Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности




 

1-й уровень - № 129ФЗ от 21 ноября 1996 года (гл.3(ст.13-17))

НК РФ, ТК РФ,ГК РФ, в т.ч положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности №34н от 29 июля 1996 года.

2-й уровень - национальные стандарты ПБУ

3-й уровень – документы, которые устанавливают порядок формирования бухгалтерской отчетности, о формах бухгалтерской отчетности

1) Приказ Минфина РФ, о формах бухгалтерской отчетности организации

2) методические организации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности.

3) указание, инструкции и других документы в рамках учетной политики.

 

5. Основа бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО.

 

В рамках ООН начиная с 1973 действует международный комитет по разработке стандартов по бух. учету и отчетности, который носит рекомендательный характер для многих национальных экономик мира. В соответствии с международными стандартами выделяют базовое положение или принципы бухгалтерской отчетности.

1-й принцип – принцип начисления, который означает, что хоз.операция отражает в учете в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств, и относятся к тому отчетному периоду, в котором они и возникли.

2-й принцип – принцип непрерывности деятельности организации. Финансовая отчетность состоит на основе предположения, что организация предполагает свою деятельность в необозримом будущем, у нее нет ни намерения, ни необходимости самоликвидироваться и существенно сокращать свои операции.

Международные стандарты выделяют качественные характеристики, которым должна соответствовать отчетность:

1) понятность информации – означает ее доступность для понимания пользователей, обладающим достаточным уровнем знаний

2) уместность – считается информация, которая влияет на экономическое решение пользователей, помогает им оценивать прошлое, настоящее и будущее событие.

3) Существенность – существенной является информация, которая из финансовой отчетности и неправильная оценка может повлиять на мнение пользователя.

4) Надежность – надежной считается информация, если она не содержит существенных ошибок, пристрастных оценок и правдиво отражает хозяйственную деятельность.

 

Чтобы быть надежной информация должна удовлетворять следующим требованиям:

1) правдивое представление

2) операции должны отражаться исходя из их экономической сущности

3) ненацеленность на определенную группу пользователей

4) активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и расходы недооценены

5) должны соблюдаться рамки существенности и затраты на получение этой

информации, то есть требование полноты.

 

6) Сравнимость – сопоставимость данных финансовой отчетности с предшествующим периодом, так и отношение к другим организациям.

 

Международные стандарты определяют 5 элементов финансовой отчетности:

- активы – это средства или ресурсы, контролируемые организацией, которые являются результатом событий и источником будущих экономических выгод;

- обязательства – это существенное обязательство организации, которое является результатом прошлых событий, ожидаемое погашение которых приведёт к оттоку ресурсов организации;

- собственный капитал организации – оставшаяся доля активов после вычета всех обязательств;

Эти все 3 элемента представляют информацию о финансовом состоянии организации.

- доходы – определяются как рост экономических выгод организации за отчётный период, выраженные в расширении активов или уменьшении экономических обязательств, результатом чего является рост капитала;

- расходы – это сокращение экономических выгод за период, который выражается в уменьшении или потере стоимости актива или рост обязательств, что приводит к уменьшению капитала.

 

6. Состав бухгалтерской отчетности и предъявленные требования в РФ.

 

Ст.13 – Состав бухгалтерской отчетности

1) Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

2) Бухгалтерская отчетность организаций за исключением отчетности бюджетных организаций (ФЗ от 23.07.98 № 123-ФЗ)

А) бухгалтерского баланса;

Б) отчета о прибылях и убытках;

В) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

Г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза с/х. кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации (ФЗ от 3.11.06 №183-ФЗ)

Д) пояснительные записки

 

3) Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются министерством финансов РФ.

4) Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы.

5) Бухгалтерская отчетность подписывается руководителями и главным бухгалтером (бухгалтером) организации

6) Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и предоставляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях (ФЗ от 28.03.03 № 32-ФЗ)

 

Требования: достоверность, полнота, бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности филиалов и иных подразделений, нейтральность информации, должна быть на русском языке, в валюте РФ.

 

 

7. Подготовительные работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности.

Перед составлением годовой отчётности проводится ряд подготовительных мероприятий:

1. Проверка соответствия данных первичных учетных документов данным бухгалтерского учета. Проверяется, все ли имеющиеся документы нашли отражение в бухгалтерском учете. Все обработанные бухгалтерией документы проверяются на их соответствие утвержденным формам, проверяются подписи и печати. Если какие-либо документы на предприятии утеряны, делаются дубликаты с пометкой «КОПИЯ».

2. Проведение инвентаризации. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их составление и оценка. Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете. Расхождения, выявленные в результате инвентаризации, должны быть отражены бухгалтерскими записями в отчетные периоды, заключительными записями итого. Проводится инвентаризация ОС, ТМЦ, НМА, финансовых вложений, инвентаризация незавершенного производства, денежных средств, документов и бланков строгой отчетности. Особое внимание уделяется инвентаризации расчетов. Инвентаризационная комиссия путем сверки должна установить правильность расчетов с финансовыми налоговыми органами, кредитными банковскими учреждениями, с бюджетными и внебюджетными фондами, с подразделениями, выделенными на отдельные балансы, по расчетам с работниками организации по оплате труда и т.д. Особое внимание уделяется правильности обоснованности сумм дебиторской и кредиторской задолженности. Результаты инвентаризации расчетов подтверждаются актом сверки. В акте из общей суммы указывается сумма задолженности, подтверждаются дебиторами, сумма задолженности не подтверждается дебиторами и сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности. Для дальнейшей работы по истребованию задолженности к акту составляют справку, в которой указывают наименование и адреса дебиторов, суммы задолженности, время возникновения и подтверждающие документы. По суммам, по которым истекли сроки исковой давности, в справке необходимо указать лиц, виновных в пропуске этих сроков. При несовпадении сальдо по расчетам должны быть указаны расхождения причины между организациями. Расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке:

1) излишек имущества приходуется по рыночной цене на дату проведения инвентаризации(материалы Д.10К.41, Касса Д.50К.91/1)

2) выявлена недостача имущества в пределах норм естественной убыли (Д.20, 23К.94)

3) выявлена недостача имущества сверх норм естественной убыли на виновное лицо (Д.94К10,41,50)

4) если виновное лицо не установлено (Д.90/2,1К94)

3. Проводится проверка записей на счетах бухгалтерского учета.

Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям в организации соблюдаются следующие условия:

1) хозяйственные операции отражаются только на основании надлежаще заполненных документов;

2) за отчетный период отражаются все произошедшие хозяйственные операции и результаты инвентаризации;

3) данные аналитического и синтетического учета должны совпадать.

В течение всего периода на основании первичных учетных документов в учетных регистрах формируется вся информация об объектах бухгалтерского учета. Итоговые данные учетных регистров используются для составления Главной Книги.

4. Порядок исправления выявленных ошибок.

Способ исправления ошибочно сделанных записей в первичных документах или учетных регистрах зависит от момента их выявления и характера ошибки.

Корректурный способ применяется, когда ошибка сделана в одном регистре и обнаружена до подсчета итогов, т.е. до перенесения данных в Главную Книгу.

Способ дополнительной бухгалтерской записи применяется, когда ошибка повторяется в нескольких учетных регистрах или выявлена после подсчета итогов в регистрах или главной книге.

Способ сторнировочной записи применяется в том случае, когда в регистрах записана сумма больше, чем следовало, и если составлена и разнесена по счетам ошибочная бухгалтерская запись.

Все исправления делаются в том отчетном периоде, в котором была выявлена ошибка. В случае выявления ошибки, бухгалтер составляет бухгалтерскую справку, где фиксируется выявленная ошибка, отражается причина её возникновения, способ исправления. Бухгалтерская справка составляется в произвольной форме.

5. Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой продукции.

К составлению промежуточной и годовой отчетности, предшествует процедура закрытия счетов. Условно этот процесс можно разбить на следующие этапы:

1) отражаются все прямы затраты по дебиту счетов (Д.20,23,25,26К.10,70,69,02).

2) счет 25 закрывается, сальдо на конец отчетного периода не имеет (Д.20,23К.25)

3) счет 26 закрывается, сальдо на конец отчетного периода не имеет (Д.20,23К,26 – полная себестоимость; Д.90К.26)

4) при наличии производственного брака на счете 28 выявлены окончательные потери, сальдо не имеет Д.20,23К.28

На счете 20,23 будут учтены все прямые и косвенные затраты на производство продукции, работ, услуг. Конечный остаток 20,23 показывает стоимость незавершенного производства, который отражается в балансе по строке 213. В зависимости от выбранного варианта учета готовой учета готовой продукции фактической себестоимости списывается при нормативном методе учета затрат Д.40К.20; при фактическом методе Д.43К.20

 

6.Реформация баланса

1) Выявление финансового результата от продажи продукции, работ, услуг. На счёте 90 «Продажи» накапливается информация о выручке от продажи по обычным видам деятельности. Записи по субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продажи продукции», 90/3 «НДС от продажи продукции» производятся накопительно в течение отчётного года. Так, на счёте 90/1 в конце каждого месяца будет кредитовое сальдо, на сч. 90/2, 3 –дебетовое сальдо, они ежемесячно сопоставляются. В конце каждого месяца на сч. 90 выявляется финансовый результат – прибыль (убыток). Для чего к счету 90/1 сравнивают с дебетовым оборотом по субсчетам 90/2-7. Выявленный результат представляет собой прибыль (убыток) от продаж за месяц. Если выручка превышает затраты, то в учетном месяце прибыль (Д.90/9К.99); если выручка меньше затрат, то организация получит убыток (Д.99К.90/9). По окончанию отчетного года 31.12 все субсчета к сч.90, кроме 9 субсчета, закрываются внутренними записями (Д.90/1К.90/9 – субсчет «Выручка»; Д.90/9К.90/2-7 – все остальные субсчета)

2).Выявление финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности. Закрытие сч. 91 «Прочие доходы и расходы». Записи по счетам 91/1 «Прочие доходы» и 91/2 «Прочие расходы» производятся накопительно в течение года. Ежемесячно кредитовый оборот по счёту 91/1 сопоставляется с дебетовым оборотом счёта 91/2, где полученное сальдо отражают на счёте 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Записи на субсчетах 91/1,91/2, 91/9 производится накопительно в течение отчетного года, то есть все субсчета счета 91 в течение года не закрываются. На счете 91/1 будет всегда кредитовое сальдо, 91/2 – дебетовое. В конце каждого месяца счета 91 выявляется финансовый результат – сальдо прочих доходов и расходов. Для этого сравнивают кредитовый оборот счета 91/1 и дебетовый оборот счета 91/2. Выявленный финансовый результат отражают на специальном счете 91/9. Если сумма прочих доходов превышает сумму прочих расходов – прибыль, если сумма расходов превышает сумму доходов – убыток (Д.91/9К.99; Д.99К.91/9). По окончанию отчетного все субсчета закрывается внутренними записями (Д.91/1К.91/9 «Доходы», Д.91/9К.91/2 «Расходы»).

3. Выявление чистой прибыли (непокрытого убытка). Закрытие счёта 99.

Счет 99 предназначен для обобщения информации, о формировании конечного финансового результата деятельности организации. Записи на счетах 99 ведут накопительно в течение года. В конце каждого месяца финансовый результат от продажи продукции сальдо счета 90 и 91 переносится на счет 99. Кроме того, на счете 99 отражаются:

1) начислен условный расход (доход) по налогу на прибыль Д 99 К 68

2) штрафы, пени, неустойки за нарушение оплаты расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

3) отражаются постоянные налоговые обязательства Д 99 К 68 и постоянные налоговые активы Д68 К99

Сопоставление дебетового и кредитового оборота по счету 99 позволяет определить конечный финансовый результат отчетного периода – прибыль (убыток). В конце отчетного периода 31.12 при составлении годовой отчетности счета 99 закрываются. Если получена прибыль Д 99 К 84; убыток Д 84 К 99, на 1.01 следующего года по счету 99 не должно быть остатков.

 

Бухгалтерский баланс. Его функции в рыночной экономике, содержание и техника его составления.

 

1. Бухгалтерский баланс, его значение, содержание и функции, и техника составления.

 

Бухгалтерский баланс – это способ отражения в денежной форме имущества организаций и источников его формирования на определенную дату.

Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную единицу, дополнение которой является отчет, то есть совокупность всех других форм отчетности. Но если в отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств предприятия, а также конечный результат деятельности предприятия за отчетный период.

Основные функции баланса:

1) Баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, участвующих в управлении с имущественным состоянием организаций.

2) По балансу определяют, сумеет ли организация оправдать взятые на себя обстоятельства перед партнерами, акционерами, инвесторами или ей угрожает финансовое затруднение.

3) Конечный финансовый результат работы предприятия также находит свое отражение в балансе в виде прибыли или убытка

4) На основе данных баланса строится оперативное планирование организации, которое становится неотъемлемой частью контроля за движением денежных потоков.

5) Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями, органами статистики.

6) Ряд сложных проблем невозможно решить без внимательного анализа балансовых цифр.

 

 

2. Виды бухгалтерского баланса.

1. По времени и цели составления:

1) Вступительные – с которого организации начинают свою деятельность

2) Текущие – составляются в течение всего времени существования организации

· Начальные – на начало года;

· Промежуточные – 3, 6, 9 месяцев;

· Заключительные – на конец года.

3) Разделительные – составляются на момент разделения крупного предприятия на более мелкие или при отделении страховых единиц и передачи другому предприятию.

4) Объединительные – составляется при слиянии нескольких предприятий или присоединении страховых подразделений

5) Ликвидационные – составляется на момент ликвидации предприятия.

6) Санируемый – составляет организация, находящаяся на грани банкротства.

 

2. По источникам составления:

 

1) инвентарный – составляется только на основании данных инвентаризации.

2) Книжный – составляется на основании записей бухгалтерского учета без учета результатов инвентаризации, то есть по книжным данным.

3) Генеральный – составляется на базе книжных данных с обязательной проверкой путем инвентаризации.

3. По объему и форме:

1) сальдовый – указываются сводные значения на начало и конец отчетного периода без указания движения средств по счетам, то есть без оборотов.

2) Оборотный – дополнительно к сальдовому указываются сведения о движении средств по счетам, то есть с оборотами.

 

 

4. По ширине охвата:

1) единичный – отражается деятельность только одной организации

2) сводный – получает путем механического сложения суммы, которые имеются на статьях нескольких балансов и подсчета, общих подсчета общих итогов актива и пассива

3) консолидированный – является разновидностью сводного, объединения балансов организации, юридически связанных или взаимосвязанных.

 

5. По способу очистки:

1) Баланс Брутто – что означает грязный, неочищенный баланс – неочищенный от регулирующих статей. К ним относят:

· Амортизация ОС

· Амортизация НМА

· резервы

2) Баланс Нетто – чистый, очищенный от регулирующих статей.

 

3. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу.

1. Правдивость баланса.

Условие правдивости подтверждается документальным подтверждением свершившихся фактов хозяйственной деятельности записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.

Противоположностью правдивости баланса является:

· вуалирование баланса

· фальсификация баланса

Вуалирование – недостоверное отражение состояния хозяйственных средств, искажение результатов работы организации, путем приукрашивания отдельных сторон деятельности (например, не отражены расходы или отражены не все расходы, списаны недостатки по выявленным излишкам). Вуалирование не всегда бывает умышленным, иногда это следствие незнания составления баланса, однако в большинстве случаев оно делается преднамеренно и «вуаль набрасывается» на статьи баланса, показатели по которым по тем или иным причинам пытаются скрыть.

 

Фальсификация – это подделка, искажение фактов, событий (составление баланса по записям, в основу которых положены фальшивые документы)

 

2. Реальность баланса - соответствие оценок статей баланса, объективной реальности.

3. Единство баланса – заключается на его построении на данных принципах учета и оценки, единой номенклатуре счетов, содержании счетов и их корреспонденции во всех структурных подразделениях организации.

4. Преемственность – выражается в том, что последующий баланс должен вытекать из предыдущего баланса.

5. Ясность – прозрачность и аналитичность балансов для всех пользователей, обладающих определенным уровнем знаний.

 

 

4. Содержание бухгалтерского баланса и техника составления.

 

Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается проведение совокупности учетных работ, таких как: инвентаризация, разграничение отдельных статей по периодам, закрытии счетов, подведение итогов соответствующих учетных регистров. По внешнему виду бух.баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части отражается имущество хозяйственной части – АКТИВ, источники формирования имущества хозяйственных средств – ПАССИВ – справа. Обязательным условием баланса является равенство итогов актива и пассива.

Основным элементом бух.баланса является балансовая статья. Статья – это неделимый в данном балансе показатель, характеризующий вид хозяйственных средств – активная статья или источников хозяйственных средств – пассивная статья.

Балансовые статьи сводятся в группы, а группы в разделы. Это облегчает обозрение и анализ информации, содержащейся в бух.балансе. Группировка балансовых статей в разделы и группы подчиняются определенному признаку и является основой экономической классификации хозяйственных средств и источников. В настоящее время структура баланса представлена в следующем виде: актив представлен двумя разделами –

1. оборотные активы

2. внеоборотные активы

Пассив – третий раздел – капитал и резервы

4 раздел - долгосрочные обязательства

5 раздел - краткосрочные обязательства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.