Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 22 страница




(А. К. Толстой. "Князь Серебряный")

"(.,.) Я часто заворачивал в соседний переулок, где в одном из дворовых флигелей Златоустинского монастыря целыми артелями проживали цветочники...

В ответ на войлочное кряхтенье двери наружу выкатывалось, как за нуждой, облако белого пара, и что-то неслыханно волнующее угадывалось уже и в нем. Напролет против сеней, в глубине постепенно понижавшейся горницы, (...) за широким столом, сыновья хозяина молчаливо вспарывали новые, только что с таможни привезенные посылки. Ра­зогнутая надвое, как книга, оранжевая подкладка обнажала свежую сердцевину тростни­ковой коробки. Сплотившиеся путла похолодевших фиалок вынимались цельным кус­ком, точно синие слои вяленой малаги. Они наполняли комнату, похожую на дворниц­кую, таким одуряющим благоуханием, что и столбы предвечернего сумрака, и пла­ставшиеся по полу тени казались выкроенными из сырого темно-лилового дерна.

Однако настоящие чудеса ждали еще впереди. Пройдя в самьгй конец двора, хозяин отмыкал одну из дверей каменного сарая, поднимал за кольцо погребное творило, и в этот миг сказка про Али Бабу и сорок разбойников сбывалась во всей своей ослепитель­ности, На дне сухого подполья разрывчато, как солнце, горели четыре репчатые молнии, и, соперничая с лампами, безумствовали в огромных лоханях, отобранные по колерам и породам, жаркие снопы пионов, желтых ромашек, тюльпанов и анемон. Они дышали и волновались, точно тягаясь друг с другом. Нахлынув с неожиданной силой, пыльную ду- шистость мимоз смывала волна светлого запаха, водянистого и изнизанного жидкими иг­лами аниса. Это ярко, как бы до белизны разведенная настойка, пахли нарциссы. Но и туг всю эту бурю ревности побеждали черные кокарды фиалок. Скрытные и полусумас­шедшие, как зрачки без белка, они гипнотизировали своим безучастием. Их сладкий, не- прокашлянный дух заполнял с погребного дна широкую раму лаза. От них закладывало грудь каким-то деревенистым плевритом. Этот запах что-то напоминал и ускользал, ос­тавляя в дураках сознанье. Казалось, что представленье о земле, склоняющее их к еже­годному возвращенью, весенние месяцы составили по этому запаху и родники греческих поверий о Деметре были где-то невдалеке".

(Б. Пастернак. "Охранная грамота")

"Она была не только толстая. Она была мощная, могучая. Щекастая. С круглыми мускулами по сторонам небольшого ротика, С твердым яблочком подбородка. Черново­лосая, чернобровая, с калеными щеками, властная и в то же время так мило, чисто по- женски млеющая между двумя знаменитыми академиками.

Нет, никогда еще в Одессе не съезжалось такое блестящее общество, правда — бе­женцы, политические эмигранты, отщепенцы, но все-таки!

А впрочем, кто знает, кто знает...

Бунин в прекрасном, несколько саркастическом настроении. Он искоса смотрит на могучую даму, как бы прислушиваясь к шелковому треску ее корсета. Можно подумать, что он собирается тут же, не сходя с места, ее описать. Но описать не вообще, а одним штрихом. Сразу видно, что он ищет этот единственный, совершенно точный штрих, и я вместе с тем понимаю, что он втайне дает мне литературный урок.

Затем по его лицу я вижу, что он нашел необходимый штрих и что его находка драгоценна и единственна. Он делает рукой легкий жест, как будто бы издали проводит вокруг лица толстой дамы магический музыкальный овал.

Все замирают, ожидая, что он скажет.

— Так-с, — говорит он, делая указательным пальцем в воображаемом овале две за­пятушки, кончиками вверх, в разные стороны. — Вам, Елена Васильевна, не хватает ма­леньких черных усиков, и вы — выпитый... Петр Великий.

И вдруг мы все увидели лицо Петра.

Дама багрово краснеет, не зная, как отнестись к этому сравнению; с одной стороны, в ее лице найдено нечто царское, и это хорошо — в особенности принимая во внимание смутное революционное время, — с другой стороны, нечто мужское, и это плохо. Впро­чем, главное заключается в том, что ее "описал" знаменитый Бунин в присутствии зна­менитого Овсянико-Куликовского, и это решает все сомнения.

Она по-дамски и в то же время по-царски улыбается Бунину, хотя на всякий случай грозит ему пальчиком;

— Ах, Иван Алексеевич, Иван Алексеевич, зачем вы мне делаете публично такие комплименты!"

(В. Катаев. "Святой колодец")

"Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты моло­дой чащи. Лечь на спину, почувствовать сквозь тонкую рубашку прохладную землю и смотреть на небо. И, может быть, даже уснуть, потому что белые, сияющие своими края­ми облака нагоняют дремоту.

Есть хорошее русское слово "истома". За последнее время мы совсем позабыли о нем и почему-то даже стесняемся произносить его. Но никаким другим словом нельзя лучше определить то спокойное и немного сонное состояние, какое охватывает вас, ког­да вы лежите в теплом утреннем лесу и смотрите на бесконечные цепи облаков. Они рождаются где-то в синеватой дали и непрерывно уплывают неведомо куда.

Лежа на этой лесной опушке, я часто вспоминаю стихи Брюсова:

... Быть вольным, одиноким, В торжественной тиши раскинутых полей Идти своим путем, бесцельным и широким. Без будущих и прошлых дней. Срывать цветы, мгновенные, как маки,

UlinPllJ A /l^irjg ГЧ.Ы-П- llb^tf Jl IV «JlVfVVUVf

Упасть и умереть и утонуть во мраке, Без горькой радости воскреснуть вновь и вновь...

В этих стихах, несмотря на упоминание о смерти, была заключена такая полнота жизни, что ничего не хотелось иного, как только вот так лежать часами и думать, глядя в небо".

(А', Г. Паустовский. "Золотая роза")

"Надо приехать в Одессу и не проскакивать ее, а остановиться там хотя бы дня на два или три. И пойти на базар. А по дороге удивляться тенистым тихим улицам, брус­чатке и обилию платанов.

Одесса описана достаточно. И я скажу несколько слов только о базаре. Не знаю по­чему, но рыбой на базаре торгуют только в Одессе. Я даже не хочу догадываться о при­чинах такой странности. Но только ни на Кавказе, ни в Крыму, ни в Гагре, ни в Суху­ми, ни в Сочи, ни в Судаке, ни в Феодосии ни за какие деньги не найдете вы обыкно­венного бычка. Свежего, еще почти живого, только что из моря.

Найти, увидеть, взвесить, пощупать его, выбрать темного или светлого, наконец, ку­пить и притащить домой вы сможете только в Одессе. Но бычок без ничего — это не бычок. К нему надо лук зеленый, перец и помидоры. Заедать его надо виноградом, арбу­зом или дыней. И это вы тоже найдете в Одессе на базаре.

Итак, ни в коем случае не минуйте Одессу, поживите там и попробуйте бычков только что из моря. Или, если хотите, скумбрию. Или кефаль. Лобана, ставриду, сарга­на, петуха — словом, любую рыбу на ваш вкус. Помните, что на Черном море это небы­валое явление — свежая рыба".

(Ю. Казаков, "Мне все помнится...")

"Базар в Измаиле огромный. Прямо-таки грандиозный базар для такого небольшого города. Народ там в высоких бараньих шапках, в теплых безрукавках, все на мотоцик­лах или на телегах, запряженных битюгами. Или на грузовиках. Это уже какая-то Мол­давия, что-то южное, незнакомое. И вас туг же потянет куда-нибудь в села, к ним, туда, где они живут. Измаил — это базар.

Вы увидите горы плоских корзин с виноградом, айвой, яблоками и грушами. Янтар­ные и изумрудные завалы дынь и арбузов. Красно-белые ряды — это мясо. Тускло-се­ребристые — это молоко, сметана и масло. И есть еще один ряд — вернее, улица, да и самый базар — это город какой-то, и там не ряды, а улицы. Так вот — улица, самая шумная и веселая на всем базаре. Это винный ряд. В глубине ларьков покоятся большие темные бочки, иногда в два-три ряда — с затычками и кранами. Вино бежит, хлещет ро­зовой струей, вино нового урожая. Все вокруг вас пьют, задирая головы, гомонят, курят, смеются, окликают друг друга, ходят покачиваясь. И вы можете, как и все, как будто вы тоже из какого-нибудь молдавского села приехали, поторговали, навалили пустые корзи­ны в кузов машины, и теперь у вас отдых".

(Ю. Казаков, "Мне все помнится..,")


Рекомендуемая литература:

1. Дмитриев Л. Б. Голосовой аппарат певца. М„ 1964.

2. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Речевой голос и его воспитание.М., 1985.

3. Максимов И. Фониатрия. Перевод с болгарского. -М„ 1987.

4. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Перевод с польского. Варшава, 1969.

5. Муравьев Б. Л. От дыхания к голосу. JI., 1982.

6. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. JL, 1967.

7. Проблемы сценической речи. Сборник под ред. С. В. Гиппиуса и А. Н. Куницы- на. Л„ 1979.

8. Чарели Э. М. Культура речи. Свердловск, 1990.

9. Юссон Р. Певческий голос. М., 1974.


АВТОРЫ УЧЕБНИКА

Учебник создан коллективом педагогов кафедры сценической речи Российской ака­демии театрального искусства (ГИТИС),

Авторы глав:

С. А. Аристархова — "Работа над постановкой речевого голоса".

И. П. Козлянинова — "Предисловие"; "Знаки препинания. Грамматические паузы"; "Литературные и фольклорные тексты для тренировки длинного вьщоха" (в главе "Ды­хание, артикуляция, резонирование").

А. М. Кузнецова — "Произведения, рекомендуемые для работы над текстом на старших курсах".

Е. И. Леокардн— тексты на слабоударяемые слова в главе "Орфоэпия"; "Скорого­ворки" в главе "Дикция".

А, Н. Петрова (профессор Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова) — "Предмет "Сценическая речь", его материал, задачи. Худо­жественное слово в системе работы над сценической речью".

Н. В. Погосова — "Дефекты речи и способы их устранения" (часть III, глава 4).

И. Ю. Промгггова — "Предисловие"; "Рассказ от первого лица"; "Теория стиха"; "Практическое освоение особенностей стихотворной речи"; "Работа над стихотворной драматургией"; "Тексты для интонационно-логического анализа"; "Устранение диалект­ных ошибок в речи студентов" (часть III, глава 2).

С. П. Серова — "Коллективный рассказ".

А, А. Титова — "Смысловые паузы"; "Смысловое ударение"; "Орфоэпия"; "Дик­ция".

Ю. С- Филимонов — "Создание и исполнение литературных композиций на стар­ших курсах".

Э. М. Чарели (доцент Уральской консерватории, г. Екатеринбург) — "Дыхание, ар­тикуляция, резонирование".

Т. И. Ярош — "Материалы зачета и экзамена I курса"; "Тексты для тренировки ре­чевого голоса" (в главе "Работа над постановкой речевого голоса").


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................ 3

ЧАСТЬ I. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

Глава 1. Предмет "Сценическая речь", его материал, задачи.

Художественное слово в системе работы над сценической речью................................. 9

Некоторые специфические особенности и общие основы словесного

действия в искусстве актера и художественном слове........................................................... 10

К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко о работе актера над

словом........................................................................................................................................ 12

Выявление идейного смысла произведения............................................................................ 14

Сквозное действие и сверхзадача в литературном тексте..................................................... 17

Предлагаемые обстоятельства и видения............................................................................... 19

Воспитание умения действовать словом................................................................................ 20

Элементы овладения стилевыми особенностями произведения........................................... 23

Работа над текстом и техника стиха........................................................................................ 27

Художественное слово как средство совершенствования техники сценической речи........ 35

Глава 2, Рассказ от первого лица........................................................................................................... 39

Основные задачи и принципы работы над текстом от первого лица.................................... 39

Выбор текстов от первого лица на каждом году обучения и методы

работы над ним.......................................................................................................................... 47

Глава 3. Коллективный рассказ........................................................................................................... 57

Глава 4. Создание и исполнение литера1урных композиций на старших курсах...................... 78

Глава 5. Логический анализ текста...................................................................................................... 83

Знаки препинания. Грамматические паузы............................................................................. 85

Смысловые паузы.................................................................................................................. 101

Смысловое ударение............................................................................................................... 104

Тексты для интонационно-логического анализа................................................................... 108

Рекомендуемая литература................................................................................................................... 115

ЧАСТЬ II. СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ

Глава 1. Теория стиха............................................................................................................................ 116

Общее в работе над прозаическим и стихотворным произведением................................. 116

Отличие стиха от прозы......................................................................................................... 127

Содержательность стихотворной формы............................................................................. 144

Ритмические законы стиха..................................................................................................... 150

Глава 2. Практическое освоение особенностей стихотворной речи............................................. 155

Межстиховая пауза................................................................................................................ 155

Определение системы стихосложения.................................................................................. 165

Белый, вольный, свободный стих.......................................................................................... 166

Освоение закона авторского ударения в слове..................................................................... 167

Определение рифм (клаузул), характера рифмовки............................................................. 173

Звуковые повторы.................................................................................................................. 174

Ритмомелодика стиха.............................................................................................................. 177

Глава 3. Работа над стихотворной драматургией............................................................................ 182

Разговорность драматического стиха................................................................................... 182

"Разговор в стихах"................................................................................................................. 190

"Стнходействие"...................................................................................................................... 200

Принципы выбора и воплощения стихотворных монологов и диалогов........................... 203

Пример событийно-действенного стихоритмического анализа монолога н диалога......... 204

Глава 4. Произведения, рекомендуемые для работы над текстом на старших

курсах...................................................................................................................................... 216

II курс...................................................................................................................................... 216

III курс..................................................................................................................................... 222

Рекомендуемая литература................................................................................................................... 223

ЧАСТЬ III. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И ДИКЦИЯ

Глава 1. Орфоэпия.................................................................................................................................. 224

Произношение гласных звуков.............................................................................................. 228

Тренировка произношения ударных и безударных гласных на

стихотворных текстах............................................................................................................ 232

Произношение согласных звуков. Классификация согласных........................................... 234

Глава 2. Устранение диалектных ошибок в речи студентов.......................................................... 261

Глава 3. Дикция...................................................................................................................................... 271

Артикуляционная гимнастика............................................................................................... 272

Гласные и согласные звуки..................................................................................................... 273

Гласные звуки......................................................................................................................... 274

Согласные звуки...................................................................................................................... 284

Контрольные тексты на согласные звуки............................................................................. 318


Контрольные тексты на согласные звуки............................................................................. 318

Скороговорки.......................................................................................................................... 328

Глава 4. Дефекты речи и способы их устранения............................................................................ 337

Рекомендуемая литература....................................................................................................................... 356

ЧАСТЬ IV. ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Глава 1. Дыхание, артикуляция, резонирование............................................................................ 357

Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата....................................... 357

Строение и деятельность центрального аппарата речевой системы................................... 357

Как формируется двигательный навык?............................................................................... 361

Строение и деятельность периферического аппарата речевой системы.............................. 362

Роль дыхания в воспитании речевого голоса....................................................................... 371

Влияние осанки на процесс дыхания в развитии речевого голоса...................................... 376

Что такое "тренировка"?........................................................................................................ 376

Домашние задания. Самостоятельная тренировка............................................................... 377

Воспитание навыков носового дыхания. Упражнения........................................................ 378

Воспитание навыков носового дыхания с движением.......................................................... 379

Тренировка мышц дыхательного аппарата. Упражнения для освоения

полного смешанно-дифрагматического дыхания................................................................. 379

Опора дыхания........................................................................................................................ 380

Профилактика расстройств речеголосового аппарата......................................................... 432

Глава 2. Работа над постановкой речевого голоса.......................................................................... 446

Глава 3. Материалы зачета и экзамена I курса............................................................................... 482

Рекомендуемая литература....................................................................................................................... 504

Авторы учебника....................................................................................................................................... 505


СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Учебник

Под ред. И. П. Козляниновой, И. Ю. Промптовой

Редактор А. Назарова Корректор О. Завьялова Оригинал-макет О. Бетова

Подписано в печать 17.09,2002, Гарнитура "Тайме". Формат 70x100/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Фнэ. пл. 32.

_______________________ Тираж 1000 экз. Заказ 41ft.___________________

Российская академия театрального искусства — ГИТЫС Издательство "ГИТИС" 103999, Москва, Малый Кисловский пер., б Тел.: (095) 290-35-89, факс: 290-05-97 ГУЛ Чеховский полиграфический комбинат 142300 г. Чехов, Московской обл. Тел.: (272) 71-336, факс.; (272) 62-536.


* Толстой А. И, К молодым писателям. — Поли. собр. соч. М., 1949. Т. 13. С. 413.

* Станиславский К. С. Работа актера над ролью. С. 292-294.

"* Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. С. 344-345.

* Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. М„ 1966. С. 84.

* Запятые, не требующие паузы, поставлены в скобки.

Гвоздев Л. И. Современный русский литературный язык. Ч. 2. С. 291.

"* Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. С. ИЗ.

* Дикий А. Язык и характер в драматургии Горького. — Сб. "Слово в спектаклях Горького", М., 1954.

С. 23.

* Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. С, 142-144.

* См. в кн.: Петрова А. Я. Сценическая речь. С. 99-100.

* Дикий А. Д. Избранное. М., 1976. С. 323.

* Знаком ' обозначена пауза.

* Яхонтов В. С, С трибуны. "Московский комсомолец". 1940. 14 апреля.

Словарь литературных терминов. —

С. 321.

" Гончаров Б. Л. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973. С. 53.

" Слоговой перенос —часть словаостается на одной строке, а конец слова переносится на другую строку.

** Строфичный перенос — часть фразы принадлежит одной строфе, другая часть следующей строфе.

* Примеры взяты из сб.: Слово и образ. М., 1964. С. 126-127.

* Октава-строфа из восьми строк, в которой рифмуются между собой 1, 3, 5 строки, 2, 4, б и 7, 8 (аБа- БаБвв)

" Терцина — каждая строфа состоит из трех строк и связывается с предыдущей и последующей строфой по формуле: Аба бВб ВгВ гДг и т. д,

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 121-122,

* См.: Гончаров Б, П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. С. 78-88.

* Шервинский С. В, Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина. М., 1961. С. 36. *" См.: Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М„ 1973. С. 7.

* Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. С. 53.

* Томашевский Б. В. Стих и язык. С. 167-168. "Там же. С. 171.

"* Пушкин А. С. ППС в 10-ти т. Т. 6. С. 301.

* Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. М., 1968. Ч. 1. С. 212, " Там же, Ч. 2. С. 94,

* Леонидов Л, М. Сборник. М., I960. С. 430-431.

* Правильность русской речи, / Под ред. С. И, Ожегова. М., 1962. С.З.

Более подробно о классификации согласных звуков говорится в главе "Дикция".

Фрикативный — от лат. fricate — "тереть" (звук образуется трением струи воздуха о стенки

преграды).

* v

Знаком обозначено исчезновение гласного звука.


[1] Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — Собр. соч., М., 1954. Т. 1. С. 369.

" Станиславский К. С. Мастерство актера и режиссера. — Собр. соч. М., 1959, Т. б. С, 235.

[3] Черница — монашеский чин. Не путать с Чернавкой!

' Шапиро А. Б, Современный русский язык. Пунктуация. С. 132

[5] Цит. по: Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. С. 19.

См.: Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973. С. 99.

В. И. Качалов произносит "дырявые" (в отличие от принятого написания в изданиях А. С. Пушкина "днравые").

Левитанский Ю. "Четырехстопный ямб мне надоел..." — "Литературная газета. 1976. № 48,

[8] В стихотворении различают первичный ритм (он образуется чередованием строк) и вторичный (по­вторение определенных элементов — слогов, внутристроковых пауз и др.)

"" Там же.

[9] Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. С. 133.

[10] Словарь литературоведческих терминов. С, 396.

' Примеры также взяты из сб. "Слово и образ". С. 127-128.

[12] Мейерхольд Вс. Э, Статьи. Письма. Речи, Беседы. Ч, 2. С. 407,

1Ж)

" Термин Я. М. Смоленского / См.: Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум. М., 1976.

[13] Знаком | условно отмечены межстиховые паузы в конке строки.

[14] См. Пушкин А. С. Собр. соч. В 10-ти тт. М., I960. Т. 4.

"Горе от ума" на сцене Московского Художественного театра. Опыт четырех редакций 1906, 1914, 1925, 5938 г,г., М„ 1979, С. 127-128.

Цит. по кн.: Гончаров В. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. С. 108.

[16]

"* Аффриката — от лат. affricata — "притертая". Значком ' обозначается мягкость согласного звука,

[18]

В скобках даем более наглядное изображение звучания слова,

[19] При твердом произношении к, г, х после них звучит редуцированный звук ь, как если бы писалось: -кой, -гой, -хой.

[19]

В билетах даются сокращенные названия: род. п. — родительный падеж, мн.ч. — множественное число.

" РябченлоА, Я. Функциональные нарушения голоса. М., 1964. С.75,

[21]

Станиславский К. С. Работа актера нал собой. И Собр. соч. М,, 1955. Т. 3. Ч. 2. С. 67.

[22] Ламюов А. А. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. М., 1968. С. 10.

[22] Дмитриев Л, Б. Голосовой аппарат певца. С. 25.

[22] Дмитриев Л. Б. Гласные в пении // В сб.: Вопросы вокальной педагогики. М., 1962. С, 87. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. С. 98.

[23] Морозов В, G. Вокальный слух и голос. Л., 1965. С.43. " Там же. С.40.

[24] Вопросы составлены проф. И. П. Козля ни новой.

[25] Упражнения, где акцентируется внимание только на коротких, активных вдохах, делаются по методике А. Н. Стрельниковой (упражнения 1—3, 5, 7, 10).

[26] См. главу "Работа над постановкой речевого голоса".

Способность к педагогическому общению принадлежит к специальным педагогическим способностям.

Общение – одна из самых сложных сторон педагогической деятельности, ведь через него осуществляется влияние личности учителя на личность ученика. Способность к педагогическому общению (общение с ребенком в процессе воспитания и обучения) принадлежит к группе коммуникативных способностей. Но не любое общение с ребенком является педагогическим, а лишь то, в процессе которого ставятся и решаются педагогические задачи, достигаются педагогические цели. Особая сфера проявления способностей к педагогическому общению – применение педагогом поощрений и наказаний. Их стимулирующая роль зависит от степени обоснованности, оправданности.

Можно определить эффективное и неэффективноепоощрение.

 

Эффективное поощрение Неэффективное поощрение
   
1. Осуществляется систематически. Осуществляется время от времени.
2. Сопровождается объяснениями учителя, Делается в целом, без объяснений что именно хорошо
3. Связано с личной заинтересованностью учителя к успехам ученика Связано с формальным отношением учителя к успехам ученика
4. Развивает у ученика умение оценивать и улучшать собственную работу Принуждает ученика сравнивать собственные результаты с результатами других детей
5. Сравнивает прошлые и нынешние успехи ученика Вызывает нездоровую конкуренцию
6. Отвечает приложенным учеником усилиям и способностям. Не отвечает приложенным усилиям ученика, отличается заниженной или завышенной сложностью
7. Опирается на внутренние стимулы: цели саморазвития, самореализации Опирается на внешние стимулы: оценку, награду, похвалу
   
8. Направляет ребенка к новым достижениям Отвлекает ребенка от достижения целей, развивает тщеславие
 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.