Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 18 страница




в) вдох — ллилл, ллэлл, ллалл, ллолл, ллулл, ллылл.

Порядок таблицы может быть изменен, если учащемуся удобнее начать упражнение с других гласных (к — о — у — ы — э — а, у — о — а — э — и — (к и т. д.),

9. Чередовать сочетания гласных с сонорными напевным и речевым приемами. Про­изнести таблицу напевным способом. Затем, взяв дыхание, повторить ее речевым спосо­бом, не меняя высоты. Повторить такое чередование, поднимая всю таблицу по полуто­нам в пределах своего среднего регистра:

Распев Речь

вдох — мми, ммэ, мма, ммо, вдох — ми, мэ, ма, мо, му, мы

мму, ммы

Во всех упражнениях обязательны: постоянная подача ровной струи воздуха; ров­ное, непрерывное звучание; правильное формирование гласных и согласных звуков; ощу­щение звука в резонаторах; ощущение свободы мышц окологортанной мускулатуры. На­чинать тренировку с того приема (напевного или речевого), который легче удается. В упражнениях, проводимых речевым способом, следует добиваться постепенности рече­вых ступеней, без больших интервалов. Необходимо определить, сколько ступеней повы­шения и понижения имеется в распоряжении учащегося на данный период тренировки.

Переходя от продолжительного произнесения изолированного звука м, н или л к его сочетанию с гласными звуками, не всегда следует брать всю таблицу гласных. Первона­чально можно взять три звука, наиболее легких для учащегося (и —- э — а — или а — о — у).

Задание. Повышая постепенно таблицу и затем понижая, определите на сколько ступеней высоты вам удается продвинуться при ощущении свободы окологортанных мышц.

Учащиеся с заметным носовым оттенком звучания начинают тренировку голоса по таблице гласных в сочетании не с сонорными согласными, а со взрывными б, д, г.

Задание, Проделайте эти упражнения дома, самостоятельно, отдельно с каждым взрывным звуком, повышая таблицы: сначала б и, бэ, ба, бо, бу, бы',

затем г и, гэ, га, го, гу, гы\

и ди, дэ, да, до, ду, ды.

Таким образом при помощи первоначальных упражнений выясняется: 1) на каком приеме легче удерживать звук на одной высоте — на распевном или речевом; 2) с каки­ми согласными звук легче идет вперед, не вызывая напряжения, и приближается к резо­наторам. Кроме сонорных звуков лил, которые активизируют вьщох, возможно для не­которых студентов подбирать и другие согласные, произнесение которых подводит вы­дыхаемую струю воздуха вперед (б, д, г, з, ж).

Переход от напевного упражнения к речевому или наоборот совершается в зависи­мости от того, в каком упражнении голос учащегося звучит естественнее, свободнее. Ес­ли свободу звучания, равномерное распределение вьщоха, свободу глоточной полости, концентрацию звука в резонаторах студент скорее ощутил в напевном упражнении, то ему надо впоследствии перенести эти ощущения на речевое звучание, и наоборот.

4S9


„Т 1Ш1Л 11^уи1>идл 1 VA Wili^AllVUllUt JUiirilVIWi 11V -> I I4I1I1J I I л iv^uvnunwtpuvim J 14

раж нениям с сонорными звуками уделяется приблизительно 10—14 дней. Особенно за­держиваться на них не нужно, так как иногда свобода звучания легче удается на упраж­нениях со словами.

Если у студента во время голосового упражнения замечаются мышечные зажимы и недостатки в использовании дыхания, то ему следует вернуться к упражнениям, связан­ным с движением, и на них убрать зажимы.

Тренировка правильного звучания на тексте пословиц и коротких стихотворных текстах

Упражнения с сонорными согласными и их сочетаниями с гласными помогли офор­мить звук, установить верное его направление. Следующий этап — упражнения со слова­ми. Для этой цели могут служить счет, пословицы, строчки стихотворного текста. При работе следим за тем, чтобы сохранить найденное удобное, свободное, полетное звуча­ние, которого мы добились в слоговых упражнениях с сонорными звуками.

При этом первом обращении в голосовых упражнениях к словам необходимо внима­ние к тому, чтобы ударные гласные попадали точно в резонатор, а неударные не снима­лись с дыхания; чтобы не пропадали согласные звуки, которые формируют слово.

Пословицы и другие тексты надо подбирать так, чтобы под ударением встречалось больше гласных, на которых учащемуся легче закрепить правильное звучание, и соглас­ных, которые помогают удерживать звуки в резонаторах. При наличии открытого ("бело­го") звука лучше взять строчки с преобладанием звука о. Учащимся с зажатой челюстью лучше тренироваться на строчках, где часто встречается ударный а. Ударные гласные помогают держать тон всей строки.

В упражнениях добиваемся ровности характера и силы звучания, устойчивой высо­ты, без провалов и качаний при переходе от слога к слогу и от слова к слову. Для более точного выполнения этих условий вспомним подготовительные упражнения с мыслен­ным чтением и предварительно проделаем упражнение про себя, следя внутренним слу­хом за верностью и точностью звучания.

Пословицы и стихотворные строчки вначале тренируем в пределах среднего регист­ра. Когда установится точное понимание объема середины своего голоса и появится уме­ние управлять звуком при повышении и понижении, будем понемногу расширять диапа­зон, каждые 5—6 дней прибавляя по одной ступеньке, звучащей сначала ниже, а затем и выше среднего регистра. В процессе тренировки для каждого учащегося постепенно ус­танавливается количество полутонов (в упражнениях нараспев) и количество речевых ступенек (в упражнениях на речь), К концу второго курса диапазон голоса студента дол­жен быть расширен в зависимости от его индивидуальных успехов.

Перед каждым повышением и понижением текста пословицы или стихотворной строчки следует делать вдох. В упражнениях на чередование напевных и речевых стро­чек начинать надо с той, в которой голос учащегося звучит естественнее, легче. В даль­нейшем надо добиваться свободного выполнения упражнений как напевного, так и рече­вого звучания.

Длина стихотворной строчки при тренировке зависит от степени освоения дыха­тельных упражнений, длинного вьщоха.

Как и в предыдущем комплексе упражнений, при расширении диапазона голоса на­до следить за одновременным использованием грудного и головного резонаторов, за точ­ностью артикуляции, за свободой окологортанной мускулатуры, опорой дыхания.

Мы начинаем отсчет строчек снизу при повышении голоса и сверху при пониже­нии. Каждая строчка повышается (или понижается) на одну ступень высоты.

1. Повышение и понижение голоса при произнесении пословицы нараспев. От удобного нижнего звучания, повышая пословицу по полутонам, довести голос до удоб­ной высоты и затем, постепенно понижая его, вернуться к исходному звучанию. Произ­нести нараспев, на одном дыхании, на одной высоте всю пословицу. Вдохнуть и произ­нести пословицу, повысив голос на полтона.

Повышение и понижение голоса сначала происходит в пределах его середины. Все слова пословицы произносятся на одном дыхании, все ударные гласные звучат на одной высоте.

Отсчет строчек начинается снизу,

3. (вс)ол') Красно поле пшеном, а речь умом.

2. (вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.

1. (вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.

2. Повышение и понижение голоса при произнесении пословицы речевым при­емом. В этом упражнении пословица тренируется по речевым ступеням, в речевой инто­нации. Ударные слоги произносятся на одной высоте, которая фиксируется речевым слу­хом учащегося. Вся пословица, как и в упражнении 1, произносится на одном дыхании. Характер речевой интонации утвердительный, конкретный, но мягкий (не рваный, не резкий).

Домашнее задание. Закрепить упражнение на повышение и понижение голоса в по­словице "Весна красна цветами, а осень — снопами". Сначала тренироваться речевым способом, а затем напевным.

3. Тренировка голоса в чередовании речевого и напевного звучания пословицы.

Произнести пословицу "Красно поле пшеном, а речь умом" с напевным звучанием; затем, взяв дыхание, произнести пословицу в речевой интонации на той же высоте:


 

 


Распев (вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.

Речь

(вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.


 

 


Повышая пословицу по полутонам нараспев и повторяя ее в речевой интонации, по­степенно довести голос до удобного, естественного верхнего звучания и затем постепен­но вернуться к исходной высоте.

Произнести пословицу один раз речевым способом; затем, взяв дыхание на той же высоте, повторить ее нараспев. Повышать пословицу по речевым ступеням и, повторяя ее нараспев, довести до верхнего звучания; постепенно возвратиться по речевым ступе­ням к исходной высоте:


 

 


Распев (вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.

Речь

(вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.


Домашние задания: а) закрепить упражнение на чередование, начиная с напевного звучания пословицы; б) закрепить упражнение, начиная с речевого звучания пословицы.

Для тренировки взять несколько пословиц. Например, кроме указанной выше, сле­дующие: "Где песня льется, там легче живется"; "Красна песня ладом, а сказка складом; "В зимний холод всякий молод"; "Береги нос в большой мороз"; "Хорош цветок, да ос­тер шипок"; "Плохое начало и дело стало"; "Где взросла сосна, там она и красна". Как видите, в этих пословицах преобладают звуки а и о ъ ударном положении.

Тренировка голоса на стихотворных строчках (3—4 слова в строке)

Цель этих упражнений — закрепить правильное звучание голоса на различных сло­вах (а следовательно, на различных звукосочетаниях).

1. Повышение и понижение голоса по строчкам речевым приемом. Принцип уп­ражнения тот же, что в предыдущем упражнении с пословицей. Стихи для тренировки следует взять сначала четырехстопного размера. Например:

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печальный свет она.

(А, Пушкин. "Зимняя дорога")

Каждую строчку текста постепенно повышать до удобной для студента верхней сту­пени диапазона и затем так же понижать до исходной высоты звучания. Интервалы меж­ду строчками зависят от степени развития речевого слуха учащегося. Перед каждой строчкой необходимо взять дыхание.

Начинайте с нижней строки этой таблицы:

4, (вдох) 4-я строчка: Льет печальный свет она.

3. (вдох) 3-я строчка: На печальные поляны

2. (вдох) 2-я строчка: Пробирается луна,

1. (вдох) 1-я строчка: Сквозь волнистые туманы

2. Повышение и понижение голоса по строчкам нараспев. Поднимать каждую строчку текста, приведенного в предыдущем упражнении, на полтона выше; дойдя до удобной высоты, соответственно опускать голос.

Внимание к устойчивости ударных гласных и точное повышение и понижение стро­чек делают дальнейшую работу над голосом более эффективной, помогают сознательно расширять диапазон. Умение добиться точности звучания каждого ударного гласного яв­ляется результатом развития речевого слуха.

Во время тренировок надо следить за согласованной работой грудного и головного резонаторов при повышении или понижении голоса.

3. Чередование строчки напевной со строчкой речевой. Текст для тренировки:

Уже полдневная пора Палит отвесными лучами, И задымилася гора С своими черными тенями.

(Ф. Тютчев. "Снежные горы")


Каждая напевная строчка должна звучать выше предыдушей на полтона. Речевая строчка придерживается высоты напевной, но произносится в речевой интонации. На­чать первую строчку нужно в грудном регистре.

Распев Речь

4. 4-я строчка (вдох): С своими черными те- (вдох) С своими черными тенями, нями.

3. 3-я строчка (вдох): И задымилася гора (вдох) И задымилася гора

2. 2-я строчка (вдох): Палит отвесными луча- (вдох) Палит отвесными лучами, ми,

1. 1-я строчка (вдох): Уже полдневная пора (вдох) Уже полдневная пора

4. Чередование речевой строчки с напевной. В отличие от предыдущего, это уп­ражнение надо начинать с произнесения строчки речевым способом, а затем повторить строчку нараспев (после вдоха) на одной высоте с речевой. После произнесения послед­ней строчки все четверостишие повторяется до предельной высоты для данного периода тренировки.

В упражнениях на чередование напевной и речевой строчек следует определить ко­личество повышений и понижений. В упражнении 3 определить количество полутонов, а в упражнении 4 — количество речевых ступенек подъема голоса.

5. Переход с напева на речь. При этом при повторном произнесении строчки вдоха не происходит.

6. То же самое — переход с речи на распев.

II курс

Тренировка звуковысотного, темпоритмического, динамического диапазона речевого голоса на удлиненной строчке

Приступать к тренировке голоса на удлиненных строчках полезно при достаточно натренированном дыхании. Эти упражнения предусматривают дальнейшее развитие и ук­репление дыхания и слуха учащихся. Две строчки указанного текста должны произно­ситься на одном вьщохе и на одной высоте (в двух строчках 6—7 слов).

От темного леса далёко. На почве бесплодно сухой Дуб старый стоит одиноко, Как сторож пустыни глухой.

(И. Никитин. "Дуб")

Упражнения на развитие звуковысотного диапазона голоса

1. Повышение и понижение голоса речевым способом на удлиненной строке. По­вышать и понижать по речевым ступеням текст двух строчек, следующих друг за другом, на одном вьщохе. Начать упражнение с нижних ступеней диапазона (в грудном регист­ре). Повышение и понижение зависит от степени развития речевого слуха учащегося; вдох следует брать через каждые две строки:

С вдох) От темного леса далёко, / На почве бесплодно сухой (вдох) Дуб старый стоит одиноко, / Как сторож пустыни глухой, (вдох) От темного леса далёко, / На почве бесплодно сухой... (И т.д.)

2. Повышение и понижение голоса напевным способом на удлиненной строке.

Повышение и понижение двух строчек нараспев следует по полутонам (см. упражнение № 2 предыдущей группы упражнений).

3. Чередование двух напевных строк с двумя речевыми (см. упражнение № 3 пре­дыдущей группы). Начать с напевного звучания двух строчек. Дыхание распределять так­же на две строки. Каждые две строки повышать и понижать по полутонам. Эти же две строчки на той же высоте тренировать речевым способом,

4. Чередование двух речевых и двух напевных строчек (см. упражнение № 4 пред­ыдущей группы). Начать с речевого звучания двух строчек. Каждые две строки повышать и понижать по речевым ступеням и эти же две строки на той же высоте тренировать на­распев.

5. Переход с распева на речь в середине строки. Повышать и понижать голос по по­лутонам (или речевым ступеням) на длинной строке. В середине строки, не делая вдоха, переходить с распева на речь. Затем вдохнуть, повысить голос на ступеньку, опять на­чать с распева и перейти в середине сдвоенной строки на речь — и так по всему диапа­зону, сначала поднимаясь по полутонам, затем опускаясь по полутонам.

Распев Речь

(edojc) От темного леса далеко, На почве бесплодно сухой

(вдох) Дуб старый стоит одиноко, Как сторож пустыни глухой.

6. Переход с речи на распев в середине сдвоенной строки. Упражнение делается так же, как предыдущее, но теперь первая половина удвоенной строки звучит как речь, а вторая — нараспев.

Речь Распев

(вдох) От темного леса далёко, На почве бесплодно сухой...

Дыхание берется на обе строчки один раз.

Повышение и понижение голоса по словам

Эти упражнения способствуют дальнейшему развитию гибкости и плавности звуча­ния, расширению диапазона голоса на речевом и напевном приемах, выравниванию пе­реходов из регистра в регистр по всему диапазону. В этих упражнениях каждому следует установить точное количество длинных строк, в которые укладывается диапазон его го­лоса на данном этапе (по мере тренировки диапазон будет расширяться).

Тренировочный текст — знакомое четверостишие "Уже полдневная пора..,". Произ­носить его надо сначала негромко, осторожно, мягко, внимательно слушая себя, повы­шая каждое слово (в пределах своего диапазона); затем соответственно понижать каждое слово. Все время следить за ровностью и полетностью звучания (проверять работу резо­наторов). Дыхание следует брать после каждой длинной строчки.

Низким от природы голосам иногда легче начинать с верхнего звучания, постепенно понижая голос на каждом слове — в распеве по полутонам, в речи по установленным ступеням — а затем подняться по словам. Постепенно надо добиться, чтобы повышение и понижение голоса по словам заняло 4 удлиненные строки. Интервалы между словами при речевом приеме зависят от слуха учащегося, при напевном приеме ступенькой явля­ется полутон. Повышение слова нараспев (по хроматической гамме) можно проверять у инструмента.

В речевом ступенчатом движении используется минимальное повышение или пони­жение, которое уже отмечает речевой слух. Необходимо добиваться мягкого, ровного пе­рехода от слова к слову в повышении и понижении, не рубить слова. Голос как бы пе­реливается от одного слова к другому.

1. Повышение и понижение голоса по словам речевым способом. Каждое слово в строчке повышать на одну ступеньку от своего низкого (грудного) звучания до удобной высоты и соответственно так же понижать голос:

тенями, черными

с своими

гора И задымилася лучами (вдох), отвесными

палит

пора полдневная

(вдох) Уже

2. Повышение и понижение голоса по словам нараспев (по хроматической гамме). Каждое слово сначала повышать, а затем понижать по полутонам в пределах своего диа­пазона.

3. Повышение голоса по словам (речь) и понижение (нараспев). Таким образом, первая половина упражнения (повышение) тренируется по типу упражнения 1, вторая половина (понижение) — по типу упражнения 2.

4. Повышение голоса по словам нараспев, понижение — речевым способом. Пер­вая половина упражнения тренируется по типу упражнения 2, вторая половина — по ти­пу упражнения 1.

В этих упражнениях учащиеся уточняют определение своего диапазона на данном этапе тренировки и в дальнейшем следят за его расширением. В речевом упражнении диапазон может быть больше, чем в напевном. Дыхание взять только в начале упражне­ния и в переходе к понижению.

Упражнения на использование различных темпов

В творческой практике актер иногда встречается с необходимостью произносить текст в быстром темпе. Нередко ему приходится мгновенно переключаться с быстрой речи на медленную или, наоборот, с медленной на быструю. Цель предлагаемых ниже упражений — использовать при быстром темпе найденную в предыдущих упражнениях легкость, верное направление звука в резонаторы и закрепить длинный, плавный выдох. Ускоренные строчки должны быть легкими, точными. Скорость не должна мешать раз­борчивости слов.

Упражнения на использование различных темпов, как и все предыдущие, проводят­ся в распевном и речевом звучании. Ускоренное повышение по хроматической гамме и по словам в речи первоначально производится с добором дыхания после двух-трех удли­ненных строчек. При достаточной тренировке в дальнейшем оно должно производиться от нижних ступеней диапазона до верхних на одном выдохе (вдох делать только перед понижением голоса).

1. Чередование медленных и быстрых строчек речевым способом при одновре­менном повышении и понижении голоса на длинной (сдвоенной) строке.

Тренировочный текст

Смотрит солнце с небес — и блестит и горит, По полям и лугам разливается. Не шелохнется лес, только песня звенит, Гулким эхом вдали откликается...

(С. Дрожжин. "Привал на Волге")

Первая строчка произносится в нижнем регистре и в медленном темпе (как можно медленнее). После вдоха эта строчка повторяется на той же высоте, но уже в быстром темпе. Делается вдох, голос повышается на ступеньку речевого диапазона, опять строчка произносится медленно, а после добора дыхания — быстро и т. д.

2. Чередование медленных и быстрых сдвоенных строк напевным способом при одновременном повышении или понижении голоса по двум строчкам. Тренировка проводится так же, как в предыдущем упражнении, но строчки произносятся нараспев и повышение происходит по полутонам.

3. Чередование двух медленно произносимых строк речевым способом с двумя быстрыми нараспев. Дыхание берем после каждых двух строк. Текст:

Смотрит солнце с небес — и блестит и горит. По полям и лугам разливается, —

произносится как одна строка в медленном темпе.

Далее следует повторить эти две строчки в быстром темпе, или в быстром темпе звучат последующие две строчки четверостишия.

Речь (медленно) Смотрит солнце с небес — и блестит и горит. По полям и лугам разливается.

Вдох. Распев Не шелохнется лес, только песня звеннт,

(быстро) Гулким эхом вдали откликается...

4. Чередование двух медленных строк (распев) с двумя быстрыми (речь) при од­новременном повышении или понижении строк в пределах установленного диапазо­на.

Медленно — Смотрит солнце с небес — и блестит и горит.

Распев По полям и лугам разливается.

Быстро — Не шелохнется лес, только песня звенит,

Речь Гулким эхом вдали откликается...

паузами между словами, а медленным произнесением самих слов. Тренируясь системати­чески, следует в конце концов добиться, чтобы упражнения легко звучали в удвоенных строчках. Полезно проводить эти упражнения — на чередовании медленных и быстрых строк — и в обратном порядке: начинать с быстрых строк, а повторять медленно.

Задание. Потренируйте самостоятельно эти упражнения, начиная с быстрого произ­несения строк. Помните: высота при чередовании медленных и быстрых строк не меня­ется.

5. Ускоренное повышение и понижение по словам речевым способом. Это упра- женение проводится так же, как упражнение I из предыдущей группы упражнений, но теперь каждое слово произносится быстро, бегло — и при этом очень четко, разборчи­во. Вдох добирается во время упражнения 1—2 раза. Возможно добрать в середине уп­ражнения при подъеме, затем перед понижением.

6. Ускоренное повышение и понижение по словам нараспев (по хроматической гамме). Начиная работать над освоением хроматической гаммы в ускоренном темпе, не­обходимо сначала выполнить упражнение 2 из предыдущей группы упражнений. Вдох следует делать 2—3 раза, не нарушая плавности переходов от слова к слову.

7. Повышение по словам на речь в медленном темпе и понижение по словам на речь в быстром темпе.

S. Повышение по словам на речь в быстром темпе и понижение по словам на речь в медленном темпе.

Задание. Потренировать упражнения 7 и 8 напевным способом.

9. Постепенное изменение скорости при одновременном повышении и пониже­нии по строчкам речевым способом. Каждая длинная строка изменяется в темпе.

Над хлебными нивами скоро Цветенья поднимется дым, А там уж из темного бора Потянет настоем грибным.
Желанное время локоса Пришло между тем наяву, Седые обильные росы К земле пригибают траву.
(В. Солоухин. "Верность") 10.Повышение или понижение голоса по строчкам с одновременным изменением скорости (нараспев). Это упражнение проводится так же, как и предыдущее, только по­вышение и понижение голоса происходит по полугонам. Выполнять оба эти упражнения следует так, чтобы не бьгло резкого перехода от медленного темпа к быстрому. Строчки используются сдвоенные. 11.Чередование одной медленной строчки и трех быстрых (речь) на одном дыха­нии и на одной высоте. Цель упражнения — выработать устойчивость дыхания и звука на большом речевом периоде при резких сменах темпа.

На самых верхних (удобных для данного голоса) ступенях речевого диапазона строчки произносятся с наибольшей скоростью и легкостью, после чего проводится по­нижение и одновременно замедление каждой длинной строки по речевым ступеням. На самой нижней ступени дипазона строчка произносится наиболее медленно.

Тренировочный текст:

Текст для тренировки:

Люблю грозу в начале мая, Как бы резвяся и играя,

Когда весенний первый гром, Грохочет в небе голубом.

(Ф. Тютчев. "Весенняя гроза")

Упражнение выполняется так:

Медленно Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Быстро Как бы резвяся н играя,

Грохочет в небе голубом.

12. Чередование одной медленной строки и трех быстрых, тренируемых нараспев на одном дыхании и на одной высоте. Упражнение выполняется так же, как предыду­щее, но повышение и понижение происходит по полутонам.

13. Чередование одной медленной строчки (распев) и трех быстрых (речь):

(вдох) Люблю грозу в начале мая (медленно, распев).

Когда весенний первый гром,

(вдох) Как бы резвяся н и фая.

Грохочет в небе голубом (быстро, речь).

Все четыре строчки должны звучать на одной высоте. Последние три строчки про­износятся без пауз, как одна строка, на одном вьщохе.

Во всех упражнениях на ускорение по строчкам следует избегать слишком высоких, а также слишком низких ступеней диапазона, так как при очень низком звучании пропа­дает полетность звучания, а на очень высоких ступенях голос иногда приобретает визг­ливую окраску. Следует также помнить, что при быстром темпе не нужна большая сила звука.

Упражнения на развитие силы звука

Цель этих упражнений — соединить силу звучания с найденным ранее ощущением свободы, полегности; учиться придавать голосу широту (объемность). При этом не нуж­но путать звучность и широту с грубостью, резкостью звука, с криком.

Голос актера оценивается также по мягкости, легкости, тонкости интонаций. Необ­ходимо сохранять чистоту звучания и правильное, ровное направление звука при смене силы, распределять напряжение и ослабление, владеть силой и легкостью, управлять ды­ханием.

Одно из первых упражнений на использование силы и легкости звучания — упраж­нение "Эхо". Оно помогает выработать умение быстро и без особого напряжения для го­лосового аппарата переключать голос с громкого звучания на сдержанное, легкое, не на­рушая при этом условий правильного голосообразования. Голосу таким образом прида­ются дополнительные качества интонационной выразительности. Упражнение "Эхо" по­могает ощутить полетность звука, дальний его прицел с наиболее полным использовани­ем резонаторной системы, способствует развитию слуховых ощущений.

Придерживаясь правила не увлекаться громкостью звука, не следует и бояться ее, так как в процессе творчества порой приходится использовать свой голос в полную силу.

При силовых упражнениях должно создаваться впечатление, что голос может зву­чать еще сильнее.

При выполнении упражнений на усиление по строчкам требуется умение очень точ­но распределять дыхание. Для каждого учащегося в этих упражнениях необходимо уста­новить предел высоты, на которую падает самая сильная по звуку строчка (в данный пе­риод тренировки). Самая сильная строчка должна звучать на высоте, наиболее удобной для голоса (на его середине). Самая тихая строчка тоже должна звучать на удобной (нижней) ступени диапазона (там, где откликается головной резонатор).

1. "Эхо"-речевой способ.

Текст для тренировки:

Как солнце зимнее прекрасно. Когда, бродя меж серых туч. На белые снега напрасно Оно кидает слабый луч!..

(М. Лермонтов. "Солнце")

Произнести первую строчку громко, прислушиваясь, как "летит" звук, но не очень низко (чтобы не терять полетности). Затем повторить строчку на этой же высоте, ими­тируя отзвук (эхо), какой мы слышим в лесу или в горах. Вдох делается после каждой строчки.

Громко Тихо (эх о)

{вдох) Как солнце зимнее (вдох) Как солнце зимнее

прекрасно, прекрасно,

Когда, бродя меж серых туч... Когда, бродя меж серых туч...

Все четверостишие идет при повышении каждой новой строки по речевым ступень­кам, Достигнув удобного предела высоты, надо проделать упражнение, понижая голос на каждой новой строчке по речевым ступенькам. Важно внимательно прислушиваться к отзвуку своего голоса и воспроизводить его.

2. "Эхо" — нараспев. Повышать и понижать строчки по полутонам. Упражнение "Эхо" может звучать и на сдвоенных строчках.

Задание. Проделать дома самостоятельно упражнение "Эхо" на распев и на речь, используя сдвоенные строчки.

3. Постепенное усиление голоса с одновременным повышением или понижением по строчкам речевым способом.

Все последующие упражнения тренируем на длинной строчке.

Первьге две строчки начать с самого тихого звучания на нижней ступени диапазона. Повышать по две строчки на речевую ступень, одновременно усиливая звучание голоса по отношению к предыдущей длинной строке. Рассчитать так, чтобы самое сильное зву­чание голоса совпадало с самой удобной для него высотой на середине (где голос звучит без напряжения, свободно), и затем продолжать повышать строчки по речевым ступеням до предела высоты, постепенно затихая. После этого, понижая голос с каждой удвоен­ной строчкой, опять усилить звук на центре голоса и снова постепенно снижать силу звука.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.