КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие об общении. 22 страница
(А. К. Толстой. "Князь Серебряный") "(.,.) Я часто заворачивал в соседний переулок, где в одном из дворовых флигелей Златоустинского монастыря целыми артелями проживали цветочники... В ответ на войлочное кряхтенье двери наружу выкатывалось, как за нуждой, облако белого пара, и что-то неслыханно волнующее угадывалось уже и в нем. Напролет против сеней, в глубине постепенно понижавшейся горницы, (...) за широким столом, сыновья хозяина молчаливо вспарывали новые, только что с таможни привезенные посылки. Разогнутая надвое, как книга, оранжевая подкладка обнажала свежую сердцевину тростниковой коробки. Сплотившиеся путла похолодевших фиалок вынимались цельным куском, точно синие слои вяленой малаги. Они наполняли комнату, похожую на дворницкую, таким одуряющим благоуханием, что и столбы предвечернего сумрака, и пластавшиеся по полу тени казались выкроенными из сырого темно-лилового дерна. Однако настоящие чудеса ждали еще впереди. Пройдя в самьгй конец двора, хозяин отмыкал одну из дверей каменного сарая, поднимал за кольцо погребное творило, и в этот миг сказка про Али Бабу и сорок разбойников сбывалась во всей своей ослепительности, На дне сухого подполья разрывчато, как солнце, горели четыре репчатые молнии, и, соперничая с лампами, безумствовали в огромных лоханях, отобранные по колерам и породам, жаркие снопы пионов, желтых ромашек, тюльпанов и анемон. Они дышали и волновались, точно тягаясь друг с другом. Нахлынув с неожиданной силой, пыльную ду- шистость мимоз смывала волна светлого запаха, водянистого и изнизанного жидкими иглами аниса. Это ярко, как бы до белизны разведенная настойка, пахли нарциссы. Но и туг всю эту бурю ревности побеждали черные кокарды фиалок. Скрытные и полусумасшедшие, как зрачки без белка, они гипнотизировали своим безучастием. Их сладкий, не- прокашлянный дух заполнял с погребного дна широкую раму лаза. От них закладывало грудь каким-то деревенистым плевритом. Этот запах что-то напоминал и ускользал, оставляя в дураках сознанье. Казалось, что представленье о земле, склоняющее их к ежегодному возвращенью, весенние месяцы составили по этому запаху и родники греческих поверий о Деметре были где-то невдалеке".
(Б. Пастернак. "Охранная грамота") "Она была не только толстая. Она была мощная, могучая. Щекастая. С круглыми мускулами по сторонам небольшого ротика, С твердым яблочком подбородка. Черноволосая, чернобровая, с калеными щеками, властная и в то же время так мило, чисто по- женски млеющая между двумя знаменитыми академиками. Нет, никогда еще в Одессе не съезжалось такое блестящее общество, правда — беженцы, политические эмигранты, отщепенцы, но все-таки! А впрочем, кто знает, кто знает... Бунин в прекрасном, несколько саркастическом настроении. Он искоса смотрит на могучую даму, как бы прислушиваясь к шелковому треску ее корсета. Можно подумать, что он собирается тут же, не сходя с места, ее описать. Но описать не вообще, а одним штрихом. Сразу видно, что он ищет этот единственный, совершенно точный штрих, и я вместе с тем понимаю, что он втайне дает мне литературный урок. Затем по его лицу я вижу, что он нашел необходимый штрих и что его находка драгоценна и единственна. Он делает рукой легкий жест, как будто бы издали проводит вокруг лица толстой дамы магический музыкальный овал. Все замирают, ожидая, что он скажет. — Так-с, — говорит он, делая указательным пальцем в воображаемом овале две запятушки, кончиками вверх, в разные стороны. — Вам, Елена Васильевна, не хватает маленьких черных усиков, и вы — выпитый... Петр Великий.
И вдруг мы все увидели лицо Петра. Дама багрово краснеет, не зная, как отнестись к этому сравнению; с одной стороны, в ее лице найдено нечто царское, и это хорошо — в особенности принимая во внимание смутное революционное время, — с другой стороны, нечто мужское, и это плохо. Впрочем, главное заключается в том, что ее "описал" знаменитый Бунин в присутствии знаменитого Овсянико-Куликовского, и это решает все сомнения. Она по-дамски и в то же время по-царски улыбается Бунину, хотя на всякий случай грозит ему пальчиком; — Ах, Иван Алексеевич, Иван Алексеевич, зачем вы мне делаете публично такие комплименты!" (В. Катаев. "Святой колодец") "Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты молодой чащи. Лечь на спину, почувствовать сквозь тонкую рубашку прохладную землю и смотреть на небо. И, может быть, даже уснуть, потому что белые, сияющие своими краями облака нагоняют дремоту. Есть хорошее русское слово "истома". За последнее время мы совсем позабыли о нем и почему-то даже стесняемся произносить его. Но никаким другим словом нельзя лучше определить то спокойное и немного сонное состояние, какое охватывает вас, когда вы лежите в теплом утреннем лесу и смотрите на бесконечные цепи облаков. Они рождаются где-то в синеватой дали и непрерывно уплывают неведомо куда. Лежа на этой лесной опушке, я часто вспоминаю стихи Брюсова: ... Быть вольным, одиноким, В торжественной тиши раскинутых полей Идти своим путем, бесцельным и широким. Без будущих и прошлых дней. Срывать цветы, мгновенные, как маки, UlinPllJ A /l^irjg ГЧ.Ы-П- llb^tf Jl IV «JlVfVVUVf Упасть и умереть и утонуть во мраке, Без горькой радости воскреснуть вновь и вновь... В этих стихах, несмотря на упоминание о смерти, была заключена такая полнота жизни, что ничего не хотелось иного, как только вот так лежать часами и думать, глядя в небо". (А', Г. Паустовский. "Золотая роза") "Надо приехать в Одессу и не проскакивать ее, а остановиться там хотя бы дня на два или три. И пойти на базар. А по дороге удивляться тенистым тихим улицам, брусчатке и обилию платанов. Одесса описана достаточно. И я скажу несколько слов только о базаре. Не знаю почему, но рыбой на базаре торгуют только в Одессе. Я даже не хочу догадываться о причинах такой странности. Но только ни на Кавказе, ни в Крыму, ни в Гагре, ни в Сухуми, ни в Сочи, ни в Судаке, ни в Феодосии ни за какие деньги не найдете вы обыкновенного бычка. Свежего, еще почти живого, только что из моря.
Найти, увидеть, взвесить, пощупать его, выбрать темного или светлого, наконец, купить и притащить домой вы сможете только в Одессе. Но бычок без ничего — это не бычок. К нему надо лук зеленый, перец и помидоры. Заедать его надо виноградом, арбузом или дыней. И это вы тоже найдете в Одессе на базаре. Итак, ни в коем случае не минуйте Одессу, поживите там и попробуйте бычков только что из моря. Или, если хотите, скумбрию. Или кефаль. Лобана, ставриду, саргана, петуха — словом, любую рыбу на ваш вкус. Помните, что на Черном море это небывалое явление — свежая рыба". (Ю. Казаков, "Мне все помнится...") "Базар в Измаиле огромный. Прямо-таки грандиозный базар для такого небольшого города. Народ там в высоких бараньих шапках, в теплых безрукавках, все на мотоциклах или на телегах, запряженных битюгами. Или на грузовиках. Это уже какая-то Молдавия, что-то южное, незнакомое. И вас туг же потянет куда-нибудь в села, к ним, туда, где они живут. Измаил — это базар. Вы увидите горы плоских корзин с виноградом, айвой, яблоками и грушами. Янтарные и изумрудные завалы дынь и арбузов. Красно-белые ряды — это мясо. Тускло-серебристые — это молоко, сметана и масло. И есть еще один ряд — вернее, улица, да и самый базар — это город какой-то, и там не ряды, а улицы. Так вот — улица, самая шумная и веселая на всем базаре. Это винный ряд. В глубине ларьков покоятся большие темные бочки, иногда в два-три ряда — с затычками и кранами. Вино бежит, хлещет розовой струей, вино нового урожая. Все вокруг вас пьют, задирая головы, гомонят, курят, смеются, окликают друг друга, ходят покачиваясь. И вы можете, как и все, как будто вы тоже из какого-нибудь молдавского села приехали, поторговали, навалили пустые корзины в кузов машины, и теперь у вас отдых".
(Ю. Казаков, "Мне все помнится..,") Рекомендуемая литература: 1. Дмитриев Л. Б. Голосовой аппарат певца. М„ 1964. 2. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Речевой голос и его воспитание.М., 1985. 3. Максимов И. Фониатрия. Перевод с болгарского. -М„ 1987. 4. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Перевод с польского. Варшава, 1969. 5. Муравьев Б. Л. От дыхания к голосу. JI., 1982. 6. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. JL, 1967. 7. Проблемы сценической речи. Сборник под ред. С. В. Гиппиуса и А. Н. Куницы- на. Л„ 1979. 8. Чарели Э. М. Культура речи. Свердловск, 1990. 9. Юссон Р. Певческий голос. М., 1974. АВТОРЫ УЧЕБНИКА Учебник создан коллективом педагогов кафедры сценической речи Российской академии театрального искусства (ГИТИС), Авторы глав: С. А. Аристархова — "Работа над постановкой речевого голоса". И. П. Козлянинова — "Предисловие"; "Знаки препинания. Грамматические паузы"; "Литературные и фольклорные тексты для тренировки длинного вьщоха" (в главе "Дыхание, артикуляция, резонирование"). А. М. Кузнецова — "Произведения, рекомендуемые для работы над текстом на старших курсах". Е. И. Леокардн— тексты на слабоударяемые слова в главе "Орфоэпия"; "Скороговорки" в главе "Дикция". А, Н. Петрова (профессор Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова) — "Предмет "Сценическая речь", его материал, задачи. Художественное слово в системе работы над сценической речью". Н. В. Погосова — "Дефекты речи и способы их устранения" (часть III, глава 4). И. Ю. Промгггова — "Предисловие"; "Рассказ от первого лица"; "Теория стиха"; "Практическое освоение особенностей стихотворной речи"; "Работа над стихотворной драматургией"; "Тексты для интонационно-логического анализа"; "Устранение диалектных ошибок в речи студентов" (часть III, глава 2). С. П. Серова — "Коллективный рассказ". А, А. Титова — "Смысловые паузы"; "Смысловое ударение"; "Орфоэпия"; "Дикция". Ю. С- Филимонов — "Создание и исполнение литературных композиций на старших курсах". Э. М. Чарели (доцент Уральской консерватории, г. Екатеринбург) — "Дыхание, артикуляция, резонирование". Т. И. Ярош — "Материалы зачета и экзамена I курса"; "Тексты для тренировки речевого голоса" (в главе "Работа над постановкой речевого голоса"). СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................ 3 ЧАСТЬ I. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ Глава 1. Предмет "Сценическая речь", его материал, задачи. Художественное слово в системе работы над сценической речью................................. 9 Некоторые специфические особенности и общие основы словесного действия в искусстве актера и художественном слове........................................................... 10 К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко о работе актера над словом........................................................................................................................................ 12 Выявление идейного смысла произведения............................................................................ 14 Сквозное действие и сверхзадача в литературном тексте..................................................... 17 Предлагаемые обстоятельства и видения............................................................................... 19 Воспитание умения действовать словом................................................................................ 20 Элементы овладения стилевыми особенностями произведения........................................... 23 Работа над текстом и техника стиха........................................................................................ 27 Художественное слово как средство совершенствования техники сценической речи........ 35 Глава 2, Рассказ от первого лица........................................................................................................... 39 Основные задачи и принципы работы над текстом от первого лица.................................... 39 Выбор текстов от первого лица на каждом году обучения и методы работы над ним.......................................................................................................................... 47 Глава 3. Коллективный рассказ........................................................................................................... 57 Глава 4. Создание и исполнение литера1урных композиций на старших курсах...................... 78 Глава 5. Логический анализ текста...................................................................................................... 83 Знаки препинания. Грамматические паузы............................................................................. 85 Смысловые паузы.................................................................................................................. 101 Смысловое ударение............................................................................................................... 104 Тексты для интонационно-логического анализа................................................................... 108 Рекомендуемая литература................................................................................................................... 115 ЧАСТЬ II. СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ Глава 1. Теория стиха............................................................................................................................ 116 Общее в работе над прозаическим и стихотворным произведением................................. 116 Отличие стиха от прозы......................................................................................................... 127 Содержательность стихотворной формы............................................................................. 144 Ритмические законы стиха..................................................................................................... 150 Глава 2. Практическое освоение особенностей стихотворной речи............................................. 155 Межстиховая пауза................................................................................................................ 155 Определение системы стихосложения.................................................................................. 165 Белый, вольный, свободный стих.......................................................................................... 166 Освоение закона авторского ударения в слове..................................................................... 167 Определение рифм (клаузул), характера рифмовки............................................................. 173 Звуковые повторы.................................................................................................................. 174 Ритмомелодика стиха.............................................................................................................. 177 Глава 3. Работа над стихотворной драматургией............................................................................ 182 Разговорность драматического стиха................................................................................... 182 "Разговор в стихах"................................................................................................................. 190 "Стнходействие"...................................................................................................................... 200 Принципы выбора и воплощения стихотворных монологов и диалогов........................... 203 Пример событийно-действенного стихоритмического анализа монолога н диалога......... 204 Глава 4. Произведения, рекомендуемые для работы над текстом на старших курсах...................................................................................................................................... 216 II курс...................................................................................................................................... 216 III курс..................................................................................................................................... 222 Рекомендуемая литература................................................................................................................... 223 ЧАСТЬ III. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И ДИКЦИЯ Глава 1. Орфоэпия.................................................................................................................................. 224 Произношение гласных звуков.............................................................................................. 228 Тренировка произношения ударных и безударных гласных на стихотворных текстах............................................................................................................ 232 Произношение согласных звуков. Классификация согласных........................................... 234 Глава 2. Устранение диалектных ошибок в речи студентов.......................................................... 261 Глава 3. Дикция...................................................................................................................................... 271 Артикуляционная гимнастика............................................................................................... 272 Гласные и согласные звуки..................................................................................................... 273 Гласные звуки......................................................................................................................... 274 Согласные звуки...................................................................................................................... 284 Контрольные тексты на согласные звуки............................................................................. 318 Контрольные тексты на согласные звуки............................................................................. 318 Скороговорки.......................................................................................................................... 328 Глава 4. Дефекты речи и способы их устранения............................................................................ 337 Рекомендуемая литература....................................................................................................................... 356 ЧАСТЬ IV. ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Глава 1. Дыхание, артикуляция, резонирование............................................................................ 357 Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата....................................... 357 Строение и деятельность центрального аппарата речевой системы................................... 357 Как формируется двигательный навык?............................................................................... 361 Строение и деятельность периферического аппарата речевой системы.............................. 362 Роль дыхания в воспитании речевого голоса....................................................................... 371 Влияние осанки на процесс дыхания в развитии речевого голоса...................................... 376 Что такое "тренировка"?........................................................................................................ 376 Домашние задания. Самостоятельная тренировка............................................................... 377 Воспитание навыков носового дыхания. Упражнения........................................................ 378 Воспитание навыков носового дыхания с движением.......................................................... 379 Тренировка мышц дыхательного аппарата. Упражнения для освоения полного смешанно-дифрагматического дыхания................................................................. 379 Опора дыхания........................................................................................................................ 380 Профилактика расстройств речеголосового аппарата......................................................... 432 Глава 2. Работа над постановкой речевого голоса.......................................................................... 446 Глава 3. Материалы зачета и экзамена I курса............................................................................... 482 Рекомендуемая литература....................................................................................................................... 504 Авторы учебника....................................................................................................................................... 505 СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Учебник Под ред. И. П. Козляниновой, И. Ю. Промптовой Редактор А. Назарова Корректор О. Завьялова Оригинал-макет О. Бетова Подписано в печать 17.09,2002, Гарнитура "Тайме". Формат 70x100/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Фнэ. пл. 32. _______________________ Тираж 1000 экз. Заказ 41ft.___________________ Российская академия театрального искусства — ГИТЫС Издательство "ГИТИС" 103999, Москва, Малый Кисловский пер., б Тел.: (095) 290-35-89, факс: 290-05-97 ГУЛ Чеховский полиграфический комбинат 142300 г. Чехов, Московской обл. Тел.: (272) 71-336, факс.; (272) 62-536. * Толстой А. И, К молодым писателям. — Поли. собр. соч. М., 1949. Т. 13. С. 413. * Станиславский К. С. Работа актера над ролью. С. 292-294. "* Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. С. 344-345. * Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. М„ 1966. С. 84. * Запятые, не требующие паузы, поставлены в скобки. Гвоздев Л. И. Современный русский литературный язык. Ч. 2. С. 291. "* Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. С. ИЗ. * Дикий А. Язык и характер в драматургии Горького. — Сб. "Слово в спектаклях Горького", М., 1954. С. 23. * Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. С, 142-144. * См. в кн.: Петрова А. Я. Сценическая речь. С. 99-100. * Дикий А. Д. Избранное. М., 1976. С. 323. * Знаком ' обозначена пауза. * Яхонтов В. С, С трибуны. "Московский комсомолец". 1940. 14 апреля. Словарь литературных терминов. — С. 321. " Гончаров Б. Л. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973. С. 53. " Слоговой перенос —часть словаостается на одной строке, а конец слова переносится на другую строку. ** Строфичный перенос — часть фразы принадлежит одной строфе, другая часть следующей строфе. * Примеры взяты из сб.: Слово и образ. М., 1964. С. 126-127. * Октава-строфа из восьми строк, в которой рифмуются между собой 1, 3, 5 строки, 2, 4, б и 7, 8 (аБа- БаБвв) " Терцина — каждая строфа состоит из трех строк и связывается с предыдущей и последующей строфой по формуле: Аба бВб ВгВ гДг и т. д, Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 121-122, * См.: Гончаров Б, П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. С. 78-88. * Шервинский С. В, Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина. М., 1961. С. 36. *" См.: Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М„ 1973. С. 7. * Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. С. 53. * Томашевский Б. В. Стих и язык. С. 167-168. "Там же. С. 171. "* Пушкин А. С. ППС в 10-ти т. Т. 6. С. 301. * Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. М., 1968. Ч. 1. С. 212, " Там же, Ч. 2. С. 94, * Леонидов Л, М. Сборник. М., I960. С. 430-431. * Правильность русской речи, / Под ред. С. И, Ожегова. М., 1962. С.З. Более подробно о классификации согласных звуков говорится в главе "Дикция". Фрикативный — от лат. fricate — "тереть" (звук образуется трением струи воздуха о стенки преграды). * v Знаком обозначено исчезновение гласного звука. [1] Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — Собр. соч., М., 1954. Т. 1. С. 369. " Станиславский К. С. Мастерство актера и режиссера. — Собр. соч. М., 1959, Т. б. С, 235. [3] Черница — монашеский чин. Не путать с Чернавкой! ' Шапиро А. Б, Современный русский язык. Пунктуация. С. 132 [5] Цит. по: Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. С. 19. См.: Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973. С. 99. В. И. Качалов произносит "дырявые" (в отличие от принятого написания в изданиях А. С. Пушкина "днравые"). Левитанский Ю. "Четырехстопный ямб мне надоел..." — "Литературная газета. 1976. № 48, [8] В стихотворении различают первичный ритм (он образуется чередованием строк) и вторичный (повторение определенных элементов — слогов, внутристроковых пауз и др.) "" Там же. [9] Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. С. 133. [10] Словарь литературоведческих терминов. С, 396. ' Примеры также взяты из сб. "Слово и образ". С. 127-128. [12] Мейерхольд Вс. Э, Статьи. Письма. Речи, Беседы. Ч, 2. С. 407, 1Ж) " Термин Я. М. Смоленского / См.: Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум. М., 1976. [13] Знаком | условно отмечены межстиховые паузы в конке строки. [14] См. Пушкин А. С. Собр. соч. В 10-ти тт. М., I960. Т. 4. "Горе от ума" на сцене Московского Художественного театра. Опыт четырех редакций 1906, 1914, 1925, 5938 г,г., М„ 1979, С. 127-128. Цит. по кн.: Гончаров В. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. С. 108. [16] "* Аффриката — от лат. affricata — "притертая". Значком ' обозначается мягкость согласного звука, [18] В скобках даем более наглядное изображение звучания слова, [19] При твердом произношении к, г, х после них звучит редуцированный звук ь, как если бы писалось: -кой, -гой, -хой. [19] В билетах даются сокращенные названия: род. п. — родительный падеж, мн.ч. — множественное число. " РябченлоА, Я. Функциональные нарушения голоса. М., 1964. С.75, [21] Станиславский К. С. Работа актера нал собой. И Собр. соч. М,, 1955. Т. 3. Ч. 2. С. 67. [22] Ламюов А. А. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. М., 1968. С. 10. [22] Дмитриев Л, Б. Голосовой аппарат певца. С. 25. [22] Дмитриев Л. Б. Гласные в пении // В сб.: Вопросы вокальной педагогики. М., 1962. С, 87. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. С. 98. [23] Морозов В, G. Вокальный слух и голос. Л., 1965. С.43. " Там же. С.40. [24] Вопросы составлены проф. И. П. Козля ни новой. [25] Упражнения, где акцентируется внимание только на коротких, активных вдохах, делаются по методике А. Н. Стрельниковой (упражнения 1—3, 5, 7, 10). [26] См. главу "Работа над постановкой речевого голоса". Способность к педагогическому общению принадлежит к специальным педагогическим способностям. Общение – одна из самых сложных сторон педагогической деятельности, ведь через него осуществляется влияние личности учителя на личность ученика. Способность к педагогическому общению (общение с ребенком в процессе воспитания и обучения) принадлежит к группе коммуникативных способностей. Но не любое общение с ребенком является педагогическим, а лишь то, в процессе которого ставятся и решаются педагогические задачи, достигаются педагогические цели. Особая сфера проявления способностей к педагогическому общению – применение педагогом поощрений и наказаний. Их стимулирующая роль зависит от степени обоснованности, оправданности. Можно определить эффективное и неэффективноепоощрение.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |