществование; • социальные услуги; • целевые социальные программы. Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах: • поощителыюсти, — властными структурами с целью обществено-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившиеобщественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов; • заячитеяьности, — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы; • патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения. Политически ангажированная поощрите л ьность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено О льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных | отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств но выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная: 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как >ы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, 'язвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами: доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности; реформирования пенсионной системы; ' упорядочения медицинского и пенсионного страхования; соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств; создания рынка социальных товаров и услуг, зашиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг; воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере. Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы. В мировой практике история формирования социальной работы и социальных служб начинается с 1750 года до н.э., когда в Вавилоне создавались коды справедливости — гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В библейские времена социальная работа выражается как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Благотворительность, как социальный феномен, характеризуется проявлением целенаправленного внимания к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин осуществлять собственное жизнеобеспечение, хотя бы на минимальном уровне, своими силами. В своем историческом развитии благотворительность приобрела различные формы: милостыня, общественное призрение, попечительство. Милостыня — это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся гражданам. Она подается тому, кто протягивает руку. Милостыня определяется личными свойствами, подающего ее индивида, его субъективным ощущением, вызываемым встречей с просящим подаяние. Оказание ему посильной помощи и является целью милостыни. Однако щедрые подаяния могут спровоцировать, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, развитие профессионального нищенства. Общественное призрение — одна из наиболее цивилизованных, по сравнению с милостыней, форм благотворительности, которая осуществляется государством, церковью, обществом или частными лицами и выражается в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. От своей первичной формы — подаяния милостыни нищему — общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями, в соответствии с которыми для получающих помощь создаются различные заведения в зависимости от категории нуждающихся в призрении: интернаты, больницы и т.п. Структурами, оказывающими такую помощь, могут быть как государственные и ведомственные учреждения, так и общественные организации. Общественное призрение распространяется на тех, кто действительно нуждается в помощи и не делает из своей нужды промысла, т.е. не стимулирует свое бедственное положение с целью злоупотребления человеческим состраданием во имя необоснованной помощи как основного источника своего существования. Мотивами данной формы благотворительности являются гражданская солидарность и забота о благе нуждающихся людей. Попечительство, как форма благотворительности, изначально ставило перед собой цель открывать людей действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдился просить подаяние, и оказывать им помощь, сообразно обстоятельствами по мере возможности. Попечительство ориентировано на защиту личных и имущественных прав и интересов лиц из числа несовершеннолетних детей и не дееспособных совершеннолетних граждан. Эта форма благотворительности нашла применение путем создания попечительских советов из числа наиболее уважаемых граждан для оказания содействия социальным учреждениям. Постепенно, именно на основе благотворительности как системы общечеловеческих ценностей, и была создана организованная государственная система социальной защиты населения. В конце XIX в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных организаций в Европе и США приходят к выводу о необходимости специальной подготовки лиц, которые будут заниматься оказанием помощи бедным и иным нуждающимся. В 90-е г. XIX в. в Великобритании была организована специальная лекционная и практическая работа, связанная с деятельностью общества благотворительности в Лондоне. Первой школой, ориентированной на подготовку социальных работников, стал Институт подготовки социальных работников, основанный в 1899 г. в Амстердаме. С это1*о времени во всех цивилизованных странах начинают активно развиваться социальные службы, совершенствуются виды и формы социальной работы. В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г., когда специалисты среднего звена, — социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия — специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания. В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб. С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы «Об основах социально-то обслуживания населения)!,«О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи».В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |