Обыденное
(житейское)
| Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. (приметы, обычаи, традиции, пословицы, народная медицина). Сводится к констатации фактов и их описании.
|
Образно-
художественное
| Характерно для искусства, художественной культуры. Строится на образе, а не на понятии.
|
Религиозное
| Мир рассматривается как проявление божественного замысла
|
Паранаучное
| Околонаучное. Несовместимое с имеющимся научным знанием.
|
Социальное
познание
| Процесс приобретения знаний о человеке и обществе.
Особенности социального познания.
- Субъект и объект познания совпадает
- Исследователь является членом общества, отсюда влияние позиции исследователя на оценку фактов.
- Сложность объекта познания –общества (находится в постоянном развитии, что
затрудняет нахождение закономерностей).
- Ограничена возможность применения такого метода научного познания как эксперимент.
- В социальном познании используют конкретно-исторический метод.
|
Самопознание
| Самопознание - познание самого себя, объект и субъект познания совпадают.
Итог самопознания- «Я»- концепция – формирование образа собственного «Я»
Образ «Я» не остается неизменным на протяжении всей жизни, меняются самооценка, характер, цели человека. Постижение своего «Я» происходит:
§ В результате наблюдения за собой
§ В процессе деятельности
§ В результате организованных мероприятий (тестов, тренингов и т.д.)
Самооценка - эмоциональное отношение к своему образу. Самооценка всегда субъективна. Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит.
|
Научное познание
| Смотри ниже
|
Научное познание – вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных и
и обоснованных знаний.
Особенности научного познания:
-объективность - доказательность - проверяемость -наличие эмпирического и теоретического уровня
Уровни научного познания
|