Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 14 страница




Упражнение 2.

Сделать из ладоней ушные раковины, "как бы повернув их обратно". Прочитать текст или проделать голосовое упражнение.

Упражнение способствует ощущению головного резонатора речевого голоса.

Упражнение 3.

Сделайте из ладоней ушные раковины, "как бы повернутые вверх". Прочитать текст или проделать голосовое упражнение.

s

Упражнение способствует ощущению смешанного звучания речевого голоса — груд­ного и головного.


РАЗВИТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Под понятием "речевой голос" подразумевается сложное явление, которое объединя­ет звуки, исходящие из ротоглоточной полости человека, независимо от того, выражают они мысли и чувства, или рождаются в результате таких рефлекторных мышечных дви­жений, как стон, крик, смех или звучный кашель.

Голосовая деятельность человека начинается с момента рождения, т. е, с первого крика ребенка, носящего рефлекторный характер.

Дыхание ребенка неглубокое, грудное резонирование по объему маленькое, поэтому голос носит фальцетный характер.

К концу второго месяца у ребенка начинают появляться звуковые комплексы с не­которыми согласными. Издаваемые звуки могут быть разными по силе, но, как правило, одинаковыми по высоте. В основном в этот период формирования речевого голоса про­исходит колебание краев голосовых складок, что характерно для мягкой атаки звука.

В период дальнейшего формирования речевого голоса появляется более определен­ное звучание, но разговорный голос детей первого года жизни характерен узостью диапа­зона и слабостью, несмотря на то, что дети ясельного возраста могут говорить очень громко.

Формирование в дальнейшем речевого голоса у детей дошкольного и школьного возраста отличается заметным расширением диапазона. Голос становится звонким, хотя в нем еще мало обертонов, диапазон остается ограниченным, и звук преимущественно головного звучания. При форсированном голосе у детей обычно верхний регистр звучит высоко и визгливо, низкий — напряженно.

Наиболее заметно меняется голос в период полового созревания. Этот период назы­вается периодом мутации, т. е. сменой или переменой голоса. У мальчиков он бывает от 14 до 20 лет, у девочек от 13 до 16 лет.

Время мутации речевого голоса следует разделить на три периода.

1. Предмугационный период. В это время оформляется нервно-мышечная система голосового аппарата, происходит некоторая смена механизмов голосообразования. Появ­ляются признаки приближающейся мутации речевого голоса. У детей появляются при­знаки охриплости и осиплости в речевом звуке.

2. Мутационный период. В это время происходит заметный рост всей гортани, го­лосовые складки увеличиваются в длину, ширину, становятся толще, и совершается пе­реход от колебания их краев к колебанию всей их массы. В это время наблюдается уве­личение объема глотки, языка, напряжение артикуляционной и мимической мускулату­ры. В этот период наблюдается нарушение ритмичности дыхания. В полости гортани врачи-фониатры отмечают значительные изменения — краснота слизистой оболочки гортани и голосовых складок, их неполное смыкание, частые кровоизлияния.

Речевой голос в этот период бывает сиплый, крикливого характера. Речевой голос начинает срываться, "петушить". Резко выражен перелом голоса.

Интересно отметить, что в мутационный период дети не владеют интонированием знаков препинания, недостатки речи и голоса усиливаются, дети избегают разговоров и плохо воспринимают речь окружающих. Внешние проявления мутационного периода вы­ражаются в гримасах, покраснении лица во время речи, мышечных усилиях лица, шеи, конечностей.

3. Послемутационный период. Происходит дальнейшее оформление гортани и все­го голосового аппарата. Гортань делается взрослой с остаточными явлениями мутации. Голосовой аппарат быстро утомляется, звук приобретает устойчивый характер, но рече­вой голос в это время может претерпевать перемены, прежде чем окончательно сформи­руется голос взрослого.

Длительность периода мутации колеблется от одного или нескольких месяцев до двух лет.

Сформировавшийся речевой голос обеспечивает слышимость речи на большом рас­стоянии, звучность которой зависит от произношения гласных звуков. Согласные звуки оформляют слова.

Речевой голос является одним из элементов речи и правильно формируется в том случае, если нет препятствий со стороны слуха, психики и речеголосообразовательных органов.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Под физиологическими свойствами речевого голоса понимают такие свойства голо­са, которые вызывают в органе слуха человека соответствующие ощущения.

1. Сила речевого голоса регулируется в значительной степени произвольно и зави­сит главным образом от напора вьщыхаемого воздуха, силы смыкания и амплитуды голо­совых складок. Значительное влияние на силу речевого голоса оказывают и резонатор- ные полости речевого аппарата, которые усиливают звук.

2. Тембр речевого голоса обусловливается присоединением к основному тону изда­ваемого звука обертонов (добавочных тонов). Тембр речевого голоса зависит от анатоми­ческого устройства речевого аппарата и умения пользоваться резонаторными полостями.

"Индивидуальный тембр голоса определяется прежде всего особенностями строения и функций гортани данного человека. Размеры гортани и голосовых складок, мощность мускулатуры гортани, тонус мышц, как и мышц дыхательного аппарата, наконец, смыка­ние связок — все это создает неповторимые индивидуальные отличия одного голоса от другого"*.

3. Высота речевого голоса зависит от частоты колебания голосовых складок, полу­чивших импульс от центральной нервной системы. Изменения высоты речевого голоса обеспечиваются работой мышечного аппарата.

4. Диапазон (объем голоса) зависит от количества речевых тонов. Диапазон взрос­лого человека при разговоре 4—5 тонов, у детей диапазон значительно меньше — 2—3 тона, причем диапазон мальчиков и девочек почти не отличается друг от друга. Диапазон речевого голоса может увеличиваться с возрастом и в процессе правильной тренировки.

К профессиональным свойствам речевого голоса драматического актера, чтеца, дик­тора, лектора и т.д. можно отнести звучность, красоту, легкость, силу, гибкость, полет­ность, плавность, мелодичность, владение регистрами и способность длительное время выдерживать профессиональную нагрузку без усталости речешлосового аппарата.

"Такой речью от природы мало кто обладает, и для большинства людей нужна ее специальная обработка, приспособление для профессионального звучания — постановка голоса. От поставленного голоса требуется прежде всего повышенная степень разборчи­вости, а также большая звучность, громкость голоса"*.

В профессиональном речевом голосе различают высокий речевой голос и низкий речевой голос. На практике высокий и низкий речевой голос встречается как у мужчин, так и у женщин. Причем певческий тип голоса не всегда совпадает с речевым.

Высокий речевой голос всегда определяется хорошим звучанием в верхнем и сред­нем регистрах и неудобством в нижнем регистре.

Низкий речевой голос определяется хорошим звучанием в низком и среднем реги­страх и неудобством в верхнем регистре,

"Успехи в развитии и воспитании голоса зависят от наличия данных, от способно­сти ученика и методики обучения,

"Есть голоса богатые от природы. Для актера этого недостаточно. Для него важно не только этот природный дар иметь, но и суметь его сохранить. А самое главное — уметь им пользоваться, владеть им. Если актер не владеет своим голосом, если голос не подчиняется его воле, темпераменту и нервам, то никакие эмоции и мысли не могут быть им выражены полностью, со всей тонкостью и богатством творческого замысла".

НЕДОСТАТКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Афония — отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи. Наблюда­ется в результате заболевания гортани или при неправильном воспитании речевого голо­са.

Дисфония — частичное расстройство голоса, т.е. потеря его звучности. В отличие от афонии речевой голос сохраняется, но звучит слабо, хрипло, дрожит и срывается.

Фонастения — повышенная утомляемость речевого аппарата. Неприятные ощуще­ния в речевом аппарате во время речи.

Псевдофонастения — прерывистый речевой голос, возникающий от волнения чаще всего у актеров, не овладевших навыками поставленного голоса.

Следует сказать, что причины вышеназванных недостатков речевого голоса, часто встречающиеся среди актеров, дикторов, чтецов, могут быть различны.

Недостатки голоса могут зависеть от раннего курения, злоупотребления алкоголем, от постоянного пребывания в загрязненной атмосфере, от перегрузки речеголосового ап­парата, а также от нарушения слуха. Следует отметить, что неправильное воспитание на­выков речевого голосообразования может привести речевой голос актера к одному или нескольким перечисленным недостаткам речевого звучания.

ТЕОРИЯ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

В отношении механизма голосообразования в свое время существовала единая мы- шечно-эластическая (миоэластическая), или механическая, теория, предложенная Мюллером в 1835 году.

Вот как представлен в ней механизм голосообразовання. Под сомкнутыми голосовы­ми складками образуется избыточное давление. Прорываясь через сомкнутые голосовые складки, воздушный поток раздвигает их в стороны, а затем складки смыкаются и снова размыкаются под давлением новой воздушной струи. Таким образом, колебания голосо­вых складок по мышечно-эластической теории рассматривались как результат взаимо­действия двух сил: силы дыхания и эластической силы напряженной голосовой мышцы.

С этой точкн зрения поведение голосовых складок приравнивалось к поведению ту­го натянутой струны. Процесс голосообразовання рассматривался как явление чисто пе­риферическое. Нервной системе отводилась роль регулирования этих двух сил (подсвя- зочного давления и натяжения голосовой мышцы), которые происходят по принципу ав­токолебаний,

В 1932 году врач-фониатр JI. Д. Работнов отметил, что раздражение голосовых цен­тров коры головного мозга приводит в движение весь звукопроизводящий аппарат.

Опыты крупного отечественного ученого профессора-фониатра Е. Н. Малютина (1934 год) и его учеников показали, что голосовые складки колеблются без подсвязочно- го давления — под влиянием только одних импульсов нервного возбуждения. Это откры­тие у нас и за рубежом расценивается как решающее, оно дает начало новой теории го­лосообразовання — нервно-мышечной, или нейрохронокснческой.

В дальнейшем французский ученый и певец Р. Юссон и его сотрудники А. Джианом и А, Муланге в результате применения методов электрофизиологии и большого количе­ства экспериментальных работ подтвердили опыты Л. Д. Работнова и Е. Н. Малютина, выдвинув нервно-мышечную теорию голосообразовання.

Ведущая роль в процессе голосообразовання отводится центральной нервной си­стеме.

Согласно нервно-мышечной теории голосообразовання голосовые складки имеют сложную неврологическую связь с центральной нервной системой. Вибрация их проис­ходит в результате активного сокращения волокон голосовых мышц под воздействием нервных импульсов, идущих из головного мозга по нижнему гортанному нерву. Частота колебаний голосовых складок задается не в гортани, а нервными импульсами, идущими из центральной нервной системы.

Недостатком этой теории следует признать игнорирование влияния воздушного по­тока на частоту колебания голосовых складок.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов в свое время установили, что любой двигательный орган, в том числе и голосовой аппарат, находится в непрерывной связи с центральной нервной системой.

В настоягцее время большинство специалистов разделяют точку зрения, согласно которой процесс голосообразовання находится под контролем центральной нервной сис­темы, но в то же время подчеркивают, что развитие речевого голоса должно проходить в координированном единстве дыхания, артикуляции, резонирования, под контролем слуха и высшей нервной деятельности.

ПЕВЧЕСКИЙ И РЕЧЕВОЙ ГОЛОС

Изучение вокальной литературы дает возможность сделать выводы о том, что в ре­зультате целевых установок в речи и пении один и тот же анатомофизиологический ап-


парат используется неодинаково. Механизмы его деятельности значительно отличаются друг от друга.

1. В речи на первом плане стоит передача ее действенного содержания. В пении со­держание находится в непрерывной связи с музыкальной мелодией.

2. У одного и того же человека певческий голос не всегда соответствует речевому: бывает высокий речевой голос при низком певческом и наоборот,

3. У одного и того же человека в речи и пении может быть различное положение гортани, т. е. пение на повышенной гортани, а речь — на пониженной и наоборот.

4. Тембр речевого и певческого голосов не всегда сходен. За некрасивым речевым голосом часто скрывается прекрасный певческий и наоборот — речевому голосу краси­вого тембра может соответствовать некрасивый певческий.

5. Певческий голос свободно укладывается в определенную часть нотных знаков. Речевой голос, не фиксированный мелодией, состоит из множества речевых скольжений, не укладывающихся в определенную рамку нотных знаков.

6. Сложность голосового движения в речи — в быстрой смене направления скользя­щих движений рядом стоящих слогов, как ударных, так предударных и заударных, а так­же скольжения на каждой гласной.

7. Дыхание во время речи не идет сплошным потоком, а дробится по слогам, диаф­рагма совершает сложные движения, остановка дыхания происходит после каждого глас­ного звука. Такое членение дыхания очень важно для правильного формирования звуков речи.

8. Артикуляция в пении осуществляется с помощью мягких тканей надгортанного пространства (зева, мягкого неба, глотки, носоглотки) при пассивности передней части рта. Во время речи она происходит в основном за счет передней части ротоглоточной полости при относительном покое ее глубинной части.

9. Речевой голос возник и развивается на базе среднего регистра, на котором мы и разговариваем, звуки имеют скользящий характер, небольшую силу и короткое звучание.

10. В речевом голосе и потоке речи согласные звуки являются как бы каркасом сло­ва, а гласные — его мелодическим рисунком, В потоке речи согласные и гласные оказы­вают друг на друга определенное влияние. Пение же — это определенный мелодией зву­ковой поток гласных, прерываемый согласными звуками для формирования слов.

11. В речевом голосе гласный звук скользит по звуковой шкале так быстро, что на одном речевом звуке не успевает образоваться вибрация, характерная для певческого го­лоса.

12. Речевой слух также отличается от музыкального. При помощи речевого слуха осуществляется тональное развитие речевого голоса, приспособление к тональному ан­самблю партнера, контроль над звучанием своего голоса, над произносимым текстом.

13. Речевые и певческие приспособления у одного и того же лица различны (по данным Л. Б. Дмитриева).

ПРОБЛЕМА МЫСЛЕННОЙ (ВНУТРЕННЕЙ) РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Одной из эффективных форм тренировочной работы над речевым голосом является внутренняя речь, т. е. мысленная "речь про себя".

Мысленная внутренняя речь может быть использована в процессе дыхательной гим­настики, внутриглоточной артикуляции, центрального звучания речевого голоса, а также резонаторной настроенности голосового аппарата.

Во время мысленного чтения фразы сама мысль вызывает движение органов артику­ляции (языка, губ, гортани). С другой стороны — движения органов речи в свою очередь действуют на головной мозг, заставляя его работать в требуемом направлении. Внутрен­няя речь, когда мы мыслим "про себя", отличается так называемыми цдеомоторными движениями речевых органов, хотя они и не воспроизводят в это время звуков.

Если человек выдыхает воздух и мысленно "про себя" одновременно произносит фразу или поговорку, он тренирует тем самым как дыхательный, так и произноситель­ный аппарат.

Экспериментально доказано, что человек думает словами той же речи, на которой говорит, но в несколько раз быстрее.

"..Любые даже самые незначительные движения голосового аппарата целиком дик­туются "приказаниями" нервных центров. Эти движения обнаруживаются в процессе не только реального пения, но и мысленно. Представление рождает движение"[23].

Во время речи в действие вовлекается вся речевая система человека ■— дыхание, ар­тикуляция, голос и т. д. При тренировочной работе отдельных частей речеголосового ап­парата мысленно происходит то же самое, только в значительно меньшей степени. В дальнейшем, после тренировки в мысленном прочтении, при произнесении вслух части речеголосового аппарата будут работать точнее.

Известный отечественный психофизиолог Л. А. Чистович занимается изучением мысленной речи. Ей удалось выявить и зарегистрировать с помощью приборов мысли "про себя". Оказывается, когда человек думает, он как бы говорит. На основе "внутрен­ней речи" Л. А. Чистович разработала моторную теорию восприятия. Из нее следует, что человек во время разговора воспринимает речь партнера не пассивно (просто слушая), а активно, т. е. беззвучно имитирует ее, сам того не замечая.

"Главнейшая особенность этих мышечных движений, сопутствующих голосовым представлениям, — их непроизвольность, В основе этого свойства лежит давно извест­ное физиологам явление — так называемый ндеомоторный акт. Сущность идеомоторно- го акта заключается в том, что мысленное представление какого-либо движения неиз­менно и, главное, — непроизвольно порождает это движение".

Занимаясь тренировкой отдельных элементов речевого голоса с мысленным чтени­ем, учащийся точно распределяет мышечные движения и мышечную энергию, что спо­собствует сохранению голоса, так как освобождает речегслосовый аппарат от излишней форсировки звучания и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразовання.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Определение правильного центрального звучания речевого голоса, его рабочей сере­дины, имеет огромное значение вообще, и особенно в начале обучения. У каждого чело­века имеется свой индивидуальный центр речевого голоса, т. е. исходное положение, с которого следует всегда начинать раооту по его воспитанию, i аким иирлоим, цщ^ил речевого голоса называется та часть речевого диапазона, которая звучит наиболее легко и свободно, то количество речевых звуков, которое учащийся произносит без мышечно­го напряжения. Это те звуки, на которые нервная система уже выработала удобные при­емы звукоподачи.

Для центрального звучания речевого голоса или середины его существуют уже гото­вые, привычные двигательные импульсы, которые в процессе воспитания голоса уточня­ются, развиваются, переносятся на соседние звуки, не имеющие этих привычных уста­новок.

Выявлению центрального звучания практически может себе помочь сам учащийся, фиксируя ощущение легкого и ненапряженного, "удобного" участка диапазона своего го­лоса.

Выявлению центрального звучания речевого голоса помогает активное мысленное чтение небольших фраз с последующим переходом на чтение вслух. Хорошо помогает и активизирует весь речеголосовый аппарат чтение артикуляционно-фонетическим спосо­бом с дальнейшим переходом на чтение вслух. Артикуляционно-фонетический способ основан на том, что во время прочтения фразы работает центральная нервная система, активизируется весь дыхательно-артикуляционный аппарат. Артикуляционно-фонетиче­ский способ заключается в том, что в упражнении произносится только согласный звук, а гласный артикулируется медленно, беззвучно. После проделанного упражнения актер всегда попадает на свойственный только ему центр голоса. Подобный артикуляционно- фонетический способ выявления центрального звучания речевого голоса имеет преиму­щество в том, что воспитывает мышечные ощущения, речевой слух, внимание, самоана­лиз, осязательное и вибрационное чувства, т. е. те необходимые качества, которые тре­буются для развития голоса актера.

Итак, центр речевого голоса — это тот голос, который возвращается к исходному положению после ряда повышений и понижений.

АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (Упражнения, которые помогают выявить индивидуальный центр речевого голоса)

Кроме того, что эти упражнения помогают выявить середину голоса каждого учаще­гося (при произнесении вслух), они являются хорошими упражнениями по дыханию: тренируют нижнебрюшные мышцы в момент артикуляции согласных и межреберные мышцы в момент длинного теплого вьщоха. Кроме того, теплый вьщох помогает органи­зации звука в передней части ротовой полости, снимает напряжение окологортанной му­скулатуры.

Мы дали такое название упражнениям, так как внимание при тренировке их фикси­руется на точной артикуляции внешней и внутриглоточной, а произнесение согласных и гласных происходит по законам фонетики русского языка.

Упражнения тренируются беззвучно и со звуком. Ощущение освобождения мышц ротоглоточной области воспринимается через их предварительное закрепощение, т. е. сначала создается препятствие, после чего, согласно законам физиологии, одни мышцы расслабляются, а парные им включаются в работу, предоставляя свободный проход воз-

душной струе. В результате вырабатывается свобода действия и умение управлять мыш­цами.

Все артикуляцион и о-фонетические упражнения служат укреплению мышц речеголо­сового аппарата, организации звука в передней части ротовой полости (резонированию), снятию напряжения окологортанной мускулатуры и, кроме того, тренировке фонацион­ного дыхания.

Артикуляционно-фонетические упражнения не требуют громкого звучания (что то­же немаловажно), но включают в работу всю группу резонаторов — грудных и головных, что проверяется на проверочных текстах, произносимых сразу же после тренировочного упражнения. Это, в свою очередь, воспитывает ощущения слуховые и мышечные.

Занятия на среднем и тихом звучании вовсе не лишают голос звонкости, а приучают к сознательному, вдумчивому управлению дыханием и резонированием. Недаром извест­ный миланский педагог-вокалист Д. Барра, подготовивший в течение 10 лет многих рус­ских певцов, считал полезной тренировку не в полную силу голоса. Форсировка приуча­ет к крикливости, однообразию, а постоянное излишнее напряжение голосовых складок утомляет их и лишает речевой слух тонкости и гибкости восприятия и контроля при уп­равлении голосом.

В процессе тренировки, как мы уже говорили, результат каждого упражнения про­веряется и фиксируется произнесением вслух определенной фразы, либо стихотворной строчки того текста, на котором ведется тренировка.

Таким образом, технические достижения тут же проверяются и закрепляются в тек­стах, произносимых вслух осмысленно и разговорно,

В работу берутся тексты хорошо знакомые, лучше описательные, не нагруженные психологическими и эмоциональными задачами, небольшие по объему (особенно в нача­ле занятий). Образцы текстов мы предлагаем ниже.

Эти упражнения полезны и доступны каждому самостоятельно занимающемуся. Тре­нировать их можно в любом помещении на воздухе (в лесу, в поле, езду, в горах), во время выполнения несложной привычной домашней работы. Как говорил великий физи­олог И. П. Павлов: "...мы, занятые, главным образом, одним делом, одной мыслью одно­временно можем исполнять другое дело, очень привычное для нас, то есть работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения" (цит. по: На­горный В. Э. Гимнастика для мозга. М., 1972),

Дгхя нас "основным" будет голосовое упражнение. И, как подтверждает практика, во время определенных привычных, несложных движений, не требующих большого физиче­ского напряжения и специального внимания, голос звучит свободно, окологортанные мышцы не напряжены и после тренировки голос не устает, звенит и льется свободно,

В нашей работе много, казалось бы, парадоксального: например, — если надо снять напряжение с гортани, не надо специально фиксировать на этом внимание учащегося, так как зажим гортани станет сильнее. Надо тут же переключить внимание на другие, сопутствующие звучанию яешения — на дыхание и резонирование, и при помощи усво­енных упражнений (дыхательных и резонационных) снять напряжение с гортани.

В этом эффективность косвенных приемов воздействия, оправданного изучением психологических процессов. Добиваясь определенного, необходимого качества звучания, не надо "пробиваться" через преодоление недостатка, назойливо напоминая о нем. Опре­делив характер мышечного, а в большинстве случаев психологического зажима, необхо­димо отвлечь внимание, успокоить и привести к необходимому результату "обходным" путем, Нельзя, чтобы человек терял веру в возможность избавиться от недостатка.

Если после или во время тренировки ученик устает, сипнет — это сигнал для педа­гога, что работа построена неверно и надо менять задания, надо найти удобные и полез­ные для данного человека тренировочные упражнения (еще лишнее доказательство инди­видуализации в работе).

При артикуляционно-фонетических упражнениях широко практикуется "мысленная речь" (про себя), при которой очень мягко активизируется весь речеголосовой аппарат, поэтому мы практикуем ее применение для тренировки голоса после некоторых заболе­ваний: после перенесения простуды, когда уже закончился острый воспалительный про­цесс, но осталась сипота, связки еще не полностью смыкаются, узелки еще не рассоса­лись и т. д. Первое из предлагаемых нами упражнений обладает еще одним свойством — выявить у каждого его центральное звучание — "золотую середину" голоса. Ученика не надо предупреждать об этом, но после того как он произнес проверочную фразу, не ду­мая, "куда" он посылает звук, но вместе с тем ощущая свободу и легкость звучания, ука­зать, что вот отсюда и начнется дальнейшая работа над совершенствованием голоса.

Упражнение X.

Упражнение делается беззвучно. Губами воспроизводится точная артикуляция взрыв­ного согласного б или п. (Мысленно мы его проговариваем.) Губы как бы слиплись, и мы никак не можем их разомкнуть. При этом усилии невольно подтягиваются нижнеб­рюшные мышцы. Это длится недолго — всего 1—2 секунды, затем губы приоткрывают­ся, опять мысленно мы "тянем", проверяя внутриплоточную артикуляцию, один из глас­ных (и, э, а, о, у, ы). Гласные "произносятся" на теплом выдохе, теплоту которого мы проверяем, поднеся ладонь ко рту. На теплом выдохе активизируется работа межребер­ных мышц, которые регулируют долготу вьщоха: чем теплее вьщох, тем он длиннее.

При тренировке, как мы уже говорили, губы крепко сжимаются при мысленном произнесении б, п, затем, не сливая его в слог с гласным, раскрыв губы, долго тянем теплый вьщох.

Упражнение выглядит следующим образом:

Б-иии... б-эээ...б-ааа...б-ооо,,. б-ууу...б~ыыы...

Затем тренируются следующие пары взрывных согласных: д—т и г—к, при которых затворы создаются при смыкании кончика языка с альвеолами верхних передних зубов и при смыкании средней и задней части языка с твердым небом.

Мы назвали это упражнение "Хочу сказать, но не могу".

Потренировав указанным способом каждый согласный звук, предлагаем тут же, на тех же мышечных пристройках произнести небольшую фразу с большим количеством в ней тренируемого звука. ("Добыл бобов бобыль", "Сидел тетерев на дереве", "Кукушка кукушонку купила капюшон").

После этого упражнения голос на фразах прозвучит невольно на естественной для данного человека середине. При повторении упражнения это звучание закрепляется.

При тренировке дома или в классе с педагогом проверка звучания обязательна.

Тренировка этого упражнения помогает форсированию звука на губах, регулирова­нию подсвязочного давления, тренировке мышц дыхания, определению и закреплению середины голоса, с которой и начинается работа над расширением диапазона голоса.


Мы предлагаем еще одну форму тренировки этого чрезвычайно полезного упражне­ния. Его можно делать в любых условиях (правда, без проверки вслух) — на ходу, в транспорте, и т. д.

Артикуляция губ может быть незаметной — главное ощутить подтягивание нижнеб­рюшных мышц. Это будет хорошей настройкой к звучанию и дыханию. Потренировав мысленно каждый из взрывных согласных со всеми гласными, мы уже в течение 10 ми­нут позанимались подготовкой речеголосового аппарата к звучанию.

Упражнение 2.

Берется фраза, в которой встречается много взрывных согласных, звонких и глухих. Согласные произносятся вслух, без напряжения, негромко, легко, отрывисто (изолиро­ванно от гласных, как в упражнении 1). Гласные же "тянутся" долго-долго, беззучно (мысленно), на теплом вьщохе. Дыхание подхватывается носом произвольно, по мере на­добности.

После произнесения фразы артикуляционно-фонетическим способом ее произносят вслух. Речевым слухом мы констатируем правильность звучания. Упражнение повторяет­ся 3—4 раза.

Примерные тексты: "Добыл бобов бобыль"; "Все бобры для своих бобрят добры".

Упражнение 3.

Тренировка производится на тех же текстах, что и в упражнении 2, только гласны­ми на вьщохе надо беззвучно "полоскать" горло, обращая особое внимание на раскрытие глотки. Затем фраза произносится вслух. Упражнение повторяется 3—4 раза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.