Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура местного бюджета




 

Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры муниципального образования.

Легальное определение местного бюджета содержится в ст. 15 Бюджетного кодекса РФ. В ней сказано, что он представляет форму образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

Данное определение не в полной мере отражает содержание этого явления, а потому следует выделить некоторые другие признаки местного бюджета:

1. это юридический документ, который разрабатывается, обсуждается, а затем принимается в установленном законом порядке.

2. представляет собой план расходов и доходов муниципального образования на определенный период (финансовый год).

3. это целостный фонд финансовых средств, необходимых для решения вопросов местного значения.

Таким образом, местный бюджет представляет собой юридический документ, принимаемый в особом процедурном порядке, в котором зафиксированы предполагаемые доходы и расходы на конкретный финансовый год в целях решения вопросов местного значения.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консоли­дированный бюджет муниципального района. Бюджетные пол­номочия муниципальных образований установлены в статье 9 Бюджетного кодекса РФ.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, Законом 2003 г. № 131-ФЗ, а также прини­маемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными за­конами и принимаемыми в соответствии с ними иными норма­тивными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местно­го бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муници­пальных учреждений с указанием фактических затрат на их де­нежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведе­ниями в случае невозможности их опубликования.

Структура местного бюджета включает доходную и расходную части.

Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов делятся на собственные и регулирующие доходы.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан – разовые платежи граж­дан для решения конкретных вопросов местного значения (определяются на местном референдуме, сходе) (см. ст. 56 Закона 2003 г. № 131-ФЗ);

2) доходы от местных налогов и сборов (см. ст. 57 Закона № 131-ФЗ). Местными являются земельный налог и налог на имущество физических лиц в соответствии со ст. 15 Налогового Кодекса РФ). Правовое регулирование налога на имущество физических лиц осуществляется Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», Земельного налога – главой 31 Налогового Кодекса;

3) доходы от региональных налогов и сборов (ст. 58 За­кона 2003 г. № 131-ФЗ);

4) доходы от федеральных налогов и сборов (ст. 59 Зако­на 2003 г. № 131-ФЗ);

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджет­ной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО, субсидии и иные межбюджетные транс­ферты (ст. 62 Закона 2003 г. № 131-ФЗ), и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной соб­ственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязатель­ных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными пра­вовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с феде­ральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ст. 46 Бюджетного Кодекса РФ);

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными зако­нами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких налогов.

Между тем, большинство муниципальных образований в Российской Федерации при формировании доходной части местного бюджета не имеют достаточных собственных и регулирующих доходов для покрытия расходов, возникающих в ходе осуществления местного самоуправления. Поэтому для выполнения социальных обязательств муниципальными образованиями в качестве доходов местных бюджетов Бюджетный кодекс РФ предусматривает финансовую помощи из федерального и регионального бюджетов. Эта финансовая помощь осуществляется в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Дотации служат средством сбалансирования местных бюджетов.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов, например, на совместное финансирование строительства жилищного фонда, дорог.

Расходы местных бюджетов – денежные средства, направ­ляемые на финансовое обеспечение задач и функций государст­ва и органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Так в соответствии со ст. 69 к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

1) оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

2) социальное обеспечение населения;

3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями;

4) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

5) предоставление межбюджетных трансфертов;

6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

7) обслуживание государственного (муниципального) долга;

8) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В отношении расходной части местного бюджета органы местного самоуправления: ведут реестры расходных обязательств муниципального образования в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установлен­ном местной администрацией; самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников му­ниципальных предприятий и учреждений; устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Современное состояние местных бюджетов в большинстве муниципальных образований требует их пополнения. В связи с этим законодательством предусмотрена возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности му ниципального образования – как совокупность мер такого пополнения средствами соответствую­щего бюджета, которое приводит к его соразмерности по соот­ношению доходов и планируемых расходов, а также с бюджета­ми других муниципального образования.

Для помощи поселениям образуются два основных вида фондов финансовой поддержки: региональные и районные. Субъектами РФ могут быть образованы иные фонды финан­совой помощи местным бюджетам. Например: фонды муниципального развития; фонды софинансирования социальных расходов и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 10728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.