Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 20 страница




И, гортань растворивши

расщелиной трубной, я провыл над столицей трикрат:

— На горе

Арарат

растет

красный

и крупный

виноград,

ВИНОГРАД.

ВИНОГРАД!"

(С. Кирсанов. "Буква Р")

МАЛИНОВОЕ М —

мое метро, метро Москвы.

Май, музыка, много молодых москвичек,

метростроевцев,

мечутся, мнутся:

— Мало пестов?

— Милые, масса места, мягко, мух мало! Можете! Мерси... —

Мрамор, морской малахит, молочная мозаика — мечта!

Михаил Максимыч молвит механику:

— Магарыч! Магарыч! — Мотнулся мизинец манометра. Минута молчания...

Метро мощно мычит мотором.

Мелькает, мелькает, мелькает магнием, метеорами, молнией. Мать моя мамочка! Мирово!

Мурлычет мотор — могучая музыка машины. Моховая!

Митя моргнул мечтательной Марусе:

— Марь Михална, метро мы мастерили! - Молодцы, мастерски! —

Мелькает, мелькает, мелькает... Махонький мальчик маму молит:

— Мама, ма, можно мне, ма?.. — Минута молчания...

Мучаюсь. Мысли мну... Слов не хватает на букву эту... {Музыка... Муха... Мечта... Между тем...) Мелочи механизма! Внимайте поэту —


!

я заставлю слова

начинаться

на букву эМ: МЕТИ МОЕЗД МЕТРО МОД МОСГИНИЦЕЙ МОССОВЕТА МИМО МОЗДВИЖЕНКИ К МОГОПЕВСКОМУ МУЛЬВАРУ! МОЖ АЛУЙСГ А!

(С. Кирсанов. "Буква М")

Жил-был — я. (Стоит ли об этом?)

Шторм бил в мол. (Молод был и мил...)

В порт плыл флот. (С выигрышным билетом

жил-был я.) Помнится, что жил.

Зной, дождь, гром. (Мокрые бульвары...)

Ночь. Свет глаз. (Локон у плеча,,,)

Шли всю ночь. (Листья обрывали...)

"Мы", "ты", "я" нежно лепеча.

Знал соль слез. (Пустоту постели...)

Ночь без сна. (Сердце без тепла) — час как газ город опустелый. (Взгляд без глаз,

окна без стекла,)

Где ж тот снег? (Как скользили лыжи!)

Где ж тот пляж? (С золотым песком!)

Где тот лес? (С шепотом — "поближе".)

Где тот дождь? ("Вместе,босиком!")

Встань. Сбрось сои. (Не смотри, не надо,..)

Сон не жизнь. (Снилось и забыл.)

Сон как мок в древних колоннадах.

(Жил-был я...) Вспомнилось, что жил.

(С. Кирсанов. "Строки в скобках")


Вопросы по постановке дыхания и голоса

В конце третьего года обучения можно провести контрольный урок. Цель его состо­ит в том, чтобы узнать, насколько сознательно, осмысленно выполняет свой речеголосо- вой тренинг будущий актер. На контрольном уроке студенты отвечают на вопросы педа­гога, сопровождая свой ответ практическими упражнениями[24].

1. Что означает подготовка речевого аппарата к звучанию? Какие вы знаете упраж­нения?

2. Что такое массаж и какую он преследует цель? Покажите массажи, применяемые на занятиях по сценической речи.

3. В чем преимущество носового дыхания? Покажите упражнения на развитие носо­вого дыхания.

4. Что такое артикуляция внешняя и внугриглоточная? Какие вы знаете упражне­ния, их цель.

5. Какой тип дыхания лежит в основе речевой и вокальной постановки голоса? В чем его преимущество? Покажите, как вы проверяете правильность вдоха и вьщоха.

6. Какое влияние оказывает осанка на дыхание и звучание? Что такое осанка? По­кажите упражнения для выработки правильной осанки.

7. Назовите основные мышцы вдоха и вьщоха. Как вы проверяете их работу? Какие упражнения помогают этому?

8. Зачем нужна тренировка поясничных, межреберных мышц? Какие вы знаете уп­ражнения?

9. Что такое "опора" дыхания и голоса? Какими упражнениями вы ее проверяете?

10. Где и каким образом зарождается звук голоса, где он оформляется? Покажите упражнения.

11. Что такое резонатор? Какие резонаторы вы знаете? Объясните, при помощи ка­ких ощущений вы проверяете резонирование?

12. Что такое "посыл" звука, его полетность? Какими ощущениями вы определяете верное звучание? Покажите знакомые вам упражнения, направляющие звук в "маску",

13. Что такое диапазон голоса? При помощи каких упражнений вы работаете над измерением и расширением его?

14. Что такое регистр и сколько их? Встречаете ли вы трудности при переходе из регистра в регистр? Каким образом вы их сглаживаете?

15. Что является причиной носового (гнусавого) звучания? Какие вы знаете упраж­нения, снимающие его?

16. Что такое "фиксированный" выдох и "мысленная" речь? В чем их польза? По­кажите, как вы ими пользуетесь,

17. Что такое одышечное дыхание? Какие вы знаете упражнения для его устранения и предупреждения?

18. Где возникают мышечные зажимы при фонации? Каковы их причины и способы устранения? Упражнения "косвенные" и "отвлекающие".

19. Что такое голосовой тренинг? Каким циклом упражнений вы владеете?

20. Какие артикуляционно-фонетические упражнения вы знаете? В чем их цель?


Глава 3

МАТЕРИАЛЫ ЗАЧЕТА И ЭКЗАМЕНА I КУРСА

I СЕМЕСТР (зачет)

Задами зачета

На зачете студенты должны проявить владение первыми верными навыками во всех разделах предмета. В зачет включаются упражнения, снимающие напряжение с дыха­тельной и окслогортанной мускулатуры, включая приемы аутогенной тренировки. В раз­деле "Дыхание" — упражнения, тренирующие опорные дыхательные мышцы, длинный выдох, носовое дыхание. Многие упражнения по дыханию соединяются с движением. В первом семестре выбираются несложные движения, снимающие напряжение и отвлекаю­щие внимание от неожиданно возникающего мышечного напряжения, а также способст­вующие непроизвольному приведению звука в резонаторы. В этом семестре студентами осваиваются упражнения, которые помогают выявить индивидуальный центр голоса, его середину. Во всех упражнениях они должны звучать на своей середине. Кроме того, тре­нируется внутри глоточная и внешняя артикуляция. Дикционные упражнения соединяют­ся с движением, которое активизирует артикуляционный аппарат, помогает звучанию. Орфоэпические билеты включают специально подобранные слова, проверяющие, на­сколько усвоили студенты правильное произношение гласных звуков и их сочетаний и некоторые правила произношения согласных звуков и их сочетаний, включая закон ог­лушения звонких согласных в конце слова н закон уподобления (ассимиляции) соглас­ных по звонкости или глухости. В орфоэпические билеты включены также слова, в ко­торых часто встречаются неверные ударения.

В процессе тренировки упражнений следует ставить студентов в условия общения, взаимодействия, игры. Это способствует воспитанию более чуткого и свежего восприя­тия, фантазии, тренирует слух. Возникают интересные приспособления, снимаются за­жимы с речевого аппарата, активизируется речь, В упражнениях перед студентами ста­вятся несложные действенные задачи — доказать свою правоту, уговорить, уточнить, от­казаться, упрекнуть и т. д.

На зачет вынесена небольшая часть тренинга, освоенного студентами в течение 1-го семестра. Ведут эти разделы сами студенты.

Программа н содержание зачета

I. Снятие напряжения с дыхательной и окологортанной мускулатуры,

1. "Тянуть канат". Выполняется упражнение стоя, ноги на ширине плеч. Представьте, что над вами, на высоте вытянутых рук, висит канат. Поднимаясь на носки — вдох, на фиксированном выдохе как бы захватываете руками "канат" и

тянете вниз с усилием, сгибая руки и немного приседая. Повторить это движение 2—3 раза, ощущая напряжение мышц шеи, плеч, рук, грудной клетки, ног. После трехкратного выполнения упражнения присесть, расслабляя мышцы тела, и позву­чать на сочетаниях ба-ба-баба, как бы спрашивая партнера: "Я хорошо звучу? Или: "Слышишь, как я свободно звучу?" (похвастаться).

"Стекает лицо". Представьте, что ваше лицо "потекло": "течет челюсть", "течет язык", "щеки текут", "губы потекли",.. Во время произнесения ведущим этих слов студенты поглаживают лицо пальцами от середины ушей (где смыкается нижняя челюсть с черепной коробкой) по нижней челюсти к подбородку. Рот сво­бодно открыт, губы расслаблены, расслабленный язык лежит на нижней губе. По­вторить эти движения 3—4 раза. Затем наклонить голову и сильно ею потрясти справа налево. Если расслабление достигнуто, то губы и щеки вибрируют, ударя­ясь своей тяжестью по челюстям. Сначала упражнение выполняется без звука, по­том включается голос. В результате образуется бесформенный звук-гудение. Затем поднять голову и позвучать на различных сочетаниях, проверяя свободу звука. На­пример, на сочетаниях амба-ба-ба-ба (3 раза).

II. Тренировка дыхательных мышц и длинного выдоха.

"Лазер". Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Фиксированным выдохом, как острым лазерным лучом, "разрезать помещение", начиная от середины потол­ка, далее по стене, спускаясь до пола. В конце фиксированного выдоха на остав­шемся дыхании сказать: "Амба!" ("я разрезал помещение").

!. "Обмотать дыханием". Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Выбрать себе партнера и фиксированным выдохом как бы "обмо­тать" его виток за витком, начиная с ног и постепенно доходя до макушки. В кон­це упражнения на оставшемся дыхании сказать: "Баста!" ("все, не вырвешься больше"). Затем так же "размотать" его!

III. Тренировка внутриглоточной артикуляции.

1. "Зевок с закрытым ртом". Сделать зевок с закрытым ртом. Затем, за­помнив мышечное ощущение зевка, произнести сочетания ба-баба, как бы спра­шивая у партнера: "Тебе удобно звучать?" — или извиниться за зевок, Проделать это упражнение 3 раза.

2. "Горячая картошка" или "Зевок с открытым ртом". Сту­дент, ведущий это упражнение, как бы "бросает в рот" своим партнерам "горячую картошку", предупреждая: "Горячая картошка!" От этих слов рефлекторно под­тягивается мягкое нёбо. Запомнив это ощущение, студенты тут же произносят проверочные сочетания ба-баба, желая как бы "пристыдить" своего товарища за то, что дал такую горячую картошку. Проделать 2—3 раза.

3. Крепко сжать челюсти и, не разжимая их, но хорошо работая губами, произнести скороговорку "Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа". Затем тут же, не торопясь, но без паузы произнести скороговорку с разжатыми челюстями, ощущая свободу звука.

.ui лончик языка крепко упереть в корни передних верхних зубов.

Не отрывая его, произнести скороговорку "Колпак на колпаке, под колпаком колпак". Сразу же после этого, без паузы, произнести ту же скороговорку. Повто­рить 2 раза.

5. "Прополоскать" на выдохе рот и горло воздухом, вспомнив, как это делается при полоскании водой и стараясь точно воспроизвести эти движения. Сразу же после "полоскания" произнести: "Карл и Клара. Клара и Карл".

6. Мягко открыть рот. Язык свободно лежит внизу. Не закрывая рта, не артикули­руя, произнести: "Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река". Сразу же после этого, без паузы, произнести тот же текст. Возникнет ощущение свободного, удобного, на центре, звучания,

IV. Носовое дыхание.

1. Прижать правую ноздрю пальцем, вдохнуть левой ноздрей; зажав левую ноздрю, выдыхать через правую, протяжно произнося согласный н и постукивая пальцем по правой ноздре. Затем вдохнуть правой ноздрей; зажав ее, вьшыхать через ле­вую, протяжно произнося согласный н и постукивая пальцами по левой ноздре. Повторить поочередно 3—4 раза.

2. Поглаживая нос (боковые части хребта носа) от кончика к переносице средними и указательными пальцами обеих рук, делать вдох. На выдохе постукивать указа­тельными и средними пальцами обеих рук по ноздрям со звуком м. Повторить 3— 4 раза.

3. Поглаживать нос на вдохе теми же движениями, что и в упражнении 2, Затем концы указательных пальцев на вьщохе упереть в крылья носа и, по мере прохож­дения воздушной струи через нос, делать вращательные движения, как бы ввинчи­вая пальцы. Протяжно тянуть при этом звук м. Повторить 3—4 раза.

4. На вдохе коротким, быстрым движением провести указательным пальцем по ниж­ней части носовой перегородки от желобка под носом к кончику носа, слегка поднимая его кверху. Во время вьщоха, протяжно произнося звук м, то прикры­вать на короткое время ноздри большим и указательным пальцами правой руки, прерывая вьщох, то открывать проход для воздушной струи (6—8 движений). По­вторить 2—3 раза.

V. Тренировка опорных дыхательных мышц.

1. Руки лежат на нижнебрюшных мышцах. Произносить текст "На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор". На вьщохе нижнебрюшные мышцы как бы выталкивают руки на каждом ударном слоге.

2. То же, проверяя работу межреберных мышц.


3. То же, проверяя работу брюшных и поясничных мышц. (Эти упражнения создают ощущение опоры дыхания во время звучания). Упражнение выполняется в двух вариантах: а) с толчком на ударном слоге в каждом слове; б) с толчком на словах, иа которые падает логическое ударение,

4. Руки согнуть в локтях. Пальцы рук приложить к плечам, локти опустив вниз по бокам туловища. Вдох. Присев на правой ноге, поднять левую ногу, согнутую в колене, вверх. Одновременно, повернув правый локоть в сторону поднятого лево­го колена, коснуться левым коленом правого локтя и сделать сброс дыхания через неплотно сомкнутые губы. Вернуться в исходное положение. То же проделать с левым локтем и правым коленом. Старайтесь подтягивать колено к локтю! Во время сбросов дыхания обратите внимание на работу мышц брюшного пресса. После б сбросов дыхания взять вдох во время одного "укола" коленом локтя и подключить к движению сочетания ба-ва-га-да (повторить 3 раза), делая "уколы" коленом на каждое сочетание.

5. Руки подняты в стороны ладонями вверх. Делать частые, энергичные полунаклоны вперед с прямой спиной. Подбородок не тянуть! Во время каждого полунаклона сбрасывать дыхание, как в предыдущем упражнении. Затем подключить к псшу- наклонам те же сочетания ба-ва-га-да, произнося на каждый полунаклон одно со­четание.

6. Делать пружинящие наклоны вниз, сбрасывая дыхание на каждом наклоне. Руки и шея свободны. После 6 наклонов вместо сбросов дыхания подключить те же со­четания, что и в предыдущем упражнении. Затем, оставив согнутое тело внизу, расслабиться, проверяя свободу шеи, плеч, рук. Корпусом тела как бы слегка "подмести" пол справа налево, вперед назад.

Закончить эти упражнения релаксацией через напряжение. Вы — "марионетки"! Вас постепенно, позвонок за позвонком, тянут за ниточки вверх. Вы тянетесь к солнцу, расправляете мышцы. Все тело очень напряжено, руки подняты вверх (ки­сти, пальцы напряжены!). Но вот "обрезали" нитки у пальцев — упали кисти рук — ба. "Обрезали" нитки у запястья — руки согнулись в локтях — ба. В лок­тях "обрезали" нитки — руки упали вниз — ба. Так же затем упадет на грудь го­лова — ба. И все тело на протяжном свободном вьщохе ба-а-а-а мягко опустится на пол, на спину. Мгновенно расслабиться, отдохнуть. Вы таете, вы льдинки на солнце! Вы "растекаетесь!",

VI, Дыхательные упражнения в положении "лежа".

1, Исходное положение — лежа на спине, руки лежат вдоль тела. На вдохе согнуть руки, опираясь на локти и ступни ног; прогнуть спину, оторвав таз от пола. На фиксированном вьщохе медленно вернуться в исходное положение, считая про се­бя до десяти, затем расслабить мышцы шеи, плеч, рук, ног и, подхватив дыхание носом, протянуть вслух сочетание гммм—гммм—гммм—гмлш. Повторить 3-—4 раза.

2. Исходное положение — как в предыдущем упражнении. Вдохнуть носом. На вы­дохе медленным, плавным движением поднять ноги под прямым углом вверх, а за­тем, согнув их в коленях, прижать к животу. Во время движения — фиксирован­ный вьщох со счетом до 10—12. Как только окончился заданный вьщох, вдохнуть. Во время вдоха быстрым, но плавным движением поднять ноги вверх и опустить

их в исходное положение, расслабить мышцы. Повторить упражнение 3 раза, за­тем расслабиться и, подхватив носом дыхание, протянуть вслух сочетание з.илш— зммм—зммм.

3. Исходное положение — лежа на животе; руки, согнутые в локтях, прижаты к грудной клетке. На вдохе, не отрывая локтей, прогнуться в пояснице и откинуть голову назад. На вьщохе медленно, с мысленным счетом до 5, вернуться в исход­ное положение и положить голову набок; мышцы расслабить; на оставшемся ды­хании звучать вслух на сочетаниях бммм—бммм—бммм—бммм. Повторить 3 раза.

4. Сплести руки за спиной. На вдохе прогнуться в пояснице. На вьщохе, с мыслен­ным счетом до 5, положить голову набок, освободить руки, расслабить мышцы и на оставшемся дыхании звучать вслух на сочетаниях гннн— гннн—гннн—гннн. По­вторить 3 раза.

5. Лежа на животе и положив лоб на согнутые в локтях руки, протяжно и коротко тянуть звук м. Не теряя звучания, медленным, плавным движением постепенно подниматься с пола. Стоя, положить одну руку на верхнюю часть грудной клетки, а другую на темя, проверяя ощущение резонирования, вибрации. Затем студент, ведущий это упражнение, произносит: "Мы — мороженое. Таем". Все, как бы "тая", вновь опускаются на пол на спину. Ведущий продолжает: "Тают ноги, руки, плечи, шея, нижняя челюсть, губы, язык растаял... Все тело тает..."

VII. Артикуляционная гимнастика и дикционные упражнения, соединенные с движением.

Во всех упражнениях следить за звучанием голоса на центре диапазона.

"Д р а з н и л к а". Студенты лежат на полу на спине и, закрыв глаза, "тают". Один из них поднимается, тихо подходит к одному из своих партнеров и начинает де­лать частые движения языком (вперед, назад, задевая верхнюю губу), как бы "драз­ня" своего партнера. Когда тот открывает глаза, "дразнящий" произносит: "Тар- тарен из Тараскона!" (приглашая пойти посмотреть на "Тартарена"). Второй сту­дент присоединяется к первому, и вдвоем они начинают "дразнить" языком треть­его. Когда третий открывает глаза, второй произносит: "Тартарен из Тараскона!" и т. д. Когда "дразнят" последнего, он произносит сочетания птк, птк, птк.., за­ставляя других прислушаться, откуда раздается звук? Остальные студенты также произносят эти сочетания и повторяют те движения, что делает ведущий (пере­бежки по комнате, броски на пол и т. д.) Затем ведущий останавливается и про­износит: "Ог топота копыт пыль по полю летит. Пыль по полю летит от топота копыт". (В подтексте: "Я разыграл вас",) Все тоже останавливаются, восприни­мают и оценивают его слова и произносят эту же скороговорку, как бы "угрожая" ведущему "от топота копыт пыль по полю летит?" ("мы тебя правильно поняли?"). После этих слов, протяжно произнося звук а-а-а.., все медленно приближаются к ведущему. Но в это время раздается свист одного из студентов. Все поворачивают­ся к нему,

"Охот а". Он делает движение, как бы "вскакивая на лошадь", и произносит при приземлении "хоп!" ("я вскочил"), а руки держат воображаемые поводья. Осталь­ные студенты принимают новые условия игры и, произнося "хоп", "вскакивают на

коней и берутся за поводья". Ритмично приседая, произносят тд—тд—тд—тд... в такт движения, которое постепенно ускоряется; ускоряется и произнесение соче­таний, но голос не повышается, а звучит на центре. Все сочетания произносятся на одном выдохе, а в конце его произнести "тррр!" как бы останавливая "коня". Ведущий этого упражнения произносит скороговорку "Дробью по перепелам да по тетеревам", как бы предупреждая, на каких птиц можно охотиться, а на каких нельзя. Студенты по очереди произносят эту скороговорку, успокаивая ведущего ("Не волнуйся, мы все поняли").

"П о е з д". Ведущий, приседая и делая руками ритмичные движения, имитирую­щие ход колес поезда, произносит в такт движения: так—так—так—так—так.., тэк—тэк—тэк—тэк—тж.., ток—ток—ток—ток—ток... Остальные студенты присоединяются к ведущему. Постепенно ускоряется темп движения и произнесе­ния сочетаний. Звучать на центре голоса. После сочетаний тук—тук—тук—тук— тук.., произнося протяжно ууу... постепенно затихать ("ушел поезд"). Ведущий спрашивает у одного из студентов: "Ткет ткач ткани на платки Тане?" Тот отвеча­ет утвердительно словами той же скороговорки.

"Щелчки языком". Ведущий этого упражнения щелкает языком, создавая разнообразные ритмические рисунки. Остальные стараются в точности повторить эти ритмические рисунки. При этом должны активно работать и тубы.

VIII, Упражнения на освобождение фонационных путей.

1. "Побренчать" указательным пальцем по расслабленной нижней губе со звуком м. То же самое сделать и с верхней губой.

2. Большой палец правой руки лежит на подбородке, фиксируя его в одном положе­нии, а остальные четыре пальца, согнутые в кулак, упираются в верхнюю часть грудной клетки. Рот открывать медленным, "ленивым" движением головы вверх. Произносить сочетания бао—вао—гао... (взять все твердые согласные и аффрика­ты). Звук а произносится протяжно, свободно. Произнеся таким образом подряд три сочетания, сказать эти же сочетания конкретно, утвердительно, не делая тем­повой растяжки на звуке а.

3. Упражнение с мячом. Все стоят в круге, спина прямая, толчковая нога впереди, мяч в правой руке у одного из студентов. Каждый придумывает по 4 слова, где а или я находится под ударением. Хорошо, если выбранные слова связаны с теат­ром, музыкой, литературой. Мяч подбрасывается вверх одновременно с произнесе­нием слова. Взмах рукой вверх подчеркивает, акцентирует ударный гласный а или я. При этом необходимо следить за свободой плеч, рук, ног; спина прямая, подбо­родок не тянуть. Рот открывается за счет легкого откидывания головы назад, как было в предыдущем упражнении (как бы тянуться только верхней челюстью за мячом). Таким образом произносятся 3 слова. Четвертое слово вместе с мячом пе­ребрасывается партнеру, стоящему напротив. Следите за сохранением свободного и верного звучания а и я. Голос звучит на центре диапазона. Студент, поймавший мяч, подбрасывает его вверх, повторяя то слово, с каким прилетел к нему мяч, и добавляет свои 4 слова, где есть а или я под ударением и т, д. Это упражнение выполняется с несложным взаимодействием: проэкзаменовать друг друга, уличить

в незнании ("Я знаю слово, где есть а или я под ударением, а знаешь ли ты? и т. п.)

IX. Тренировка согласных звуков по методике А. Н. Петровой.

Каждый согласный звук (звонкий и глухой, твердый и мягкий) произносится с опре­деленным движением рук. После многократного повторения звука мы добавили скорого­ворки, где есть тренируемый звук:

б — б' — Богатый бобер. Бодрый бобер.

в — Варвара варвар.

г — Гонец с галер.

д' — Деготник. Дети деготника.

ж — Жутко жуку жить на суку.

з — Две реки: Вазуза с Гжатью.

к — к' — Кепка капитана.

л — л' — Лидер лодырей.

м — Мамаша Ромаши.

н' — Город Нерль на Нерли-реке.

п' — Петр Первый, Первый Петр.

р — р' — Король орел.

с' — Свиристель свиристит свирелью.

т — Талер тарелка стоит.

ф — ф' — У Феофана Митрофаныча два сына Феофаныча:

Пров прям, Фрол крив,

д — Хвалю халву.

ц — Около колодца кольцо не найдется.

ч' — Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

ш — Яшма в замше замшела.

щ — Тщетно тщится щука ущемить леща.

X. Упражнения, снимающие напряжение, помогающие ощутить опору звука, спо­собствующие непроизвольному приведению звука в резонаторы.

"Б о к с". Юноши встают в круг. Положение корпуса произвольное, руки как при занятиях боксом. Один студент делает движение корпусом и рукой вперед, как бы уда­ряя боксерской перчаткой другого студента и одновременно с ударом произносит слог ба. Студент, которого "ударили", отклоняется, принимая удар движением тела, и тут же в свою очередь "ударяет" третьего студента и тоже произносит слог, третий ударяет чет­вертого тоже со слогом и т. д. Сначала упражнение выполняется медленно, чтобы сту­денты могли скоординировать движение и звук. Постепенно темп ускоряется: каждый делает два дыхательных выброса в момент, когда принимает удар и когда ударяет сам. В конце упражнения все "наносят серию ударов" одному студенту, и тот, восприняв эти "удары", расслабляясь, медленно опускается на пол, произнося при этом скороговорку "А мне не до недомогания". К лежащему на полу подходят студентки. Поднимая его,


осуждают тех, кто его ударил, и подбадривают его самого, произнося по очереди скоро­говорки: "Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит"; "Наш поно­марь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит"; "Всех скороговорок не пере- скороговорншь, не перевыскороговоришь". Встав с пола, студент, успокаивая, благодаря их, произносит: "А мне не до недомогания". Затем берет в руки воображаемое лассо и, вращая его над головой, одновременно произносит четыре раза слог хon. Слог произно­сится, когда корпус отклоняется немного назад. При этом спину держать прямо, а под­бородок опустить на грудь. Затем лассо кидается вперед и одновременно с броском под­кидывается и пятый слог хоп. Вдохнуть и, подтягивая к себе лассо, произнести пять раз хоп. При этом корпус на каждом сочетании отклоняется немного назад и возвращается в среднее положение. Следите, чтобы спина при отклонении оставалась прямой, а шея и плечи были свободными. "Пойманной" оказалась "корзина с цветами". Взяв из вообра­жаемой корзины воображаемые цветы, студент бросает их и произносит "Рододендроны из дендрария", даря эти цветы.

XI. Упражнение на активизацию артикуляционного аппарата.

"Озвучивание скороговорок". Один студент стоит лицом к зрителю, а другой сидит на полу напротив первого лицом к нему. Стоящий начинает произносить беззвучно скороговорку в медленном темпе, точно артикулируя все звуки, а сидящий на полу озвучивает его, стараясь попасть в его артикуляцию и в тот смысловой рисунок, ко­торый задает первый студент. Это упражнение также хорошо тренирует внимание и по­могает снимать зажимы с голосового аппарата тех, кто озвучивает, так как озвучиваю­щий снимает внимание со своего речевого аппарата и переводит внимание на работу партнера,

XII. Орфоэпические билеты.

1.

Канал, подал, панама, подошел, колонизация, жаровня, жалеть, на уроках, частокол, Япония, лесоруб, к Иртышу.

Баловать, бисеринка, приобретенный, гражданство, вечеря,

2.

Гараж, молод, коляска, переадресовать, подоконник, зааплодировали, наукообраз­ный, с Игнатом, мясник, верхогляд, уловка, Емеля.

Гротесковый, вдолбишь, верба, вербы, ввечеру, вересковый, нанял.

Гроза, лодка, поговорка, неаппетитно, жакет, рябой, часовой. Скалозуб, без идеи, шары, лошадей, преодолеть, вязальщица.

Гербовый, гладильщица, гнездовище, гололедица, втридорога.

Овраг, зорька, коробка, санитар, коловорот, жаркое, к сожалению, ястребиный, за­интересовать, соответственно, щадить, врозь, без инициативы.

Вероисповедание, взбешенный, изобретение, издавна, изредка, иначе.

Кора, медуза, рогожа, колосок, ангажемент, неосторожно, поодиночке, наутек, глад­ко, рябой, кровные, пожалеть, щавель, к интриге, полилог, изморозь.

Инструмент, инсценированный, искони, испокон, исстари.

6.

Закат, кастрюля, полотер, тросточка, наудачу, поисковый, как и вы, так и мы, оча­рование, лягушка, пощадить.

Еретик, еретика, желчь, жюри, завидно, заговор, задешево, задолго, звонишь, звони­те, бытие.

Кабак, коряга, корочка, Чичиков, досуг, ржаной, с изнанки, паутина, появился, ча­совщик, площадной, шагреневая, по большаку.

Законнорожденный, закупорить, закуток, двоеженец, двоеженство, двоюродный.

Порез, сарафан, магнитофон, ссора, баночка, переоборудовать, баобаб, из избы, час­тушка, абсурд, пятитонка, аляповатый.

Донельзя, диспансер, допоздна, допьяна, досыта, дотемна, дочиста, алиби.

Сосуд, кладка, нагрузка, акклиматизироваться, по уговору, на океане, неорганизо­ванный, часовня, Ядвига, с истребителем, подтянуться.

Алкоголь, анапест, апостроф, арахис, арест, аристократия, атлет, афера, знамение.

10.

Сказать, крошка, подопечный, мозаика, по-особому, неартистично, лед и пламя, над Испанией, жасмин, шары, подтасовка, поименно.

Афиняне, афинянка, каталог, каучук, кедровый, кладбище, кладовая, коклюш.

11.

Вокзал, банан, радиола, карандаш, памятка, переселенцы, ленточка, заявление, ко­ординация, без идеи, по интересам, трясина, по-английски.

Компрометировать, костюмер, констатировать, красивее, кухонный.

II СЕМЕСТР (экзамен)

Задачи экзамена

На экзамене студенты должны проявить верные дикционные, орфоэпические, рече- голосовые навыки в соответствии с требованиями программы обучения. Показать осво­енные студентами упражнения для снятия напряжения и освобождения фонационных пу­тей, организации глотки, ощущения звука в резонаторах, В экзамен включены упражне­ния, развивающие звуковысотный диапазон. В раздел "Дыхание" включена дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, соединенная с элементами звуковой дыхательной гим­настики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.